Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCES OF A FUTURE DOCTOR AS A MODERN PEDAGOGICAL TASK

Tskvitariya T.A. 1
1 Rostov State Medical University
The article is devoted to the study of the problem of formation of universal competencies of a medical student. The relevance of the topic under consideration is determined by the requirements of real professional practice of a doctor in the need to demonstrate a high level of development of communicative competence, the ability to work in a team and organize the work of a team, the ability to work on a project, formulate goals and objectives and implement what was planned in their activities, the ability to solve problematic professional tasks and build conflict-free interaction with colleagues and patients. The purpose of this study is to analyze the elaboration of the problem of formation of universal competencies of a future doctor in scientific publications and to identify the most effective approaches to the formation of universal competencies in students. The study and generalization of scientific, methodological information and the results of practical activities were used as a research method. The materials for the study were regulatory documents in the field of education and scientific articles of domestic and foreign authors on the issues under study. The article analyzes the studies of domestic and foreign authors, identifies aspects of consideration of the designated problem and options for its solution. As a result of the analysis of our own practical experience in developing universal competencies of medical students, methods for solving the pedagogical problem of developing soft skills in students are proposed.
competence
soft skill
pedagogical task
universal competences
future doctor
emotional intelligence

Введение

Современное общество сталкивается с рядом вызовов в области здравоохранения, которые требуют от врачей не только профессиональных навыков, но и универсальных компетенций. Универсальные компетенции включают в себя такие навыки, как коммуникация, критическое мышление, решение проблем, этика и межкультурная компетентность [1; 2]. Эти навыки необходимы для успешной работы в современной медицине, где врачи должны уметь адаптироваться к изменяющимся условиям и работать в команде с другими специалистами и с пациентами.

Сложившаяся образовательная парадигма в профильных учебных заведениях демонстрирует выраженный дисбаланс, при котором основной акцент делается на развитие узкопрофессиональных компетенций в ущерб формированию надпрофессиональных навыков. Такая ситуация обусловлена традиционной ориентацией профессорско-преподавательского состава на предметно-специализированную подготовку будущих врачей. Существует необходимость в разработке эффективных методик и подходов к обучению, которые позволят студентам медицинских вузов приобрести не только профессиональные знания, но и развить необходимые универсальные навыки.

Автором рассматривается формирование универсальных компетенций обучающихся как современная педагогическая задача. Под педагогической задачей автор понимает цель, к которой стремится педагог, и способы ее достижения. Педагогические задачи связаны с изменением личности обучающегося как результат обучения, воспитания и развития. И обращаем внимание, что решение этих педагогических задач необходимо проводить в условиях цифровой трансформации педагогического процесса.

Цифровая трансформация учебного процесса все больше индивидуализирует процесс обучения, повышает самостоятельность обучающихся, повышает интерес к учебному предмету и облегчает процесс выполнения задания. Вместе с изменениями, связанными с эпохой цифровой трансформации различных сфер жизни, наблюдается беспрецедентный рост значимости метакомпетенций, определяемых в современных исследованиях как ключевые компетенции XXI века. В научном дискурсе данные феномены получают различные терминологические обозначения: от англоязычного концепта soft skills до более широкого понятия «универсальные компетенции», что отражает их междисциплинарную природу и фундаментальное значение для успешной профессиональной и социальной адаптации. Поэтому так важно разобраться: формирование каких навыков и компетенций сегодня является важной педагогической задачей для педагогов.

Цель исследования - проведение анализа разработанности проблемы формирования универсальных компетенций будущего врача в научных публикациях и выявление наиболее эффективных подходов к формированию универсальных компетенций у обучающихся.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели был проведен контент-анализ образовательных стандартов и научных публикаций отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике; систематизация и обобщение теоретических подходов и практического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные педагогические цели, к достижению которых стремится педагог, решая педагогические задачи, сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах по направлениям подготовки. В результате анализа федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям специалитета «Клиническая медицина» выявлено, что общим для них является требование сформировать следующие категории (группы) универсальных компетенций:

- разработка и реализация проектов - способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;

- командная работа и лидерство - способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;

- коммуникация - способен применять современные коммуникативные технологии [1; 2].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры (клиническая медицина) - также указаны группы универсальных компетенций, необходимых для формирования у обучающихся:

- разработка и реализация проектов - способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им;

- командная работа и лидерство - способен руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению;

- коммуникация - способен выстраивать взаимодействие в рамках своей профессиональной деятельности [3; 4].

Обозначенные группы универсальных компетенций относятся к разряду междисциплинарных компетенций, имеющих особую значимость в профессиональной сфере. К базовым универсальным компетенциям относятся: способность к эффективной межличностной коммуникации, развитый эмоциональный интеллект, перцептивная компетентность, навыки командообразования, способность к принятию обоснованных решений. Особую актуальность данные компетенции приобретают в профессиях социального типа, предполагающих интенсивное межличностное взаимодействие. Наиболее ярко это проявляется в медицинской практике, где от уровня развития указанных компетенций напрямую зависит как эффективность профессиональной деятельности, так и качество оказываемой медицинской помощи.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает к реализации разработанную глобальную систему компетенций, необходимых медицинским работникам для достижения целей Всеобщего охвата населения услугами здравоохранения. ВОЗ выделяет ключевые области универсальных компетенций:

- персонифицированная помощь: умения учитывать культурные, социальные и гендерные особенности пациентов, проявлять эмпатию, выстраивать коммуникацию;

- лидерство и управление: навыки организации работы в условиях ограниченных ресурсов, действия при чрезвычайных ситуациях, мотивация команды;

- межпрофессиональное сотрудничество: работа в команде с не врачами (соцработники, IT-специалисты), владение способами разрешения конфликтных ситуаций [5].

Проведенный анализ современных исследований в рамках заданной проблематики, а также существующих методологических подходов к интерпретации универсальных компетенций позволяет выделить ряд ключевых характеристик. Прежде всего, обращает на себя внимание их надпрофессиональная природа: данные компетенции представляют собой личностный ресурс, который не детерминирован профессиональной принадлежностью, социальным статусом или иными стратификационными факторами. Не менее значимой представляется коммуникативная составляющая универсальных компетенций. Их актуализация происходит в процессе межличностного взаимодействия, будь то социальный диалог, профессиональная коммуникация или персональная рефлексия, что подчеркивает их интегративный и контекстно зависимый характер [6-8]. Развитие данных компетенций у обучающихся облегчает социальную адаптациювыпускников при переходе из учебной среды в профессиональную; повышает профессиональную мобильность, позволяя быстрее осваивать новые роли и требования; способствует успешному выстраиванию карьерной траекторииза счет развития soft skills, востребованных в современном социуме, и обеспечивает не только академическую успешность, но и долгосрочную профессиональную устойчивость выпускников.

Важно подчеркнуть, что у будущих специалистов, несомненно, формируются и профессиональные компетенции, которые еще именуют как «жесткие навыки», создающие ядро профессиональной подготовки специалиста. В совокупности «мягкие навыки» - универсальные компетенции и «жесткие навыки» - профессиональные компетенции формируют целостную модель конкурентоспособного профессионала [9-11].

Проблема заключается в том, что в профильном университете существует устойчивая диспропорция в формировании узкопрофессиональных компетенций, что приводит к дефициту внимания к развитию метакогнитивных и надпрофессиональных навыков.Данный дисбаланс становится объектом изучения как в академических кругах, так и среди специалистов-практиков, осознающих необходимость формирования универсальных компетенций обучающихся, не связанных напрямую с профессиональными компетенциями.

Исследуя вопрос формирования компетенций студентов-медиков через трудовую занятость и её влияние на формирование будущего врача, Алексеенко С.Н. с коллегами приходят к выводу, что развитие таких важных навыков для будущей практической профессиональной деятельности, как навыки коммуникации с пациентами, умение работать в команде и соблюдение тайм-менеджмента, у студентов-медиков более эффективно в процессе трудовой занятости и ранней профессионализации. То есть в рамках только академической учебной деятельности формирование универсальных компетенций недостаточно [12].

Петрова М.Н. с соавторами, рассматривая мягкие навыки как важную категорию компетенций для будущих врачей, выделяет их социально-гуманитарную направленность: коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии. Авторы полагают, что умение работать в команде, развитые навыки публичных выступлений, способность к анализу и решению сложных ситуаций возможно формировать через научно-аналитическую деятельность на учебных занятиях и развивать «посредством организации производственной практики с трудоустройством обучающихся выпускных 5-6 курсов в качестве среднего медицинского персонала, сотрудников колл-центров поликлиник, медицинских учреждений» [13].

Представляют интерес исследования о роли эмоционального интеллекта (ЭИ) в медицинской деятельности. Авторы анализируют, как ЭИ влияет на успешность будущих врачей, какие методы его развития наиболее эффективны в обучении студентов-медиков, существует ли связь ЭИ с коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью и профессиональным выгоранием врача. Рассматривают необходимость для врача уметь воспринимать эмоции (у пациента, коллег, себя), использовать эмоции для решения профессиональных задач общения с пациентами (например, проявление эмпатии), понимать эмоции (интерпретация их причин и последствий) и управлять эмоциями (контроль стресса, разрешение конфликтов). От уровня развития эмоционального интеллекта медицинских работников зависит выбор конструктивной стратегии выхода из стрессовой ситуации [14; 15].

Также проблема формирования универсальных компетенций будущих врачей рассматривается в ключе формирования способности и готовности к ведению педагогической деятельности у врачей-ординаторов, необходимой для их профессиональной деятельности, включая обучение пациентов, коллег и студентов. В ее структуре выделяют следующие 4 ключевых компонента: осознание важности педагогической деятельности в работе врача, знание основ психологии общения и методов обучения, навыки проведения бесед с пациентами, лекций для коллег, способность анализировать и совершенствовать свои педагогические методы [3; 4; 16].

Исследование показало, что формирование универсальных компетенций у будущего врача является актуальной задачей в современной педагогике. Врачи должны не только обладать профессиональными навыками, но и быть способными эффективно коммуницировать, принимать решения, решать проблемы, работать в команде и быть морально этичными. Для успешной работы врачей в современной медицине необходимо развивать универсальные компетенции, которые помогут им адаптироваться к изменяющимся условиям и взаимодействовать с пациентами и другими специалистами.

Анализируя собственный практический опыт по организации обучения студентов и ординаторов и решению задач формирования универсальных компетенций у обучающихся, предлагаем следующие подходы к решению изучаемой проблемы.

- Развивать у профессорско-преподавательского состава университета профессионально-педагогические компетенции, позволяющие решать обозначенную педагогическую задачу. Для этого на кафедре педагогики реализуются циклы тематического повышения квалификации преподавателей университета: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС высшего образования», «Современные технологии обучения в системе непрерывного образования», «Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшем медицинском образовании», «Преподаватель вуза: современные подходы к профессиональной деятельности». Содержание программ обучения по данным циклам повышения квалификации отобрано в соответствии с запросом педагогов-медиков и ориентировано на обновление теоретических и практических знаний в области организации образовательного процесса, совершенствование знаний, востребованных при создании условий в образовательном процессе для формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности и освоение современных технологий обучения.

- Практиковать использование в учебном процессе при изучении как клинических дисциплин, так и дисциплин гуманитарного блока симуляционные тренинги, разыгрывание сложных эмоциональных сценариев, анализ своих эмоций после практики, разыгрывание ролей, разбор проблемных кейсов, организацию учебных тематических дискуссий. Такое активное обучение предполагает активное вовлечение студентов в учебный процесс, обсуждение проблемных ситуаций, коллективное решение задач и т.д. Это позволяет студентам развивать коммуникационные навыки, критическое мышление, способность решать проблемы и работать в команде. Симуляционные тренировки позволяют студентам практиковаться в реалистичных ситуациях, имитирующих практическую работу врача. Это также помогает им развить навыки коммуникации с пациентами, принятия решений в сложных ситуациях и эффективного взаимодействия с другими специалистами.

- Создавать программы партнерства с клиниками (официальные стажировки с учетом учебной нагрузки, возможности трудоустройства студентов в клиники-партнёры, гибкие учебные графики для работающих студентов).

- Создавать условия для совмещения клинической практики с элементами педагогической деятельности в ординатуре, что способствует формированию комплексной профессиональной компетентности врача. Это позволяет ординаторам осознать важность педагогической деятельности в работе врача, приобрести навыки проведения бесед с пациентами, лекций для коллег, проведения обучения пациентов (школы диабета, гипертонии). Включать в программу для ординаторов дисциплину «Педагогика» с изучением коммуникативных основ профессиональной деятельности, конфликтов в медицинской деятельности, организации работы ординаторов над проектами по созданию школы обучения пациентов, разработки вариантов проведения просветительской работы врача.

Заключение

В результате проведенного анализа подходов научных публикаций и анализа собственной педагогической деятельности были выявлены и предложены наиболее эффективные варианты решения такой современной педагогической задачи, как формирование универсальных компетенций будущего врача.

Применение различных методик и подходов, таких как активное обучение, проблемно ориентированное обучение и использование симуляционных тренировок, позволяет эффективно развивать универсальные компетенции у студентов медицинских вузов. Однако формирование универсальных компетенций является сложной задачей для педагогов и методистов. Существует необходимость совершенствования универсальных компетенций педагогов и освоения ими предлагаемых способов организации педагогического процесса и вариантов самостоятельной разработки подходов к обучению, которые позволят студентам медицинских вузов не только приобрести профессиональные знания, но и развить необходимые универсальные навыки.