Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

POSSIBILITIES OF USING THE “FLIP CLASSROOM” TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A UNIVERSITY

Tantsura T.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The use of modern digital technologies in the educational environment and the transition to distance learning form of education necessitate a revision of pedagogical approaches, methods and tools for extramural students’ teaching. “Flipped classroom” is the technology which determines the autonomy of a student’s preparation for a lesson as the basis for productive learning activities during the lesson. The purpose of this research is to substantiate the effectiveness of this technology practical application in the extramural students’ educational process for learning a foreign language by using distance learning technologies. The main stages of implementing this technology have been determined by using the method of pedagogical modeling: independent preparation before the lesson; educational activities during the lesson; final assessment activities. The introduction of this technology into the extramural students’ educational process has allowed to increase productive educational interaction during the lesson due to preliminary independent preparation of students. The use of educational platform interactive modules helped students to self-study the discipline material and determine the increase of personal achievements due to the integrated assessment system in the modules. The author concluded that the use of the “flipped classroom” technology develops students’ self-organization skills, eliminates psychological barriers in learning a foreign language, and promotes the growth of students’ learning activities before and during the lesson, which has a positive effect on the development of foreign language communicative competencies.
technology
“flipped classroom”
independent work
pedagogical support
self-study
psychological barriers
cognitive activity
motivation

Введение

Динамические изменения, происходящие в современном обществе, оказывают воздействие на сферу образования. Традиционные методы, используемые ранее в обучении иностранному языку, становятся неэффективными. Основными характеристиками современного процесса обучения становятся интерактивность и технологичность [1]. Интеграция современных цифровых технологий в учебный процесс меняет образовательное пространство. Внедрение цифровых платформ для реализации учебного процесса требует от преподавателей переосмысления подходов и методов обучения и поиска инновационных технологий, позволяющих успешно реализовать цели обучения. Особое внимание уделяется современному поколению студентов, характеризующемуся как поколение, выросшее в цифровом мире, большая их часть не принимает привычной формы получения образования. Заочная формы обучения с применением дистанционных технологий представляет собой формат учебной деятельности, позволяющий реализовать традиционные подходы обучения и внедрить современные инновационные методы. Технология «перевернутый класс» в аспекте дистанционного обучения определяется как формат обучения, характеризующийся дидактическим потенциалом, с помощью которого возможно выстроить индивидуальную траекторию образовательной деятельности студента [2]. Возможность адаптации учебного процесса под потребности каждого студента способствует продуктивному овладению материалом дисциплины, развитию навыков самостоятельной деятельности. Самостоятельное освоение учебного материала до обсуждения его на занятиях способствует развитию критического мышления студентов. Обучающимся приходится самостоятельно анализировать содержание учебной информации, выявлять аспекты, вызвавшие трудности, для того чтобы в процессе взаимодействия со студентами группы во время вебинара достичь понимания основного контекста курса.

Цель исследования - обоснование эффективности практического применения технологии «перевернутый класс» в учебном процессе по иностранному языку у студентов заочной формы обучения, реализуемого с помощью дистанционных образовательных технологий.

Материалы и методы исследования

Основой данного исследования явились материалы научных публикаций зарубежных и отечественных ученых по проблеме исследования. Теоретические методы контекстного анализа и синтеза позволили выявить общие тенденции применения технологии «перевернутый класс» в отечественных учебных заведениях и за рубежом.

Внедрение технологии «перевернутый класс» требует соблюдения основных этапов, поскольку, в отличие от традиционного подхода обучения, новый материал изучается студентами самостоятельно до участия в учебном процессе на занятии. С помощью метода педагогического моделирования были определены основные этапы реализации технологии «перевернутого» обучения, которая была использована в учебном процессе со студентами заочной формы обучения направления подготовки «Юриспруденция» в Финансовом университете при Правительстве РФ (две подгруппы, общее количество 37 обучающихся): 1) Pre-class learning activities – этап самостоятельной подготовки студентов; 2) In-class learning activities - этап взаимодействия во время занятия (вебинара); 3) Post-class learning activities – этап мероприятий, проводимых после занятия (нескольких занятий). Оценивание изученного материала проводится по окончании занятия. Контроль прироста знаний осуществляется при помощи тестов текущего и промежуточного (итогового) контроля.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие современных технологий в значительной степени влияет на процесс обучения и реализацию педагогических подходов в образовании [3; 4]. Использование цифровых технологий в образовании привело к переоценке существующих методов и технологий, использующихся в процессе обучения иностранному языку в вузе. Сохранение интерактивности при обучении иностранному языку является основополагающим. Однако дистанционный формат обучения студентов заочной формы обучения и ограниченное количество часов взаимодействия с преподавателем во время вебинаров обуславливает поиск таких методов и технологий, которые будут способствовать оптимизации учебной деятельности студентов на занятиях благодаря организации самостоятельной работы обучающихся, направленной на изучение и овладение материалом дисциплины. Взаимодействие с преподавателем на занятиях позволяет проверить и оценить степень усвоения материала. С учетом формата онлайн-взаимодействия требуется создание педагогических условий, способствующих продуктивному сотрудничеству «преподаватель - студенты» в процессе обмена информацией [5].

Целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов. Основной задачей преподавателя в процессе обучения студентов неязыковых специальностей является моделирование и организация на занятиях иностранного языка сценариев коммуникативного взаимодействия на основе реальных профессионально значимых ситуаций. Ограниченное количество аудиторных часов на изучение дисциплины «Иностранный язык» предопределяет увеличение самостоятельной работы студентов, что необходимо принимать во внимание преподавателю при планировании организации практики речевого взаимодействия. Технология «перевернутый класс» позволяет избежать изучения теоретической составляющей на занятиях иностранного языка, сделать занятия более увлекательными на основе заданий, подготовка к которым направлена на практику коммуникативного взаимодействия на занятии [6].

Технология «перевернутый класс» представляет метод обучения, сутью которого является индивидуализация обучения. Преподаватель в рамках педагогического процесса осуществляет инверсию между работой на занятии (вебинаре) и самостоятельной работой студентов. Студенты изучают материал по определенной теме до занятия (знакомятся с новой лексикой, читают и анализируют информационные тексты по теме, смотрят видео, слушают аудиоматериалы). Преподавателю необходимо в этой связи уделить особое внимание методическим материалам и рекомендациям, предлагаемым студентам для ознакомления до выполнения заданий самостоятельной работы.

Использование образовательных платформ Moodle обуславливает взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое осуществляется с помощью использования электронных технологий и ресурсов, способствующих формированию умений преподавателя и обучающихся, позволяющих реализовать учебный процесс в цифровой среде. Преимуществами дистанционного обучения являются технологичность, реализация индивидуального подхода обучения, возможность использования интерактивного контента.

При реализации учебного процесса с внедрением технологии «перевернутый класс» преподавателю необходимо организовать самостоятельную работу студентов, направлять ее посредством размещения инструкций, рекомендаций, методических указаний в модулях «Объявления», «Форум». Внедрение технологии «перевернутый класс» сфокусировано на развитии самостоятельности студентов. Самостоятельность представляет собой способность обучающегося к самостоятельному поиску информации, ее анализу, осуществление самостоятельной мыслительной деятельности без непосредственного участия преподавателя. Студентам необходимо не только спланировать время для освоения материала, но и приложить усилия для того, чтобы самостоятельно разобраться в сложных аспектах [7]. При «перевернутом» обучении студенты, осваивая самостоятельно материал, осознают, что результат их самостоятельной подготовки будет отражаться на работе во время занятия, что оказывает воздействие на рост внутренней мотивации. Активизация материала, с которым студенты предварительно ознакомились, происходит на занятии при выполнении практических заданий (групповое обсуждение ситуации (практического кейса), представление аргументированного высказывания, выражение согласия/несогласия по заданной теме, обсуждение видео- или аудиоматериалов).

Учебная деятельность студентов на занятии базируется на принципе активности. Именно во время занятий студенты вовлечены во взаимодействие с преподавателем и обучающимися группы, участвуя в парных, групповых и индивидуальных формах учебной деятельности. Возможность выполнения большого количества практических заданий способствует закреплению новых лексических единиц и изучаемого грамматического материала. Обсуждение проблемных ситуаций позволяет избежать репродуктивного представления ответов на вопросы. Важно, чтобы студенты активировали приобретенные в процессе самостоятельной работы знания применительно к незнакомому контексту ситуации.

Автономность в рамках «перевернутого» обучения обуславливает осуществление спланированной организации учебной деятельности и контроля преподавателем. Эффективность обучения в значительной степени зависит от определения преподавателем педагогических условий, которые будут способствовать реализации технологии «перевернутый класс». Слово «FLIP», в переводе с английского языка означающее «перевернуть» (Flipped Classroom), является также аббревиатурой основных принципов данной технологии: F – Flexible Environment, L – Learning Culture, I – Intentional Content, P – Professional Educator [8]. Flexible Environment (гибкие условия) – это предоставление определенной свободы и для преподавателя, и для студентов. Преподаватель определяет методы и средства обучения, позволяющие наиболее эффективно осуществлять обучение. Студенты определяют время изучения материала, который использован в практических заданиях на вебинарах. Learning Culture (культура обучения) определяет переход к студентоориентированной парадигме обучения. Активная позиция обучающегося в процессе обучения приоритетна, педагогическое сопровождение становится основой педагогического взаимодействия в процессе обучения [9]. Как отмечает А.А. Басаргин, «перевернутое» обучение позволяет создать динамичную интерактивную среду на занятиях, где преподаватель управляет учебной активностью студентов, способствуя развитию навыков мышления высшего порядка [10]. Intentional Content (целевой выбор содержания) характеризует выбор преподавателем контента учебно-методического комплекса и определение материалов для самостоятельной работы студентов, чтобы максимально использовать время занятий (вебинаров) для интерактивного взаимодействия студентов. Professional Educator (профессиональный преподаватель) является важным компонентом этой технологии, поскольку преподаватель в «перевернутом» обучении играет существенную роль – постоянный контроль и оценка учебной активности студентов с целью оказания помощи и своевременной коррекции в случае допущения неточностей или ошибок в представлении иноязычной речи.

Внедрение технологии «перевернутый класс», исходя из её сути, предполагает реализацию трех основных этапов: 1) Pre-class learning activities - учебная деятельность до занятия; 2) In-class learning activities - учебная деятельность на занятии; 3) Post-class learning activities - учебные мероприятия после занятия, оценивание и контроль. Формируя контент самостоятельной учебной деятельности студентов до занятия, преподаватель должен определить учебный материал, который позволит обучающимся овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. Применение образовательной платформы Moodle позволяет осуществить тематическое структурирование материала с определением заданий для самостоятельной работы студентов. Следующим этапом является работа во время онлайн-вебинара, ориентированная на развитие продуктивных навыков на основе материала, осваиваемого студентами самостоятельно. Осуществление деловой коммуникации (письменной или устной) на основе практико-ориентированных заданий способствует развитию продуктивных навыков в процессе изучения иностранного языка [11]. На всех этапах преподавателю необходимо осуществлять своевременную обратную связь и педагогическую поддержку студентам. Обратная связь особенно важна для студентов на этапе контроля, осуществляемого преподавателем после проведения занятия, после конкретной темы и в конце курса. На данном этапе преподаватель определяет проблемы студентов в овладении конкретных аспектов дисциплины, определяет динамику прироста знаний, выявляет трудности реализации технологии «перевернутого» обучения.

Возможность использования цифровых образовательных платформ в значительной степени помогает реализации технологии «перевернутый класс», поскольку модули платформы позволяют создать задания на основе содержания видеофрагментов и аудиозаписей, разработать тесты. Использование цифровых технологий позволяет просмотреть видео, прослушать аудио несколько раз. Для выполнения тестов на самоподготовку не следует устанавливать ограничения в отношении количества попыток выполнения. Таким образом, тесты становятся тренажерами для освоения нового вокабуляра и грамматических конструкций. Авторы зарубежного исследования подчеркивают, что реализация технологии «перевернутый класс» позволяет улучшить знания и навыки иностранного языка, такие как навыки письма, знания грамматики, навыки говорения, скорректировать произношение. Авторы также отмечают позитивное воздействие «перевернутого» обучения на такие психологические факторы, как: 1) чувство тревожности, которое снижается благодаря применению данной технологии; 2) уверенность в своих знаниях; 3) удовлетворение от собственных достижений в учебной деятельности [12].

Онлайн-среда позволяет студентам осуществлять самоконтроль учебной деятельности, что в значительной степени нивелирует воздействие психологически деструктивных факторов процесса освоения нового знания [13]. Задания с применением цифровых технологий провоцируют возникновение познавательного интереса у студентов, что способствует росту мотивации, влияющей на освоение иноязычных навыков и развитие коммуникативной компетенции. Отмечается также, что «перевернутое» обучение, предусматривающее самостоятельное изучение материала дисциплины, закрепляемого на занятии на основе анализа практических заданий, выполнение которых требует представления аргументированного высказывания, способствует развитию навыков критического мышления [14]. Развитие навыков критического мышления может также осуществляться на основе заданий, проверяющих понимание содержания прочитанного текста, видео, аудирования, которые студентам предлагаются для самостоятельного изучения [15]. В результате проведенного опроса обучающимися отмечалось следующее: возможность взаимодействия с преподавателем посредством модуля «Форум» (97%); недостаточная готовность к самостоятельной деятельности (83%); позитивный настрой выполнения заданий с использованием интерактивных ресурсов платформы (90%).

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что использование технологии «перевернутый класс» на заочной форме обучения с применением цифровой образовательной платформы Moodle способствует развитию навыков самоорганизации и способности к самостоятельной деятельности у студентов при осуществлении самостоятельной учебной деятельности. Технологический инструментарий платформы позволяет выделить материалы для самоподготовки обучающихся, обогатить учебно-методический контент видео- и аудиоматериалами, использование которых с учетом изучаемой тематики дисциплины вызывает появление познавательного интереса. Самостоятельное изучение учебного материала до занятия снимает психологические барьеры студентов при выполнении интерактивных заданий во время занятия. Эффективность реализации «перевернутого» обучения в значительной степени зависит от готовности преподавателя изменить понимание собственной роли на занятиях, переосмыслить потенциал подходов, методов и средств, использование которых позволит поменять отношение студентов к учебному процессу. Внедрение технологии «перевернутый класс» помогает развить у студентов навыки самостоятельной деятельности, поскольку с учетом концепции непрерывного образования самостоятельность является основой процесса саморазвития и самосовершенствования в различных сферах деятельности в течение всей жизни. Эмпирические методы наблюдения и опроса позволили определить эффективность внедрения технологии «перевернутый класс».