Введение. На современном этапе развития российского общества высокую актуальность приобретают вопросы формирования социальной ответственности нового поколения, в том числе посредством патриотического, духовно-нравственного, экологического, здоровьесберегающего воспитания. Данный вопрос отражен в государственных программах как федерального уровня [1], так и регионального значения [2, 3]. Важность и актуальность формирования предмета исследования можно также отметить по результатам анализа изменений в рабочих программах воспитания образовательных организаций, стандартах, прикладных подходах к воспитанию и обучению подростков и молодежи в России.
Ответственность как черта характера становится фундаментом, на котором строится зрелое и стабильное общество. Еще в 2016 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин в рамках Послания Федеральному Собранию обратил внимание на важность воспитания ответственного поколения, которое является основой социального потенциала страны [4]. В 2024 г. в приветствии IIМеждународного форума министров образования «Формируя будущее» Президент России заявил, что приоритетом образования являются воспитание духовно-нравственных ценностей и формирование ответственной личности [5].
Вызовы, поступающие в адрес современной России, свидетельствуют о неминуемом возрождении идеалов коллективного начала, концепций соборности, совместности. Вследствие этого можно сделать вывод об актуальности смещения вектора трансформации воспитания с индивидуально-прагматического на общественный, альтруистический, коллективный. Категория социальной ответственности при этом выступает ядром подобной дидактической парадигмы.
Понятие социальной ответственности личности достаточно давно изучается представителями различных научных отраслей: философии, права, социологии, педагогики, этики, психологии и др. Несмотря на обширный список исследователей данного феномена в современной России, это понятие недостаточно изучено, особенно в контексте прикладных направлений научного анализа и эмпирических изысканий.
Целями исследования являются выявление и обоснование методов и подходов к формированию социальной ответственности у молодежи, включая определение ключевых компонентов и факторов, влияющих на этот процесс.
Материал и методы исследования
Методология работы основывается на изучении и структурировании данных отечественных и зарубежных источников.
В обзор были включены: научные статьи, диссертации, посвященные теоретическим и практическим аспектам формирования социальной ответственности молодежи; нормативные правовые акты, регулирующие вопросы образования, молодежной политики, добровольчества и социальной ответственности; концептуальные федеральные и региональные программы; публикации, содержащие результаты исследований, концептуальные подходы, методики и технологии формирования социальной ответственности в образовательной среде. Для анализа литературы использовали метод тематического анализа, качественный контент-анализ эмпирических и теоретических исследований, опубликованных в рецензируемых журналах преимущественно в период с 2019 по 2024 годы.
Особое внимание уделяли определению понятия «социальная ответственность» в контексте студенческой среды, ее структуре и компонентам; факторам, влияющим на формирование социальной ответственности у молодежи, роли образовательных учреждений; деятельностному подходу как результативному инструменту; социальной активности как фундаменту деятельностного подхода.
На основе анализа данных был проведен синтез информации, позволивший выявить общие тенденции, противоречия и пробелы в исследуемой области. Результаты представлены в виде обобщенных выводов и предложений, направленных на совершенствование процесса формирования исследуемой характеристики обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего, следует сказать, что понимание категории «социальная ответственность» невозможно без представления об ответственности в целом. Долгое время данная категория воспринималась как философская и правовая. Причем в философском аспекте ответственность отождествлялась с понятиями долга, обязанности, свободы, а с юридической позиции – с санкциями, ограничениями, последствиями, наступающими в ситуации нарушения правовой нормы.
В научном дискурсе ответственность в общем виде определяется как степень самоконтроля и описывается в нравственном, духовном и правовом аспектах. Д.Н.Желтухин отмечает, что в педагогике ответственность традиционно рассматривается как важнейшее качество личности, которое формирует способность индивида брать на себя нравственные обязательства за результаты и последствия своих действий, оставаясь в рамках установленных общественных норм. При этом подчеркивается, что данный процесс активно развивается в ходе воспитания и социализации личности, становясь ключевым элементом ее нравственного становления [6]. Само по себе понятие «ответственность» несет в себе некую ориентацию на социум, установленные им нормы и правила. Изолированный от социума человек едва ли способен проявлять ответственность – просто по той причине, что ответственность предполагает два звена реализации: тот, кто испытывает ответственность, и тот (то), перед кем (чем) ее нужно нести.
Таким образом, понятие ответственности во многом совпадает с термином «социальная ответственность». Тем не менее, в научной сфере существуют различия между этими двумя терминами. А.В.Лебедев говорит о том, что в обиходном сознании понятие «социальная ответственность», как правило, не употребляется – чаще имеет место уточнение конкретного подвида: моральная, индивидуальная, гражданская, административная, материальная и т.п. [7].
А.В.Рукавишников в своей диссертационной работе определил ряд теоретических пониманий природы социальной ответственности: как элемент социального действия (взаимодействия); как категория системы отношений личности; как обязанность (долг) личности; как системное качество личности; как способность к самоограничению; как нравственно-ценностное образование (качество) личности [8, с. 23].
По мнению А.В.Кошика, социальная ответственность – одно из относительно новых понятий в современном образовании. Автор акцентирует внимание на том, что это не только юридическая обязанность, но и морально-этическая категория, которая регулирует взаимодействие личности с обществом, государством и другими социальными группами [9].
С.Г.Хиясова с соавторами утверждают, что доминирующую роль в формировании уровня социальной ответственности играет ближайшее окружение [10]. Это подразумевает, что человек больше ощущает свою ответственность перед теми, кто находится в его непосредственном окружении. Данное утверждение подчеркивает важность микросвязей (семья, дружба, профессиональные группы, студенческие коллективы). Именно через личные отношения формируются базовые ценности и нормы поведения.
Анализируя работы, авторы отметили, что социальная ответственность при обучении отдельным профессиям трансформируется в профессиональную обязанность, находящую иногда отражение в документах, регламентирующих деятельность. Д.А. Рылов, рассматривая деятельность педагогов, подчеркивает, что их задача – формировать личность, готовую к переменам, обладающую высокими моральными качествами, патриотизмом, толерантностью и эмоциональной устойчивостью [11]. С.Г. Никулин отмечает, что для сотрудника органов внутренних дел осознание важности своей работы для общества – ключевая профессиональная характеристика, влияющая на его поведение и мотивацию [12]. Е.Р.Зинкевич и Н.А. Яцевич, исследуя подготовку будущих врачей, подчеркивают необходимость смещения акцента на личностную мотивацию в формировании необходимых качеств [13]. О.Д. Шипунова и соавторы указывают, что в подготовке специалистов транспортной отрасли безопасность обеспечивается не только техническими улучшениями, но и пониманием специалистами значимости их работы для общества [14]. Таким образом, социальная ответственность будущих специалистов определенных областей деятельности является еще и профессиональным дезитератом.
Являясь «многофакторным личностным образованием, обусловленным осознанием причинно-следственных связей между действиями индивида и изменениями в социальной среде» [15], безусловно, социальная ответственность как внутриличностная формация имеет свою структуру, сформированную формациями более мелкого уровня. В большинстве современных научных источников принято выделять следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, волевой, поведенческий и эмоциональный (табл. 1). Все компоненты функционируют в качестве единой системы и, следовательно, тесно взаимосвязаны [6].
Таблица 1
Компоненты социальной ответственности как внутриличностной формации
Компонент |
Содержание |
Когнитивный |
Основывается на системе знаний, определяющих правила, характер и стиль ответственного поведения человека. Осведомленность есть базис для формирования морального сознания человека |
Мотивационный |
Напрямую зависит от мотивации быть ответственным. Мотивация – двигатель человеческой активности, внутренний ресурс, позволяющий достигать поставленных целей. Замотивированный индивид непрестанно прогрессирует, совершенствуя свои физические и умственные навыки, осваивает новые знания, становится более сильным и стойким |
Волевой |
Предполагает, что человеку нужно достичь целей, преодолевая как внутренние, так и внешние препятствия. Это требует осознанного контроля своих поступков и мыслей в сложных обстоятельствах. Недостаток воли или волевых усилий может стать препятствием для формирования социальной ответственности |
Поведенческий |
Стиль (или модель) поведения человека в различных жизненных ситуациях является ключевым индикатором наличия или отсутствия социальной ответственности. Человек реагирует на события в своей жизни по-разному, в зависимости от уровня стресса в окружающей среде, и также меняется степень ее проявления |
Эмоциональный |
Проявление качества личности нередко зависит от текущего психоэмоционального состояния человека. В научной сфере эмоциональный компонент оценивается через две категории: стеничность, которая связана с положительными эмоциями при выполнении серьезных задач, и астеничность, которая вызывает отрицательные эмоции в аналогичных ситуациях. Эмоциональный компонент представляет собой внутреннюю иррациональную реакцию человека на внешние стимулы |
Примечание: составлено авторами на основе источника [6]
Возраст студенчества является весьма сензитивным периодом, если говорить о формировании социальной ответственности. В связи с этим именно молодые люди и подростки оказываются в фокусе внимания политических элит и представителей системы образования. Поэтому неудивительно, что воспитание этого качества у подрастающего поколения декларируется как один из важнейших принципов государственной политики. Многие нормы законодательства подчеркивают значимость ответственного поведения, особенно в период становления личности. Речь в первую очередь идет о положениях ст.3Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.5 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», ст.2 ФЗ от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и др.
Как отмечено в начале статьи, воспитание социальной ответственности является важнейшей задачей педагогических систем, о чем свидетельствуют положения многочисленных стандартов в сфере образования. Согласно тексту ФГОС СПО, обучающийся обязан проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях [16, 17]. Все это подчеркивает важность социальной ответственности для молодых специалистов.
Следует согласиться с Ю.А.Седавкиной в том, что социальная ответственность не является врожденным качеством личности, а представляет собой продукт целенаправленного формирования [18, c. 103]. Следовательно, формированием социальной ответственности можно и нужно заниматься – в противном случае компетенции, указывающие на наличие социальной ответственности, не были бы включены в образовательные стандарты.
В процессе формирования общественных направленностей человека важно учитывать социальные и психоэмоциональные особенности молодежи как отдельной демографической группы. В настоящее время в научном дискурсе активно циркулирует информация о потенциальной ревизии возрастной периодизации, предложенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в рамках которой верхняя граница может быть расширена до 45 лет. Данная инициатива вызывает оживленную полемику и в высказываниях представителей отечественных органов публичной власти [19, 20]. Поэтому необходимо разграничить понятия «молодежь» и «студенческая молодежь». В отечественной социологической науке понятие «молодежь» раскрывали В.Т. Лисовский, И.С. Кон, С.Н. Иконникова, Ю.А. Зубок и др. В основе определения этой социально-демографической группы населения лежит этап формирования статуса (социально-экономического, культурного, личностного), в рамках чего происходит активный поиск своего места в обществе и личностных ценностей, что обусловлено особенностями возраста и историческими условиями развития общества. В настоящее время в России, в соответствии с Федеральным законом «О молодежной политике Российской Федерации», молодежью принято считать лиц в возрасте от 14 до 35 лет.
Частью этой группы является студенческая молодежь, которая, несомненно, имеет свои особенности. Существует множество представлений об этой обширной группе лиц. Связывает эти представления не только будущее профессиональное самоопределение и, соответственно, отношение к определенному высшему учебному заведению. Обучение в высшем учебном заведении оказывает значительное влияние на формирование личности, гражданственности будущих профессионалов. И.В. Власюк и И.А. Савченко характеризуют студенчество как «группу молодежи, быстро адаптирующуюся к изменениям современных реалий», а учебные заведения – как платформу для будущих политических, экономических и нравственных возможностей государства [21, с. 7].
Анализ данных из научной литературы, касающихся характеристик молодежи в контексте развития социальной ответственности, позволяет предложить следующий перечень (рис. 1).
Рис. 1. Характеристики молодежи как демографической группы в аспекте развития социальной ответственности
Примечание: составлено авторами на основе источника [18].
Выделяя студенческую молодежь в особую группу, необходимо отметить и ее особенности: формирование мировоззрения, ценностей, жизненных целей; стремление к самостоятельности, независимости и принятию решений; осознание общественных проблем и неравенства, стремление к их решению; высокий уровень энергии и энтузиазма, склонность к риску и экспериментированию; потребность в признании и одобрении со стороны окружающих.
Среди всех компонентов, обозначенных авторами в таблице 1, наибольшую важность в молодом возрасте представляет поведенческий. После завершения подросткового периода и вступления в молодость человек обычно демонстрирует способность к эмоциональной регуляции и в большинстве случаев испытывает положительные эмоции, связанные с выполнением ответственных задач (эмоциональный компонент), что оказывает влияние на его мотивацию и волевые качества. Кроме того, еще в школе подростки усваивают знания о том, что следует считать ответственным, а что – нет (когнитивный компонент). В молодом возрасте особенно важно начинать целенаправленно развивать социальную ответственность через систематическую практику, что делает деятельностный подход к ее формированию особенно актуальным. Под деятельностным подходом авторы понимают такую методологическую основу организации воспитательного процесса, в котором развитие личности обучающегося происходит посредством включения его в активную, целенаправленную деятельность, которая требует от педагога создания условий для самостоятельного познания в процессе этой деятельности.
Е.О.Черкашин с соавторами, рассматривая условия формирования ответственности, подчеркивают роль образовательных учреждений в создании педагогической среды, позволяющей активно вовлекать обучающихся в общественно полезную деятельность [22]. Я.С.Косякова с коллегами определяют, что образовательное пространство высшего учебного заведения через образовательные программы, концепции и воспитательные программы создает условия для систематической работы по формированию социально ответственной личности у студентов [23]. М.И.Рожков с соавторами пишут о деятельностной природе, которая подразумевает, что готовность к такому поведению развивается через практику, действия и опыт [24]. Т.Н.Сапожникова, представляющая рефлексивно-деятельностный подход, опирается на то, что воспитание личности происходит в процессе и в результате ее прикладной деятельности [25]. Вовлеченность молодого человека в социальные структуры культивирует в нем необходимые качества, ценности и установки. Схожее умозаключение можно встретить и у других отечественных авторов [26–28].
Деятельностный подход предполагает, что обучение и развитие происходят через активное взаимодействие. Социальная активность, в свою очередь, является формой проявления этой деятельности, направленной на преобразование общества и решение общественных проблем. Деятельностный подход формирует основу для осознанного и целенаправленного соучастия, позволяя молодым людям применять свои знания и умения для достижения общественно значимых целей. Проявление социальной ответственности, соответственно, напрямую коррелирует с социальной активностью.
Для формирования общественно направленного качества молодой человек должен быть вовлечен в различные сферы и виды образовательных услуг, образовательные среды, виды внеучебной деятельности: академическую, научную, экологическую, досуговую, волонтерскую, спортивную, творческую и др. [29, 30]. Важно сочетать различные типы социальной активности: управляемую, сопровождаемую, самостоятельную [22]. Педагогическая поддержка молодежи, безусловно, необходима, ведь благодаря ей корректируются направление и характер социализации молодых людей, достигается большая вовлеченность в общественно-политические процессы [31]. Ключевыми характеристиками деятельностного подхода в контексте воспитания социально ответственной личности выступают активность и самостоятельность, проблемность, общественная направленность, личностная значимость, рефлексия.
Применяемые формы социальной активности в контексте формирования навыков социальной ответственности можно представить во взаимосвязи с особенностями студенческой молодежи и основными характеристиками деятельностного подхода (табл2).
Таблица 2
Взаимосвязь характеристик студенческой молодежи, деятельностного подхода и социальной активности
Особенности студенческой молодежи |
Характеристики деятельностного подхода |
Формы социальной активности |
Формируемые навыки в контексте социальной ответственности |
Формирование мировоззрения, ценностей, жизненных целей |
Вовлеченность и самостоятельность |
Дискуссия, дебаты, исследовательские проекты |
Помогает им формировать собственные убеждения и ценности |
Стремление к самостоятельности, независимости и принятию решений |
Проблемность |
Вовлечение в проекты по решению социальных проблем (например, экологические акции, помощь нуждающимся) |
Развивает их навыки принятия решений и обязательности |
Осознание социальных проблем и неравенства, стремление к их решению |
Социальная направленность |
Участие в волонтерской деятельности, общественных проектах, направленных на помощь уязвимым группам населения |
Формирует эмпатию, сочувствие к нуждающимся и осознание своей роли в обществе |
Высокий уровень энергии и энтузиазма, склонность к риску и экспериментированию |
Личностная значимость |
Проекты, которые соответствуют интересам и увлечениям |
Позволяет им проявить свою энергию и энтузиазм |
Потребность в признании и одобрении со стороны окружающих |
Рефлексия |
Анализ результатов своей деятельности, обмен опытом с другими, получение обратной связи |
Способствует формированию их самосознания и развитию |
Представление взаимосвязи формирования социально ответственной личности, особенностей студенческой молодежи, деятельностного подхода и форм социальной активности позволило наглядно и структурированно отобразить ключевые аспекты и их взаимовлияние. Это, в свою очередь, облегчит будущий анализ и разработку результативных моделей развития социальной ответственности у студентов.
Выводы. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что социальная ответственность:
- это качество личности, показатель, выражающий характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом;
- как внутриличностная формация имеет свою структуру, компоненты которой – когнитивный, мотивационный, волевой и поведенческий, эмоциональный;
- не является врожденным качеством личности, а представляет собой продукт целенаправленного воздействия, формирование которого служит важнейшей задачей педагогических систем.
Период молодости является сензитивным для развития социальной ответственности, что обусловливает необходимость учета социальных и психоэмоциональных характеристик молодежи как специфической демографической группы.
Анализ подходов к воспитанию социальной ответственности выявил доминирующую роль поведенческого компонента в молодом возрасте. На основании этого утверждается, что деятельностный подход является наиболее результативным методом развития социальной ответственности у молодежи.