Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SPECIFICS OF CONDUCTING A DEMONSTRATION EXAM AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Rusinova M.P. 1 Yugova E.A. 1
1 Ural State Pedagogical University
The article considers the problem of changing the system of state final certification in the system of higher pedagogical education. The purpose of this study is to analyze and evaluate the experience of organizing and conducting a demonstration exam in a pedagogical university. The main methods of research are analysis and systematization of psychological and pedagogical literature, normative documents, generalization of pedagogical experience. At the first stage, the available material on the problem under study was systematized within the framework of existing approaches in secondary vocational education; at the second stage, the possibility of introducing the demonstration exam in the practice of higher pedagogical education was analyzed. As a result of the study, a comparative analysis of the tasks developed according to the WorldSkills standards and the tasks developed at the university was carried out and conclusions were made about the differences in the tasks. Due to the lack of a unified approach to the development of tasks of the demonstration exam, there is a situation in which some graduates are prepared to demonstrate their knowledge, skills and abilities in a strictly defined competence, while others, without a strictly defined framework, have to demonstrate a wider list of pedagogical skills. Thus, despite its proven effectiveness, the procedure of the demonstration exam needs further improvement in terms of the development of assessment criteria and the educational tasks themselves.
demonstration exam
competencies
students
teacher education
standard
certification

Введение

Изменения, произошедшие в последние годы в сфере основного общего образования, повлекли за собой пересмотр подходов к подготовке педагогов. К современному учителю предъявляется намного больше требований, чем несколько десятилетий назад. От выпускника педагогического вуза требуется не только соответствующий уровень знаний своего предмета, но и способность быстро адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой, постоянно обновлять свои знания и совмещать различные трудовые функции [1, с. 63]. Однако эти навыки в недостаточной степени развиваются у студентов в процессе обучения в вузе и еще в меньшей степени подлежат оцениванию.

Традиционная форма оценивания выпускников педагогического вуза включает в себя сдачу государственного экзамена по профилю обучения и защиту выпускной квалификационной работы. В ходе выпускных испытаний студент демонстрирует свой уровень знаний, навыки исследовательской работы и владение эмпирическими методами исследования. Частично оцениваются его коммуникативные навыки: монологическая речь, умение публично выступать, отвечать на вопросы, навыки самопрезентации.

Такая форма государственной итоговой аттестации ориентирована на проверку и оценку профильных знаний и умений выпускника. При этом профессиональные компетенции, как комплексные проявления знаний, умений и способностей, не оцениваются. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в систему государственной итоговой аттестации выпускника.

В системе среднего профессионального образования активно используется новая форма оценивания – демонстрационный экзамен.

Демонстрационный экзамен в системе среднего профессионального образования представляет собой процесс аттестации выпускника по стандартам «Ворлдскиллс» [2]. Обучающийся получает задание по модулю, результатом выполнения которого должна быть демонстрация какого-либо практического действия и заполнение соответствующей документации. Оценивание осуществляют независимые эксперты. Демонстрационный экзамен позволяет оценить именно профессиональные компетенции выпускника, в связи с этим он рассматривается как наиболее оптимальная форма итоговой аттестации в системе высшего педагогического образования. Однако в системе высшего педагогического образования отсутствует описание деятельности педагога через призму компетенции. В связи с этим возникает проблема оценивания конкретных результатов обучения по единым критериям.

Демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестации достаточно прочно внедрен с систему среднего профессионального образования. Данный опыт подробно описан в научной литературе. Как отмечает С.В. Несына, демонстрационный экзамен предусматривает ряд моментов:

во-первых, позволяет моделировать реальные условия профессиональной деятельности, которые позволяют обеспечить решение выпускником практических задач с учетом существующих современных практик;

во-вторых, демонстрационный экзамен оценивается независимыми экспертами;

в-третьих, уровень знаний, умений, компетенций выпускника оценивается в соответствии с международными требованиями [3].

Также отмечается повышение уровня качества подготовки выпускников. Вместе со сдачей государственного экзамена обучающиеся получают возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями стандартов «Ворлдскиллс» [4].

Традиционная форма государственной итоговой аттестации в виде государственного экзамена по билетам не позволяла в полной мере оценить профессиональные компетенции выпускника, поскольку в своем ответе обучающийся демонстрировал только знания и определенные умения и навыки.

Анализируя взгляды авторов (А.М. Пирожникова, Е.И. Овчинникова, Т.С. Лысикова, С.В. Несына и др.) на вопрос реализации компетентностного подхода в процессе проведения демонстрационного экзамена, можно выделить ряд принципов [3; 5].

1. Принцип личностно-смысловой значимости. Демонстрационный экзамен обеспечивает более эффективное личностно-смысловое включение студента в учебную деятельность, поскольку, зная примерные задания итоговой аттестации, обучающийся начинает связывать теоретические вопросы с профессиональной деятельностью, тем самым повышая внутреннюю мотивацию.

2. Принцип последовательного моделирования целостного содержания, условий и форм профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов. Так как на демонстрационном экзамене обучающийся сталкивается с различными видами педагогической деятельности, в процессе обучения преподаватель обязательно ее использует, включая в содержание изучаемых дисциплин аналогичные задания.

3. Принцип совместной деятельности. Увеличение значимости совместной деятельности и межличностного общения. На демонстрационном экзамене в рамках задания обязательно предполагается взаимодействие обучающихся друг с другом, учителя с обучающимися, учителя с родителями или коллегами и другими представителями педагогического сообщества. Для отработки этих навыков необходима организация групповой работы.

4. Принцип педагогически обоснованного сочетания новых и классических педагогических технологий в процессе подготовки к демонстрационному экзамену. Задания демонстрационного экзамена предусматривают демонстрацию студентом максимального числа умений и компетенций за ограниченное время. Использование разнообразных педагогических технологий в одном фрагменте урока позволит более наглядно это продемонстрировать.

5. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Задания демонстрационного экзамена позволяют обучающемуся продемонстрировать личные характеристики и педагогический стиль [5].

Модернизация педагогического образования с позиции деятельностного подхода также предполагает изменения в государственной итоговой аттестации – проверку компетенций и готовность к выполнению профессиональных действий, а также привлечение к процессу аттестации независимых экспертов и представителей профессионального сообщества.

Таким образом, демонстрационный экзамен является следствием смены образовательных парадигм отечественного образования и изменения требований к подготовке педагогов.

Целью данного исследования является анализ и оценка опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе.

Материалы и методы исследования. Основными методами исследования являются анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта. На первом этапе был систематизирован имеющийся материал по исследуемой проблеме в рамках существующих подходов в среднем профессиональном образовании; на втором этапе анализировалась возможность внедрения демонстрационного экзамена в практику высшего образования для направления подготовки «44.03.05 Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направление «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности».

Результаты исследования и их обсуждение. Возможность внедрения элементов движения «Ворлдскиллс» в практику высшего образования рассматривалась уже достаточно долгое время. Еще в 2020 г. на пленарном заседании финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Афанасьев в своем выступлении заявил о важности рассмотрения движения «Ворлдскиллс» в контексте практико-ориентированной подготовки обучающихся высших учебных заведений. Анализ научных публикаций показывает, что некоторые российские вузы активно включились в разработку модели демонстрационного экзамена для системы высшего образования. В числе первых вузов – участников апробации внедрения демоэкзамена можно отметить Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, где еще в 2018 г. были представлены две компетенции: «Туризм» и «Администрирование отеля» [6, с. 44]. С 2021 г. демонстрационный экзамен был включен в практику Алтайского государственного педагогического университета [7]. В 2023 г. государственный экзамен в форме демонстрационного впервые прошел в Уральском государственном педагогическом университете.

Анализируя описанный в литературе опыт, можно сделать вывод об отсутствии единой модели подготовки, организации и проведения демонстрационного экзамена. Часть вузов в процессе подготовки взяла за основу готовую модель «Ворлдскиллс», основанную на проверке конкретной компетенции. При организации экзамена по такой модели обучающийся получал конкретное задание и перечень оборудования, которое он должен был обязательно использовать. Проверка осуществлялась по модулям, критериям и субкритериям, разработанным для оценочных материалов демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по конкретной компетенции. Например, оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по компетенции D1 «Физическая культура, спорт и фитнес» в 2020 г. включали задание по разработке и проведению фрагмента основной части учебного занятия по физической культуре для обучающихся школьного возраста (9-11 класс). Цель занятия: формирование навыка выполнять прием мяча у обучающихся на уроке физической культуры при изучении раздела «Спортивные игры (волейбол)» в 11 классе.

Данная модель позволяет оценить практические навыки обучающегося, уровень сформированности коммуникативной компетенции, а также частично владение ИКТ. Однако формулировки заданий не позволяют оценить уровень теоретической подготовленности выпускника, а также его умение нестандартно действовать в условиях профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность связана не только со сферой знаний и умений, но и так называемыми мягкими навыкам (soft skills) – умением общаться, решать конфликтные ситуации, убеждать, принимать решения, мотивировать и т.д., а оценка этих навыков в данной модели экзамена не предусмотрена.

В Уральском государственном педагогическом университете в качестве заданий, предлагаемых обучающемуся на демонстрационном экзамене, были разработаны образовательные задачи, направленные на оценку уровня знаний, практических умений, а также психолого-педагогической и коммуникативно-цифровой грамотности. Образовательные задачи разрабатывались на основании учебных программ по предмету для начальной и основной школы. Так, например, образовательные задачи по профилю «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» содержали в себе тему урока, возрастную группу и указание на специфику класса – наличие детей с определенными психологическими особенностями: продемонстрируйте решение образовательной задачи «Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы) детей старшего школьного возраста». Обоснуйте тип урока, его структуру и содержание. Опишите технику выполнения упражнений с набивным мячом. Осуществите выбор методов (с учетом особенностей психического, физического развития детей данного возраста, типа урока), которые будете применять при обучении детей данного возраста. Характеристика класса: есть ребенок с низким уровнем физической подготовленности и ребенок, занимающийся в спортивной секции. Продемонстрируйте содержание урока, направленное на совершенствование техники бросков набивного мяча.

Обучающийся должен был самостоятельно выбрать оптимальные средства и методы обучения, форму организации учебной деятельности, при необходимости самостоятельно отобрать и подготовить инвентарь, наглядные пособия, технические средства. Разработанную модель урока необходимо было оформить в виде технологической карты. Студент демонстрировал фрагмент урока продолжительностью 10 минут, а затем проводил самоанализ, отмечая удачные и неудачные моменты своей деятельности. Оценивание осуществлялось комиссией, включающей как преподавателей университета, так и представителей работодателя – учителей-предметников и директоров школ. Для единства оценивания и удобства формулировки образовательных задач учебно-методическим советом университета были разработаны следующие критерии:

- предметно-методическая грамотность (знание предметной области, современных педагогических технологий, умение выбирать оптимальные методы, средства и формы обучения);

- психолого-педагогическая грамотность (способность учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся);

- коммуникативно-цифровая грамотность (владение коммуникативными качествами речи педагога, умение осуществлять контроль за речью обучающихся, способность применять цифровые ресурсы и информационные технологии в процессе обучения).

Проанализировав структуру представленных заданий, можно отметить, что в задании по стандартам «Ворлдскиллс» определена часть урока для демонстрации, цель занятия и примерный возраст обучающихся, в качестве отчетности комиссии предоставляется план-конспект урока. В вузовском задании обучающийся самостоятельно выбирает часть урока для демонстрации, формулирует цель занятия, отбирает содержание с учетом особенностей класса, указанных в билете. Обучающийся не знает заранее, как будут вести себя волонтеры, играющие роли, он должен продемонстрировать умение решать нестандартные задачи, спонтанно возникающие ситуации в ходе урока. Отчетность, предоставляемая комиссии – технологическая карта.

Выводы

1. В результате сравнения можно сделать вывод, что задания, разработанные по стандарту «Ворлдскиллс», в большей степени направлены на оценку профессиональных компетенций выпускника, тогда как задания, разработанные в вузе, позволяют оценивать также и общепедагогические компетенции.

2. Процесс разработки образовательных задач включает следующие этапы: анализ предметного содержания образовательных программ, определение критериев оценивания, формулировку образовательной задачи и определение формы отчетности для обучающихся.

3. Для успешного выполнения заданий демонстрационного экзамена от обучающегося требуются не только хорошие знания в предметной области, но и владение психологическими, общедидактическими методами и методами воспитания, умение применять современные педагогические технологии, в том числе и информационные. Это, в свою очередь, требует изменений в содержании дисциплин предметно-методического модуля, большей ориентации на практическую подготовку обучающихся, включения проблемных заданий межпредметного характера, изменения заданий педагогической практики и т.д.

Заключение. На основании анализа и оценки опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе отметим, что изменения, произошедшие в системе отечественного образования, повлекли за собой необходимость модернизации процедур государственной итоговой аттестации в педагогических вузах. Демонстрационный экзамен стал эффективной формой оценивания профессиональных компетенций выпускника. Однако на сегодняшний день отсутствует единый подход к процессу организации и проведения демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования. В связи с этим складывается ситуация, в которой одни выпускники готовятся к демонстрации своих знаний, умений и навыков по строго обозначенной компетенции, а другие, не имея жестко обозначенных рамок, должны демонстрировать более широкий перечень педагогических умений. Таким образом, несмотря на подтвержденную эффективность, процедура демонстрационного экзамена нуждается в дальнейшем совершенствовании в части разработки критериев оценивания и самих образовательных задач.