Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

PROJECT OF CAREER-ORIENTED EVENTS “PROTSELEVOYE” AT PROVIDING EFFECTIVE ASSISTANCE FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Titova G.Y. 1 Sereda A.V. 1 Shalyapina S.V. 1
1 Tomsk State Pedagogical University
The purpose of the study is to analyze the results of testing the career-educational project «Protselevoye», aimed at the conscious choice of the pedagogical direction of training by schoolchildren and the comfortable «entry» into professional pedagogical activity by target-oriented graduates. The project is aimed at organizing social and pedagogical support for «target triples», (a schoolchild, a target student, a mentor teacher). Modern schoolchildren need to be provided with conditions for an informed choice of a teaching profession and admission under a targeted training agreement. In the process of mastering the chosen educational program, target students need support, starting from the first year, to develop a sustained interest and motivation for teaching activities. The outline of the assistance is presented by educational tracks, career events and organization of mentoring within the «target triples». The project is based on a mentoring system that provides two types of interaction: 1) direct: between the mentor and the target student, between the target student and the schoolchild; 2) reverse: between the schoolchild and the target student, between the target student and the mentor. It has been noted that with a combination of direct and reverse types of interaction, each of the participants of the «target triple» has an opportunity to reveal their subjectivity, develop competencies, set values and professional-pedagogical guidelines. The effectiveness of career guidance practice is confirmed by the results of the study, obtained through questionnaires of target students and surveys of schoolchildren and teaching staff from educational organizations of the Tomsk region. Positive dynamics of the collected data, that was acquired by means of survey methods, confirms the effectiveness of the «Protselevoye» project, which involves organized socio-pedagogical support of «target triples», providing assistance to the conscious choice of a teaching profession by schoolchildren participating in «target triples» and successful «entry» into the educational space of the customer organization of target students, as well as their generating strong motivation for professional and pedagogical activity. The work was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation, project number: QZOY-2024-0013, topic «Research on the results and effects of career guidance practices with students and families».
professional choice
targeted training
career guidance practice
support
target trinity

Введение

Проблема дефицита педагогических кадров является актуальной для большинства регионов Российской Федерации. Уже не одно десятилетие в повестке различных структур системы образования стоит вопрос о механизмах содействия «вхождению» и закреплению молодых специалистов в организациях сферы образования. Одним из разработанных, значимых примеров такого механизма, введенного на федеральном уровне, является программа «Земский учитель» [1]. На региональном и муниципальном уровнях реализуются различные положения и программы поддержки молодых специалистов и молодых учителей. В Томской области, например, это Положение о порядке назначения и размерах выплат ежемесячной стипендии Губернатора Томской области молодым учителям областных государственных и муниципальных образовательных организаций Томской области [2]. Можно привести примеры программ поддержки и других механизмов муниципального уровня (например, система наставничества), но при всех этих положительных практиках по-прежнему фиксируется недостаток педагогических кадров. Тому подтверждением являются статистические данные, приведенные в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: более 30 тысяч педагогических вакансий, более 600 тысяч действующих педагогических работников пенсионного возраста (по состоянию на 2020 г.) [3]. Отметим, что обязательное распределение выпускников педагогических вузов в нашей стране было отменено в начале 1990-х гг., и на современном этапе гарантированным механизмом привлечения их в государственные образовательные организации является целевое обучение. Под ним понимается «получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией» [4].

За последние пять лет в направлении усовершенствования механизма целевого приема и обучения в нашей стране произошли большие преобразования: внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования [4]; введено новое Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования [5]; по большинству педагогических направлений подготовки увеличена квота приема на целевое обучение до 30% от общего количества бюджетных мест; определены обязательства для студента-целевика и организации – заказчика целевого обучения, и т.д. При этом гарантированное трудоустройство выпускника-целевика в образовательную организацию, являющуюся заказчиком целевого обучения, будет только в том случае, если на этапе поступления им был сделан осознанный выбор профессиональной образовательной организации (то есть педагогического вуза или педагогического колледжа) и организации-заказчика (то есть будущего работодателя), а в процессе обучения сохранилась / сформировалась мотивация к педагогической деятельности, что в целом рассматривается нами как основные составляющие профессионального выбора студента-целевика.

Вопросы профессионального выбора и профессионального самоопределения раскрыты и описаны в трудах многих отечественных ученых. Так, Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни [6]. Н.С. Пряжников рассматривает данный феномен как один из важных компонентов профессионального самоопределения личности, который ориентирован на ближайшую перспективу, многократно повторяется в течение жизни при построении карьеры и зависит от изменений самой личности [7]. По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональный выбор, совершенный осознанно с учетом собственных способностей, особенностей, требований профессии, является ядром профессионального самоопределения личности [8]. Но, несмотря на имеющийся интерес к данному проблемному полю, дефиниция «профессиональный выбор» не имеет однозначной трактовки.

Исследуя понятие «педагогическое сопровождение», в рамках данного исследования авторы ориентируются на позицию А.В. Воронцовой и А.Г. Самохваловой, которые предлагают понимать его как: «целенаправленную деятельность по развитию педагогических компетенций субъектов воспитания, оснащению их необходимым методическим инструментарием для решения конкретных воспитательных задач и оказания непосредственной педагогической помощи педагогам в ситуациях профессиональных затруднений» [9]. Интересной является позиция К.П. Сенаторовой, которая, ориентируясь на ведущий вид деятельности субъекта образовательного процесса, нуждающегося в сопровождении, определяет основные виды данного процесса: психолого-педагогическое, логопедическое, тьюторское, социально-педагогическое, медико-педагогическое и валеолого-педагогическое сопровождение [10]. Отметим, что в рамках данного исследования применялось социально-педагогическое сопровождение, организуемое за счет интеграции ресурсов педагогического вуза и заинтересованных общеобразовательных организаций региона. Современные особенности развития систем общего, дополнительного и профессионального образования характеризуются повышением значимости взаимодействия между ними, способствующего решению многих проблем образовательной сферы, одной из которых является создание условий для активизации профессионального самоопределения школьников, мотивированных на педагогическую деятельность, с одной стороны; с другой – формирование уверенности студентов педагогических учебных заведений в правильности выбора своего профессионального пути – проблемы формирования личностных смыслов, эмоций, приобщения к ценностям профессионально-педагогической общности [11, с. 121].

Карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое» был разработан и запущен осенью 2022 года Томским государственным педагогическим университетом совместно с региональным департаментом образования – структурой, максимально заинтересованной во «вхождении» выпускников педагогического вуза в профессионально-педагогическую деятельность и за счет этого – в снижении дефицита педагогических кадров в общеобразовательных организациях Томской области (особенно в сельских школах).

Цель исследования – анализ результатов апробации карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое» как профориентационной практики педагогического вуза, направленной на осознанный выбор педагогического направления подготовки школьниками и комфортное «вхождение» в профессионально-педагогическую деятельность выпускников-целевиков.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели в исследовании применялись следующие методы: теоретические: изучение психологической, педагогической, социально-педагогической литературы; анализ отечественного опыта по сопровождению профессионального выбора студентов и профориентации школьников; разработка и теоретическое обоснование проекта; эмпирические: анкетирование студентов-целевиков, школьников и педагогических работников из общеобразовательных организаций Томской области, анализ баз данных приемных комиссий, апробация проекта.

За период апробации проекта с 2022 г. по 2024 г. в число его участников вошли 89 «целевых троек», состоящих из: 94 школьников (так как пять «целевых троек» включали в себя по 2 школьника), 89 студентов-целевиков, 89 наставников из 88 образовательных организаций Томской области (так как 2 «целевые тройки» представляли одну образовательную организацию). Для каждой целевой группы были разработаны анкеты и проведено анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе были определены три основные группы участников проекта, которыми стали: обучающиеся в ТГПУ студенты-целевики, их наставники из организаций-заказчиков, с которыми заключен договор о целевом обучении (назначенные директором школы) и школьники (10–11-х классов, привлеченные наставником) из этих же организаций, имеющие интерес к педагогической деятельности. Таким способом были сформированы «целевые тройки» от общеобразовательных организаций, желающих принять участие в проекте.

Следующим этапом стала реализация в течение учебного года трех образовательных треков («ПРОцель», «ПРОресурсы» и «ПРОдвижение»), мероприятия которых разработаны для каждой целевой группы, а также трех совместных (для «целевых троек») карьерных событий [12]. Образовательный трек «ПРОцель» предполагает мероприятия, направленные на актуализацию информации об особенностях целевого обучения и формирование сообщества целевиков ТГПУ через построение коммуникации обучающихся разных факультетов. Трек ориентирован на знакомство школьников с вузом, а также на определение целей и задач наставнического взаимодействия. Мероприятия второго трека «ПРОресурсы» направлены на знакомство студентов-целевиков и школьников с деятельностью муниципального клуба молодого педагога, установление неформальных контактов с действующими молодыми учителями, повышение мотивации к обучению в вузе и дальнейшему взаимодействию с земляками – участниками клуба. Особое внимание студентов-целевиков направлено на: выбор направления исследовательских работ (курсовой, дипломной и др.) с ориентацией на перспективные задачи организации-заказчика и целенаправленное проведение опытно-экспериментальной работы на ее базе; выявление точек перспективного профессионального и личностного роста с учетом потребностей заказчика целевого обучения. Также в рамках данного трека акцент сделан на построении индивидуальных планов профессионально-педагогического развития школьников и обсуждении роли наставника в профессиональном самоопределении студента и школьника. Мероприятия третьего трека «ПРОдвижение» направлены на рассмотрение вопросов, связанных с: видами педагогической карьеры, основами трудового законодательства и спецификой трудоустройства на педагогические должности студента-целевика; особенностями приемной кампании для абитуриентов-целевиков; оформлением результатов совместной деятельности «целевых троек» (буклеты, методички, публикации).

В числе карьерных событий были: «День целевика», «НЕконференция «Целевое» и «Торжественный прием ректора ТГПУ». На первом карьерном событии ключевым моментом для «целевых троек» является разработка совместного плана взаимодействия на основе анализа учебного плана студента-целевика, школьника, плана работы наставника как учителя-предметника и плана работы образовательной организации на учебный год. Особое внимание уделяется видам и периодам практики, теме научного исследования целевика, индивидуального итогового проекта школьника и научно-практической проблематике наставника, а также определению общего интереса «целевой тройки». План взаимодействия составляется таким образом, чтобы участники были «полезны» друг другу в своих «целевых тройках». Например, студент-целевик, будущий учитель, с одной стороны, помогает найти ответы на вопросы школьника или расширяет его знания по профильному предмету, создает мотивационное поле для выбора школьником педагогического вуза; с другой стороны, разрабатывает современные методические материалы, которые сможет использовать наставник в своей работе. Школьник помогает внести молодежные тренды в деятельность наставника и дать конструктивную обратную связь студенту о проведенных им мероприятиях/занятиях. Педагог-наставник делится профессиональным опытом со студентом и выступает примером для выбора школьником педагогической профессии. Далее разработанный план утверждается руководителем организации-заказчика и становится навигатором по взаимодействию на весь учебный год. На следующем карьерном событии «целевые тройки» разрабатывают одно совместное событие/занятие/мероприятие, которое они будут реализовывать в образовательной организации. Важно отметить, что совместное дело может выстраиваться вокруг предметной области либо общего интереса к определенному виду педагогической деятельности (проектной, исследовательской, воспитательной и др.). Внимание акцентируется на распределении функционала и положительных эффектах от совместной работы для того, чтобы каждый участник осознавал свою значимость и сопричастность к общему делу. На заключительном событии проекта «ПРОцелевое» представляются результаты совместной деятельности «целевых троек» и организуется их награждение.

Данные мероприятия образовательных треков и карьерные события проводились в смешанном формате: очно с использованием ресурсов ТГПУ и дистанционно с возможностью онлайн-подключения для «целевых троек» из отдаленных муниципалитетов Томской области. Кроме того, в периоды между образовательными событиями предусматривалась самостоятельная работа «целевых троек» на базе организации – заказчика целевого обучения. К наиболее эффективным формам работы наставников со школьниками можно отнести организацию знакомства с педагогическими династиями, эмоционально заразительные выступления учителей, просмотры и обсуждения художественных фильмов педагогической тематики и т.д. [13, с. 38].

Особенно важной для профессиональной ориентации и формирования мотивации на профессионально-педагогическую деятельность, по нашему мнению, является положенная в основу проекта система наставнического взаимодействия. Данная система предусматривает два типа взаимодействия, которые выстраиваются во время совместной деятельности «целевых троек». Первый тип взаимодействия – прямое: наставник – студенту-целевику, студент-целевик – школьнику; второй – реверсивное: школьник – студенту-целевику, студент-целевик – наставнику. Отметим, что при сочетании прямого и реверсивного типов взаимодействия у каждого из участников «целевой тройки» есть возможность проявить свою субъектность, развить компетенции, сформировать ценностные и профессионально-педагогические ориентиры. В целом, предложенные проектом образовательные треки и карьерные события, реализуемые с учетом представленной выше системы наставнического взаимодействия, и являются социально-педагогическим сопровождением, которое помогает каждому из участников развиваться и достигать своих личностно-профессиональных целей [12].

В рамках оценки результативности карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое» были проанализированы анкеты, которые предлагались для заполнения участникам проекта на первом и третьем (итоговом) этапах апробации, продемонстрировавшие положительную динамику. Так, например, только 35% школьников, отвечая на вопрос: «Планируете ли Вы поступать в педагогический вуз, в том числе по конкурсу для целевиков?» – в 2022 г. дали положительный ответ. В 2024 г. при ответе на этот же вопрос количество школьников увеличилось до 81%. В 2023 г. 36 школьников – участников проекта окончили 11-й класс и 29 из них стали абитуриентами ТГПУ, а по результатам приемной кампании 15 человек были зачислены на образовательные программы высшего педагогического образования. По данным 2024 г., оставшиеся 56 школьников – участников проекта (2 школьника не продолжили участие в 2023/2024 учебном году) успешно завершили обучение в образовательной организации, 45 из них подали документы в приемные комиссии педагогических вузов (в том числе ТГПУ).

Анализ ответов студентов-целевиков также отражает положительные изменения. На вопрос: «Есть ли у Вас наставник от организации-заказчика, который оказывает Вам консультационную поддержку и помогает “войти” в образовательное пространство организации?» – в 2022 г. 56% из них ответили «Да», в 2024 г. число студентов-целевиков, у которых есть наставник и налажено взаимодействие с организацией-заказчиком, возросло до 100%. Следует отметить, что в 2023 году 18 студентов-целевиков окончили ТГПУ и трудоустроились в организации заказчика целевого обучения. Положительным эффектом проекта является тот факт, что 3 выпускника продолжили участие в проекте в качестве наставников. В 2024 г. завершили обучение в ТГПУ 15 студентов-целевиков, и по результатам опроса, проведенного среди выпускников – участников проекта в конце учебного года, выяснилось, что все опрошенные планируют свое трудоустройство в организации заказчика. При анализе совместной деятельности «целевых троек» было зафиксировано, что 8 наставников подготовили со студентами-целевиками совместные публикации, а 19 наставников оказывали содействие при разработке методических материалов для ВКР студентов-целевиков.

Заключение

Таким образом, представленная положительная динамика является подтверждением эффективности карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое». Организованное социально-педагогическое сопровождение «целевых троек» через реализацию образовательных треков, карьерных событий как площадок для коммуникаций и обмена опытом, прямое и реверсивное наставничество, планирование совместной деятельности способствует осознанному выбору педагогической профессии школьниками – участниками «целевых троек» и успешному «вхождению» в образовательно-воспитательное пространство организации-заказчика студентов-целевиков, а также формированию у них устойчивой мотивации на профессионально-педагогическую деятельность.