Введение
Обучение в высшей школе представляет собой поступательное «движение вверх» по особому, специально разработанному образовательному маршруту. Традиционно все время, за которое обучающийся должен освоить содержание профессиональной подготовки, разделено на отрезки (семестры, курсы), обучение в каждом из которых завершается проверкой усвоенных материалов – промежуточной аттестацией. Полученная оценка является не только индикатором уровня освоения материалов и сформированности компетенций, но и пропуском на следующий этап образовательного маршрута. Освоение всего содержания профессиональной подготовки завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА), во время которой обучающийся должен сдать государственный экзамен и защитить выпускную квалификационную работу. Успешное прохождение процедуры ГИА является основанием для получения диплома о высшем образовании и подтверждением профессиональной компетентности выпускника.
В настоящее время вопросы качественной подготовки будущего педагога-художника и объективной оценки его профессиональной компетентности являются одними из важнейших в системе высшего образования, о чем свидетельствуют многочисленные исследования [1, 2]. Есть мнение о необходимости сохранения и структурирования непрерывного художественного образования [3]; рассматриваются вопросы построения индивидуального образовательного маршрута [4]; выявляется проблема недостаточности времени для подготовки к ГИА: «Выпускная квалификационная бакалаврская работа выполняется студентами в сложных условиях, так как учебная нагрузка на выпускном курсе достаточно высока, и график учебного процесса включает в себя полноценное освоение компетенций различных дисциплин и практик вплоть до конца мая» [5, с. 72]. Следовательно, поиск валидных способов повышения качества подготовки педагогов-художников и объективной оценки сформированности их профессиональной компетентности является актуальной задачей педагогического сообщества.
Данная статья является логическим продолжением исследовательской работы, результаты которой изложены и опубликованы автором в нескольких статьях: «Концептуализация в художественном образовании: формирование актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников» [6] и «Построение содержания профессиональной подготовки педагогов-художников на основании ее концептуализации» [7]. Идея (модель) концептуализации содержания профессиональной подготовки педагога-художника отражена на рисунке.
Идея (модель) концептуализации содержания профессиональной подготовки педагога-художника
Процесс концептуализации заключается в освоении концепта «орнамент» – «крупной дидактической единицы, обладающей универсальными и интеграционными свойствами, отражающей сущностные характеристики изучаемого» [6]. Автором определено, что таким концептом является «орнамент», гармонично встраиваемый практически во все модули учебного плана [7], а освоение концепта обучающимися содействует формированию корпуса всех предусмотренных учебным планом компетенций, включая профессиональные художественные.
Цель исследования: определить роль концептуализации в формировании результатов освоения содержания профессиональной подготовки педагогов-художников и в процессе их оценивания.
Материалы и методы исследования
В работе были использованы актуальные научно-исследовательские материалы, освещающие особенности подготовки бакалавров, будущих педагогов-художников к ГИА; изучены нормативные документы (ФГОС и ФГТ в области художественного образования); проанализированы результаты ГЭ и ВКР 2023/2024 учебного года (в институте художественного образования Герценовского университета). Метод исследования – сравнительно-аналитический.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с гипотезой авторского исследования «Концептуализация содержания современной профессиональной подготовки педагогов-художников», итоговая аттестация как завершающий процесс всего образовательного маршрута будущих педагогов разных направлений визуально-пространственных искусств должна продемонстрировать: «освоение орнамента как концепта содержания художественного образования в контексте современной профессиональной подготовки педагогов-художников будет содействовать формированию знаний и умений в различных областях художественно-творческой деятельности» [6], а также развитию креативности мышления в области методики преподавания художественных дисциплин.
Для подтверждения гипотезы рассмотрим особенности организации и проведения ГИА будущих педагогов-художников и определим правомерность высказанного предположения.
В 2020/2021 учебном году в институте художественного образования Герценовского университета были разработаны актуальные формы и содержание государственной итоговой аттестации. Традиционно ГИА состоит из двух равнозначимых процедур: подготовка и сдача государственного экзамена; выполнение и защита выпускной квалификационной работы. В новых реалиях изменились содержание и требования к ГЭ и ВКР: государственный экзамен бакалавров представляет собой «профессиональное задание» – авторскую разработку и защиту на основе ФГОС (ИЗО в системе общего образования) или ФГТ (в системе дополнительного художественного образования) комплекса учебно-методических материалов (УММ); ВКР представляет собой художественно-творческий или учебно-методический проект, при необходимости сопровождаемый теоретическими материалами в виде пояснительной записки, или теоретический учебно-исследовательский проект.
Подготовка к государственному экзамену была структурирована и включена в содержание педагогических практик, результаты которых (концепция авторской программы занятий, создание наглядных материалов и пр.) интегрируются в корпус материалов для сдачи ГЭ. Профессиональное задание будущих выпускников состоит из нескольких задач:
1) формулировка цели и задачи цикла художественно-творческих занятий (3–5);
2) разработка содержания авторских учебно-методических материалов (на основе анализа нормативных документов и с учетом реального календарного планирования);
3) разработка календарного плана на 1 год обучения (предполагается авторская корректировка реального плана не более чем на 30%);
4) разработка и выполнение необходимых для проведения занятий дидактических материалов;
5) апробация авторских материалов в рамках педагогической стажерской практики (7-й семестр, бакалавры дневной формы обучения; 9-й семестр, бакалавры заочной формы обучения), и фиксация (фото/видео) процесса проведения занятий;
6) анализ полученных образовательных результатов, включающих объекты детского художественного творчества, самоанализ;
7) выполнение электронной презентации, включающей все разработанные материалы.
Важным этапом в подготовке к государственному экзамену является апробация авторских учебно-методических материалов во время стажерской педагогической практики, завершающей образовательный маршрут бакалавра.
Вторая часть ГИА – «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы» – предполагает выполнение проекта (художественно-творческого / учебно-методического / исследовательского) и его презентацию. Художественно-творческий (в материалах и техниках визуально-пространственных искусств) и учебно-методический (рабочая тетрадь, тетрадь для творческих работ, методические рекомендации, хрестоматия и т.д.) проекты предполагают наличие теоретического материала – пояснительной записки, в которой содержатся обоснование выбора темы, описание хода работы, историко-искусствоведческие сведения и др. Подробная информация о содержании и алгоритме выполнения всех составляющих ВКР размещена на сайте Герценовского университета в разделе «Программа ГИА ОПОП ВО программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) “Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства” квалификация бакалавр» и находится в открытом доступе, что значительно облегчает работу самих выпускников и членов государственной аттестационной комиссии. Работа над ВКР ведется планомерно, под руководством дипломного руководителя, что позволяет оптимизировать подготовку к государственной итоговой аттестации и скоррелировать цели, задачи, содержание выпускной квалификационной работы и государственного экзамена.
Опыт проведения актуализированной процедуры ГИА показал, насколько важно продумать единство и целостность работы над ВКР и ГЭ, в частности определиться с выбором одних и тех же материалов и техник для выполнения художественно-творческого проекта в целях разработки цикла авторских творческих занятий, наглядных и дидактических материалов, необходимых в рамках подготовки учебно-методических материалов. При соблюдении этих условий (единства и целостности ВКР и ГЭ) будущий педагог сможет более качественно продумать цикл занятий, методику создания работы, ход работы – основные этапы, способы выполнения отдельных элементов или технических приемов. Знание технологии и материалов поможет успешно провести занятия с детской аудиторией в рамках стажерской педагогической практики.
Первые результаты обновленного формата государственной итоговой аттестации (в условиях экспериментального исследования – концептуализации содержания профессиональной подготовки педагогов-художников) были продемонстрированы в 2023/2024 учебном году обучающимися по направлению 44.03.01 Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, по модулям: «Живопись», «Графика и скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусствоведение и педагогика искусства».
Представление авторских материалов в рамках государственного экзамена продемонстрировало: возможность освоения концепта «орнамент» в контексте знакомства с методиками преподавания дисциплины «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе [8–10]; знание обучающихся в области методики основного и дополнительного художественного образования; достаточную вариативность в разработке заданий и постановке учебных задач в условиях соответствия актуальным ФГОС и ФГТ. Анализ содержания Федеральных рабочих программ начального и основного общего образования «Изобразительное искусство» [11, с. 4; 12, с. 5] и дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области «Искусство» [13] («Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Дизайн», «Архитектура») выявил значительный корпус циклов занятий, в которых «орнамент» является основной темой для творческого освоения или теоретического исследования. Большая часть презентаций и наглядных материалов, представленных обучающимися в процессе сдачи государственного экзамена, стала демонстрацией знания и понимания основ формальной композиции, ритмической организации изображений и текстовых блоков, работы со шрифтами, общей культуры подачи материала. Все эти компетенции формируются в процессе освоения концепта «орнамент». Основные требования и критерии оценивания государственного экзамена представлены в таблице 1.
Таблица 1
Государственный экзамен. Основные требования и критерии оценивания
Учебно-методические материалы (УММ)
|
Представленные УММ должны демонстрировать сформированность профессиональных компетенций педагога-художника на уровне, соответствующем уровню обучения – бакалавриат, включая: знание и понимание основных положений ФГОС и ФГТ, умение разрабатывать календарный план (на 1 год, в соответствии с требованиями образовательного стандарта); умение разрабатывать содержание образовательного контента; формулировать цели и задачи художественно-творческих занятий |
Разработка и выполнение наглядных дидактических материалов (НДМ)
|
Представленные материалы должны демонстрировать: соответствие НДМ целям и задачам занятий; соответствие уровню подготовки аудитории к восприятию образовательного контента; знание и понимание методов создания НДМ; знание основ формальной композиции; визуальную грамотность; владение цифровыми графическими редакторами; общую культуру подачи |
Апробация авторских материалов |
Представленные материалы должны демонстрировать: процесс апробации УММ (в виде качественных фото- или видеоизображений), созданных в рамках педагогической стажерской практики |
Анализ полученных образовательных результатов, самоанализ
|
Представленные материалы должны демонстрировать: объекты детского художественного творчества, созданные в рамках проведенных занятий; критериальное оценивание результатов (в устной форме); самоанализ, включающий рассмотрение предполагаемых и полученных результатов апробации авторских УММ (в устной форме) |
Электронная презентация |
Представленные материалы должны демонстрировать: наличие всех компонентов УММ, анализа и результатов апробации УММ; знание основ формальной и шрифтовой композиции; владение цифровыми графическими редакторами; общую культуру подачи |
Ответы на дополнительные вопросы членов ГЭК |
Должны демонстрировать: знание и понимание основ методики преподавания художественно-творческих дисциплин; знание необходимой учебно-методической и научно-исследовательской литературы в области педагогики искусства; эрудированность; компетентность; визуальную грамотность; общую культуру личности |
Анализ выпускных квалификационных работ, защищенных в этом году, выявил значительный объем произведений, в которых «орнамент» является основой художественно-пластического содержания. Отметим, что обращение к орнаменту не является прерогативой обучающихся только модуля «Декоративно-прикладное искусство». В художественно-творческих проектах, выполненных традиционными графическими средствами, отмечаются произведения, в которых орнамент как система ритмически организованных типизированных элементов является важной составляющей или даже определяет художественно-пластический характер произведения (серии графических листов по мотивам различных национальных эпосов; оформление, в том числе и шрифтовое, иллюстрации к литературным произведениям и пр.). Освоение концепта «орнамент» помогает и при создании живописных произведений, в которых также может быть прямое обращение к орнаменту – как к традиционному языку создания декоративной составляющей произведения, так и как к способу ритмической организации авторских колористических элементов. Анализ ВКР (художественно-творческих проектов) показал сформированность художественных компетенций на уровне, соответствующем профессиональной подготовке бакалавра. Концептуализация (освоение концепта «орнамент») играет значимую роль в этом процессе, так как орнамент (и его различные проявления) «являются ярким примером основных аспектов визуально-пространственных искусств: композиционного построения, ритмической, колористической и тональной организации элементов произведения; характеристики художественных стилей; этнографической принадлежности и пр.» [7]. Необходимые в контексте профессиональной подготовки педагогов-художников понимание, определение и изучение этих аспектов проходят наиболее доступно и продуктивно именно на «орнаментальных» примерах.
Определение уровня и качества ВКР будет неполным без рассмотрения результатов работы над теоретической частью. Опыт исследовательской и аналитической деятельности, полученный обучающимися в процессе освоения материалов лекционно-практического курса «Искусство орнамента», отражается в написании текста (пояснительной записки, исследовательского проекта) или в разработке презентационного портфолио, дидактических материалов, оформлении рабочей тетради и ином (в рамках учебно-методической работы). Теоретические и практические знания и навыки, полученные в контексте освоения концепта «орнамент», помогают обучающимся грамотно ответить на дополнительные вопросы профессионалов (педагогов и работодателей) – членов экзаменационной комиссии, продемонстрировать не только уровень художественно-творческих способностей, но и широкий кругозор и визуальную грамотность в области художественного образования. Основные требования и критерии оценивания выпускной квалификационной работы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выпускная квалификационная работа. Основные требования и критерии оценивания
Художественно-творческий проект и пояснительная записка |
Представление в полном объеме, демонстрирующем: владение на высоком профессиональном уровне материалами и техниками области искусства, соответствующей профилю подготовки; знание и понимание основных аспектов изобразительного, декоративного искусства и дизайна; креативность мышления и высокий уровень художественно-творческих способностей; в пояснительной записке должны содержаться все необходимые составляющие научно-аналитического текста, раскрывающие цели, задачи, методы и этапы работы над художественно-творческим проектом, историко-искусствоведческая справка, выводы и список использованной литературы |
Учебно-методический проект и пояснительная записка |
Представление в полном объеме (в форме рабочей тетради, дидактических материалов, маршрутных листов для обучающих экскурсий и пр.), демонстрирующем: уровень, соответствующий профессиональной подготовке, знание и понимание основных аспектов методики преподавания визуально-пространственных искусств; креативность мышления и высокий уровень творческих способностей; в пояснительной записке должны содержаться все необходимые составляющие научно-аналитического текста, раскрывающие цели, задачи, методы и этапы работы над учебно-методическим проектом, выводы и список библиографических и интернет-источников |
Исследовательский проект |
Представление в полном объеме, демонстрирующем: соответствие уровню профессиональной подготовки; владение методами научно-исследовательской деятельности в контексте преподавания теории визуально-пространственных искусств; креативность мышления и высокий уровень аналитических способностей. Текст работы должен быть грамотно структурирован, содержать все необходимые материалы, раскрывающие цели, задачи, методы исследования, этапы работы над исследованием, необходимые выводы и список использованной литературы |
Ответы на дополнительные вопросы членов ГЭК |
Должны демонстрировать: понимание основ художественно-творческой, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности; эрудированность; компетентность; визуальную грамотность; общую культуру личности |
Заключение
Анализ государственной итоговой аттестации 2023/2024 учебного года показал положительные результаты освоения концепта «орнамент» независимо от выбранного модуля обучения будущими педагогами художниками – как в контексте подготовки к ВКР (в художественно-творческих и в учебно-методических проектах), так и в контексте подготовки в государственному экзамену (разработка учебно-методических материалов для основного и дополнительного художественного образования).
Освоение концепта «орнамент» позволит обучающимся успешно подготовиться к проведению стажерской практики, разработке авторских учебно-методических и наглядных материалов, с учетом профиля образовательной организации, возраста и подготовки детской аудитории.