Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION OF THE RESULTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF ART TEACHERS IN THE CONTEXT OF CONCEPTUALIZATION OF ITS CONTENT

Veksler A.K. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
The purpose of this article is to determine the role of conceptualization in the process of forming the results of mastering the content of professional training of art teachers and evaluating the results obtained. To achieve this goal, the features of the updated procedure of the state final certification are considered and an analysis of its components is carried out – the state exam and the final qualification work. The article reveals the features of evaluating the results of professional training of art teachers in the context of the conceptualization of its content at the Institute of Art Education of the Herzen University. The materials used in the work were current research papers highlighting the features and methods of preparing bachelors, future art teachers for state final certification; regulatory documents were studied – the Federal Educational Standard of Primary and Basic General Education and Federal state requirements in the field of art education, a comparative analytical research method was used. The results of the study are the basic requirements presented in the article for the content and quality of materials performed for passing the state exam and final qualifying work. The criteria for evaluating the results are indicated in the materials of the article. In conclusion, the following is determined: the analysis of the results of the state final certification, which took place in the 2023/2024 academic year, showed the relevance of mastering the concept of «ornament» in the context of the development of author's educational and methodological materials and in the process of performing an artistic, creative, educational and methodological or research project, regardless of the module of professional training of future art teachers in various fields.- spatial arts. The publication was prepared within the framework of the project «Didactic Significance of Ornament as an Element of the Content of Art Education, Forming All Levels of Competence of an Artist-Teacher», supported within the framework of the competition for the implementation of promising fundamental research works by scientists – candidates of sciences of the Herzen State Pedagogical University.
conceptualization
ornament
content of professional training
teacher-artist
bachelor
state final certification
state exam
final qualification work

Введение

Обучение в высшей школе представляет собой поступательное «движение вверх» по особому, специально разработанному образовательному маршруту. Традиционно все время, за которое обучающийся должен освоить содержание профессиональной подготовки, разделено на отрезки (семестры, курсы), обучение в каждом из которых завершается проверкой усвоенных материалов – промежуточной аттестацией. Полученная оценка является не только индикатором уровня освоения материалов и сформированности компетенций, но и пропуском на следующий этап образовательного маршрута. Освоение всего содержания профессиональной подготовки завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА), во время которой обучающийся должен сдать государственный экзамен и защитить выпускную квалификационную работу. Успешное прохождение процедуры ГИА является основанием для получения диплома о высшем образовании и подтверждением профессиональной компетентности выпускника.

В настоящее время вопросы качественной подготовки будущего педагога-художника и объективной оценки его профессиональной компетентности являются одними из важнейших в системе высшего образования, о чем свидетельствуют многочисленные исследования [1, 2]. Есть мнение о необходимости сохранения и структурирования непрерывного художественного образования [3]; рассматриваются вопросы построения индивидуального образовательного маршрута [4]; выявляется проблема недостаточности времени для подготовки к ГИА: «Выпускная квалификационная бакалаврская работа выполняется студентами в сложных условиях, так как учебная нагрузка на выпускном курсе достаточно высока, и график учебного процесса включает в себя полноценное освоение компетенций различных дисциплин и практик вплоть до конца мая» [5, с. 72]. Следовательно, поиск валидных способов повышения качества подготовки педагогов-художников и объективной оценки сформированности их профессиональной компетентности является актуальной задачей педагогического сообщества.

Данная статья является логическим продолжением исследовательской работы, результаты которой изложены и опубликованы автором в нескольких статьях: «Концептуализация в художественном образовании: формирование актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников» [6] и «Построение содержания профессиональной подготовки педагогов-художников на основании ее концептуализации» [7]. Идея (модель) концептуализации содержания профессиональной подготовки педагога-художника отражена на рисунке.

Идея (модель) концептуализации содержания профессиональной подготовки педагога-художника

Процесс концептуализации заключается в освоении концепта «орнамент» – «крупной дидактической единицы, обладающей универсальными и интеграционными свойствами, отражающей сущностные характеристики изучаемого» [6]. Автором определено, что таким концептом является «орнамент», гармонично встраиваемый практически во все модули учебного плана [7], а освоение концепта обучающимися содействует формированию корпуса всех предусмотренных учебным планом компетенций, включая профессиональные художественные.

Цель исследования: определить роль концептуализации в формировании результатов освоения содержания профессиональной подготовки педагогов-художников и в процессе их оценивания.

Материалы и методы исследования

В работе были использованы актуальные научно-исследовательские материалы, освещающие особенности подготовки бакалавров, будущих педагогов-художников к ГИА; изучены нормативные документы (ФГОС и ФГТ в области художественного образования); проанализированы результаты ГЭ и ВКР 2023/2024 учебного года (в институте художественного образования Герценовского университета). Метод исследования – сравнительно-аналитический.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с гипотезой авторского исследования «Концептуализация содержания современной профессиональной подготовки педагогов-художников», итоговая аттестация как завершающий процесс всего образовательного маршрута будущих педагогов разных направлений визуально-пространственных искусств должна продемонстрировать: «освоение орнамента как концепта содержания художественного образования в контексте современной профессиональной подготовки педагогов-художников будет содействовать формированию знаний и умений в различных областях художественно-творческой деятельности» [6], а также развитию креативности мышления в области методики преподавания художественных дисциплин.

Для подтверждения гипотезы рассмотрим особенности организации и проведения ГИА будущих педагогов-художников и определим правомерность высказанного предположения.

В 2020/2021 учебном году в институте художественного образования Герценовского университета были разработаны актуальные формы и содержание государственной итоговой аттестации. Традиционно ГИА состоит из двух равнозначимых процедур: подготовка и сдача государственного экзамена; выполнение и защита выпускной квалификационной работы. В новых реалиях изменились содержание и требования к ГЭ и ВКР: государственный экзамен бакалавров представляет собой «профессиональное задание» – авторскую разработку и защиту на основе ФГОС (ИЗО в системе общего образования) или ФГТ (в системе дополнительного художественного образования) комплекса учебно-методических материалов (УММ); ВКР представляет собой художественно-творческий или учебно-методический проект, при необходимости сопровождаемый теоретическими материалами в виде пояснительной записки, или теоретический учебно-исследовательский проект.

Подготовка к государственному экзамену была структурирована и включена в содержание педагогических практик, результаты которых (концепция авторской программы занятий, создание наглядных материалов и пр.) интегрируются в корпус материалов для сдачи ГЭ. Профессиональное задание будущих выпускников состоит из нескольких задач:

1) формулировка цели и задачи цикла художественно-творческих занятий (3–5);

2) разработка содержания авторских учебно-методических материалов (на основе анализа нормативных документов и с учетом реального календарного планирования);

3) разработка календарного плана на 1 год обучения (предполагается авторская корректировка реального плана не более чем на 30%);

4) разработка и выполнение необходимых для проведения занятий дидактических материалов;

5) апробация авторских материалов в рамках педагогической стажерской практики (7-й семестр, бакалавры дневной формы обучения; 9-й семестр, бакалавры заочной формы обучения), и фиксация (фото/видео) процесса проведения занятий;

6) анализ полученных образовательных результатов, включающих объекты детского художественного творчества, самоанализ;

7) выполнение электронной презентации, включающей все разработанные материалы.

Важным этапом в подготовке к государственному экзамену является апробация авторских учебно-методических материалов во время стажерской педагогической практики, завершающей образовательный маршрут бакалавра.

Вторая часть ГИА – «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы» – предполагает выполнение проекта (художественно-творческого / учебно-методического / исследовательского) и его презентацию. Художественно-творческий (в материалах и техниках визуально-пространственных искусств) и учебно-методический (рабочая тетрадь, тетрадь для творческих работ, методические рекомендации, хрестоматия и т.д.) проекты предполагают наличие теоретического материала – пояснительной записки, в которой содержатся обоснование выбора темы, описание хода работы, историко-искусствоведческие сведения и др. Подробная информация о содержании и алгоритме выполнения всех составляющих ВКР размещена на сайте Герценовского университета в разделе «Программа ГИА ОПОП ВО программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) “Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства” квалификация бакалавр» и находится в открытом доступе, что значительно облегчает работу самих выпускников и членов государственной аттестационной комиссии. Работа над ВКР ведется планомерно, под руководством дипломного руководителя, что позволяет оптимизировать подготовку к государственной итоговой аттестации и скоррелировать цели, задачи, содержание выпускной квалификационной работы и государственного экзамена.

Опыт проведения актуализированной процедуры ГИА показал, насколько важно продумать единство и целостность работы над ВКР и ГЭ, в частности определиться с выбором одних и тех же материалов и техник для выполнения художественно-творческого проекта в целях разработки цикла авторских творческих занятий, наглядных и дидактических материалов, необходимых в рамках подготовки учебно-методических материалов. При соблюдении этих условий (единства и целостности ВКР и ГЭ) будущий педагог сможет более качественно продумать цикл занятий, методику создания работы, ход работы – основные этапы, способы выполнения отдельных элементов или технических приемов. Знание технологии и материалов поможет успешно провести занятия с детской аудиторией в рамках стажерской педагогической практики.

Первые результаты обновленного формата государственной итоговой аттестации (в условиях экспериментального исследования – концептуализации содержания профессиональной подготовки педагогов-художников) были продемонстрированы в 2023/2024 учебном году обучающимися по направлению 44.03.01 Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, по модулям: «Живопись», «Графика и скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусствоведение и педагогика искусства».

Представление авторских материалов в рамках государственного экзамена продемонстрировало: возможность освоения концепта «орнамент» в контексте знакомства с методиками преподавания дисциплины «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе [8–10]; знание обучающихся в области методики основного и дополнительного художественного образования; достаточную вариативность в разработке заданий и постановке учебных задач в условиях соответствия актуальным ФГОС и ФГТ. Анализ содержания Федеральных рабочих программ начального и основного общего образования «Изобразительное искусство» [11, с. 4; 12, с. 5] и дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области «Искусство» [13] («Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Дизайн», «Архитектура») выявил значительный корпус циклов занятий, в которых «орнамент» является основной темой для творческого освоения или теоретического исследования. Большая часть презентаций и наглядных материалов, представленных обучающимися в процессе сдачи государственного экзамена, стала демонстрацией знания и понимания основ формальной композиции, ритмической организации изображений и текстовых блоков, работы со шрифтами, общей культуры подачи материала. Все эти компетенции формируются в процессе освоения концепта «орнамент». Основные требования и критерии оценивания государственного экзамена представлены в таблице 1.

Таблица 1

Государственный экзамен. Основные требования и критерии оценивания

Учебно-методические материалы (УММ)

 

Представленные УММ должны демонстрировать сформированность профессиональных компетенций педагога-художника на уровне, соответствующем уровню обучения – бакалавриат, включая: знание и понимание основных положений ФГОС и ФГТ, умение разрабатывать календарный план (на 1 год, в соответствии с требованиями образовательного стандарта); умение разрабатывать содержание образовательного контента; формулировать цели и задачи художественно-творческих занятий

Разработка и выполнение наглядных дидактических материалов (НДМ)

 

Представленные материалы должны демонстрировать: соответствие НДМ целям и задачам занятий; соответствие уровню подготовки аудитории к восприятию образовательного контента; знание и понимание методов создания НДМ; знание основ формальной композиции; визуальную грамотность; владение цифровыми графическими редакторами; общую культуру подачи

Апробация авторских материалов

Представленные материалы должны демонстрировать: процесс апробации УММ (в виде качественных фото- или видеоизображений), созданных в рамках педагогической стажерской практики

Анализ полученных образовательных результатов, самоанализ

 

Представленные материалы должны демонстрировать: объекты детского художественного творчества, созданные в рамках проведенных занятий; критериальное оценивание результатов (в устной форме); самоанализ, включающий рассмотрение предполагаемых и полученных результатов апробации авторских УММ (в устной форме)

Электронная презентация

Представленные материалы должны демонстрировать: наличие всех компонентов УММ, анализа и результатов апробации УММ; знание основ формальной и шрифтовой композиции; владение цифровыми графическими редакторами; общую культуру подачи

Ответы на дополнительные вопросы членов ГЭК

Должны демонстрировать: знание и понимание основ методики преподавания художественно-творческих дисциплин; знание необходимой учебно-методической и научно-исследовательской литературы в области педагогики искусства; эрудированность; компетентность; визуальную грамотность; общую культуру личности

Анализ выпускных квалификационных работ, защищенных в этом году, выявил значительный объем произведений, в которых «орнамент» является основой художественно-пластического содержания. Отметим, что обращение к орнаменту не является прерогативой обучающихся только модуля «Декоративно-прикладное искусство». В художественно-творческих проектах, выполненных традиционными графическими средствами, отмечаются произведения, в которых орнамент как система ритмически организованных типизированных элементов является важной составляющей или даже определяет художественно-пластический характер произведения (серии графических листов по мотивам различных национальных эпосов; оформление, в том числе и шрифтовое, иллюстрации к литературным произведениям и пр.). Освоение концепта «орнамент» помогает и при создании живописных произведений, в которых также может быть прямое обращение к орнаменту – как к традиционному языку создания декоративной составляющей произведения, так и как к способу ритмической организации авторских колористических элементов. Анализ ВКР (художественно-творческих проектов) показал сформированность художественных компетенций на уровне, соответствующем профессиональной подготовке бакалавра. Концептуализация (освоение концепта «орнамент») играет значимую роль в этом процессе, так как орнамент (и его различные проявления) «являются ярким примером основных аспектов визуально-пространственных искусств: композиционного построения, ритмической, колористической и тональной организации элементов произведения; характеристики художественных стилей; этнографической принадлежности и пр.» [7]. Необходимые в контексте профессиональной подготовки педагогов-художников понимание, определение и изучение этих аспектов проходят наиболее доступно и продуктивно именно на «орнаментальных» примерах.

Определение уровня и качества ВКР будет неполным без рассмотрения результатов работы над теоретической частью. Опыт исследовательской и аналитической деятельности, полученный обучающимися в процессе освоения материалов лекционно-практического курса «Искусство орнамента», отражается в написании текста (пояснительной записки, исследовательского проекта) или в разработке презентационного портфолио, дидактических материалов, оформлении рабочей тетради и ином (в рамках учебно-методической работы). Теоретические и практические знания и навыки, полученные в контексте освоения концепта «орнамент», помогают обучающимся грамотно ответить на дополнительные вопросы профессионалов (педагогов и работодателей) – членов экзаменационной комиссии, продемонстрировать не только уровень художественно-творческих способностей, но и широкий кругозор и визуальную грамотность в области художественного образования. Основные требования и критерии оценивания выпускной квалификационной работы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выпускная квалификационная работа. Основные требования и критерии оценивания

Художественно-творческий проект и пояснительная записка

Представление в полном объеме, демонстрирующем: владение на высоком профессиональном уровне материалами и техниками области искусства, соответствующей профилю подготовки; знание и понимание основных аспектов изобразительного, декоративного искусства и дизайна; креативность мышления и высокий уровень художественно-творческих способностей; в пояснительной записке должны содержаться все необходимые составляющие научно-аналитического текста, раскрывающие цели, задачи, методы и этапы работы над художественно-творческим проектом, историко-искусствоведческая справка, выводы и список использованной литературы

Учебно-методический проект

и пояснительная записка

Представление в полном объеме (в форме рабочей тетради, дидактических материалов, маршрутных листов для обучающих экскурсий и пр.), демонстрирующем: уровень, соответствующий профессиональной подготовке, знание и понимание основных аспектов методики преподавания визуально-пространственных искусств; креативность мышления и высокий уровень творческих способностей; в пояснительной записке должны содержаться все необходимые составляющие научно-аналитического текста, раскрывающие цели, задачи, методы и этапы работы над учебно-методическим проектом, выводы и список библиографических и интернет-источников

Исследовательский проект

Представление в полном объеме, демонстрирующем: соответствие уровню профессиональной подготовки; владение методами научно-исследовательской деятельности в контексте преподавания теории визуально-пространственных искусств; креативность мышления и высокий уровень аналитических способностей. Текст работы должен быть грамотно структурирован, содержать все необходимые материалы, раскрывающие цели, задачи, методы исследования, этапы работы над исследованием, необходимые выводы и список использованной литературы

Ответы на дополнительные вопросы членов ГЭК

Должны демонстрировать: понимание основ художественно-творческой, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности; эрудированность; компетентность; визуальную грамотность; общую культуру личности

Заключение

Анализ государственной итоговой аттестации 2023/2024 учебного года показал положительные результаты освоения концепта «орнамент» независимо от выбранного модуля обучения будущими педагогами художниками – как в контексте подготовки к ВКР (в художественно-творческих и в учебно-методических проектах), так и в контексте подготовки в государственному экзамену (разработка учебно-методических материалов для основного и дополнительного художественного образования).

Освоение концепта «орнамент» позволит обучающимся успешно подготовиться к проведению стажерской практики, разработке авторских учебно-методических и наглядных материалов, с учетом профиля образовательной организации, возраста и подготовки детской аудитории.