Введение
При современном развитии общества его важной структурной составляющей являются тенденции к цифровизации привычных процессов, связанных как с бытовыми задачами, так и со сложными производственными процессами на рабочих местах. Цифровизация образовательного процесса вносит значительные изменения в привычные формы обучения. Виртуальные лекции и семинары, учебные платформы, а также возможности дистанционного взаимодействия с преподавателями позволяют студентам получать знания без необходимости физического присутствия в аудиториях. Это открывает новые горизонты для обмена знаниями и опытом, улучшая доступность и гибкость образовательного процесса. Важной частью таких процессов является получение высшего образования.
Кроме этого, современные информационные технологии позволяют внедрять в учебный процесс передовые методы анализа данных и искусственного интеллекта, что не только облегчает процесс оценки успеваемости студентов, но и дает возможность создавать индивидуальные учебные траектории. Внедрение современных технологий в образовательный процесс способствует более глубокому пониманию учебного материала и повышению уровня компетенций будущих специалистов.
Цифровизация также способствует интеграции высшего образования и рынка труда. Университеты и компании все чаще сотрудничают в области исследования и разработки новых технологий, создавая тем самым новые образовательные программы, ориентированные на потребности современных производственных процессов. Все это не только позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, необходимые для успешной карьеры в цифровую эпоху, но и способствует их международной интеграции. Студенты из различных стран могут легко принимать участие в совместных проектах, обмениваться знаниями и культурным опытом, не покидая своих родных стран. Это помогает глобальному развитию научного и образовательного потенциала, а также укреплению международных связей и сотрудничества.
Согласно исследованию, проводимому Научно-исследовательским университетом – Высшая школа экономики, от 2023 года: «Попрограммам бакалавриата, специалитета, магистратуры в2022/23 учебном году учились 4,1 млн человек. Наблюдавшееся ранее сокращение их численности сменилось ростом: +2,1% относительно 2021/22 учебного года», «Выпуск изроссийских вузов попрограммам бакалавриата, специалитета имагистратуры в2022г. составил 816,3тыс. человек(на3тыс. человек больше относительно 2021г.)» [1, c. 11].
Такие показатели прямо указывают на рост как желания, так и потребности в получении высшего образования разного уровня, без исключения.
Так, ученый Е.Л. Давыдова указывает на актуальность дополнительного исследования вопросов, связанных с цифровой трансформацией системы образования [2]. Среди предложений имеется проведение сравнительного анализа между обучающимися по старой системе образования, включающей очные занятия студентов, без привлечения технологий онлайн-образования, и по новой системе с применением таковых, для выявления качества получаемого образования и изучения факторов мотивации у новых студентов.
Проведение такого анализа представляется актуальной задачей в условиях цифровизации образования. Важно понять, как изменение формата обучения влияет на восприятие студентов, их успеваемость и мотивацию к обучению. Исследования показывают, что традиционные очные занятия способствуют созданию более тесных связей между студентами и преподавателями, что может оказаться важным фактором в процессе обучения [2]. Преподаватель имеет возможность непосредственного вовлечения студентов в обучающий процесс, а также оперативного реагирования на их вопросы и потребности. Очное обучение также способствует развитию коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе, что немаловажно для будущей профессиональной деятельности студентов.
Однако новая система с применением онлайн-технологий предоставляет студентам большую гибкость и самостоятельность в организации учебного процесса. Доступ к учебным материалам в любое время и из любого места позволяет студентам адаптировать обучение под свой индивидуальный график, что особенно актуально для работающих студентов или тех, кто совмещает учебу с другими обязательствами. При этом такая модель обучения требует высокой степени самодисциплины и самоорганизации, так как отсутствие регулярного контроля со стороны преподавателя может привести к снижению мотивации и вовлеченности в учебный процесс.
Таким образом, в настоящей статье будут рассмотрены не только вопросы современности, но и исторические предпосылки развития системы онлайн-образования, а также возможные риски при том или ином сценарии его развития.
Цель исследования
Цель исследования заключается в анализе актуальных вопросов, связанных с трансформацией права на высшее образование, глобальных трендов в области онлайн-образования и влияния цифровизации на законодательные основы в Российской Федерации. Также важными вопросами являются всесторонняя оценка проблем, возникающих при получении образования в дистанционном формате, и изучение возможных рисков, связанных с переходом на онлайн-обучение.
Материал и методы исследования
Материалы исследования включают научные статьи, монографии, авторефераты, диссертации и другие источники, посвященные актуальным вопросам трансформации права на высшее образование, цифровизации жизни общества, глобальным трендам в онлайн-образовании, проблемам дистанционного обучения, использованию персональных данных и развитию законодательной базы в сфере онлайн-образования.
Методы исследования включают анализ существующих научных работ, сравнение различных подходов и систем онлайн-образования, оценку проблем и рисков, связанных с дистанционным обучением, а также анализ технологических, социальных и экономических аспектов качества образования.
Результаты исследования и их обсуждение
При изучении исторического аспекта отметим, что первые упоминания о становлении образовательной системы прослеживаются в период Древней Руси, тогда князь Владимир учредил школы для получения образования детьми из знатных родов, однако такое образование было лишь началом системы образования и не приобрело большого масштаба.
Основной проблемой того времени явилась общая безграмотность, что тянула развитие целого государства назад, не давая ему развиваться в полной мере.
Исследователи отмечают, что в XV–XVII веках образовательную роль берет на себя церковь, таким образом, образование становится религиозным. Так, появляются церковно-приходские и городские школы. Первые имели уклон в духовное образование, а вторые являлись просветительскими школами. При основной проблеме в общей безграмотности населения зарождалось, прежде всего, понимание человеком необходимости обучения для удовлетворения своих потребностей независимо от формы обучения. Однако важно отметить тот факт, что такое образование носило сословный характер и получить его могли только люди знатного происхождения [3].
При зарождении образовательной системы в России можно отследить четкое разграничение в праве на получение такого образования. Как правило, на протяжении многих веков его могли получить только люди знатного рода, и только позднее, в период правления Петра I, образовательная система становится доступной для всех сословий.
Как отмечает ученый М.М. Ожиганова: «При формировании системы высшего образования основную роль сыграли реформы Петра, при нем были открыты семь светских учебных заведений, доступных для более широкого круга лиц, хоть такое образование и имело условно сословный характер» [4, c. 512].
Об обязательности обучения начинают говорить лишь после 1917 года, тогда одной из основных задач государства было образование. Важно отметить, что речь шла о формировании как начального образования, так и высшего, основанного на полностью безвозмездной системе, то есть система была создана для всех и получение образования абсолютно ничего не стоило.
Как свидетельствуют исследования Н.В. Смирновой: «В XIX столетии вместе с развитием системы общего образования постепенно формируется законодательная база, регламентирующая порядок функционирования университетов и доступ представителей различных сословий к высшему образованию, вплоть до революционных событий 1917 года российская высшая школа сохраняла элитарный характер, оставаясь недосягаемой для широких слоев населения» [5, c. 143].
С течением времени советская власть пришла к реализации задуманной идеи, образование действительно становится бесплатным, но происходит это лишь к 1960-м годам.
Советская власть вводит несколько видов образовательных программ:
– обязательное 8-летнее образование;
– профессионально-техническое образование.
Таким способом власть поддерживает работоспособность всех предприятий страны, в сознании граждан система образования – неотъемлемая часть жизни. Не имея образования, построить жизнь невозможно. С каждым годом открывается все больше техникумов при крупнейших предприятиях страны. Так, к 1990 году 99% населения имело начальное образование, 78% населения имело образование по профессии [6].
Рассматривая современный период, отметим, что само право на высшее образование закреплено в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах. Однако при нормативном закреплении ряд ученых отмечают определенные трудности в вопросе реализации права на высшее образование. Связано это как с социально-экономическими проблемами, так и с недостаточным реформированием системы высшего образования.
Некоторые ученые отмечает, что, несмотря на фактическое закрепление права на высшее образование в Конституции Российской Федерации, имеется проблема в недостаточном регулировании образовательной сферы с учетом технологической, цифровой трансформации.
Ученый А.Ж. Якушев считает, что: «Стремительное технологическое развитие и массовая цифровизация всех сфер жизни оказывают глубокое трансформирующее воздействие на систему высшего образования, что требует адекватной корректировки регулирующих норм, а бурное развитие онлайн-образования и массовых открытых онлайн-курсов актуализирует задачу законодательной регламентации качественных стандартов для цифровых форматов обучения» [7].
По мнению О.Л. Ахсановой: «Одним из важнейших вопросов, связанных с онлайн-реализацией образовательных программ, является надежная защита персональных данных участников такого процесса» [8].
Р.А. Амиров считает, что: «При большом охвате персональных данных участников процесса наиболее важно разработать правовой механизм совершенствования законодательства в области защиты информации, в том числе от кибератак» [9].
Переходя к фактическим проблемам, с которыми уже столкнулась образовательная сфера, стоит отметить, что наибольший импульс развитию цифровых платформ для онлайн-обучения дал COVID-19, после чего все крупные образовательные учреждения перешли на дистанционные форматы образования.
Однако это привело к ряду нерешенных проблем, в том числе:
1) в результате реализации образовательной программы в онлайн-формате существенно снизилось качество образования. Связано это с фактической невозможностью взаимодействия между преподавателем и студентом; отсутствие традиционной формы контроля выполнения заданий, посещения занятий дало отрицательный результат в виде понижения у студентов интереса к изучаемой дисциплине;
2) переход на дистанционную форму обучения повысил фактор стресса у многих преподавателей; связано это с быстрым введением нового онлайн-формата взаимодействия между преподавателем и студентом, что также вызывает снижение качества образования;
3) студенты из отдаленных населенных пунктов Российской Федерации не всегда имели возможность проходить онлайн-обучение в силу различных факторов, например нехватки технических ресурсов;
4) длительное нахождение студента за компьютером негативно сказывается на его качестве жизни. Низкая физическая активность способна вызвать проблемы с осанкой, частое нахождение за компьютером – проблемы со зрением и т.д.;
5) исключительно онлайн-обучение ведет к формированию клипового мышления, то есть к неверному трактованию общеизвестных фактов, невозможности логичного анализа ситуаций;
6) у студента возникает малый мотивационный отклик;
7) трудоемкость и дороговизна такого проекта обусловливают у организаций сложности в создании единой системы онлайн-обучения.
Таким образом, при совершенствовании законодательства в области права на высшее образование в период цифровой трансформации общества законодателю следует придерживаться следующих принципов:
- каждый законопроект должен разрабатываться с учетом мнения профессорско-преподавательского состава, иметь конкретные сроки и цели;
- профессорско-преподавательский состав должен быть освобожден от повторяющихся административных задач, часть из которых должна быть переложена на административный состав;
- получение образования не должно считаться предоставляемой услугой, а отчисление студента из университета не должно существенно сказываться на финансовой стабильности учебного заведения;
- новые образовательные программы, реализуемые на онлайн-платформах, должны вводиться в образовательный процесс постепенно и должны иметь отдельные методические рекомендации, включая пошаговые инструкции по использованию онлайн-платформы.
Таким образом, при нахождении образовательной сферы в более выигрышном положении, нежели законодательной, можно сделать вывод о том, что: при стремительном развитии системы онлайн-образования в силу различных факторов законодатель не успевает регулировать механизмы взаимодействия между научным сообществом и обучающимся. Так возникает ряд проблем, которые было бы возможно разрешить намного раньше, еще в период пандемии, когда данный вопрос стоял более остро, нежели сейчас, и требовал незамедлительного вмешательства [10]. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что отсутствие четких и понятных правовых норм, регулирующих онлайн-образование, порождает правовую неопределенность. Это касается прав и обязанностей как образовательных учреждений, так и самих обучающихся. В условиях, когда образовательные программы массово переходят в онлайн-формат, особенно важно определить правовые рамки использования цифровых технологий и защиты персональных данных обучающихся.
Следующим важным аспектом является обеспечение качества образовательных услуг в онлайн-формате. Законодательные акты должны содержать конкретные критерии, по которым будет оцениваться эффективность таких программ. Ведение постоянного мониторинга и обеспечение контроля со стороны компетентных органов позволят повысить доверие к онлайн-образованию и минимизировать риски получения некачественного образования. В этом контексте также стоит учесть необходимость регулярного обновления законодательства в соответствии с технологическими и социальными изменениями.
Не менее значимым является вопрос равенства доступа к образованию. В условиях стремительно растущей популярности онлайн-обучения законодатель обязан гарантировать, что все слои населения имеют равные возможности для получения доступа к образовательным ресурсам. Это включает в себя предоставление необходимого оборудования и доступа к Интернету для малообеспеченных категорий граждан, а также разработку программ, направленных на поддержку и адаптацию тех, кто испытывает сложности с переходом на новый формат обучения.
В конечном счете, синхронизация образовательной и законодательной сфер должна происходить на основании тесного сотрудничества между представителями академического сообщества и правотворческими органами. Создание специальных рабочих групп, которые будут заниматься изучением текущих проблем и предложением решений, могло бы стать действенным механизмом, способствующим своевременному и грамотному реагированию на возникающие вызовы в системе онлайн-образования.
Несмотря на существенные трудности, качественное образование по-прежнему остается одной из основных задач в деятельности государства, и для ее реализации в современной России есть все возможности.
Заключение
Таким образом, при планировании государством цели по достижению качественного онлайн-образования необходимо провести аналитическую работу по улучшению технологических возможностей в данной сфере, создать лицензированную онлайн-платформу для обучения студентов всех вузов и направлений, установить законодательные стандарты качества такого вида образования, проработать вопрос о сохранности персональных данных и их утечке, разработать единый механизм взаимодействия между студентом и преподавателем с указанием критериев оценивания по дисциплине и возможностью получения студентом дополнительной обратной связи.
При соблюдении этих принципов возрастет качество получаемого онлайн-образования, повысится спрос на получение образования в дистанционной форме, при наличии единой системы для участия в онлайн-занятиях все больше преподавателей смогут обмениваться опытом, а студенты – развиваться в выбранном ими направлении.