Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RIGHT TO HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

Baranov D.A. 1
1 St. Petersburg State University Aerospace Instrumentation
This scientific article discusses topical issues related to the transformation of the right to higher education and trends related to this phenomenon. Attention is also paid to the analysis of the process of digitalization of society's life and its impact on changing the legislative framework in the Russian Federation. Global trends related to online education and the use of digital technologies in the learning process are compared. The article presents a comprehensive assessment of the problems that arise when receiving education in a distance format. Special attention is paid to the issue of the use of personal data of students and teachers, as well as the possible limits of their use and dissemination. The study covers the problem of the development of the legislative framework related to online education, and includes a comparative analysis between the already existing system in the Russian Federation and other countries. The article considers not only topical issues of our time, but also the historical prerequisites for the development of the online education system, as well as possible risks associated with one or another scenario of its development. The arguments of scientists about the possible risks of a full transition to online education are presented. The question of whether online education can make higher education more accessible or, on the contrary, exacerbate existing problems is being considered. The article analyzes the influence of various factors on the quality of education, including technological, social and economic aspects. The arguments for and against various models of digital learning, as well as possible strategies for their implementation in educational systems, are presented. Possible ways to improve the legislative framework for creating the most effective and fair online education system are being considered.
digital transformation
the right to education
higher education
digital educational environment
online education
distance learning
personal data protection
regulation of digital education

Введение

При современном развитии общества его важной структурной составляющей являются тенденции к цифровизации привычных процессов, связанных как с бытовыми задачами, так и со сложными производственными процессами на рабочих местах. Цифровизация образовательного процесса вносит значительные изменения в привычные формы обучения. Виртуальные лекции и семинары, учебные платформы, а также возможности дистанционного взаимодействия с преподавателями позволяют студентам получать знания без необходимости физического присутствия в аудиториях. Это открывает новые горизонты для обмена знаниями и опытом, улучшая доступность и гибкость образовательного процесса. Важной частью таких процессов является получение высшего образования.

Кроме этого, современные информационные технологии позволяют внедрять в учебный процесс передовые методы анализа данных и искусственного интеллекта, что не только облегчает процесс оценки успеваемости студентов, но и дает возможность создавать индивидуальные учебные траектории. Внедрение современных технологий в образовательный процесс способствует более глубокому пониманию учебного материала и повышению уровня компетенций будущих специалистов.

Цифровизация также способствует интеграции высшего образования и рынка труда. Университеты и компании все чаще сотрудничают в области исследования и разработки новых технологий, создавая тем самым новые образовательные программы, ориентированные на потребности современных производственных процессов. Все это не только позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, необходимые для успешной карьеры в цифровую эпоху, но и способствует их международной интеграции. Студенты из различных стран могут легко принимать участие в совместных проектах, обмениваться знаниями и культурным опытом, не покидая своих родных стран. Это помогает глобальному развитию научного и образовательного потенциала, а также укреплению международных связей и сотрудничества.

Согласно исследованию, проводимому Научно-исследовательским университетом – Высшая школа экономики, от 2023 года: «Попрограммам бакалавриата, специалитета, магистратуры в2022/23 учебном году учились 4,1 млн человек. Наблюдавшееся ранее сокращение их численности сменилось ростом: +2,1% относительно 2021/22 учебного года», «Выпуск изроссийских вузов попрограммам бакалавриата, специалитета имагистратуры в2022г. составил 816,3тыс. человек(на3тыс. человек больше относительно 2021г.)» [1, c. 11].

Такие показатели прямо указывают на рост как желания, так и потребности в получении высшего образования разного уровня, без исключения.

Так, ученый Е.Л. Давыдова указывает на актуальность дополнительного исследования вопросов, связанных с цифровой трансформацией системы образования [2]. Среди предложений имеется проведение сравнительного анализа между обучающимися по старой системе образования, включающей очные занятия студентов, без привлечения технологий онлайн-образования, и по новой системе с применением таковых, для выявления качества получаемого образования и изучения факторов мотивации у новых студентов.

Проведение такого анализа представляется актуальной задачей в условиях цифровизации образования. Важно понять, как изменение формата обучения влияет на восприятие студентов, их успеваемость и мотивацию к обучению. Исследования показывают, что традиционные очные занятия способствуют созданию более тесных связей между студентами и преподавателями, что может оказаться важным фактором в процессе обучения [2]. Преподаватель имеет возможность непосредственного вовлечения студентов в обучающий процесс, а также оперативного реагирования на их вопросы и потребности. Очное обучение также способствует развитию коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе, что немаловажно для будущей профессиональной деятельности студентов.

Однако новая система с применением онлайн-технологий предоставляет студентам большую гибкость и самостоятельность в организации учебного процесса. Доступ к учебным материалам в любое время и из любого места позволяет студентам адаптировать обучение под свой индивидуальный график, что особенно актуально для работающих студентов или тех, кто совмещает учебу с другими обязательствами. При этом такая модель обучения требует высокой степени самодисциплины и самоорганизации, так как отсутствие регулярного контроля со стороны преподавателя может привести к снижению мотивации и вовлеченности в учебный процесс.

Таким образом, в настоящей статье будут рассмотрены не только вопросы современности, но и исторические предпосылки развития системы онлайн-образования, а также возможные риски при том или ином сценарии его развития.

Цель исследования

Цель исследования заключается в анализе актуальных вопросов, связанных с трансформацией права на высшее образование, глобальных трендов в области онлайн-образования и влияния цифровизации на законодательные основы в Российской Федерации. Также важными вопросами являются всесторонняя оценка проблем, возникающих при получении образования в дистанционном формате, и изучение возможных рисков, связанных с переходом на онлайн-обучение.

Материал и методы исследования

Материалы исследования включают научные статьи, монографии, авторефераты, диссертации и другие источники, посвященные актуальным вопросам трансформации права на высшее образование, цифровизации жизни общества, глобальным трендам в онлайн-образовании, проблемам дистанционного обучения, использованию персональных данных и развитию законодательной базы в сфере онлайн-образования.

Методы исследования включают анализ существующих научных работ, сравнение различных подходов и систем онлайн-образования, оценку проблем и рисков, связанных с дистанционным обучением, а также анализ технологических, социальных и экономических аспектов качества образования.

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении исторического аспекта отметим, что первые упоминания о становлении образовательной системы прослеживаются в период Древней Руси, тогда князь Владимир учредил школы для получения образования детьми из знатных родов, однако такое образование было лишь началом системы образования и не приобрело большого масштаба.

Основной проблемой того времени явилась общая безграмотность, что тянула развитие целого государства назад, не давая ему развиваться в полной мере.

Исследователи отмечают, что в XV–XVII веках образовательную роль берет на себя церковь, таким образом, образование становится религиозным. Так, появляются церковно-приходские и городские школы. Первые имели уклон в духовное образование, а вторые являлись просветительскими школами. При основной проблеме в общей безграмотности населения зарождалось, прежде всего, понимание человеком необходимости обучения для удовлетворения своих потребностей независимо от формы обучения. Однако важно отметить тот факт, что такое образование носило сословный характер и получить его могли только люди знатного происхождения [3].

При зарождении образовательной системы в России можно отследить четкое разграничение в праве на получение такого образования. Как правило, на протяжении многих веков его могли получить только люди знатного рода, и только позднее, в период правления Петра I, образовательная система становится доступной для всех сословий.

Как отмечает ученый М.М. Ожиганова: «При формировании системы высшего образования основную роль сыграли реформы Петра, при нем были открыты семь светских учебных заведений, доступных для более широкого круга лиц, хоть такое образование и имело условно сословный характер» [4, c. 512].

Об обязательности обучения начинают говорить лишь после 1917 года, тогда одной из основных задач государства было образование. Важно отметить, что речь шла о формировании как начального образования, так и высшего, основанного на полностью безвозмездной системе, то есть система была создана для всех и получение образования абсолютно ничего не стоило.

Как свидетельствуют исследования Н.В. Смирновой: «В XIX столетии вместе с развитием системы общего образования постепенно формируется законодательная база, регламентирующая порядок функционирования университетов и доступ представителей различных сословий к высшему образованию, вплоть до революционных событий 1917 года российская высшая школа сохраняла элитарный характер, оставаясь недосягаемой для широких слоев населения» [5, c. 143].

С течением времени советская власть пришла к реализации задуманной идеи, образование действительно становится бесплатным, но происходит это лишь к 1960-м годам.

Советская власть вводит несколько видов образовательных программ:

– обязательное 8-летнее образование;

– профессионально-техническое образование.

Таким способом власть поддерживает работоспособность всех предприятий страны, в сознании граждан система образования – неотъемлемая часть жизни. Не имея образования, построить жизнь невозможно. С каждым годом открывается все больше техникумов при крупнейших предприятиях страны. Так, к 1990 году 99% населения имело начальное образование, 78% населения имело образование по профессии [6].

Рассматривая современный период, отметим, что само право на высшее образование закреплено в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах. Однако при нормативном закреплении ряд ученых отмечают определенные трудности в вопросе реализации права на высшее образование. Связано это как с социально-экономическими проблемами, так и с недостаточным реформированием системы высшего образования.

Некоторые ученые отмечает, что, несмотря на фактическое закрепление права на высшее образование в Конституции Российской Федерации, имеется проблема в недостаточном регулировании образовательной сферы с учетом технологической, цифровой трансформации.

Ученый А.Ж. Якушев считает, что: «Стремительное технологическое развитие и массовая цифровизация всех сфер жизни оказывают глубокое трансформирующее воздействие на систему высшего образования, что требует адекватной корректировки регулирующих норм, а бурное развитие онлайн-образования и массовых открытых онлайн-курсов актуализирует задачу законодательной регламентации качественных стандартов для цифровых форматов обучения» [7].

По мнению О.Л. Ахсановой: «Одним из важнейших вопросов, связанных с онлайн-реализацией образовательных программ, является надежная защита персональных данных участников такого процесса» [8].

Р.А. Амиров считает, что: «При большом охвате персональных данных участников процесса наиболее важно разработать правовой механизм совершенствования законодательства в области защиты информации, в том числе от кибератак» [9].

Переходя к фактическим проблемам, с которыми уже столкнулась образовательная сфера, стоит отметить, что наибольший импульс развитию цифровых платформ для онлайн-обучения дал COVID-19, после чего все крупные образовательные учреждения перешли на дистанционные форматы образования.

Однако это привело к ряду нерешенных проблем, в том числе:

1) в результате реализации образовательной программы в онлайн-формате существенно снизилось качество образования. Связано это с фактической невозможностью взаимодействия между преподавателем и студентом; отсутствие традиционной формы контроля выполнения заданий, посещения занятий дало отрицательный результат в виде понижения у студентов интереса к изучаемой дисциплине;

2) переход на дистанционную форму обучения повысил фактор стресса у многих преподавателей; связано это с быстрым введением нового онлайн-формата взаимодействия между преподавателем и студентом, что также вызывает снижение качества образования;

3) студенты из отдаленных населенных пунктов Российской Федерации не всегда имели возможность проходить онлайн-обучение в силу различных факторов, например нехватки технических ресурсов;

4) длительное нахождение студента за компьютером негативно сказывается на его качестве жизни. Низкая физическая активность способна вызвать проблемы с осанкой, частое нахождение за компьютером – проблемы со зрением и т.д.;

5) исключительно онлайн-обучение ведет к формированию клипового мышления, то есть к неверному трактованию общеизвестных фактов, невозможности логичного анализа ситуаций;

6) у студента возникает малый мотивационный отклик;

7) трудоемкость и дороговизна такого проекта обусловливают у организаций сложности в создании единой системы онлайн-обучения.

Таким образом, при совершенствовании законодательства в области права на высшее образование в период цифровой трансформации общества законодателю следует придерживаться следующих принципов:

- каждый законопроект должен разрабатываться с учетом мнения профессорско-преподавательского состава, иметь конкретные сроки и цели;

- профессорско-преподавательский состав должен быть освобожден от повторяющихся административных задач, часть из которых должна быть переложена на административный состав;

- получение образования не должно считаться предоставляемой услугой, а отчисление студента из университета не должно существенно сказываться на финансовой стабильности учебного заведения;

- новые образовательные программы, реализуемые на онлайн-платформах, должны вводиться в образовательный процесс постепенно и должны иметь отдельные методические рекомендации, включая пошаговые инструкции по использованию онлайн-платформы.

Таким образом, при нахождении образовательной сферы в более выигрышном положении, нежели законодательной, можно сделать вывод о том, что: при стремительном развитии системы онлайн-образования в силу различных факторов законодатель не успевает регулировать механизмы взаимодействия между научным сообществом и обучающимся. Так возникает ряд проблем, которые было бы возможно разрешить намного раньше, еще в период пандемии, когда данный вопрос стоял более остро, нежели сейчас, и требовал незамедлительного вмешательства [10]. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что отсутствие четких и понятных правовых норм, регулирующих онлайн-образование, порождает правовую неопределенность. Это касается прав и обязанностей как образовательных учреждений, так и самих обучающихся. В условиях, когда образовательные программы массово переходят в онлайн-формат, особенно важно определить правовые рамки использования цифровых технологий и защиты персональных данных обучающихся.

Следующим важным аспектом является обеспечение качества образовательных услуг в онлайн-формате. Законодательные акты должны содержать конкретные критерии, по которым будет оцениваться эффективность таких программ. Ведение постоянного мониторинга и обеспечение контроля со стороны компетентных органов позволят повысить доверие к онлайн-образованию и минимизировать риски получения некачественного образования. В этом контексте также стоит учесть необходимость регулярного обновления законодательства в соответствии с технологическими и социальными изменениями.

Не менее значимым является вопрос равенства доступа к образованию. В условиях стремительно растущей популярности онлайн-обучения законодатель обязан гарантировать, что все слои населения имеют равные возможности для получения доступа к образовательным ресурсам. Это включает в себя предоставление необходимого оборудования и доступа к Интернету для малообеспеченных категорий граждан, а также разработку программ, направленных на поддержку и адаптацию тех, кто испытывает сложности с переходом на новый формат обучения.

В конечном счете, синхронизация образовательной и законодательной сфер должна происходить на основании тесного сотрудничества между представителями академического сообщества и правотворческими органами. Создание специальных рабочих групп, которые будут заниматься изучением текущих проблем и предложением решений, могло бы стать действенным механизмом, способствующим своевременному и грамотному реагированию на возникающие вызовы в системе онлайн-образования.

Несмотря на существенные трудности, качественное образование по-прежнему остается одной из основных задач в деятельности государства, и для ее реализации в современной России есть все возможности.

Заключение

Таким образом, при планировании государством цели по достижению качественного онлайн-образования необходимо провести аналитическую работу по улучшению технологических возможностей в данной сфере, создать лицензированную онлайн-платформу для обучения студентов всех вузов и направлений, установить законодательные стандарты качества такого вида образования, проработать вопрос о сохранности персональных данных и их утечке, разработать единый механизм взаимодействия между студентом и преподавателем с указанием критериев оценивания по дисциплине и возможностью получения студентом дополнительной обратной связи.

При соблюдении этих принципов возрастет качество получаемого онлайн-образования, повысится спрос на получение образования в дистанционной форме, при наличии единой системы для участия в онлайн-занятиях все больше преподавателей смогут обмениваться опытом, а студенты – развиваться в выбранном ими направлении.