Введение
В современном образовательном пространстве все более актуализируется проблема активизации интереса к проектной деятельности как одному из основополагающих принципов профессиональной подготовки обучающихся в условиях вуза.
Актуальность данного исследования сопряжена с противоречиями между:
-объективной потребностью современного общества в широком музыкальном просвещении посредством музыкально-критической деятельности и недостаточно разработанными педагогическими условиями профессиональной подготовки студентов-музыкантов к проектной работе;
-существенной необходимостью развивать у будущих педагогов-музыкантов профессиональные компетенции в области проектной деятельности и низким уровнем вовлечения обучающихся в разработку и реализацию просветительских творческих проектов на базе Приднестровского университета и в масштабах современного социума.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы механизмы формирования готовности будущих специалистов к проектной деятельности в ходе профессиональной подготовки в сфере музыкально-критической, инновационной, просветительской работы?
Цель исследования
В рамках исследования предполагается изучить проблему формирования интеллектуальных ресурсов личности музыканта в области педагогического проектирования и обозначить вектор дальнейшего осуществления проектной работы обучающихся в условиях современного университета в целях становления компетентного специалиста посредством музыкально-критической, музыкально-просветительской деятельности.
Материал и методы исследования:
- анализ методической и научной литературы в контексте формирования проектной компетентности будущего педагога-музыканта;
-изучение работ отечественных авторов по проблеме исследования, нормативных документов, регламентирующих деятельность преподавательского состава высшей школы;
-аккумулирование научно-педагогического опыта авторов на базе вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научно-методических трудов позволил определить содержание проектной деятельности как таковой, содействующей профессиональной успешности будущего педагога-музыканта.
Согласно позиции Г.Н. Новиковой, художественный проект, трактуемый как замысел, ориентированный на преобразование, служит оригинальным ответом на «социальный заказ» современного общества. Это своего рода отклик в художественном формате на социальное явление. Проект направлен на определенную аудиторию и предполагает изучение ее культурных интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных особенностей [1, с. 72].
В области педагогического проектирования современными учеными выделен феномен синтезированного музыкально-художественного проекта как культурного явления, творческого продукта организационно-творческой деятельности, обусловленного этической, агитационной, коммуникативной, эстетически-просветительской функциями. Сформированы признаки подобного рода проектов: инновационность, целевая направленность, скоординированность, адаптивность. Охарактеризована сфера выразительности творческих проектов: героико-историческая, праздничная, лирическая, возвышенно-духовная [2, с. 156–157]. В контексте осуществления концертно-филармонической практики исследователями рассмотрены тематические, исторические, стилистические и монографические исполнительские проекты [3]. Важно отметить образовательную, не коммерческую основу педагогических творческих проектов, направленных на формирование гуманистической установки у будущих специалистов.
Проектная деятельность в условиях музыкально-педагогических вузов предоставляет широкие возможности для творческого самопознания и тестирования приобретенных профессиональных компетенций. Участие в проектах помогает будущим педагогам-музыкантам освоить общественно востребованные навыки просветительской, музыкально-аналитической, музыкально-критической деятельности, что особенно важно в контексте профессиональной реализации, поскольку связано с необходимостью осуществления постоянных информационных контактов и взаимодействия с масс-медиа. Вышеизложенные постулаты актуальны в аспекте намечающихся «тенденций к гибридизации общественно-политических и музыкально-критических медиатекстов» [4].
Курс дисциплины «Музыкальная критика» рассчитан на проведение практических занятий, предполагающих, в том числе, участие обучающихся в различных творческих проектах. Однако подготовка к подобного рода учебно-практической деятельности подразумевает наличие у студентов образовательной базы, знания прочных методологических основ и научного подхода, обеспечиваемых работой преподавателя дисциплины «Музыкальная критика». В связи с этим преподавателю следует ориентировать обучающихся на максимальную самостоятельность в их суждениях и оценках современных музыкальных явлений. Ознакомление с учебной информацией возможно реализовать во взаимосвязи с различными примерами из практики музыкальной жизни, индивидуальными комментариями по отношению к обсуждаемому материалу, а также формулированием собственной позиции в соответствующих дискуссии вопросах. Студентам необходимо осваивать не только предполагаемый программой объем основной литературы, но и разного рода периодические издания, посвященные явлениям искусства и музыки: различные музыкальные журналы, сборники статей, в том числе приднестровскую прессу в ее музыкальных публикациях, как в традиционных бумажных изданиях, так и в электронном формате. Речь идет в равной мере о так называемой академической и популярной музыкальной журналистике [5].
Приступая к проектной деятельности, следует учитывать важное условие успешной работы музыкального критика – это апеллирование к широкому спектру различных научных знаний из смежных областей – литературоведения, искусствознания, культурологии, социологии, истории, философии. Формирование авторской позиции в области музыкальной критики и музыкальной журналистики является доминирующей задачей указанных курсов. Решение творческих проектных заданий в рамках музыкальной критики помогает студентам «оттачивать перо» профессионального музыкального журналиста, стимулирует навыки проектной работы.
В основе успешной реализации студентами любого вида проектной деятельности лежит освоение ряда целей данного курса. Так, необходимо ознакомить обучающихся с основными вопросами теории и истории музыкальной критики; сформировать навыки слухового анализа музыкальных явлений и их оценки, а также способности письменного отражения собственной интерпретации анализируемого материала в музыкально-критической работе. Следует подготовить студентов к компетентному решению актуальных вопросов и задач музыкальной критики, научить свободно пользоваться методикой критического анализа и ведущими жанрами критической литературы; обогатить их воззрения о музыкально-критическом наследии прошлого.
Решение общих задач курса музыкальной критики пересекается с частными проблемами конкретных проектных работ, в ходе которых студентам предоставляется материал по теории музыкальной критики и основным жанровым разновидностям музыкально-критической работы. В целях повышения уровня сформированности умений анализировать музыкальные явления участники проекта должны изучать вопросы истории развития музыкальной критики; осваивать специальные навыки обработки и оценивания изучаемых данных. Все это содействует выявлению авторской позиции, формированию авторской оценки. Кроме этого, привлечение обучающихся к проектной деятельности раскрывает способность создания собственных музыкально-критических работ на актуальные темы современной музыкальной жизни; развивает навыки адаптации в небольших музыкально-критических жанрах (хроника, рецензия, интервью и т.п.), в том числе способствует овладению целостным художественным и стилевым анализом музыкальных произведений и форм исполнительства. Таким способом обеспечивается теоретическая научно-методическая база навыков и умений будущих специалистов, необходимых при разработке и реализации творческих проектов в области музыкальной критики, музыкальной журналистики.
Вовлеченность в проектную деятельность наряду с собственно изучением музыкальной критики способствует формированию у студентов ряда профессиональных компетенций, развитию системного, критического, музыкально-аналитического мышления, владению навыками проектирования журналистской и педагогической работы. Создание креативных проектов в процессе профессиональной подготовки содействует формированию просветительского потенциала личности будущего педагога-музыканта. Преодоление трудностей в процессе реализации проектов в целом зависит от способности систематизировать и обобщать результаты научных исследований в образовательной сфере посредством использования комплекса исследовательских методов. Частное проявление подобного подхода предполагает способность обучающихся анализировать музыкальные произведения с позиции проблематики современной теории музыкального содержания, осмысливать различные явления музыкального искусства и процессы, происходящие в современной мировой художественной культуре.
В свете вышесказанного считаем целесообразным и педагогически обоснованным ввести в образовательную программу спецкурс «Проектирование в области современного музыкального образования».
Область музыкальной журналистики трактуется современными исследователями как специфическая часть музыкальной критики [6]. Виды проектных работ могут проявляться в разнообразных форматах журналистики, имеющих собственную специфику. Это, во-первых, привычный облик письменных публикаций – такая периодика, как журналы, либо вариант листовки. Во-вторых, это журналистика устная, проявляющаяся в основном в масс-медиа и средствах массовых коммуникаций (телевидение и радио). Наконец, в-третьих, наиболее массовый, распространенный и чрезвычайно популярный электронный формат современной музыкальной журналистики – Интернет.
Организация проектной деятельности посредством решения практических творческих заданий, в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине «Музыкальная критика», предполагает выполнение обучающимися следующих видов работы: теоретическое освоение и написание собственных материалов из области музыкальной критики и музыкальной журналистики (письменной и устной) в определенных жанрах содержательного и формального параметров, раскрытых Т.А. Курышевой [7, с. 66–77] (к ним относятся: анонс, аннотация, хроника, репортаж, рецензия, обзор, очерк, статья, фельетон, интервью, беседа, вступительное слово, участие в дискуссии, диспуте и иные), а также написание исследовательских работ на заданные темы.
Выбор идеи музыкально-журналистского проекта практически не ограничен, поскольку центром внимания журналистики является весь современный процесс функционирования музыки в обществе. Темы проектов могут быть представлены определенными группами, среди которых: музыкальное творчество, участники и организаторы музыкального процесса, разного рода музыкальные структуры, наконец, трансляция музыкальных событий в масс-медиа [8].
При музыкально-журналистском проектировании следует учитывать его цели, которые могут быть чисто информационными; пропагандистскими, популяризаторскими; просветительскими, воспитательными, наконец, аналитическими.
В качестве примера рассмотрим воплощение проектной деятельности одного из объектов журналистского осмысления, а именно – музыкальной журналистики, – в виде авторской телевизионной программы о классической музыке. Проект был разработан под руководством доцента кафедры «Музыкальное образование» С.А. Поронок совместно с творческой группой студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко г. Тирасполя и реализован как цикл музыкально-просветительских программ на одном из приднестровских телеканалов. Представляем концепцию авторской информационно-музыкальной программы «Лира». Данная программа просветительской направленности ориентирована на информирование зрителей канала о разнообразных явлениях культурной и музыкальной жизни нашей Республики с целью пропаганды классической музыки, воспитания массового музыкально-эстетического вкуса и общей культуры.
Целевая аудитория: разновозрастная, из разных социальных слоев, массовая по охвату.
Тематика: события культурной и музыкальной жизни региона, информация о выдающихся композиторах-классиках и лучших образцах мирового музыкального искусства.
Формат: ведущая, съемки в студии и на выезде, интервью, стендапы, гости в студии и т.п.
Продолжительность: 30 минут.
Частота выхода в эфир: 1 раз в неделю с повтором.
Участники проекта: ведущая, авторы сценария, музыкальный редактор, оператор, монтажер, выпускающий редактор.
Реализация творческого проекта «Лира» содействовала становлению компетентного специалиста современной музыкально-журналистской деятельности.
В целях обеспечения необходимой степени готовности студентов к осуществлению проектов просветительской направленности и становления ценностных ориентаций личности на базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко был сформирован проект «Русская музыкальная классика» [9]. Обозначенный проект создан с целью интеграции и сотрудничества «Русского мира» с ведущими просветительскими центрами на территории Приднестровья как единого культурного пространства, направленного на приобщение прогрессивной молодежи к духовным ценностям русской культуры, сокровищнице высокого музыкального искусства, и осознание своей глубинной сопричастности духовным идеалам.
Специфика представленного проекта заключается в активной профессиональной подготовке специалистов к полномасштабной просветительской, музыкально-критической деятельности в условиях Приднестровского региона. В процессе реализации проектной работы у обучающихся сформированы навыки в области критического рецензирования концертных мероприятий; навыки организации просветительских программ, эмоционального контакта с разноуровневой слушательской аудиторией, навыки артистизма.
Таким образом, разработка творческих проектов гуманистической направленности в условиях современного университета содействует готовности обучающихся в области научно-исследовательской, музыкально-критической, культурно-творческой деятельности, определяя выбор наиболее эффективных форм и технологий, применяемых в ходе реализации проектных заданий и программ. Она способствует совершенствованию навыков межличностного взаимодействия, повышает уровень интеллектуальной активности обучающихся, формирует качественную установку на осуществление экспериментальной деятельности по формированию критического мышления будущих специалистов в данной сфере.
Содержание проектной деятельности в области музыкальной критики определяется тематикой самостоятельной и практической работы студентов. Так, в качестве тем проектов и способов их реализации, исходя из актуальности, степени научного интереса и практического значения, авторы применяют следующие творческие задания для обучающихся по профилю «Музыкальное образование» в условиях Приднестровского государственного университета:
- сформулировать собственное мнение и авторскую позицию относительно музыкально-культурных явлений в современном социуме;
- подготовить сообщение на тему «Общественные и профессиональные требования к музыкальному критику» в целях накопления ценного опыта в контексте потенциального участия в проектах радио- и тележурналистики;
- составить сообщение на тему «Анализ, истолкование и оценка в музыкально-критическом высказывании»;
- сформулировать определения указанных жанров музыкально-критических работ, подобрать примеры по теме «Нотографическая заметка, библиографическая заметка, дискографическая заметка; аннотация»;
- определить один из трех жанров: проблемная статья, критическая статья, статья – музыкальный «портрет» города и написать статью;
- подготовиться к дискуссии на тему «Личность современного музыкального критика»;
- разработать проект просветительской направленности в целях пропаганды классической музыки, трансляции ценностей и смыслов русской культуры.
Выполнение представленных творческих проектных заданий способствует формированию навыков проектной работы обучающихся, аккумулированию интеллектуального потенциала, развитию креативного мышления, применению инновационных подходов в сфере музыкально-журналистского проектирования, профессионального музыкального образования.
По мнению авторов, компетентное решение проектных задач содействует освоению профессиональных компетенций (ПК) будущего специалиста в области музыкально-педагогической деятельности, а также музыкально-критической, собственно проектной работы. Среди основополагающих ПК следует указать:
– готовность к организации культурно-просветительских центров и реализации творческих проектов гуманистической направленности;
– готовность к реализации проектной деятельности на высоком художественном уровне перед разноуровневой аудиторией;
– владение навыками проектной работы, технологиями и инновациями с целью осуществления музыкально-просветительской миссии [10];
– способность к широкому привлечению медиасреды, информационного пространства университета в целях трансляции и пропаганды музыкального искусства посредством музыкально-критической деятельности;
– готовность к активизации, оптимизации проектной деятельности с привлечением традиционных форм и инновационных технологий [11, с. 74–75].
Все вышеизложенные подходы к осуществлению проектной деятельности обучающихся на музыкально-педагогических специальностях способствуют формированию и становлению гуманизированной, нравственно ориентированной личности, наконец, активной социализации педагога-музыканта с критическим мышлением в профессиональной сфере.
Заключение
В ходе исследования проведен анализ проектной работы студентов музыкально-педагогических специальностей в сфере музыкально-критической, аналитической, просветительской деятельности. В процессе профессиональной подготовки обучающихся на базе вуза стало возможным подвести итоги музыкально-журналистского проектирования в контексте представления концепции творческого проекта «Лира». В целях духовного воспитания социально разноуровневой аудитории и раскрытия ценностных оснований разработан и осуществлен музыкально-просветительский проект «Русская музыкальная классика», обусловленный гуманистическим контентом. При этом определены дальнейшие перспективы развития проектной деятельности обучающихся в условиях современного университета.
Таким образом, становится очевидным, что сегодня востребованы оригинальные проекты реформ духовно-нравственного воспитания молодого поколения; актуальна разработка креативных моделей творческих проектов по реанимированию современного социокультурного пространства посредством подготовки специалистов на базе университета. Данные обязательства целесообразно возложить на профессорско-преподавательский состав вуза, на творческие активы академических групп, студенческие объединения и сообщества, функционирующие в воспитательной системе высшей школы, а также на молодых ученых, представителей музыкально-педагогической науки, соискателей в области исследований, обусловленных гуманитарным вектором просветительской направленности, итогом которых станут разработки новых проектных программ, создание профориентационных и образовательных творческих проектов, нацеленных на формирование культурного, высокообразованного, нравственно ориентированного поколения.