Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROJECT ACTIVITY OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN THE COURSE OF MASTERING THE DISCIPLINE "MUSIC CRITICISM" IN THE CONDITIONS OF A MODERN UNIVERSITY

Ozarenskaya N.V. 1 Poronok S.A. 1, 1
1 Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, Tiraspol
The article discusses the issues of organizing and implementing the project activities of future music teachers during professional training at the Pridnestrovian State University. The approaches to the study of the course "Music Criticism" are analyzed from the perspective of addressing music journalism and educational activities. The research focuses on the problem of forming the foundations of the design of pedagogical, musical-analytical, musical-critical work in various educational structures. The importance of mastering special skills in interpreting the analyzed material, processing and evaluating the studied data is emphasized, which contributes to the manifestation of the author's position, the author's assessment of future specialists in the musical and educational sphere, necessary for professional self-realization. The features of attracting students of musical and pedagogical specialties to project work in order to form intellectual and creative personal resources, develop professional competencies and readiness to develop and implement educational projects based on the principles of humanization and value orientations are revealed. The list of relevant creative project tasks for the formation of critical thinking, increasing the level of intellectual activity of students, improving communication skills, organizing educational programs, emotional contact with a multi-level audience, and realizing educational potential is presented. The necessity of further development of project programs in the conditions of the scientific and educational space of higher education as a factor in the formation of a cultured, highly educated, morally oriented personality is substantiated.
project activity of a teacher-musician
music criticism
musical and educational project
project work skills
professional competencies
morally oriented personality

Введение

В современном образовательном пространстве все более актуализируется проблема активизации интереса к проектной деятельности как одному из основополагающих принципов профессиональной подготовки обучающихся в условиях вуза.

Актуальность данного исследования сопряжена с противоречиями между:

-объективной потребностью современного общества в широком музыкальном просвещении посредством музыкально-критической деятельности и недостаточно разработанными педагогическими условиями профессиональной подготовки студентов-музыкантов к проектной работе;

-существенной необходимостью развивать у будущих педагогов-музыкантов профессиональные компетенции в области проектной деятельности и низким уровнем вовлечения обучающихся в разработку и реализацию просветительских творческих проектов на базе Приднестровского университета и в масштабах современного социума.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы механизмы формирования готовности будущих специалистов к проектной деятельности в ходе профессиональной подготовки в сфере музыкально-критической, инновационной, просветительской работы?

Цель исследования

В рамках исследования предполагается изучить проблему формирования интеллектуальных ресурсов личности музыканта в области педагогического проектирования и обозначить вектор дальнейшего осуществления проектной работы обучающихся в условиях современного университета в целях становления компетентного специалиста посредством музыкально-критической, музыкально-просветительской деятельности.

Материал и методы исследования:

- анализ методической и научной литературы в контексте формирования проектной компетентности будущего педагога-музыканта;

-изучение работ отечественных авторов по проблеме исследования, нормативных документов, регламентирующих деятельность преподавательского состава высшей школы;

-аккумулирование научно-педагогического опыта авторов на базе вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научно-методических трудов позволил определить содержание проектной деятельности как таковой, содействующей профессиональной успешности будущего педагога-музыканта.

Согласно позиции Г.Н. Новиковой, художественный проект, трактуемый как замысел, ориентированный на преобразование, служит оригинальным ответом на «социальный заказ» современного общества. Это своего рода отклик в художественном формате на социальное явление. Проект направлен на определенную аудиторию и предполагает изучение ее культурных интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных особенностей [1, с. 72].

В области педагогического проектирования современными учеными выделен феномен синтезированного музыкально-художественного проекта как культурного явления, творческого продукта организационно-творческой деятельности, обусловленного этической, агитационной, коммуникативной, эстетически-просветительской функциями. Сформированы признаки подобного рода проектов: инновационность, целевая направленность, скоординированность, адаптивность. Охарактеризована сфера выразительности творческих проектов: героико-историческая, праздничная, лирическая, возвышенно-духовная [2, с. 156–157]. В контексте осуществления концертно-филармонической практики исследователями рассмотрены тематические, исторические, стилистические и монографические исполнительские проекты [3]. Важно отметить образовательную, не коммерческую основу педагогических творческих проектов, направленных на формирование гуманистической установки у будущих специалистов.

Проектная деятельность в условиях музыкально-педагогических вузов предоставляет широкие возможности для творческого самопознания и тестирования приобретенных профессиональных компетенций. Участие в проектах помогает будущим педагогам-музыкантам освоить общественно востребованные навыки просветительской, музыкально-аналитической, музыкально-критической деятельности, что особенно важно в контексте профессиональной реализации, поскольку связано с необходимостью осуществления постоянных информационных контактов и взаимодействия с масс-медиа. Вышеизложенные постулаты актуальны в аспекте намечающихся «тенденций к гибридизации общественно-политических и музыкально-критических медиатекстов» [4].

Курс дисциплины «Музыкальная критика» рассчитан на проведение практических занятий, предполагающих, в том числе, участие обучающихся в различных творческих проектах. Однако подготовка к подобного рода учебно-практической деятельности подразумевает наличие у студентов образовательной базы, знания прочных методологических основ и научного подхода, обеспечиваемых работой преподавателя дисциплины «Музыкальная критика». В связи с этим преподавателю следует ориентировать обучающихся на максимальную самостоятельность в их суждениях и оценках современных музыкальных явлений. Ознакомление с учебной информацией возможно реализовать во взаимосвязи с различными примерами из практики музыкальной жизни, индивидуальными комментариями по отношению к обсуждаемому материалу, а также формулированием собственной позиции в соответствующих дискуссии вопросах. Студентам необходимо осваивать не только предполагаемый программой объем основной литературы, но и разного рода периодические издания, посвященные явлениям искусства и музыки: различные музыкальные журналы, сборники статей, в том числе приднестровскую прессу в ее музыкальных публикациях, как в традиционных бумажных изданиях, так и в электронном формате. Речь идет в равной мере о так называемой академической и популярной музыкальной журналистике [5].

Приступая к проектной деятельности, следует учитывать важное условие успешной работы музыкального критика – это апеллирование к широкому спектру различных научных знаний из смежных областей – литературоведения, искусствознания, культурологии, социологии, истории, философии. Формирование авторской позиции в области музыкальной критики и музыкальной журналистики является доминирующей задачей указанных курсов. Решение творческих проектных заданий в рамках музыкальной критики помогает студентам «оттачивать перо» профессионального музыкального журналиста, стимулирует навыки проектной работы.

В основе успешной реализации студентами любого вида проектной деятельности лежит освоение ряда целей данного курса. Так, необходимо ознакомить обучающихся с основными вопросами теории и истории музыкальной критики; сформировать навыки слухового анализа музыкальных явлений и их оценки, а также способности письменного отражения собственной интерпретации анализируемого материала в музыкально-критической работе. Следует подготовить студентов к компетентному решению актуальных вопросов и задач музыкальной критики, научить свободно пользоваться методикой критического анализа и ведущими жанрами критической литературы; обогатить их воззрения о музыкально-критическом наследии прошлого.

Решение общих задач курса музыкальной критики пересекается с частными проблемами конкретных проектных работ, в ходе которых студентам предоставляется материал по теории музыкальной критики и основным жанровым разновидностям музыкально-критической работы. В целях повышения уровня сформированности умений анализировать музыкальные явления участники проекта должны изучать вопросы истории развития музыкальной критики; осваивать специальные навыки обработки и оценивания изучаемых данных. Все это содействует выявлению авторской позиции, формированию авторской оценки. Кроме этого, привлечение обучающихся к проектной деятельности раскрывает способность создания собственных музыкально-критических работ на актуальные темы современной музыкальной жизни; развивает навыки адаптации в небольших музыкально-критических жанрах (хроника, рецензия, интервью и т.п.), в том числе способствует овладению целостным художественным и стилевым анализом музыкальных произведений и форм исполнительства. Таким способом обеспечивается теоретическая научно-методическая база навыков и умений будущих специалистов, необходимых при разработке и реализации творческих проектов в области музыкальной критики, музыкальной журналистики.

Вовлеченность в проектную деятельность наряду с собственно изучением музыкальной критики способствует формированию у студентов ряда профессиональных компетенций, развитию системного, критического, музыкально-аналитического мышления, владению навыками проектирования журналистской и педагогической работы. Создание креативных проектов в процессе профессиональной подготовки содействует формированию просветительского потенциала личности будущего педагога-музыканта. Преодоление трудностей в процессе реализации проектов в целом зависит от способности систематизировать и обобщать результаты научных исследований в образовательной сфере посредством использования комплекса исследовательских методов. Частное проявление подобного подхода предполагает способность обучающихся анализировать музыкальные произведения с позиции проблематики современной теории музыкального содержания, осмысливать различные явления музыкального искусства и процессы, происходящие в современной мировой художественной культуре.

В свете вышесказанного считаем целесообразным и педагогически обоснованным ввести в образовательную программу спецкурс «Проектирование в области современного музыкального образования».

Область музыкальной журналистики трактуется современными исследователями как специфическая часть музыкальной критики [6]. Виды проектных работ могут проявляться в разнообразных форматах журналистики, имеющих собственную специфику. Это, во-первых, привычный облик письменных публикаций – такая периодика, как журналы, либо вариант листовки. Во-вторых, это журналистика устная, проявляющаяся в основном в масс-медиа и средствах массовых коммуникаций (телевидение и радио). Наконец, в-третьих, наиболее массовый, распространенный и чрезвычайно популярный электронный формат современной музыкальной журналистики – Интернет.

Организация проектной деятельности посредством решения практических творческих заданий, в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине «Музыкальная критика», предполагает выполнение обучающимися следующих видов работы: теоретическое освоение и написание собственных материалов из области музыкальной критики и музыкальной журналистики (письменной и устной) в определенных жанрах содержательного и формального параметров, раскрытых Т.А. Курышевой [7, с. 66–77] (к ним относятся: анонс, аннотация, хроника, репортаж, рецензия, обзор, очерк, статья, фельетон, интервью, беседа, вступительное слово, участие в дискуссии, диспуте и иные), а также написание исследовательских работ на заданные темы.

Выбор идеи музыкально-журналистского проекта практически не ограничен, поскольку центром внимания журналистики является весь современный процесс функционирования музыки в обществе. Темы проектов могут быть представлены определенными группами, среди которых: музыкальное творчество, участники и организаторы музыкального процесса, разного рода музыкальные структуры, наконец, трансляция музыкальных событий в масс-медиа [8].

При музыкально-журналистском проектировании следует учитывать его цели, которые могут быть чисто информационными; пропагандистскими, популяризаторскими; просветительскими, воспитательными, наконец, аналитическими.

В качестве примера рассмотрим воплощение проектной деятельности одного из объектов журналистского осмысления, а именно – музыкальной журналистики, – в виде авторской телевизионной программы о классической музыке. Проект был разработан под руководством доцента кафедры «Музыкальное образование» С.А. Поронок совместно с творческой группой студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко г. Тирасполя и реализован как цикл музыкально-просветительских программ на одном из приднестровских телеканалов. Представляем концепцию авторской информационно-музыкальной программы «Лира». Данная программа просветительской направленности ориентирована на информирование зрителей канала о разнообразных явлениях культурной и музыкальной жизни нашей Республики с целью пропаганды классической музыки, воспитания массового музыкально-эстетического вкуса и общей культуры.

Целевая аудитория: разновозрастная, из разных социальных слоев, массовая по охвату.

Тематика: события культурной и музыкальной жизни региона, информация о выдающихся композиторах-классиках и лучших образцах мирового музыкального искусства.

Формат: ведущая, съемки в студии и на выезде, интервью, стендапы, гости в студии и т.п.

Продолжительность: 30 минут.

Частота выхода в эфир: 1 раз в неделю с повтором.

Участники проекта: ведущая, авторы сценария, музыкальный редактор, оператор, монтажер, выпускающий редактор.

Реализация творческого проекта «Лира» содействовала становлению компетентного специалиста современной музыкально-журналистской деятельности.

В целях обеспечения необходимой степени готовности студентов к осуществлению проектов просветительской направленности и становления ценностных ориентаций личности на базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко был сформирован проект «Русская музыкальная классика» [9]. Обозначенный проект создан с целью интеграции и сотрудничества «Русского мира» с ведущими просветительскими центрами на территории Приднестровья как единого культурного пространства, направленного на приобщение прогрессивной молодежи к духовным ценностям русской культуры, сокровищнице высокого музыкального искусства, и осознание своей глубинной сопричастности духовным идеалам.

Специфика представленного проекта заключается в активной профессиональной подготовке специалистов к полномасштабной просветительской, музыкально-критической деятельности в условиях Приднестровского региона. В процессе реализации проектной работы у обучающихся сформированы навыки в области критического рецензирования концертных мероприятий; навыки организации просветительских программ, эмоционального контакта с разноуровневой слушательской аудиторией, навыки артистизма.

Таким образом, разработка творческих проектов гуманистической направленности в условиях современного университета содействует готовности обучающихся в области научно-исследовательской, музыкально-критической, культурно-творческой деятельности, определяя выбор наиболее эффективных форм и технологий, применяемых в ходе реализации проектных заданий и программ. Она способствует совершенствованию навыков межличностного взаимодействия, повышает уровень интеллектуальной активности обучающихся, формирует качественную установку на осуществление экспериментальной деятельности по формированию критического мышления будущих специалистов в данной сфере.

Содержание проектной деятельности в области музыкальной критики определяется тематикой самостоятельной и практической работы студентов. Так, в качестве тем проектов и способов их реализации, исходя из актуальности, степени научного интереса и практического значения, авторы применяют следующие творческие задания для обучающихся по профилю «Музыкальное образование» в условиях Приднестровского государственного университета:

- сформулировать собственное мнение и авторскую позицию относительно музыкально-культурных явлений в современном социуме;

- подготовить сообщение на тему «Общественные и профессиональные требования к музыкальному критику» в целях накопления ценного опыта в контексте потенциального участия в проектах радио- и тележурналистики;

- составить сообщение на тему «Анализ, истолкование и оценка в музыкально-критическом высказывании»;

- сформулировать определения указанных жанров музыкально-критических работ, подобрать примеры по теме «Нотографическая заметка, библиографическая заметка, дискографическая заметка; аннотация»;

- определить один из трех жанров: проблемная статья, критическая статья, статья – музыкальный «портрет» города и написать статью;

- подготовиться к дискуссии на тему «Личность современного музыкального критика»;

- разработать проект просветительской направленности в целях пропаганды классической музыки, трансляции ценностей и смыслов русской культуры.

Выполнение представленных творческих проектных заданий способствует формированию навыков проектной работы обучающихся, аккумулированию интеллектуального потенциала, развитию креативного мышления, применению инновационных подходов в сфере музыкально-журналистского проектирования, профессионального музыкального образования.

По мнению авторов, компетентное решение проектных задач содействует освоению профессиональных компетенций (ПК) будущего специалиста в области музыкально-педагогической деятельности, а также музыкально-критической, собственно проектной работы. Среди основополагающих ПК следует указать:

– готовность к организации культурно-просветительских центров и реализации творческих проектов гуманистической направленности;

– готовность к реализации проектной деятельности на высоком художественном уровне перед разноуровневой аудиторией;

– владение навыками проектной работы, технологиями и инновациями с целью осуществления музыкально-просветительской миссии [10];

– способность к широкому привлечению медиасреды, информационного пространства университета в целях трансляции и пропаганды музыкального искусства посредством музыкально-критической деятельности;

– готовность к активизации, оптимизации проектной деятельности с привлечением традиционных форм и инновационных технологий [11, с. 74–75].

Все вышеизложенные подходы к осуществлению проектной деятельности обучающихся на музыкально-педагогических специальностях способствуют формированию и становлению гуманизированной, нравственно ориентированной личности, наконец, активной социализации педагога-музыканта с критическим мышлением в профессиональной сфере.

Заключение

В ходе исследования проведен анализ проектной работы студентов музыкально-педагогических специальностей в сфере музыкально-критической, аналитической, просветительской деятельности. В процессе профессиональной подготовки обучающихся на базе вуза стало возможным подвести итоги музыкально-журналистского проектирования в контексте представления концепции творческого проекта «Лира». В целях духовного воспитания социально разноуровневой аудитории и раскрытия ценностных оснований разработан и осуществлен музыкально-просветительский проект «Русская музыкальная классика», обусловленный гуманистическим контентом. При этом определены дальнейшие перспективы развития проектной деятельности обучающихся в условиях современного университета.

Таким образом, становится очевидным, что сегодня востребованы оригинальные проекты реформ духовно-нравственного воспитания молодого поколения; актуальна разработка креативных моделей творческих проектов по реанимированию современного социокультурного пространства посредством подготовки специалистов на базе университета. Данные обязательства целесообразно возложить на профессорско-преподавательский состав вуза, на творческие активы академических групп, студенческие объединения и сообщества, функционирующие в воспитательной системе высшей школы, а также на молодых ученых, представителей музыкально-педагогической науки, соискателей в области исследований, обусловленных гуманитарным вектором просветительской направленности, итогом которых станут разработки новых проектных программ, создание профориентационных и образовательных творческих проектов, нацеленных на формирование культурного, высокообразованного, нравственно ориентированного поколения.