Проблема коррупции присуща всем государствам мира с момента их появления. Ни одно общество на протяжении многовековой истории не смогло искоренить данное явление полностью. К сожалению, коррупция остается крайне острой проблемой и для современной России, нанося существенный ущерб как государству, так и гражданам, способствуя деградации общественной этики, поглощая различные ресурсы.
Мировой и российский опыт показывает, что все попытки противостоять коррупции являются безрезультатными, если не изменить отношение общества к указанному «недугу». Процесс формирования негативного общественного отношения к проявлениям коррупции является продолжительным, а также крайне сложным, и сегодня основной упор в этой работе сосредоточен на молодежи, при этом система высшего образования занимает ведущее место в процессе формирования убеждений, которые не принимают коррупцию [1].
Проблема коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации не менее остра, чем в государстве в целом. Помимо выявленного материального ущерба, коррупция разлагает моральный и боевой дух военнослужащих, что ведет к подрыву боеспособности армии и, соответственно, к увеличению боевых потерь. Особую озабоченность вызывает тот факт, что основными фигурантами уголовных дел коррупционного характера являются офицеры. Так, в 2022 году офицерами были совершены более 40% всех коррупционных преступлений.
Для снижения распространения коррупции в армейской среде Министерство обороны Российской Федерации уже на протяжении 20 лет уделяет пристальное внимание профилактике и противодействию коррупции: регулярно издаются приказы и методические рекомендации; в Главном управлении кадров функционирует отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений; противодействие коррупции включается во все программы профессионально-должностной подготовки военнослужащих; регулярно ведутся широкомасштабная антикоррупционная агитация, а также проверка соблюдения в воинских частях и организациях требований антикоррупционного законодательства; с 2015 года в учебных планах образовательных заведений Министерства обороны Российской Федерации появились занятия, направленные на создание у обучаемых чувства непринятия всех форм и проявлений коррупции, привитие навыков избегания коррупционных проступков и формирование антикоррупционного типа поведения. Указанные меры, безусловно, оказывают положительное влияние на общее снижение уровня коррупции, повышают антикоррупционную грамотность военнослужащих. Однако отсутствие снижения уровня коррупционных преступлений, ежегодно совершаемых офицерами, свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер. На взгляд авторов статьи, действенной мерой по профилактике коррупционных правонарушений в офицерской среде может являться качественное обучение курсантов по данной проблематике в военно-образовательных организациях, направленное на формирование устойчивого антикоррупционного мировоззрения.
Для выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг. [2] во все Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее – ФГОС) в 2019–2020 гг. была включена Универсальная компетенция «Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению». Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России для обсуждения был направлен макет ФГОС нового поколения, содержащий универсальную компетенцию УК-3, предусматривающую, что обучающиеся будут способны формировать правовое и политическое сознание, отстаивать свою гражданскую позицию, в том числе нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению (письмо № МН-5/169012 от 02.05.2022 г.).
Таким образом, сегодня перед военными образовательными организации высшего образования (ВООВО) стоит сложная, но актуальная задача по формированию у курсантов нетерпимого отношения к коррупции, обусловленная как требованиями ФГОС, так и явной недостаточной антикоррупционной подготовкой офицерского состава, выражающейся в многочисленных коррупционных правонарушениях, допускаемых данной категорией. При этом современные реалии показывают, что проводимые ранее в ВООВО занятия антикоррупционной направленности не оказывают действенного влияния на уровень антикоррупционного мировоззрения будущих офицеров.
Цель исследования – обоснование методики достижения универсальной компетенции «Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению» курсантами военно-образовательных организаций.
Материалы и методы исследования. В ходе изучения дисциплины «Основы противодействия коррупции» у курсантов и студентов Военно-медицинской академии анализировалось изменение отношения к коррупционному поведению в частности и проблеме коррупции в целом.
Главной задачей изучения дисциплины «Основы противодействия коррупции» было не просто получение информации о коррупции, а формирование более негативного отношения обучающихся к коррупции. И, если полученные знания можно проверить весьма распространенными в педагогике способами (устный опрос, тестирование, зачет), то оценить то влияние, которое оказал пройденный материал на отношение к коррупции, представляется затруднительным. В целях решения данной задачи проводилось анонимное анкетирование обучающихся в начале и в конце изучения дисциплины.
Анкеты включали 16 вопросов, определяющих отношение обучающихся к коррупции и возможность совершения ими коррупционных правонарушений, с предложенными вариантами возможных ответов, которые являлись простыми, исключающими двойное толкование. Полученные результаты анкетирования заносились в таблицу – производилась регистрация отмеченных ответов «единицей». Для проведения математического анализа полученных результатов каждому ответу присваивались баллы от 0 до 2. Ответам, отражающим негативное отношение к коррупции, присваивалось 2 балла, нейтральное отношение – 1 балл, положительное отношение к коррупции – 0 баллов. Выставленные «единицы» по ответам перемножались на баллы от 0 до 2, а затем проводилось их суммирование по каждому обучающемуся. Максимальное количество баллов показывало негативное отношении обучающегося к коррупции, минимальное – положительное. Для получения среднего балла проведенного анкетирования было проведено суммирование итоговых баллов, а затем итоговая сумма была разделена на количество респондентов. Всего было проведено анкетирование более чем 300 обучающихся.
Средний балл первого анкетирования 19,6 свидетельствует о нейтральном, в основном, отношении обучающихся к коррупции. Средний балл, полученный в конце изучения дисциплины, – 25,4 – показывает существенное повышение негативного отношения обучающихся к коррупции.
Результаты исследования и их обсуждение. Многие специалисты утверждают, что сегодня вопросы противодействия коррупции следует изучать в рамках специализированных дисциплин, в ходе которых обучающиеся должны быть вовлечены в образовательный процесс путем широкого применения активных методов обучения; исключать проведение занятий путем лишь информирования о коррупции и проблемах, к которым она ведет [3–5]. Учитывая, что ВООВО большую часть вариативной части учебных программ используют на изучение специальных дисциплин военной направленности, выделение в них достаточного количества времени на изучение вопросов противодействия коррупции является задачей крайне сложной. Однако добиться значимых результатов будет невозможно, не выделив минимально достаточного количества учебного времени (по мнению авторов статьи, это не менее 48 аудиторных часов) [6].
Безусловно, что минимально необходимые знания по антикоррупционной тематике можно сформировать в значительно сжатое время, однако это является не основной задачей формования нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Основная задача – формирование антикоррупционного мировоззрения, ведь просто антикоррупционные знания никогда не смогут удержать человека от совершения коррупционного проступка. Основной результат, ожидаемый от антикоррупционного образования, - личность, которая не желает мириться с коррупцией в любых ее проявлениях, понимающая всю опасность коррупции для благосостояния государства в целом и каждого его гражданина в частности [5, 7].
Многие специалисты считают, что в ходе преподавания антикоррупционных дисциплин необходимо изучать: исторические аспекты зарождения коррупции и противодействия ей; причины, способствующие ее процветанию; уровень коррумпированности государств и ущерб от этого; правовые основы противодействия коррупции и методы реализации антикоррупционной политики; коррупционные правонарушения, ведущие к дисциплинарному, административному или уголовному наказанию [5, 8, 9].
Так, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете при изучении дисциплины «Актуальные проблемы противодействия коррупции» рассматривают следующие основные вопросы: что такое коррупция и ее основные виды, основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, международная практика противодействия коррупции, история и современное состояние антикоррупционного законодательства в нашем государстве:, морально-психологические аспекты коррупции, борьба с коррупцией в образовательных организациях, конфликт интересов, правовые способы противодействия коррупции [10].
На военнослужащих действующим законодательством возлагаются дополнительные ограничения, запреты и обязанности антикоррупционной направленности, которые обусловлены статусом военнослужащих. Знание и понимание их важности будут способствовать снижению уровня допускаемых военнослужащими коррупционных правонарушений, а также исключению совсем не обязательных в карьере военнослужащего осложнений, связанных с дисциплинарными взысканиями и прочими наказаниями.
Опыт преподавания дисциплины «Основы противодействия коррупции» в Военно-медицинской академии показывает, что важными составляющими в формировании антикоррупционного мировоззрения, которые необходимо изучить, являются: моральная, духовная и психологическая стороны коррупции; особенности бытовой коррупции и способы избежать вовлеченности в нее; этичность сообщения гражданами о фактах коррупционных правонарушений. В целом, содержание теоретического материала должно быть направлено на искоренение в сознании обучающихся ряда стереотипов, тесно переплетенных с понятием коррупции, к которым можно отнести:
– отсутствие сопоставления событий, происходящих в ежедневной жизни обучающихся, с понятием «коррупция». Осознание того, что ряд привычных отношений имеют коррупционный характер, повысит заинтересованность обучающихся учебным материалом и поможет иначе осознать учебный материал. Поэтому, раскрывая материал дисциплины, необходимо продемонстрировать повсеместность коррупционных проявлений в жизни большинства граждан нашего государства;
– рассмотрение исторической основы зарождения и процветания коррупции, а также попыток противостоять ее проявлениям, делая при этом акцент на формировании национального менталитета и устоявшего отношения к коррупции. При этом важно подчеркнуть, что указанные факты ни в коем случае не могут служить оправданием коррупции;
– осознание коррупции как естественного явления для любого государства, а потому вечного и непобедимого. Укоренившаяся уверенность в том, что без коррупции человек в реальной жизни обойтись не сможет, присуща, к сожалению, уже и многим обучающимся. Поэтому преодоление данного стереотипа является, пожалуй, самой трудной задачей. Решить эту задачу и оказать корректирующее действие на стереотип непобедимости коррупции поможет демонстрация: пагубных последствий коррупции для государства и ее граждан; успешно реализуемых в России и зарубежных странах мер по противодействию коррупции; конкретных примеров разоблачения коррупционных правонарушений, совершенных высокопоставленными должностными лицами, и понесенных ими за это наказаний. Важно при этом избежать крайностей. Излишний оптимизм и перспективность в борьбе с коррупцией могут вызвать недоверие обучающихся к изучаемому материалу, показать его нереальность и несовместимость с полученным опытом. Однако чрезмерный пессимизм и констатация неэффективности любых мер противостояния коррупции являются куда более опасными, так как способны крайне понизить мотивацию обучающегося, лишить всякого смысла изучение материалов дисциплины [5, 6, 11].
Анализ изученной литературы и многолетняя практическая работа по профилактике коррупционных правонарушений в Военно-медицинской академии, определенный опыт преподавания дисциплин антикоррупционной направленности позволяют предложить следующие индикаторы достижения Универсальной компетенции для курсантов ВООВО «Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению».
Знать:
– историю зарождения коррупции в России и армии, принимаемые меры по противодействию ей, а также оказываемое ею негативное воздействие на государство и граждан;
– принятые меры по снижению коррупции как в России, так и в зарубежных странах, их эффективность;
– понятие коррупции и ее сущности, ответственность за совершение различных видов коррупционных правонарушений и преступлений;
– необходимость и сущность установленных для военнослужащих запретов, ограничений и обязанностей антикоррупционной направленности, ответственность за их несоблюдение (нарушение);
– морально-этическую, психологическую сторону коррупции, отношение к коррупции основных мировых религий;
– как противостоять бытовой коррупции.
Уметь:
– выявлять коррупционные проявления и в рамках действующего законодательства реагировать на них;
– использовать полученные исторические, философские, правовые и профессиональные знания при формировании антикоррупционной мировоззренческой позиции.
В тематический план дисциплины «Основы противодействия коррупции» в Военно-медицинской академии включены 6 лекций, 3 семинара, 13 практических занятий, 4-часовой зачет с оценкой. В ходе лекционных и семинарских занятий были подробно рассмотрены все вопросы, составляющие содержание компетенции «Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», учитывающие рекомендации, изложенные всовременной научной литературе, и направленные в первую очередь на преодоление изложенных там же стереотипов.
И, если вопрос получения необходимых антикоррупционных знаний, с точки зрения педагогики, не вызывает особых затруднений, то формирование антикоррупционной мировоззренческой позиции является весьма затруднительным. Одни лишь знания о феномене коррупции не смогут оказать сколь-либо значимого влияния на исключение совершения обучающимися в будущем коррупционных действий. Воздействовать на отношение к проблеме коррупции способен комплекс практических занятий, проводимых с применением активных методик преподавания. Современная педагогика предлагает широкий спектр таких занятий. В педагогической практике преподавания дисциплины «Основы противодействия коррупции» в Военно-медицинской академии были использованы следующие формы проведения практических занятий с использованием активных методик преподавания:
– написание обучающимися эссе и их обсуждение на практическом занятии, что позволяет заинтересовать их тематикой и включить в мыслительный процесс. Эссе должны показывать личное мнение обучающихся к различным сторонам коррупции. В ходе обсуждения эссе преподаватель может произвести оценку отношения обучающихся к данной проблеме, выявить стереотипы мышления, характерные для обучающихся, и скорректировать последующий диалог;
– доказательство и обсуждение обучающимися диаметрально противоположных утверждений о различных сторонах коррупции в группах из 5–7 человек (например: а) самым эффективным способом по снижению коррупции являются жесткие репрессивные меры; б) эффективность репрессивных мер в борьбе с коррупцией крайне ограничена; в) коррупция в основном приносит пользу; г) коррупция в основном приносит вред). Обучающиеся самостоятельно формулировали свое мнение, приводили продуманные ими доводы, парировали доводы противоположного утверждения, при этом мнение преподавателя они выслушивали лишь в конце обсуждения. Главное достоинство таких занятий заключается в том, что без видимого вмешательства преподавателя обучающиеся самостоятельно начинают понимать весь негатив, который несет в себе коррупция, осознавать острую потребность борьбы с нею, постепенно формируют личное отношение к коррупции, пусть незначительно, но коллективно корректируют свое мировоззрение;
– проведение дискуссий на темы, имеющие неоднозначное отношение и трактовку, например «Двойной моральный стандарт: негативное отношение общества к верхушечной коррупции и принятие им бытовой коррупции как части ежедневной жизни и сложившихся устоев». Такая дискуссия способна наглядно показать, что терпимость большинства граждан к бытовой коррупции делает ее повсеместной и является плодотворной почвой для роста «верхушечной» коррупции, а также то, что без изменения общественной морали в сторону полной нетерпимости к коррупции государству невозможно снизить, а тем более победить ни «верхушечную», ни «бытовую» коррупцию;
– различные деловые игры. Например, ряду обучающихся дается роль Президента Российской Федерации, во время самостоятельной подготовки они должны придумать дополнительные меры по снижению коррупции, которые можно установить в нашем государстве. На занятие «Президенты» излагают придуманные ими меры и аргументируют их предполагаемую эффективность, остальные обучающиеся играют роль арбитров, высказывают свое мнение об их высокой или низкой эффективности. Многие граждане считают, что государством борьба с коррупцией практически не ведется. Поиск новых реально эффективных мер противодействия коррупции поможет обучающихся пересмотреть свою позицию, покажет, что в нашем государстве ведется активная и плодотворная борьба с этим «недугом», а принятые меры в целом соответствуют аналогичной практике развитых государств. При этом в ходе занятия преподаватель должен подчеркнуть, что результативность принимаемых в нашем государстве мер по противодействию коррупции значительно снижена, в первую очередь в силу отсутствия негативного отношения к коррупции у определенной части нашего общества, и, если граждане начнут проявлять свою гражданскую позицию по отношению к коррупции, то и принятые государством меры начнут работать эффективнее, и коррупция пойдет на спад;
– решение практических задач, направленных на понимание сущности коррупционных правонарушений и преступлений, а также определение меры ответственности за их совершение. Современное российское законодательство устанавливает весьма суровые наказания за любые коррупционные правонарушения и преступления. Понимание того, что несоблюдение установленных для военнослужащих ограничений и обязанностей коррупционной направленности может крайне негативно отразиться на будущей карьере, а совершение даже незначительного, на первый взгляд, коррупционного преступления может привести к лишению свободы, причем на значительный срок, поможет удержать обучающихся от совершения коррупционных правонарушений и преступлений в будущем. Решение указанных задач является важной составляющей формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся, ведь, совершая противоправные действия коррупционной направленности, многие граждане даже не задумываются об этом, не осознают возможную меру ответственности;
– различные практикумы по снижению коррупционных рисков в бытовых условиях. Обучающимся предлагается найти законные пути выхода из реальных жизненных ситуаций, в которых они могут быть втянуты в коррупционные правонарушения. Проведение серии аналогичных занятий, включающих наиболее вероятные ситуации бытовой коррупции, поможет обучающим принять в будущем правильные и законные решения в аналогичных ситуациях.
В ходе практических занятий активность обучающихся была крайне высокой. Безусловно, проведение нескольких аналогичных занятий не может существенно повлиять на мировоззрение обучающегося, но предложенный цикл занятий с использованием активных методов, на наш взгляд, позволит существенно повысить негативное восприятие коррупции обучающимися (ведь их отношение к коррупции формируется самостоятельно, без ощутимого давления) и сформировать необходимые умения. Проводимые практические занятия могут быть разнообразными, но в обязательном порядке следует использовать активные и интерактивные методы обучения.
Заключение
Сегодня у руководства страны и военного ведомства есть однозначное понимание важности грамотного антикоррупционного воспитания курсантов военно-образовательных учреждений, формирования у них нетерпимости к любым проявлениям коррупции.
Современная педагогика обоснованно считает, что основные усилия преподавания должны быть сфокусированы на привитии моральных норм, способных обеспечить антикоррупционное поведение обучающихся в будущем. Однако формирование антикоррупционного мировоззрения является крайне сложной педагогической задачей, и в настоящее время идет апробация предлагаемых ею решений. Появление компетенции, стимулирующей негативное отношение к коррупции, введение отельных дисциплин соответствующей тематики сами по себе не гарантируют достижение желаемого результата – формирование личности, не подверженной коррупционным рискам.
Поэтому сегодня перед кафедральными коллективами военно-образовательных организаций стоит задача разработки и внедрения качественного учебно-методического материала по данной тематике, учитывающего современные рекомендации в области антикоррупционного воспитания и обучения, сфокусированного на формировании устойчивого антикоррупционного мировоззрения.
Учебная дисциплина «Основы противодействия коррупции», которая с 2022 г. преподается в Военно-медицинской академии, разработана на основании современных рекомендаций специалистов в данном направлении и может быть взята за основу при разработке аналогичного учебно-методического материала по дисциплинам антикоррупционной направленности в ВООВО. Ее основу составляют практические занятия, построенные в логическую систему. Сами занятия построены на основе методов активного обучения, обеспечивающих вовлеченность курсантов в процесс образования, которая позволяет рассмотреть проблему коррупции со всех сторон, показать катастрофический вред, наносимый ею, продемонстрировать необходимость и возможность честной жизни.
Числовой анализ проведенного анонимного анкетирования свидетельствует о том, что изучение дисциплины «Основы противодействия коррупции» позволило оказать влияние на отношение обучающихся к коррупции, поменять его с нейтрального на негативное, что в перспективе окажет положительное влияние на снижение случаев коррупционных проявлений, допускаемых офицерами, и в конечном итоге поможет понизить уровень коррупции в армейской среде.