Российская система образования во многом определяет перспективы развития общества в экономическом, социальном и культурном аспектах. Одной из основных парадигм современного общества выступает непрерывное образование в течение всей жизни человека. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [1]. Наиболее эффективно непрерывное образование реализуется в системе преемственности образовательных ступеней. Особую актуальность преемственность обучения приобретает в подготовке музыкально-педагогических кадров. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует острая потребность в педагогических кадрах в системах общего и дополнительного музыкального образования. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации подготовки таких кадров в вузах путем разработки учебных планов ускоренного обучения для выпускников средних специальных учебных заведений. Как правило, на обучение по педагогическим профилям поступают выпускники колледжей различной направленности: музыкальной, педагогической, культурно-просветительской. Поэтому на этапе составления учебных планов приходится преодолевать трудности, связанные с различием в учебных планах данных колледжей.
Цель данного исследования – представить опыт реализации преемственности в профессиональной подготовке учителя музыки в условиях музыкального факультета педагогического вуза и обозначить наиболее эффективные средства согласования учебных планов колледжей и вуза.
Материалы и методы исследования. В современной педагогической теории содержание непрерывного образования раскрывается при помощи ряда терминов, перекликающихся по своей сути: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education), «пожизненное образование» (lifelong education), «пожизненное учение» (lifelong learning), «перманентное образование» (permanent education, 'education permanente). Как видим, основой для необходимости организации непрерывного образования «через всю жизнь» является потребность в совершенствовании качества жизни, профессиональной компетентности специалиста. В таком случае непрерывность процесса образования предполагает возможность обучения человека независимо от возраста.
Существуют различные концепции, касающиеся непрерывного образования, которые охватывают все известные уровни образования, начиная с базового и кончая высшим. Кроме того, в некоторых из них рассматривается создание особых условий для обучения взрослых.
В своей работе, посвященной совершенствованию системы непрерывного музыкального обучения, В.Л. Власенко раскрывает ее преимущества:
– опора на основные педагогические принципы (фундаментальность, целостность, профессиональная направленность);
– корректировка учебных планов и программ в соответствии с требованиями работодателей;
– формирование у обучающихся нового типа метапредметного мышления;
– создание индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста через реализацию вариативных учебных программ;
– интеграция всех сторон образовательного процесса вуза и учреждений среднего профессионального образования;
– возможность дальнейшего обучения на следующих ступенях образования [2, с. 19].
Основным понятием, характеризующим систему непрерывного образования, выступает понятие «преемственности». В философской науке категория «преемственность» трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [3, с. 39]. В психологии преемственность рассматривается в контексте изучения развития отдельной личности (П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.) [4, 5] и ее взаимосвязи с другими поколениями (Т.И. Шнуренко, В.Н. Карандашев и др.) [6, 7].
Особую ценность в рамках нашего исследования представляет концепция Л.С. Выготского, в которой сделан акцент на взаимосвязи процессов обучения и развития личности в студенческом возрасте. Исследователь отмечает, что «обучение только тогда будет удачным, когда оно предшествует развитию. Поэтому оно актуализирует и ряд функций, которые находятся на стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития. Обучение является наиболее плодотворным только тогда, когда оно происходит в пределах периода, обусловленного зоной ближайшего развития» [8, с. 252]. В свою очередь, И.Б. Игнатова, О.Р. Рякина, Чжихун Сюй и иные, с точки зрения преемственности, делают акцент на необходимости согласования учебных планов вузов и колледжей, создания условий для эффективного взаимодействия внутри учебного коллектива, а также между педагогом и учащимися [9, 10].
Следует заметить, что важным условием профессионального становления специалиста является возможность развития творческого начала личности на каждом этапе обучения, что позволяет реализовать фундаментальный принцип непрерывности.
В ходе анализа исследований, посвященных понятию «преемственность», были выделены различные его трактовки. Ряд ученых настаивают на различии в содержании понятий «образованность» и «профессиональная подготовка»; вместе с тем, другие отмечают общность в трактовке данных понятий, подчеркивая необходимость творческого развития будущего специалиста на всех этапах получения образования. Кроме того, педагоги указывают, что в основе преемственности лежат идеи развития профессионального мастерства [11].
Результаты исследования и их обсуждение. В данном аспекте важными задачами в обеспечении преемственности обучения в образовательных учреждениях разного уровня являются:
− вариативность обучения с целью предоставления возможности творческой реализации личности (наличие в учебных планах вариативных блоков и дисциплин по выбору);
− адаптация содержания дисциплин к изменениям социальных процессов, позволяющая личности интегрироваться в обществе;
− учет востребованности специалистов в соответствии с ситуацией на рынке труда.
Сказанное позволяет сделать вывод о возможности учета преемственности в сфере музыкального образования. В основу планирования и организации такого музыкального обучения должен быть положен принцип практической направленности, позволяющий ориентироваться на запросы и вызовы современного музыкального образования и технологические инновации в различных сферах развития общества. Если говорить о каждом отдельном уровне системы музыкального образования, то они не должны быть изолированными, а находиться в тесной взаимосвязи.
Следует заметить, что в настоящее время, в том числе и в сфере музыкального образования, востребован специалист, обладающий творческим складом ума, креативностью в решении поставленных задач, гибким мышлением, психологической устойчивостью, коммуникативной культурой, необходимыми знаниями в своей предметной области. В данном контексте преемственность в системе музыкального образования реализуется в процессе формирования профессиональных компетенций специалиста в соответствии с профессиональным стандартом той или иной области деятельности. Одновременно происходит созревание внутренней потребности личности в постоянном саморазвитии и самообразовании.
В сфере профессиональной подготовки учителя музыки проблема преемственности так или иначе затрагивается во многих исследованиях, анализирующих особенности содержания обучения на различных ступенях современной системы музыкального образования, а также предлагающих пути их согласования и интегрированного взаимодействия. Такое взаимодействие (среднего профессионального и высшего педагогического образования) может и должно быть основано на преемственности и непрерывности обучения. В музыкальном или педагогическом колледже образовательный процесс должен быть изначально нацелен на требования вуза, а вузовские программы должны учитывать знания и опыт, полученные обучающимися в колледже. Таким способом будет осуществлен переход от одной образовательной ступени к новой, что позволит обеспечить целостность педагогического процесса.
В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева на кафедре музыкального искусства и образования в условиях заочного обучения выстроена система взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования (такими как Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая, Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж и др.) для обеспечения непрерывной подготовки музыкально-педагогических кадров с целью обеспечения специалистами учреждений образования республик Поволжья.
При разработке учебных планов и программ учитывались разные уровень и направленность подготовки поступающих на обучение, а также необходимость устранения пробелов в знаниях и умениях, полученных в колледже (компенсирующая программа); приобретение профессиональных компетенций (развивающая программа); непрерывное творческое развитие личности с учетом современных требований образовательной политики (опережающая программа).
Подготовка педагогических кадров по ускоренным учебным планам осуществляется в вузе с 2017 года, срок обучения – 3 года (заочная форма). В соответствии с этой целью, были преобразованы учебные планы, позволяющие оптимизировать содержание дисциплин с учетом уровня знаний абитуриентов указанных выше образовательных учреждений. Так, освоение студентами на ступени среднего профессионального образования ряда дисциплин дает возможность сокращения часов в социально-гуманитарном, коммуникативном, психолого-педагогическом и предметно-методическом блоках. При этом акцент сделан на практическую сторону подготовки, включающую ознакомительную, культурно-просветительскую, педагогическую и научно-исследовательскую направленность.
Так, с целью оптимизации сроков обучения выпускников колледжей был проведен анализ объема дисциплин, изученных в колледже, и дисциплин, представленных в учебном плане вуза. Анализ показал, что объем ряда дисциплин гуманитарного и психолого-педагогического блоков в колледже даже несколько превышает объем этих дисциплин в вузе. Данное положение особенно касается педагогических колледжей. Кроме того, анализ содержания предметов свидетельствует о достаточно глубоком освоении материала студентами. Например, в педагогическом колледже дисциплина «История России» представлена в объеме 234 часов, а в вузе – 108; «Русский язык и культура речи»: в колледже – 176, в вузе – 72 часа (таблица).
Трудоемкость дисциплин учебных планов колледжа и вуза
№ п/п |
Наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), практики |
Трудоемкость в ч./з.ед. (по документу, подтверждающему результаты пройденного обучения) |
Трудоемкость в ч./з.ед. по учебному плану ЧГПУ им. И.Я. Яковлева |
1. |
История (история России, всеобщая история) |
234 |
108/3 |
2. |
Русский язык и культура речи |
176 |
72/2 |
3. |
Иностранный язык |
176 |
180/5 |
4. |
Технологии цифрового образования |
154 |
144/4 |
5. |
Физическая культура и спорт |
176 |
72/2 |
6. |
Безопасность жизнедеятельности |
102 |
72/2 |
7. |
Общая физическая подготовка |
372 |
328 |
8. |
Педагогика |
210 |
216/6 |
9. |
Психология |
102 |
108/3 |
10. |
Методика музыкального обучения и воспитания |
159 |
180/5 |
11. |
История музыки |
280 |
288/8 |
12. |
Сольфеджио |
279 |
108/3 |
13. |
Теоретические и методические основы работы педагога-музыканта |
171 |
144/4 |
14. |
Музыкально-инструментальный класс |
642 |
360/10 |
15. |
Вокальный класс |
249 |
72/2 |
16. |
Хоровой класс |
753 |
360/10 |
17. |
Теория музыки |
241 |
216/6 |
18. |
Учебная практика (Ознакомительная практика) |
2 недели |
108/3 |
19. |
Учебная практика (Культурно-просветительская практика) |
3 недели |
144/4 |
20. |
Учебная практика (Педагогическая практика) |
7 недель |
432/12 |
В блоке специальных дисциплин обратим внимание на дисциплины: «Сольфеджио» – в педколледже изучается в течение 279 часов, а в вузе – 108 часов; «Музыкально-инструментальный класс» – 642 часа, в вузе – 360 часов. Методическая подготовка в педагогическом колледже также осуществляется примерно в том же объеме. Данный анализ позволяет говорить о возможности сокращения сроков обучения по профилю 44.03.01 Музыка для выпускников педагогических колледжей с пяти до трех лет.
Такой же подход был использован при анализе учебных планов выпускников музыкальных и культурно-просветительских колледжей. Технология перевода студентов на ускоренный план обучения заключается в следующем: на установочной сессии студенты пишут заявление о переводе на ускоренный план обучения, на основании чего составляется Протокол с указанием дисциплин, результаты освоения которых могут быть зачтены согласно учебному плану вуза. Специфика колледжей (педагогического, музыкального и культурно-просветительского) нашла отражение в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, где в пяти модулях дисциплин по выбору представлены дисциплины, подлежащие зачету согласно специфике того или иного колледжа. Например, первый модуль содержит следующие дисциплины: «Теоретические и методические аспекты работы педагога-музыканта», «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», «Организация социально-культурной деятельности». Данные дисциплины по своему содержанию соответствуют ряду дисциплин, освоенных студентами в колледжах, и поэтому могут быть зачтены. Так, дисциплина «Теоретические и методические аспекты работы педагога-музыканта» по объему и содержанию соответствует дисциплинам педагогического колледжа «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации» и «Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях»; дисциплина «Музыкально-инструментальный класс» учебного плана вуза соответствует дисциплине «Специальный инструмент» музыкального колледжа и др. Также в ряду зачтенных дисциплин представлены и несколько практик: учебная практика (ознакомительная практика), учебная практика (культурно-просветительская) и учебная практика (педагогическая практика). В процессе обучения в вузе студенты направляются на научно-исследовательскую, педагогическую и преддипломную практики.
Кроме того, студентам предоставляется право определения индивидуальной траектории развития путем выбора дисциплин для дальнейшего освоения. Положительной чертой подготовки кадров в таких условиях является то, что выпускные квалификационные работы студенты готовят на основе обобщения собственного опыта работы в виде проектов, исследований по запросу образовательных учреждений. Подобная практика реализуется в течение последних трех лет. За эти годы были подготовлены следующие выпускные квалификационные работы в виде проектов: музыкальный спектакль «Новогодние приключения Маши и Вити», постановка музыкальной сказки «В лес» (по мотивам мюзикла «Into the Woods» муз. С. Сондхайма) в рамках организации внеучебной деятельности в педагогическом университете; развитие речевой культуры будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки, развитие творческого потенциала дошкольников в условиях вокального кружка и др.
Заключение
Таким образом, функционирование системы непрерывного музыкального образования направлено на соблюдение преемственности в подготовке педагога-музыканта во взаимодействии среднего и высшего звеньев профессионального образования. Она выражается в закреплении и дальнейшем развитии профессиональных знаний, умений и навыков у студентов колледжей, совершенствовании профессиональной подготовки педагога-музыканта за счет создания оптимальных условий для повышения его компетентности.