Основным законодательным актом в области образования в Российской Федерации является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который определяет основные принципы и нормы, регулирующие образовательные отношения в России. Одной из целей образовательного процесса представляется повышение качества образования на основе использования современных методов обучения и научно-технических достижений [1]. Поэтому любая образовательная организация заинтересована в систематическом развитии образовательной и научной деятельности, модернизации и совершенствовании материально-технической базы с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся.
Чтобы определить направления совершенствования, необходимо знать предпочтения потребителей (обучающихся). Одним из приемов управления качеством является метод Норияки Кано. Разработанный еще в 1980-е годы японским инженером Н. Кано, метод успешно используется до настоящего времени в различных областях с целью ранжирования требований и ожиданий потребителей [2, 3, 4]. В том числе модель Кано стали применять и для оценки образовательной деятельности [5, 6, 7]. Основными потребителями образовательных услуг являются обучающиеся (студенты). Суть метода заключается в том, чтобы выявить и распределить требования обучающихся по составляющим профиля качества, которые определяют уровень удовлетворенности. В соответствии с моделью Н. Кано, выделяют пять составляющих профиля качества: базовое, требуемое, привлекательное, безразличное и нежелательное качество. Распределение характеристик осуществляется в системе координат по двум осям: ось абсцисс – функциональность, ось ординат – удовлетворенность. Предпочтения обучающихся могут быть выяснены с помощью устного опроса или анкетирования [8].
Фармацевтическая технология относится к профильным дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции в подготовке специалистов фармацевтического профиля по специальности 33.05.01 Фармация. Освоение дисциплины обучающимися начинается с третьего курса и продолжается в течение трех лет, в ходе которых студенты последовательно изучают дисциплины «Общая фармацевтическая технология», «Частная фармацевтическая технология», проходят по ним промежуточные аттестации, учебную практику на базе фармацевтического предприятия, а также производственную практику на базе аптек. Обучение завершается прохождением итоговой государственной аттестации и первичной государственной аккредитацией выпускников. Поэтому определение уровня удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса по фармацевтической технологии для выявления приоритетных направлений развития и совершенствования учебного процесса является актуальной задачей.
Цель исследования заключалась в определении удовлетворенности обучающихся организацией образовательного процесса по фармацевтической технологии.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования явились ответы обучающихся на вопросы разработанной анкеты. В исследовании использовались методы Н.Кано, мозгового штурма, а также контент-анализ учебного плана по специальности 33.05.01 Фармация и рабочих программ по дисциплинам «Общая фармацевтическая технология», «Частная фармацевтическая технология» и программ практик.
Результаты исследования и их обсуждение. Применение метода Кано для определения удовлетворенности обучающихся организацией образовательного процесса по фармацевтической технологии состояло из нескольких последовательно выполняемых этапов.
На этапе подготовки исследования были проанализированы учебный план и рабочие программы дисциплин, методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса. Самым значимым моментом данного этапа явилось определение перечня атрибутов (характеристик образовательного процесса), составить который позволили метод мозгового штурма и беседы со студентами (табл. 1).
Таблица 1
Макет опросной анкеты
| 
 Номер атрибута  | 
 Атрибут  | 
| 
 Организация учебного процесса  | 
|
| 
 1  | 
 Наличие дистанционного курса (ДК)  | 
| 
 2  | 
 Наличие в ДК теоретического материала и материала лекций  | 
| 
 3  | 
 Наличие в ДК вопросов для самоподготовки и тестовых заданий  | 
| 
 4  | 
 Возможность практического изготовления лекарственных форм на каждом занятии  | 
| 
 5  | 
 Контроль знаний на занятиях  | 
| 
 6  | 
 Теоретический разбор материала на занятиях  | 
| 
 7  | 
 Достаточное количество времени на практическую часть занятия  | 
| 
 8  | 
 Демонстрация учебных фильмов и презентаций  | 
| 
 9  | 
 Направленность изучаемого материала на формирование профессиональных компетенций  | 
| 
 10  | 
 Наличие заданий на решение ситуационных задач  | 
| 
 11  | 
 Повышенные требования к санитарному режиму  | 
| 
 12  | 
 Объем методического обеспечения  | 
| 
 13  | 
 Реферативные конференции и доклады  | 
| 
 14  | 
 Работа учебно-вспомогательного персонала  | 
| 
 15  | 
 Уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава  | 
| 
 16  | 
 Учебники и методические разработки в электронном виде  | 
| 
 17  | 
 Организация учебного процесса  | 
| 
 Материальное оснащение  | 
|
| 
 18  | 
 Материальное оснащение  | 
| 
 19  | 
 Аудио- и видеотехника  | 
| 
 20  | 
 Использование натуральных лекарственных и вспомогательных веществ  | 
| 
 21  | 
 Оснащение учебного процесса  | 
| 
 22  | 
 Санитарно-гигиенические условия  | 
| 
 Психологический климат  | 
|
| 
 23  | 
 Поведение преподавателя  | 
| 
 24  | 
 Стимулирование мышления  | 
| 
 25  | 
 Атмосфера  | 
На последующем этапе была разработана анкета, состоящая из 25 вопросов, 17 из которых касались основных аспектов организации учебного процесса, 5 вопросов имели отношение к материальному оснащению занятий и 3 вопроса отражали психологический климат, сопровождающий учебный процесс.
По каждому атрибуту анкета содержала функциональную и дисфункциональную форму вопроса. В качестве вариантов ответов использовали одинаковые и типичные для модели Кано ответы. Пример одного из вопросов анкеты приведен в таблице 2.
Таблица 2
Пример вопроса опросной анкеты
| 
 
  | 
 Вопросы  | 
 Варианты ответов  | 
| 
 Организация учебного процесса  | 
||
| 
 1  | 
 Как вы относитесь к тому, что по всем разделам фармацевтической технологии есть дистанционный курс  | 
 «Мне это очень нравится» «Это должно быть» «Мне все равно» «Мне это не нравится» «Для меня это совершенно не подходит»  | 
| 
 
  | 
 Как вы относитесь к тому, что дистанционного курса по фармацевтической технологии (по всем разделам) не будет  | 
 «Мне это очень нравится» «Это должно быть» «Мне все равно» «Мне это не нравится» «Для меня это совершенно не подходит»  | 
При проведении анкетирования респондентами выступили 74 студента 3-го, 4-го и 5-го курсов Института Фармации КГМУ, которые в 2023/2024 учебном году изучали фармацевтическую технологию. На момент анкетирования все студенты были уже хорошо знакомы с организацией учебного процесса при изучении дисциплины, его материальным оснащением и психологическим климатом, создаваемым профессорско-преподавательским и учебно-вспомогательным персоналом.
Обработку анкет с ответами студентов проводили с применением таблицы Кано, в которой использованы категории:
А – привлекательные (attractive attributes) – воплощающие потребности потребителя, которые не относятся к категории ожидаемых или четко выраженных, отсутствие данного атрибута воспринимается нейтрально и не препятствует выбору, однако его присутствие резко увеличивает удовлетворенность. Это атрибуты, способные «приятно удивлять», не рассматриваемые как обязательные;
О – одномерные (линейные, one-dimensional attributes) – атрибуты, для которых удовлетворенность потребителя тем выше, чем в большей степени присутствует данный атрибут;
М – безусловные (необходимые, must-be attributes) – атрибуты, призванные создавать интерес к товару или услуге, при отсутствии которых потребитель даже не рассматривает данную услугу как альтернативу, то есть их отсутствие можно рассматривать как неудовлетворенность;
I – не важные (безразличные, indifferent attributes) – те свойства, которые никоим образом не отражаются на удовлетворенности;
R – обратные (revers attributes) – атрибуты, которые потребитель хотел бы изменить или ожидал нечто противоположное результату, который он получил;
Q – сомнительные (questionable attributes) – атрибуты, о которых нельзя понять, входят они в ожидания потребителя или нет [8]. Фрагмент анкеты и таблица Кано для определения категории атрибутов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Фрагмент анкеты и таблица Кано для определения категории атрибутов
В левой вертикальной части оценочной таблицы Кано расположены функциональные характеристики, в верхней горизонтальной – дисфункциональные характеристики. При обработке анкет на пересечении функциональной и дисфункциональной характеристик определяли категорию ответа. Все результаты были сведены в частотную таблицу, фрагмент которой представлен ниже (табл. 3).
Таблица 3
Результаты анкетирования
| 
 №  | 
 Атрибуты  | 
 А, %  | 
 О, %  | 
 M, %  | 
 I, %  | 
 R,%  | 
 Q,%  | 
 Категория  | 
| 
 
  | 
 Организация учебного процесса  | 
|||||||
| 
 1. 
  | 
 Наличие дистанционного курса (ДК)  | 
 54  | 
 31  | 
 5  | 
 9  | 
 1  | 
 –  | 
 A  | 
| 
 2. 
  | 
 Наличие в ДК теоретического материала и материала лекций  | 
 45  | 
 43  | 
 8  | 
 4  | 
 –  | 
 –  | 
 A  | 
| 
 3. 
  | 
 Наличие в ДК вопросов для самоподготовки и тестовых заданий  | 
 27  | 
 16  | 
 4  | 
 50  | 
 3  | 
 –  | 
 I  | 
Полученные данные позволили произвести расчет индексов удовлетворенности (ИУП) и индексов неудовлетворенности респондентов (ИНП) с применением формул:
Иуп= 
ИНП= -
Фрагмент рассчитанных значений индексов приведен в таблице 4.
Таблица 4
Индексы удовлетворенности/неудовлетворенности
| 
 №  | 
 Атрибуты  | 
 Категория  | 
 ИУП  | 
 ИНП  | 
| 
 1. 
  | 
 Наличие дистанционного курса  | 
 А  | 
 0,86  | 
 –0,34  | 
| 
 2. 
  | 
 Наличие в ДК теоретического материала и материала лекций  | 
 А  | 
 0,88  | 
 –0,51  | 
| 
 3. 
  | 
 Наличие в ДК вопросов для самоподготовки и тестовых заданий  | 
 I  | 
 0,44  | 
 –0,2  | 
Полный анализ частотной таблицы показал, что ответы респондентов распределились между двумя категориями – А и I, то есть категорией привлекательного качества и категорией не важного качества, с незначительным перевесом последней. При этом следует заметить, что часть атрибутов имеют пограничные и очень близкие значения. Например, атрибут 2 (наличие в дистанционном курсе теоретического материала и материала лекций) имеет достаточно близкое распределение между категорией А (45%) и категорией О (43%), то есть обучающиеся воспринимают данный атрибут и как ожидаемое, и как привлекательное качество. Атрибут 9 (изучаемый материал способствует формированию профессиональных компетенций) имеет одинаковое распределение между категориями А и I (по 34%), то есть часть обучающихся расценивают данный атрибут как привлекательное качество, а другая часть респондентов – как нейтральное качество. Атрибут 16 (учебники и методические разработки в электронном виде) имеет близкие значения к распределению между категориями А (33%), О (30%) и I (31%).
Для визуализации полученных данных была построена диаграмма удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся
Анализ диаграммы показывает, что максимальная степень удовлетворенности обучающихся соответствует атрибутам под номерами 1, 2, 15, 20 и 23. Следовательно, для студентов важны наличие дистанционного курса по дисциплине, содержащего теоретические материалы и материалы лекций, работа на практических занятиях с натуральными лекарственными и вспомогательными веществами, также значимы уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава и поведение преподавателя на занятиях. Максимальная же степень неудовлетворенности соотносится с атрибутами 2, 15, 16, 23, 25. Таким образом, студенты будут не удовлетворены отсутствием в дистанционном курсе теоретического материала и материала лекций, отсутствием учебников и методических разработок в электронном виде, низким уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава, неблагоприятной атмосферой и некорректным поведением преподавателя на занятиях.
Построение карты удовлетворенности/неудовлетворенности на основании рассчитанных индексов, выраженных в процентах, позволило наглядно продемонстрировать, что большая часть характеристик вошли в категории безразличных и привлекательных свойств, и только один атрибут вошел в категорию одномерных свойств, а именно наличие в дистанционном курсе теоретического материала и материала лекций (рис. 3). 
Рис. 3. Карта удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся
Категории привлекательных и одномерных свойств являются наиболее перспективными в плане совершенствования процесса. В разряд безразличных свойств вошли такие атрибуты, как наличие в дистанционном курсе вопросов для самоподготовки и тестовых заданий, заданий на решение ситуационных задач, повышенные требования к санитарному режиму, соблюдение которого обязательно при изготовлении лекарственных препаратов, проведение реферативных конференций и контроль знаний на занятиях. Пограничное положение между безразличной категорией и привлекательной занимают такие атрибуты, как демонстрация учебных фильмов и презентаций на занятиях, стимулирование мышления, методическое обеспечение. Можно сделать вывод, что демонстрация учебных фильмов все же позволяет студентам полнее освоить материал, особенно в тех случаях, когда технологические процессы или оборудование невозможно продемонстрировать в условиях лаборатории. Использование в образовательном процессе приемов, стимулирующих мышление, также не стоит игнорировать. Вместе с тем, хорошо проработанный, структурированный методический материал может быть привлекательным для студентов.
Заключение. Изучение удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса позволило выявить наиболее перспективную область для дальнейшего совершенствования образовательного процесса – наличие дистанционного курса и его содержание. При наполнении дистанционных курсов по дисциплинам фармацевтической технологии особое внимание следует уделить присутствию теоретических материалов и презентаций лекций, а также следует обратить внимание на дальнейшее совершенствование атрибутов, которые отнесены обучающимися в категорию привлекательных свойств.



