Традиционная для нашей страны система обучения не в полной мере соответствует потребностям нынешнего информационного общества, поскольку основным современным трендом развития образовательного процесса является внедрение цифровых технологий, в частности переход от традиционной «аудиторной» модели обучения к дистанционному, что обусловливает возросшую потребность в цифровых онлайн-сервисах неограниченного доступа [1, 2]. Реализация главных направлений национального проекта «Образование», достижение стратегической задачи по вхождению РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 невозможны без комплексного развития цифровых технологий, улучшения качества технологичности образовательного процесса, формирования современных навыков в условиях цифровизации образования [3]. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на активное внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы. В рамках проекта открываются центры цифрового развития «IT-куб», а также детские технопарки «Кванториум» и центры образования естественно-научного, технического и гуманитарного профилей «Точка роста» [4].
Таким образом, под цифровой трансформацией образования будем понимать реконструкцию планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы в цифровой образовательной среде для всестороннего развития каждого обучаемого, формирования у него цифровой компетентности [5].
Образовательные ресурсы свободного доступа в сети являются элементом цифровой среды, которые объединены в понятие «открытые образовательные ресурсы» (ООР). Под открытыми образовательными ресурсами понимаются учебные, обучающие и исследовательские ресурсы, выпущенные в соответствии с лицензией интеллектуальной собственности, которая разрешает их бесплатное использование, использование и перенацеливание другими [6].
Таким образом, цель цифровой трансформации образования заключается в максимально полном использовании дидактического потенциала цифровых открытых образовательных ресурсов, а также приспособлении имеющихся цифровых технологий к продуктивному решению педагогических задач. Несмотря на значимость развития форм онлайн-обучения и цифровой трансформации образовательных процессов, аспекты использования ООР в педагогической деятельности остаются малоизученными. Все вышеизложенное аргументирует актуальность проблемы и определяет цель исследования.
Цель исследования заключается в оценке значимости реализации открытых образовательных ресурсов как направления цифровой трансформации образования, систематизации основных способов работы с ними.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблематике исследования; изучение, наблюдение и обобщение педагогической практики.
Результаты исследования и их обсуждение. Вопрос цифрового образования, использования современных информационных технологий в образовании не является принципиально новым. Цифровая образовательная среда активно формируется в последние несколько десятилетий и рассматривается в числе основных направлений развития инновационного образования, что предполагает разработку условий повышения качества применения информационных технологий в образовательном пространстве. На стадии модернизации национального образования с каждым годом все большее место завоевывают современные технологии, внедрение которых способствует совершенствованию и развитию образования, повышению качества подготовки будущих специалистов, интеграции образования, науки и сквозных цифровых технологий. Однако такие технологии требуют модификации существующих традиционных подходов к образовательной деятельности [7].
Основа цифровой трансформации образования состоит в том, чтобы продуктивно использовать современные информационные технологии для сферы образования – между сотрудниками внутри образовательной организации, между педагогами и обучающимися, и т.д. В качестве электронных ресурсов в цифровом образовании применяются следующие средства: обучающие (цифровая техника, интернет-ресурсы, онлайн-курсы, ООР), контролирующие (смешанное, или гибридное, обучение), информационно-справочные (энциклопедии, онлайн-словари, справочники), моделирующие (технологии дополнительной, виртуальной и смешанной реальности), демонстрационные (мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы), игровые технологии (компьютерные дидактические игры), обучающие технологии на основе искусственного интеллекта и т.д. [1]
Одной из причин развития образования в информационном обществе стало новое направление, которое определяет открытый доступ к использованию и разработке образовательных ресурсов различного назначения. Отметим, что во многих открытых образовательных ресурсах особую ценность имеет не только предметное содержание, но и методическая составляющая, отражающая педагогический опыт по различным дисциплинам. Публикация открытых ресурсов должна сопровождаться определенным заявлением об условиях использования этих ресурсов, а также о том, что их дальнейшее использование не только разрешается, но и желательно. ООР обеспечивают более высокую адаптивность в аспекте использования, повторного использования и приспособления материалов к определенным контекстам и средам обучения
В настоящее время набирает популярность новый вид открытых образовательных ресурсов – это массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Отметим, что ООР и МООК имеют значительные различия в целях, формате и целевой аудитории. Если основная функция образовательных ресурсов состоит в предоставлении пользователям свободного доступа к содержанию обучения (контенту), то функция МООК состоит в том, чтобы обеспечить свободный доступ к образовательным сервисам. При этом формат МООК не предполагает обязательного пользования под открытой лицензией, также они могут быть размещены на официальный сайтах образовательных учреждений, сайтах или блогах преподавателей [8].
Современные образовательные среды отличаются высоким уровнем адаптивности и взаимодействия с обучающимися. Открытые образовательные ресурсы должны соответствовать следующим требованиям: система качества согласно современным стандартам, простота использования, доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность, мультимедийность, надежность и безопасность. Необходимо в полном объеме использовать современные информационные технологии создания и представления знаний обучаемым, применять различные способы подачи учебного материала, обращать внимание на его качество и соответствие возрастным и индивидуальным особенностям [9, 10]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практические шаги по разработке открытых образовательных ресурсов являются актуальными на фоне трудностей и перспектив цифровой трансформации образования.
Использование ООР в учебном процессе дает преимущества для участников образовательных отношений. Выделим их:
─ преимущества для педагога: наличие доступа к ресурсам, разработанным другими коллегами, а также возможность адаптации их под свои цели и задачи; наличие обратной связи; объективность контроля знаний; составление мониторинга и рейтинга среди обучающихся;
─ преимущества для обучающихся: возможность доступа к материалам в любое время и в любом месте; выполнение назначенных учителем заданий и получение моментальных оценок или комментирования; возможность составления портфолио учебных результатов; обратная связь с педагогом, коммуникация с другими учениками.
Использование ООР в учебном процессе может быть представлено в разных формах: для организации самостоятельной работы, для увеличения наглядности изучаемого учебного материала, организации контроля знаний и т.д. Определим виды уроков, на которых можно использовать ООР.
1. Урок открытия нового знания
Виды ООР: презентации, видеоуроки, интерактивная анимация с новыми понятиями, электронные интерактивные учебники, симуляторы, тренажеры.
2. Урок-практикум
Виды ООР: тренажеры, контролирующие ресурсы, интерактивные игры, практические работы, виртуальные доски, тестовые ресурсы.
3. Уроки систематизации знаний
Виды ООР: электронные учебные курсы, тренажеры, виртуальные доски, интерактивные игры и задания.
4. Урок рефлексии
Виды ООР: онлайн-опросы и тесты, тренажеры, интерактивные плакаты.
5. Урок развивающего контроля
Виды ООР: тренажеры, контролирующие и тестовые ресурсы, ресурсы для формирующего оценивания.
Таким образом, ООР можно пользовать на различных этапах учебного занятия, как при проверке домашнего задания, так и при изучении новой темы или же ее закреплении. Грамотная интеграция разработанных ООР в учебном процессе требует сформированных методических и цифровых компетентностей у учителей. Именно на них возложены основные функции, направленные на разработку эффективных в образовательном процессе ООР, их методическое сопровождение.
В качестве ООР приведем пример разработанного блога учителя информатики. Так как блог создавался с целью помощи в достижении образовательных результатов, то в нем на вкладке «Методическая копилка» размещены задания для изучения учебного материала по программе школьного курса информатики.
Разделы методической копилки следующие: использование интерактивных онлайн-досок на уроках информатики, применение ментальных карт в обучении информатике, компьютерных средств контроля знаний, технологических карт уроков. Разработанные материалы представлены в виде интеллект-карт, виртуальных онлайн-досок, онлайн-тестирования для обучающихся (рис. 1).
Рис. 1. Страница «Использование интерактивных онлайн-досок на уроках информатики»
В блоге представлены интеллект-карты по следующим темам уроков: «История развития вычислительной техники»; «Парадигмы программирования»; «Виды информации»; «Устройства ввода-вывода информации»; «Ввод и вывод данных в Pyton»; «Алгоритм и виды алгоритмов». Интеллект-карты выполнены в сервисах mindomo.com и mindmeister.com.
Виртуальные онлайн-доски разработаны в сервисах miro.com, app.idroo.com, ru.padlet.com. Разработан учебный материал по следующим темам: «Основные компоненты компьютера и их функции»; «Алгоритмы и исполнители»; «Виды компьютерной графики»; «Интегрированный урок информатики и химии». Виртуальная доска используется для записи важной информации на уроках и сопровождает объяснение учителя. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся на основных понятиях и терминах занятия. Такая деятельность явно активирует работу в классе, при этом обучающиеся могут поделиться друг с другом интересной информацией. На рисунке 2 представлен пример разработанной онлайн-доски при изучении темы «Алгоритмы и исполнители».
Рис. 2. Онлайн-доска по теме «Алгоритмы и исполнители»
Компьютерные средства контроля знаний выполнены в Google form и master-test.net:
─ тест по теме «Основные компоненты компьютера и их функции»;
─ опрос по теме «Основные компоненты компьютера и их функции»;
─ тест по теме «Информационные модели и их классификация»;
─ тест по теме «Ввод и вывод данных в Python».
Таким образом, цифровая платформа (например, блогинг-платформа) выполняет функцию организатора учебного процесса, является интерактивной площадкой совместной деятельности учителей и обучающихся, различных сетевых педагогических сообществ в работе по реализации целей и учебных задач. Современные цифровые технологии ориентированы на формирование единой системы обучения наряду с традиционным школьным обучением. В нынешнем образовании они позволяют повысить его эффективность и качество подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Заключение. Цифровая трансформация образования обычно обусловливает изменение обязанностей и функций учителя, которые должны знать отличительные черты организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации, возможности цифровой среды для улучшения качества образования, приоритетные направления развития цифровой грамотности обучающихся, основные инструменты и ресурсы создания персональной учебной среды; уметь выстраивать систему обучающего контекста на основе ООР, применять технологии смешанного и адаптивного обучения. Главная цель цифровой модели образования – построение среды, предоставляющей достаточно высокий уровень современного и востребованного образования за счет формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, предъявляемых информационным обществом. Решение этой приоритетной задачи основано, на наш взгляд, на комплексном развитии и использовании открытых образовательных ресурсов. Трансформация образования за счет включения ООР должна быть представлена на основе применения и дальнейшего распространения образовательных материалов. Положительных результатов можно добиться, если в процессе обучения будет опора на реальные коммуникативные практики с сохранением баланса между традиционными и цифровыми форматами обучения при прямом взаимодействии участников образовательного процесса.