Изучение обычаев, праздников, поверий и других элементов обрядовой культуры мордвы имеет длительную историю. Ценными являются свидетельства участников научных экспедиций, которые были организованы вXVIII в. Российской академией наук с целью собирания сведений о народах России. П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.Г. Георги оставили записки как в целом о культуре мордовского народа, так и о его обрядности. Среди источников XVIII века надо отметить и записки уездного землемера К.Мильковича «Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия», которые содержат ценные данные о поминально-погребальном ритуале мордвы и ее религиозных верованиях.
Более широкий и планомерный характер, этнографическое изучение народов Российской империи, включая и мордву, начинает приобретать с середины XIX века, когда образовалось Русское Географическое Общество (1845г.). В течение ряда лет по тщательно разработанной отделением этнографии РГО программе и с помощью местных корреспондентов был собран уникальный полевой материал, значительная часть которого была аннотирована в справочно - библиографическом труде Д.К.Зеленина «Описание рукописей Ученого архива РГО» (1915г.), ставшем своеобразной энциклопедией для изучения дореволюционной этнографии народов России, в том числе и мордвы
Сотрудниками РГО П.И. Мельниковым («Очерки мордвы»), В.Н. Майновым («Lez restes de la mythologie Mordvine» («Остатки мордовской мифологии») 1889 г. и «Очерк юридического быта мордовского народа» 1885 г.), А.А. Шахматовым (Мордовский этнографический сборник, 1910) были опубликованы крупные труды по истории, этнографии, фольклору мордовского народа. Несмотря на некоторые неточности, устаревшие концепции анализа материалов, иногда неверные выводы, эти работы до сих пор являются ценными источниками по изучению как культуры мордвы в целом, так и ее обрядовой сферы.
Глубоким и обстоятельным научным трудом является монография «Мордва» профессора Казанского университета И.Н.Смирнова (Смирнов,1895). Им были обобщены практически все имеющиеся к концу XIX в. сведения о мордовском народе в области истории, этнографии, фольклора и языка. Для исследователей мордовской обрядности особенно интересными являются те разделы книги, в которых описаны свадебные обряды, а также те, где подробно проанализированы воззрения мордвы на смерть и ее погребально - поминальные ритуалы.
Существенный вклад в изучение культуры мордовского народа внесли также, основанные в 60-80-е годах XIX века Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии; Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете; Финно-угорское общество в городе Гельсингфорсе. Совместно с рядом этнографических музеев они провели серию экспедиций в различные районы расселения мордвы с целью более глубокого изучения ее материальной и духовной культуры.
Члены указанных обществ активно публиковали фольклорные тексты, сообщения о быте и обрядности народов Поволжья. Например, описания обрядов, проводившихся при рождении детей, браке, погребении, а также самобытных молениях мордвы различных регионов содержатся в статьях Г. Беневоленского, А.Н. Минха, А. Примерова и др. Иногда подобные публикации посвящались какому-то одному обрядовому действию, которое привлекало внимание исследователей. Например, В. Зерновский подробно описал молян бабань каша, в котором обнаружил отголоски человеческих жертвоприношений (Бабань каша. Очерк мордовского моляна, 1869).
В целом для дореволюционной литературы, посвященной культуре мордвы характерны такие черты, как описательность, фрагментарность, слабая практическая направленность. Надо отметить и неравномерность изучения дореволюционными исследователями компонентов культуры. Наибольшее количество публикаций посвящено религиозным верованиям, семейным и общественным обрядам и праздникам, обычному праву. Значительно слабее изучены материальные компоненты культуры, которые просто описывались, а не классифицировались с учетом социальных факторов, приобщения к социальной среде, обрядовой сфере и т.п. Наряду с этим, надо отметить, что эти работы составляют мощную фактологическую базу, на которую опирались и продолжают опираться все исследователи быта мордовского народа.
Х мордвы различных регионов содержатся в статьях Г. Беневоленского, А. Н.Минха, А. Примерова и др. Иногда подобные публикации посвящались какому-то одному обрядовому действию, которое привлекало внимание исследователей. Например, В. Зерновский подробно описал молян бабань каша, в котором обнаружил отголоски человеческих жертвоприношений (Бабань каша. Очерк мордовского моляна, 1869).
В целом для дореволюционной литературы, посвященной культуре мордвы характерны такие черты, как описательность, фрагментарность, слабая практическая направленность. Надо отметить и неравномерность изучения дореволюционными исследователями компонентов культуры. Наибольшее количество публикаций посвящено религиозным верованиям, семейным и общественным обрядам и праздникам, обычному праву. Значительно слабее изучены материальные компоненты культуры, которые просто описывались, а не классифицировались с учетом социальных факторов, приобщения к социальной среде, обрядовой сфере и т.п. Наряду с этим, надо отметить, что эти работы составляют мощную фактологическую базу, на которую опирались и продолжают опираться все исследователи быта мордовского народа.