Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OPPORTUNITIES FOR ADDITIONAL EDUCATION FOR LIFE SELF-DETERMINATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATION

Chopik O.A. 1 Lipatova S.N. 2 Bayutova O.E. 2
1 FKOU VO Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
2 MAU DO "Orion Children's and Youth Center"
The article includes analytical and empirical research material on the problem of the implementation of social inclusion in the conditions of additional education for life self-determination of children and adolescents in difficult life situations. The main goal of the study is to determine the possibilities of additional education for the life self-determination of children and adolescents in difficult life situations on the basis of a problem analysis and existing educational practice. The authors present a modeling of the organization of social inclusion in the field of additional education based on the practical activities of organizing additional education for children. The model is based on a subject-oriented approach to the organization of educational and educational activities of students, the model includes such components as target, methodological, meaningful, technological, and effective. The main focus of the authors is on the content and technological components. The article reveals the main directions of social inclusion of children in a difficult life situation: social integration, the implementation tools of which are the organization and implementation of social projects, actions and the inclusion of children in a difficult life situation in the current volunteer activities; social adaptation, the tools for the implementation of which are mentoring in the forms of "student-student", "student-student", "teacher-student"; the work of children's associations focused on the accumulation of experience in joint activities and communication; activities of children's profile shifts and thematic sites during the holidays; social self-realization, the tools for the implementation of which are the activities of students, conducting professional tests, working with parents of children with disabilities. The main result of the implementation of the model of organizing social inclusion in the field of additional education with categories of children in difficult life situations is the formation of social competencies and the mastery of social roles by students through successful immersion in the purposeful development of various aspects of social life and areas that contribute to the development of society as a whole.
additional education
children in difficult life situations
model of organization of social inclusion in the field of additional education
areas of social inclusion
life self-determination of children and adolescents

Качественная и доступная социальная инфраструктура детства способствует укреплению здоровья детей, развитию их характера, позитивной социализации и профессиональному самоопределению, позволяет создать необходимые условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественном, эстетическом и нравственном развитии, физической культуре, спорте и научно-техническом творчестве. Расширение социальной инфраструктуры для детей и молодежи включает увеличение сети учреждений и совершенствование деятельности по предоставлению услуг детям и семьям с детьми в области здравоохранения, образования, досуга, отдыха, культуры и спорта.

В настоящее время Национальный проект «Образование» реализует на федеральном и региональном уровнях приоритетное направление «Успех каждого ребенка», основной целью которого является повышение охвата, в том числе дополнительным образованием, детей с различным стартовым потенциалом, особыми потребностями в развитии и социальными нуждами. Приоритетное внимание со стороны всех институтов общества отводится такой категории учащихся, как «дети в трудной жизненной ситуации». Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определяет 11 категорий детей, относящихся к данному понятию [1]. Проблемы таких детей в настоящее время стоят очень остро, а термин «трудная жизненная ситуация» все чаще встречается в социологической и психолого-педагогической литературе.

Федеральный закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ раскрывает понятие «трудная жизненная ситуация»: ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [2].

Особенность трудной жизненной ситуации заключается в том, что такие ситуации нарушают привычный образ жизни человека, заставляют его оценить внешние и внутренние характеристики ситуации с точки зрения содержания и влияния негативных факторов. Личности необходимо определить возможности коррекции ситуации и нивелирования предотвращения негативных факторов, что способствует выбору новых стратегий поведения, корректировки своих отношений с другими людьми и миром в целом. Если сформировавшаяся личность способна это осуществить самостоятельно, то несовершеннолетним требуется помощь, поддержка и сопровождение.

Актуализация проблемы позволила выделить цель исследования: на основе проблемного анализа и существующей образовательной практики определить возможности дополнительного образования для жизненного самоопределения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Материал и методы исследования

Эмпирическим материалом для исследования были выбрана практика работы педагогов дополнительного образования в период с 2018 по 2023 год Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» (далее - центр). Анализ системы работы МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволил определить ведущие идеи осуществления социальной инклюзии, выявить ее модели и инструменты реализации. В ходе исследования были использованы такие теоретические методы, как сравнение, анализ, обобщение материалов, моделирование социальной инклюзии для детей в трудной жизненной ситуации средствами дополнительного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Система дополнительного образования играет важную роль в самоопределении и самореализации учащихся. Она помогает учащимся строить межличностные отношения, улучшать эмоциональное состояние, решать поведенческие проблемы и развивать универсальные компетенции.

Детские объединения и студии – это неформальные, свободные группы детей под руководством педагогов, в которых учащиеся занимаются деятельностью, основанной на общих интересах. И главная цель таких групп – не только сформировать систему знаний и умений в выбранном виде деятельности, но и стимулировать развитие мотивации к занятиям, самореализации и самоопределению; обрести возможность испытать чувство успеха, ощущение себя «нужным» и «полезным»; развить уверенность в своих силах, желание построить отношения со взрослыми и сверстниками. Речь идет о том, чтобы научиться следовать законам партнерства, исследовать и открывать для себя межличностные отношения на своем собственном уровне. Это могут обеспечить стратегии, направленные на включение детей с инвалидностью и нарушениями, а также другими формами социального неблагополучия и травм, в нормальную жизнь соответствующего общества.

Поскольку дополнительное образование является социально значимой средой для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, можно актуализировать две взаимосвязанные проблемы: с одной стороны, могут ли и готовы дети в трудной жизненной ситуации самостоятельно заниматься дополнительным образованием; с другой стороны, готовы ли педагоги дополнительного образования работать с таким контингентом детей и оказывать им поддержку и сопровождение.

Данные вопросы актуализировались в исследовании современного видения проблемы социальной инклюзии в России и за рубежом, проведенном авторским коллективом в составе: Б.В. Белявский, И.Д. Демакова, Х.Т. Загладина, И.Н. Попова, Н.Ю. Синягина [3].

Основываясь на результатах данного исследования, мы осуществили моделирование практики работы МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В основу ведущей идеи реализации модели мы заложили понятие «социальная инклюзия», предложенное И.Н. Поповой: «организация дополнительного образования для позитивной социализации таких детей и подростков посредством преодоления их социальной изоляции и обеспечения им равных стартовых возможностей для развития и самореализации» [4].

Разработанная авторами модель организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования центра включает такие компоненты, как целевой – определение цели системы работы центра с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; методологический – выявление методологического подхода организации деятельности; содержательный – определение основных направлений деятельности и их содержание; технологический – выделение инструментов реализации направлений деятельности; результативный – прогнозирование результатов деятельности.

Основная цель системы работы центра с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – включение и погружение учащихся в целенаправленное освоение аспектов социальной жизни и областей, способствующих развитию общества в целом, для формирования и развития социальных компетенций и освоения социальных ролей.

Субъектно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной деятельности учащихся имеет приоритетное значение, так как модель организации социальной инклюзии предполагает персонализацию поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и формирование у них потребности к позитивному взаимодействию с социальным окружением [5].

В ходе моделирования системы работы центра с детьми данной категории в содержательном компоненте модели нами были выделены направления социальной инклюзии: социальная интеграция, социальная адаптация и социальная самореализация (рис.). Все моделируемые направления представлены комплексно, имеют равнозначное положение и реализуются параллельно в воспитательно-образовательной деятельности учащихся.

Модель организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования

МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рассмотрим содержательный блок представленной модели: первое направление – социальная интеграция, реализует основную идею организации деятельности по распространению опыта включенности детей в трудной жизненной ситуации в общественную жизнь. Инструментами реализации данного направления являются организация и проведение социальных проектов, акций и включение детей в трудной жизненной ситуации в текущую волонтерскую деятельность.

Волонтёры ассоциации «Доброе дело» на системной основе реализуют социальные значимые проекты: «Театр добрых дел», направленный на работу с детьми из малоимущих семей и детей из детских домов; «101 друг Генки», направленный на работу с детьми с ОВЗ. Также ежегодно принимают участие в благотворительных марафонах от Центра социальных программ «РУСАЛ». МАУ ДО «ДЮЦ «Орион» является постоянным организатором акции «Весенняя неделя добра», которая объединяет социально активных подростков и молодежь для продвижения идеи добровольчества как важного ресурса для решения социальных проблем местного сообщества. В рамках мероприятий команды добровольцев, включающих несовершеннолетних участников в трудной жизненной ситуации, становятся инициаторами и участниками социальных акций, направленных на развитие гражданской активности учащихся, распространение значимости и ценности социальной инклюзии как для самих учащихся, так и для социума в целом.

Следующее направление деятельности – социальная адаптация детей и подростков, реализует основную идею организации деятельности по формированию ресурса позитивной социальной адаптации данных категорий несовершеннолетних. Инструментами реализации этого направления являются: наставничество по формам «ученик - ученик», «студент - ученик», «педагог - ученик»; работа детских объединений, ориентированных на накопление опыта совместной деятельности и общения; деятельность детских профильных смен и тематических площадок в каникулярные периоды.

В Детско-юношеском центре «Орион» реализуется целевая модель наставничества. Для детей и подростков в трудной жизненной ситуации это является важным элементом их социализации, когда при помощи и поддержки наставника они решают конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи; приобретают новый опыт и развивают новые навыки и компетенции. С 2018 года в центре реализуется инклюзивная площадка детского и молодежного телевидения «ID-media», где учащиеся с нарушением слуха совместно с наставниками создают медиапродукты, записывают телевизионные сюжеты, серии видеоэкскурсий, посвященных достопримечательностям, истории и архитектуре города Новокузнецка и Кузбасса. Работа детских объединений, ориентированных на накопление опыта совместной деятельности и общения, строится в каждом детском и юношеском объединении или студии вне зависимости от направленности дополнительного образования.

В детских объединениях спортивного туризма занимаются учащиеся от 7 до 18 лет, в том числе дети в трудной жизненной ситуации (дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, проживающие в малоимущих семьях и др.). Воспитательная деятельность в объединениях включает в себя систему самоуправления, ежегодные сплавы, походы, учебно-тренировочные сборы, соревнования и другие мероприятия, которые стали доброй традицией, что способствует не только достижению спортивных результатов, но и в большей степени социальной адаптации и освоению разных социальных ролей. Дополнительное образование позволяет организовать культурный и образовательный досуг детей и подростков в трудной жизненной ситуации в каникулярный период.

В Детско-юношеском центре «Орион» на постоянной основе осуществляется деятельность детских профильных смен и тематических площадок в каникулярные периоды. Реализуемые малозатратные формы детского отдыха включают несовершеннолетних в работу игровых площадок профильных смен, мобильных досуговых пространств на основе интерактивных форм деятельности. Комплексная программа организации отдыха детей в каникулярное время учитывает интересы, возрастные и психологические особенности, а также индивидуальные способности детей и подростков.

Третье направление деятельности – социальная самореализация детей и подростков, реализует основную идею организации деятельности по персональному сопровождению и поддержке детей с особенностями развития и социализации. Инструментами осуществления этого направления являются: реализация дополнительных общеразвивающих программ, проектная деятельность учащихся, проведение профессиональных проб, работы с родителями детей с ОВЗ.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре осуществляется на основе сетевого взаимодействия, в том числе с образовательными организациями, где осуществляется обучение, уход и присмотр за детьми, относящимися к данной категории. Учащиеся детских и юношеских объединений активно включаются в проектную деятельность, а проектные технологии становятся основой их образовательной и исследовательской деятельности. Так, совместно с учащимися с ОВЗ был реализован проект «Слушая сердцем: создание музыкальных клипов на русском жестовом языке», направленный на совместную работу детей с нарушением слуха и без такового при создании музыкальных клипов на русском жестовом языке. В процессе создания роликов дети смогли раскрыть творческий потенциал, преодолеть социальные барьеры. Работы, созданные в рамках проекта, смогли увидеть большое количество зрителей со всей области.

Реализация программ профессиональных проб для учащихся в детском центре профессий «Город мастеров» построена на примере погружения ученика в конкретную профессию, что позволяет детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, изучить элементы различных профессий и узнать их «изнутри». Для этого центр активно инициирует и участвует в совместных проектах с некоммерческими организациями и использует ресурсы бизнес-структур.

Включение родителей в процесс самореализации детей с ОВЗ осуществляется в центре на постоянной основе. Уже более 15 лет специально организованные групповые и индивидуальные занятия с педагогами сочетаются с клубными формами взаимодействия с родителями. Клубные формы включения родителей детей с ОВЗ в образовательную деятельность дополнительного образования становятся все более успешными, так как объединяют учащихся, педагогов и родителей для решения общих проблем, связанных с социальной адаптацией и абилитацией такой категории детей, и позволяют консолидировать усилия всех субъектов если не на преодоление данной ситуации, то на профилактику и сопровождение таких учащихся в процессе их социализации.

Основной результат реализации модели организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заключается в сформированности социальных компетенций и овладении учащимися социальными ролями через успешное погружение в целенаправленное освоение разных аспектов социальной жизни и областей, способствующих развитию общества в целом.

Заключение

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований и практики работы педагогов образовательной организации дополнительного образования показал, что современное дополнительное образование предоставляет целый спектр возможностей для жизненного самоопределения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Моделирование организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования позволяет выделить направления социальной инклюзии, реализуемые в центре как актуальные, а предлагаемые инструменты деятельности по каждому направлению являются основными для понимания природы моделей построения образовательных траекторий социальной инклюзии в системе дополнительного образования. Практика реализации модели организации социальной инклюзии в центре свидетельствует, что деятельность детей в трудной жизненной ситуации в детских и юношеских объединениях и студиях строится исключительно на их интересе и желании, при этом позволяет стимулировать развитие мотивации к занятиям, самореализацию и самоопределение, формирует навыки построения конструктивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, что в целом помогает успешно социализироваться данной категории учащихся в социуме.