Качественная и доступная социальная инфраструктура детства способствует укреплению здоровья детей, развитию их характера, позитивной социализации и профессиональному самоопределению, позволяет создать необходимые условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественном, эстетическом и нравственном развитии, физической культуре, спорте и научно-техническом творчестве. Расширение социальной инфраструктуры для детей и молодежи включает увеличение сети учреждений и совершенствование деятельности по предоставлению услуг детям и семьям с детьми в области здравоохранения, образования, досуга, отдыха, культуры и спорта.
В настоящее время Национальный проект «Образование» реализует на федеральном и региональном уровнях приоритетное направление «Успех каждого ребенка», основной целью которого является повышение охвата, в том числе дополнительным образованием, детей с различным стартовым потенциалом, особыми потребностями в развитии и социальными нуждами. Приоритетное внимание со стороны всех институтов общества отводится такой категории учащихся, как «дети в трудной жизненной ситуации». Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определяет 11 категорий детей, относящихся к данному понятию [1]. Проблемы таких детей в настоящее время стоят очень остро, а термин «трудная жизненная ситуация» все чаще встречается в социологической и психолого-педагогической литературе.
Федеральный закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ раскрывает понятие «трудная жизненная ситуация»: ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [2].
Особенность трудной жизненной ситуации заключается в том, что такие ситуации нарушают привычный образ жизни человека, заставляют его оценить внешние и внутренние характеристики ситуации с точки зрения содержания и влияния негативных факторов. Личности необходимо определить возможности коррекции ситуации и нивелирования предотвращения негативных факторов, что способствует выбору новых стратегий поведения, корректировки своих отношений с другими людьми и миром в целом. Если сформировавшаяся личность способна это осуществить самостоятельно, то несовершеннолетним требуется помощь, поддержка и сопровождение.
Актуализация проблемы позволила выделить цель исследования: на основе проблемного анализа и существующей образовательной практики определить возможности дополнительного образования для жизненного самоопределения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Материал и методы исследования
Эмпирическим материалом для исследования были выбрана практика работы педагогов дополнительного образования в период с 2018 по 2023 год Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» (далее - центр). Анализ системы работы МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволил определить ведущие идеи осуществления социальной инклюзии, выявить ее модели и инструменты реализации. В ходе исследования были использованы такие теоретические методы, как сравнение, анализ, обобщение материалов, моделирование социальной инклюзии для детей в трудной жизненной ситуации средствами дополнительного образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Система дополнительного образования играет важную роль в самоопределении и самореализации учащихся. Она помогает учащимся строить межличностные отношения, улучшать эмоциональное состояние, решать поведенческие проблемы и развивать универсальные компетенции.
Детские объединения и студии – это неформальные, свободные группы детей под руководством педагогов, в которых учащиеся занимаются деятельностью, основанной на общих интересах. И главная цель таких групп – не только сформировать систему знаний и умений в выбранном виде деятельности, но и стимулировать развитие мотивации к занятиям, самореализации и самоопределению; обрести возможность испытать чувство успеха, ощущение себя «нужным» и «полезным»; развить уверенность в своих силах, желание построить отношения со взрослыми и сверстниками. Речь идет о том, чтобы научиться следовать законам партнерства, исследовать и открывать для себя межличностные отношения на своем собственном уровне. Это могут обеспечить стратегии, направленные на включение детей с инвалидностью и нарушениями, а также другими формами социального неблагополучия и травм, в нормальную жизнь соответствующего общества.
Поскольку дополнительное образование является социально значимой средой для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, можно актуализировать две взаимосвязанные проблемы: с одной стороны, могут ли и готовы дети в трудной жизненной ситуации самостоятельно заниматься дополнительным образованием; с другой стороны, готовы ли педагоги дополнительного образования работать с таким контингентом детей и оказывать им поддержку и сопровождение.
Данные вопросы актуализировались в исследовании современного видения проблемы социальной инклюзии в России и за рубежом, проведенном авторским коллективом в составе: Б.В. Белявский, И.Д. Демакова, Х.Т. Загладина, И.Н. Попова, Н.Ю. Синягина [3].
Основываясь на результатах данного исследования, мы осуществили моделирование практики работы МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В основу ведущей идеи реализации модели мы заложили понятие «социальная инклюзия», предложенное И.Н. Поповой: «организация дополнительного образования для позитивной социализации таких детей и подростков посредством преодоления их социальной изоляции и обеспечения им равных стартовых возможностей для развития и самореализации» [4].
Разработанная авторами модель организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования центра включает такие компоненты, как целевой – определение цели системы работы центра с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; методологический – выявление методологического подхода организации деятельности; содержательный – определение основных направлений деятельности и их содержание; технологический – выделение инструментов реализации направлений деятельности; результативный – прогнозирование результатов деятельности.
Основная цель системы работы центра с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – включение и погружение учащихся в целенаправленное освоение аспектов социальной жизни и областей, способствующих развитию общества в целом, для формирования и развития социальных компетенций и освоения социальных ролей.
Субъектно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной деятельности учащихся имеет приоритетное значение, так как модель организации социальной инклюзии предполагает персонализацию поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и формирование у них потребности к позитивному взаимодействию с социальным окружением [5].
В ходе моделирования системы работы центра с детьми данной категории в содержательном компоненте модели нами были выделены направления социальной инклюзии: социальная интеграция, социальная адаптация и социальная самореализация (рис.). Все моделируемые направления представлены комплексно, имеют равнозначное положение и реализуются параллельно в воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
Модель организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования
МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Рассмотрим содержательный блок представленной модели: первое направление – социальная интеграция, реализует основную идею организации деятельности по распространению опыта включенности детей в трудной жизненной ситуации в общественную жизнь. Инструментами реализации данного направления являются организация и проведение социальных проектов, акций и включение детей в трудной жизненной ситуации в текущую волонтерскую деятельность.
Волонтёры ассоциации «Доброе дело» на системной основе реализуют социальные значимые проекты: «Театр добрых дел», направленный на работу с детьми из малоимущих семей и детей из детских домов; «101 друг Генки», направленный на работу с детьми с ОВЗ. Также ежегодно принимают участие в благотворительных марафонах от Центра социальных программ «РУСАЛ». МАУ ДО «ДЮЦ «Орион» является постоянным организатором акции «Весенняя неделя добра», которая объединяет социально активных подростков и молодежь для продвижения идеи добровольчества как важного ресурса для решения социальных проблем местного сообщества. В рамках мероприятий команды добровольцев, включающих несовершеннолетних участников в трудной жизненной ситуации, становятся инициаторами и участниками социальных акций, направленных на развитие гражданской активности учащихся, распространение значимости и ценности социальной инклюзии как для самих учащихся, так и для социума в целом.
Следующее направление деятельности – социальная адаптация детей и подростков, реализует основную идею организации деятельности по формированию ресурса позитивной социальной адаптации данных категорий несовершеннолетних. Инструментами реализации этого направления являются: наставничество по формам «ученик - ученик», «студент - ученик», «педагог - ученик»; работа детских объединений, ориентированных на накопление опыта совместной деятельности и общения; деятельность детских профильных смен и тематических площадок в каникулярные периоды.
В Детско-юношеском центре «Орион» реализуется целевая модель наставничества. Для детей и подростков в трудной жизненной ситуации это является важным элементом их социализации, когда при помощи и поддержки наставника они решают конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи; приобретают новый опыт и развивают новые навыки и компетенции. С 2018 года в центре реализуется инклюзивная площадка детского и молодежного телевидения «ID-media», где учащиеся с нарушением слуха совместно с наставниками создают медиапродукты, записывают телевизионные сюжеты, серии видеоэкскурсий, посвященных достопримечательностям, истории и архитектуре города Новокузнецка и Кузбасса. Работа детских объединений, ориентированных на накопление опыта совместной деятельности и общения, строится в каждом детском и юношеском объединении или студии вне зависимости от направленности дополнительного образования.
В детских объединениях спортивного туризма занимаются учащиеся от 7 до 18 лет, в том числе дети в трудной жизненной ситуации (дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, проживающие в малоимущих семьях и др.). Воспитательная деятельность в объединениях включает в себя систему самоуправления, ежегодные сплавы, походы, учебно-тренировочные сборы, соревнования и другие мероприятия, которые стали доброй традицией, что способствует не только достижению спортивных результатов, но и в большей степени социальной адаптации и освоению разных социальных ролей. Дополнительное образование позволяет организовать культурный и образовательный досуг детей и подростков в трудной жизненной ситуации в каникулярный период.
В Детско-юношеском центре «Орион» на постоянной основе осуществляется деятельность детских профильных смен и тематических площадок в каникулярные периоды. Реализуемые малозатратные формы детского отдыха включают несовершеннолетних в работу игровых площадок профильных смен, мобильных досуговых пространств на основе интерактивных форм деятельности. Комплексная программа организации отдыха детей в каникулярное время учитывает интересы, возрастные и психологические особенности, а также индивидуальные способности детей и подростков.
Третье направление деятельности – социальная самореализация детей и подростков, реализует основную идею организации деятельности по персональному сопровождению и поддержке детей с особенностями развития и социализации. Инструментами осуществления этого направления являются: реализация дополнительных общеразвивающих программ, проектная деятельность учащихся, проведение профессиональных проб, работы с родителями детей с ОВЗ.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре осуществляется на основе сетевого взаимодействия, в том числе с образовательными организациями, где осуществляется обучение, уход и присмотр за детьми, относящимися к данной категории. Учащиеся детских и юношеских объединений активно включаются в проектную деятельность, а проектные технологии становятся основой их образовательной и исследовательской деятельности. Так, совместно с учащимися с ОВЗ был реализован проект «Слушая сердцем: создание музыкальных клипов на русском жестовом языке», направленный на совместную работу детей с нарушением слуха и без такового при создании музыкальных клипов на русском жестовом языке. В процессе создания роликов дети смогли раскрыть творческий потенциал, преодолеть социальные барьеры. Работы, созданные в рамках проекта, смогли увидеть большое количество зрителей со всей области.
Реализация программ профессиональных проб для учащихся в детском центре профессий «Город мастеров» построена на примере погружения ученика в конкретную профессию, что позволяет детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, изучить элементы различных профессий и узнать их «изнутри». Для этого центр активно инициирует и участвует в совместных проектах с некоммерческими организациями и использует ресурсы бизнес-структур.
Включение родителей в процесс самореализации детей с ОВЗ осуществляется в центре на постоянной основе. Уже более 15 лет специально организованные групповые и индивидуальные занятия с педагогами сочетаются с клубными формами взаимодействия с родителями. Клубные формы включения родителей детей с ОВЗ в образовательную деятельность дополнительного образования становятся все более успешными, так как объединяют учащихся, педагогов и родителей для решения общих проблем, связанных с социальной адаптацией и абилитацией такой категории детей, и позволяют консолидировать усилия всех субъектов если не на преодоление данной ситуации, то на профилактику и сопровождение таких учащихся в процессе их социализации.
Основной результат реализации модели организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования с категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заключается в сформированности социальных компетенций и овладении учащимися социальными ролями через успешное погружение в целенаправленное освоение разных аспектов социальной жизни и областей, способствующих развитию общества в целом.
Заключение
Проведенный анализ психолого-педагогических исследований и практики работы педагогов образовательной организации дополнительного образования показал, что современное дополнительное образование предоставляет целый спектр возможностей для жизненного самоопределения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Моделирование организации социальной инклюзии в сфере дополнительного образования позволяет выделить направления социальной инклюзии, реализуемые в центре как актуальные, а предлагаемые инструменты деятельности по каждому направлению являются основными для понимания природы моделей построения образовательных траекторий социальной инклюзии в системе дополнительного образования. Практика реализации модели организации социальной инклюзии в центре свидетельствует, что деятельность детей в трудной жизненной ситуации в детских и юношеских объединениях и студиях строится исключительно на их интересе и желании, при этом позволяет стимулировать развитие мотивации к занятиям, самореализацию и самоопределение, формирует навыки построения конструктивных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, что в целом помогает успешно социализироваться данной категории учащихся в социуме.