Оживление деятельности представителей ПСР на территории современной Мордовии произошло в 1911 г, о чем свидетельствуют неоднократные посещения мордовских уездов представителями губернских организаций партии. Например, в феврале 1911 г. в Краснослободский уезд прибыл Александр Богословов, являвшийся другом Николая Метальникова - одного из лидеров пензенской организации ПСР. Появление нелегальной литературы на территории Саранского уезда было связано с приездом из Харбина в с. Большой Вьясс Ольги Яковлевны Тростиной. В июне 1911 г. из Пензы в Саранск прибыл бывший ученик пензенского реального училища Александр Иванович Ермолаев, принадлежавший к местной ученической организации партии социалистов-революционеров.
Возобновила после длительного затишья свою активную деятельность саранская организация партии эсеров. С апреля 1911 г. ее возглавил бывший служащий почтово-телеграфной конторы Василий Маскинсков. В городскую группу входили: Александр Маскинсков, Александр Абудеев, часовщик Сегаль, Дмитрий Удалов, Алексей Шандиков, Василий Сизов, братья Дмитрий и Николай Овчинниковы, Владимир Чубуков, волостной писарь Тараскин, парикмахеры Михаил Соколов и Яков Мандрусь, писец городской управы Николай Семисажин, Михаил Малинин, писарь саранского уездного воинского начальника Иосиф Кирпичников, рядовой 180 виндавского пехотного полка Яков Плодухин.
Группа поставила цель - вести революционную пропаганду среди населения, отводя первенствующую роль агитации среди войск. Ее методом эсеры избрали распространение нелегальной литературы, а ответственным лицом за эти мероприятия был назначен Иосиф Кирпичников. В результате агитационной работы эсерам удалось наладить сотрудничество с солдатами гарнизона, что выражалось в том, что солдаты передавали социалистам-революционерам патроны, которые у них принимал Удалов. Вскоре в уезде появились представители партии, непосредственно связанные с Саранском. Это группа эсеров в с. Архангельское Голицино, где располагалась рота 180 виндавского полка. В неё входили Аарон Турбин, Борухович, Яковский и другие солдаты. Сотрудником саранской организации был псаломщик с. Напольная Тавла Казанский, который вёл с прихожанами беседы на политические темы, «развращал их в религиозном отношении». У саранских эсеров просили револьверы крестьяне с. Большой Вьясс. 14 марта для этих целей в Саранск приезжал вьясский крестьянин Михаил Власов, который по характеристике властей относился к лицам, явно сочувствовавшим левым.
Филиалом саранской эсеровской группы стал кружок в с. Большой Вьясс, в который входили Василий Ловянков, Агафон Спицын, Спиридон Пчелкин, Кадейкин, Каршин. Агитаторы из Саранска постоянно навещали его, привозя с собой литературу и устраивая нелегальные собрания, которые зачастую проводились в квартире Агафона Власова. Так, 30 марта, в очередной раз, собравшись на указанной квартире, при присутствии саранского мещанина Николая Михайловича Фролова, вьясские крестьяне кричали полицейским «кровопийцы».
Активно повели себя агитаторы из с. Зыково Матвей Морозов, Иван Кононов и Ефим Юдин, которые призывали местных крестьян на сходах не платить за землю, не выплачивать недоимки.
Но деятельность саранской группы партии социалистов-революционеров была быстро поставлена под контроль полиции, что было обыденной практикой в революционном движении на территории современной Мордовии того времени. В её состав был введён секретный агент полиции под псевдонимом «Вольский» (И. А. Морозов). Он, в силу своей служебной специфики, собирал на эсеров сведения, передавая их полиции, что и обусловило недолгий период их действий.
Через него полиции стали известны связи саранских эсеров с их единомышленниками в соседних сёлах. Он же передал сообщение о приезде в Саранск эсера «Кости» (крестьянин с. Кочкурово Василий Алексеевич Петров), докладывал о собраниях представителей группы. С конца апреля 1911 г. начались аресты. Только 30 апреля было арестовано сразу четверо представителей группы. Таким образом, деятельность агента полиции стала главной причиной разгрома эсеровской организации в Саранске в 1911 г. Лидера саранских эсеров Василия Маскинского выслали в Брест. После 1911 г. деятельность представителей партии социалистов-революционеров в Саранске и уезде прекратилась до периода нового революционного подъема.