Для выпускника вуза важным является умение приспособиться к условиям свободного, самостоятельного трудоустройства и конкуренции за эффективные рабочие места. Однако, к сожалению, в условиях непрерывного сокращения учебных часов студент зачастую овладевает лишь теоретическими знаниями, не обладая практическими навыками, необходимыми предприятию. Одна из проблем высших учебных заведений - отсутствие взаимодействия между выпускником и работодателем. Если говорить о сложившейся системе образования, то существует основное направление (в качестве примера 08.03.01 «Строительство»), являющееся базовым, и лишь по окончании второго года обучения студент выбирает узкую направленность профессиональной деятельности. Важно к третьему курсу определиться с узкой специализацией и за оставшееся время приобрести навыки будущей профессии. За столь короткий срок сложно наладить связь работодателя и студента.
Цель исследования: разработка мероприятий по профессиональной адаптации выпускников технических вузов.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено в несколько этапов: анализ проблем, возникающих в процессе трудоустройства выпускника вуза и его адаптации на рабочем месте; разработка мероприятий, способствующих снижению дезадаптации выпускника и налаживанию взаимодействия выпускника и работодателя. Материалы отечественных исследователей в области решения проблем профессиональной адаптации и снижения признаков дезадаптации работников, в том числе и выпускников вузов, послужили теоретической базой исследования. При выявлении проблемной области профессиональной адаптации выпускников для сбора эмпирических данных использован метод опроса. Метод анализа применен для выявления общих тенденций трудоустройства выпускников и проблем профессиональной адаптации. В качестве диагностического метода, позволяющего выявить проблемы профессиональной адаптации, также использованы интервьюирование и анкетирование выпускников в период с 2018 по 2022 год.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках исследования проведен анализ данных о трудоустройстве выпускников Пензенского университета архитектуры и строительства очной формы обучения (рис. 1), закончивших вуз в последние пять лет, при этом сведения о трудоустройстве получены в первые шесть месяцев с момента окончания вуза.
Рис. 1. Данные о трудоустройстве выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (источник: составлено авторами)
Кроме того, выполнен опрос выпускников очной формы обучения (спустя 6 месяцев после окончания вуза) о причинах дезадаптации на рабочем месте, опрос проводился методом интервьюирования и анкетирования, были предложены несколько причин низкой адаптации с предложением выбрать наиболее важную (рис. 2).
Рис. 2. Данные опроса выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (источник: составлено авторами)
Из рис. 1 видно, что большая часть студентов трудоустроена по профессии либо в смежных отраслях, что не отменяет трудностей профессиональной адаптации (рис. 2), таких как несоответствие полученных в процессе подготовки в вузе знаний и умений требованиям работодателя (данную причину опрошенные считают наиболее важной, при этом значимость ее возрастает с 49% в 2018 году до 60% в 2022 году); слабая подготовка (40% в 2018 году и 28% в 2022 году).
Руководящим сотрудникам организаций строительной сферы (в исследовании приняли участие 30 организаций региона) было предложено отметить наиболее важные причины при трудоустройстве выпускников, более 41% отметили наиболее важной причиной соответствие знаний и умений выпускника требованиям организации, на втором месте четкое представление о профессиональных обязанностях (рис. 3).
Рис. 3. Данные опроса работодателей (источник: составлено авторами)
Руководство предприятий выразило готовность к сотрудничеству с образовательными организациями по улучшению качества подготовки выпускников.
Сопоставляя результаты анализа данных опроса выпускников и работодателей, можно отметить, что их волнуют практически одинаковые вопросы, возникает необходимость разработки методов профессиональной адаптации выпускников. При этом возникает дополнительная проблема, являющаяся специфической для технических вузов: умение работать в специальных программных комплексах, а зачастую региональные вузы не обладают необходимой материально-технической базой, чтобы обучить студентов.
Рассмотрим труды отечественных ученых, посвященные проблемам профессиональной адаптации. Зарубежный опыт профессиональной адаптации в Германии, Южной Корее, Канаде рассмотрен Артыкаевой Н.П. [1], при этом в России предложено создание национальной системы подготовки управленческих кадров для госслужащих. Белкиной Е.Н. рассмотрены проблемы адаптации сотрудников в организации с выявлением признаков удовлетворенности и неудовлетворенности работника [2], Голуб Л.Н. и Медведева С.А. [3] предлагают корректировать профессиональные обязанности и подход к организации рабочего процесса исходя из уровня адаптации (высоко адаптивные, адаптивные, низко адаптивные и дезадаптивные студенты), Ланина С.Ю. [4] предлагает такие методы снижения дезадаптации, как заключение договоров о дальнейшем трудоустройстве с крупными профильными предприятиями, внедрение и развитие ресурсных центров WorldSkills, создание студенческих отрядов и др. В трудах Лыгиной М.А. рассмотрена возрастающая роль личностного фактора в общественном прогрессе [5-7], Молчанова Е.С. предлагает самоидентификацию в профессии и познание ее основ через усиление роли производственной практики [8], Сохрановым В.В. рассмотрены особенности профессиональной подготовки студентов вуза в условиях технопарков [9; 10]. Несмотря на достаточную освещенность темы в научном сообществе, вопросы профессиональной адаптации выпускников технических специальностей в условиях турбулентности экономики, сокращения часов производственных практик рассмотрены недостаточно.
Субъективные характеристики выпускника играют важнейшую роль в его первичной профессиональной адаптации, при этом в процессе обучения можно значительно повлиять на его социальную и профессиональную готовность к деятельности, заложив настроенность на нее, повлиять на соответствие реальной и требуемой компетентности молодого специалиста. Объективные факторы, влияющие на профессиональную адаптацию, такие как условия труда, режим рабочего времени, содержание заданий, не подлежат корректировке в образовательном процессе, но знакомство с ними на ранней стадии позволяет значительно снизить дезадаптацию выпускника.
К одному из основных и наиболее продуктивных методов профессиональной адаптации относится институт наставничества. Первичную профессиональную адаптацию необходимо начинать на стадии обучения в высшем учебном заведении, поэтому в структуре вузов предлагается создание студенческих объединений – профессиональных клубов, дающих начало развитию комплексной системы первичной профессиональной адаптации и взаимодействию между студентом и потенциальным работодателем. Данные клубы являются результатом объединения обучающихся под руководством студента, являющегося активистом среди определенного направления обучения, наставниками должны являться сотрудники образовательной организации и предприятия.
Создание профессионального клуба позволит решить следующие задачи:
- познакомить студентов с профессиональной средой, условиями работы на предприятиях;
- повысить настроенность на профессиональную деятельность;
- улучшить профессиональную грамотность студентов с помощью внедрения в образовательный процесс разработанных совместно с работодателями методических материалов;
- снизить профессиональную дезадаптацию выпускников на рынке труда путем обучения студентов на предприятии по согласованию с вузом (выделение нескольких занятий в неделю и проведение их на базе предприятия под совместным руководством преподавателя и работодателя).
Инструментами для достижения поставленных задач являются мероприятия, проводимые в рамках деятельности профессионального студенческого клуба:
1. Форум, в рамках которого будущие выпускники в процессе работы с приглашенными экспертами узнают о практических аспектах работы на предприятиях профессиональной сферы. В рамках форума запланировано проведение встреч со спикерами - представителями профессионального сообщества в формате лекций-дискуссий.
2. Обучающий тренинг, включающий подготовку, корректировку и защиту кейсов, подготовленных совместно с работодателями, в процессе выполнения которых участники смогут на практике отработать конкретные практические задания с заданными параметрами. Результаты работы команды оцениваются в балльной системе приглашенными экспертами. Лучшей команде предоставляется возможность пройти стажировку на предприятии.
3. Беседа-практикум, в рамках которой приглашенный эксперт расскажет о принципах составления эффективного портфолио, необходимого при трудоустройстве, данное портфолио будет служить основой для оценки работодателем требуемых профессиональных качеств выпускника.
Необходимо учитывать также специфику технических вузов, предполагающую обучение работе в специализированных программных комплексах. К примеру, в строительстве инструментами работы архитектора и проектировщика являются программные комплексы по созданию цифровой модели в динамике с учетом всего жизненного цикла здания: Civil 3D, ArchiCAD, Renga, Revit и др. Здесь предлагается уделить вниманию основам работы студента как в высшем учебном заведении, так и на предприятии во внеучебные часы.
После проведения мероприятий предприятию и студенту предлагается заключить предварительный договор о трудоустройстве с последующим направлением студента в данную организацию на преддипломную (если студент на выпускном курсе) либо производственную практику и выполнение выпускной квалификационной работы при совместном наставничестве преподавателя и работодателя.
На рис. 4 представлены мероприятия по профессиональной адаптации выпускников.
Рис. 4. Мероприятия и задачи создания студенческого профессионального клуба (источник: составлено авторами)
Заключение
Работа профессиональных студенческих клубов должна вестись на постоянной основе, будет систематически увеличиваться количество мероприятий, к которым будут привлечены члены объединения. В дальнейшем активных студентов планируется привлекать к профориентационной работе среди студентов 1 и 2 курса.
Данные мероприятия успешно внедрены в деятельность кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в рамках гранта, выигранного на молодежном форуме Приволжского федерального округа «iВолга». (г. Самара) студенткой Березнёвой М.Э. (Приказ Росмолодежи от 26.08.2022 г.).