Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF THE CONCEPT OF THE CONTENT OF NATIONAL ART EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XX, BEGINNING OF THE XXI CENTURIES: GROUNDS AND APPROACHES

Veksler A.K. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
The article examines the foundations of the formation of the concept of the content of national art education; identifies the conditions that determine the need to transform the content of art education at the beginning of the XXI century; determines the quality of culture as a unity of material, spiritual and artistic components, which is the basis of the content of education; identifies links with primary and basic general education; analyzes the features of the content of art education in accordance with changes in conceptual strategies, in the context of culturological, personality-oriented and system-activity approaches. The levels of gradual development of the Russian system of art education are determined, including: aesthetic education, general art education, professional art education; the continuity and sequence of the process is revealed. The need to activate the integration processes of education and culture is noted; the role of integration of system-activity, cultural and personality-oriented approaches in teaching in achieving personal, meta-subject and subject results in the field of visual arts by students (NOO and LLC) is stated. The importance of the culturological approach in the formation of universal and general professional competencies in the system of modular organization of the content of art education at the university is proved; the relevance of the use of author's pedagogical technologies and the possibility of designing the content of art education and the training of an artist teacher in the context of a culturological concept and a personality-oriented approach is determined.
concept
content
art education
culturological
personality-oriented
system-activity approaches
teacher-artist

Содержание образования зависит от целей и задач, определяемых государственной властью или общественным мнением. Освоение предметной области происходит в системе «от простого к сложному», традиционно начинается с азов и базовых знаний (начальная образовательная ступень – школа), усложняется и расширяется в среднем образовательном звене (колледж, среднее профессиональное училище), завершающий этап освоения предметной области происходит на уровне высшего образования соответствующего профиля. Значительные и динамичные изменения отечественной социокультурной ситуации являются основанием для формирования актуальной концепции содержания образования как в целостной системе, так и в конкретных профессиональных областях.

Цели исследования: определить научные основания и подходы к формированию содержания отечественного образования как в целостной системе, так и в отдельной профессиональной области – художественной; выявить условия, определяющие необходимость трансформации содержания художественного образования в начале XXI века.

Для проведения исследования были использованы информационные, научные, учебные и методические материалы, документы, разработанные Министерством просвещения РФ (Концепция художественного образования, ФГОС НОО, ООО) и разработанные в 2022 году ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, Примерные рабочие программы начального и основного общего образования «Изобразительное искусство».

Вторая половина ХХ и начало XXI веков является временем активного поиска наиболее актуальных методов обучения, на основе которых формируются особые подходы, концептуально определяющие содержание образования (педагогического понятия) как педагогической модели социального опыта и культуры, которая, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина должна осваиваться учащимися [1]. Состоявшийся переход образовательной парадигмы от традиционной к гуманистической, выразившийся в изменении роли обучаемого «из объекта образовательного процесса в субъект», расширил классификацию педагогических подходов. В настоящее время определяются типы педагогических подходов, направленных на развитие личностного начала (личностно-ориентированный, деятельностный и др.) и социального начала (культурологический, компетентностный и др.), также применяются и системные подходы (холизм, синергетика) [2], актуальным является и системно-деятельностный подход. Отметим, что личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.А. Алексеев и др.) [3] стал определенной базой для формирования культурологического подхода (В.В. Краевский [4], И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), внедрение данных подходов явилось основанием для трансформации содержания образования. По мнению авторов культурологического подхода, культура как единство материальной, духовной и художественной составляющих служит основой содержания образования. И сегодня «культурологический подход выступает методологическим принципом функционирования и развития современной системы образования, являясь основой познания человека и реалий окружающего мира» [5]. Полагаем, это утверждение наиболее ярко подтверждается содержанием художественного образования.

В настоящее время в отечественных научно-педагогических кругах художественное образование рассматривается как: система подготовки квалифицированных специалистов всех видов искусств, включая художников и искусствоведов; процесс овладения компетенциями в области искусства, цель которого – профессиональная подготовка обучающегося к творческой деятельности [6].

Определение, предлагаемое в Концепции художественного образования в Российской Федерации, значительно шире: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [7]. Российская система художественного образования включает несколько уровней поэтапного освоения: эстетическое воспитание; общее художественное образование; профессиональное художественное образование. Такая организация процесса предполагает непрерывность и последовательность и содействует достижению высоких воспитательных и образовательных целей и задач [7]. В Концепции раскрывается содержание художественного образования, основной задачей которого является формирование компетентностей (культурно-исторической; художественно-практической), включая «формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов» [7].

В целом художественное образование можно определить как образование в области различных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, танец, театр, пение). Важность и необходимость полихудожественного воспитания и образования детей в контексте экологического подхода доказал коллектив научных сотрудников Института художественного образования и культурологии Российской академии образования под руководством профессора Б.П. Юсова. Уникальность такого образования заключается в «возможности одновременной включенности разных видов мышления: логического, художественного, визуального, слухового и др.» [8, с. 11]. Несомненно, такой тип образования очень полезен и содействует выявлению творческой одаренности ребенка и формированию разносторонне образованной личности в рамках начального и основного общего образования. Достаточно часто одаренность проявляется в различных творческих сферах, однако на уровнях среднего специального (СПО) и высшего образования (вуз) крайне сложно сформировать полноценное (отражающее все основные аспекты) содержание полихудожественного образования. Это и является основанием для дифференциации содержания художественного образования по различным областям: пластические искусства, музыка, танец, театр.

В XIX веке термин «художество» более всего относили к определенному виду искусства – изобразительному [9]. В настоящее время само понятие «изобразительное искусство» уже не отражает всей вариативности художественно-творческой деятельности, связанной с созданием различного вида живописных, графических и скульптурных произведений. Более емким и соответствующим действительности ХХ века являлся термин «пластические искусства». Однако в начале XXI века к классическим видам изобразительного и декоративного искусства добавилась творческая деятельность в области дизайна, а к материалам и техникам – инновационные цифровые технологии, которые активно используются как в самостоятельном творчестве профессиональных художников, так и на уроках ИЗО в образовательных учреждениях. В примерной рабочей программе начального общего образования «Изобразительное искусство» для 1–4-х классов образовательных организаций представлены цели, задачи, планируемые результаты и содержание учебного предмета, охватывающее «все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн» [10, с. 4]. В примерной рабочей программе основного общего образования «Изобразительное искусство» для 5–7-х классов образовательных организаций особо подчеркивается интегративный характер дисциплины, содержащей «основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах» [11, с. 4]. Представленные материалы демонстрируют актуальный отклик педагогического сообщества на современную ситуацию в области художественно-творческой деятельности, расширение палитры материалов и технологий для творчества. Новые рабочие программы отвечают требованиям времени и значительно расширяют содержание художественного образования уже на уровне начального и общего образования. Материально-технологические новации в области визуальных искусств в конце ХХ – начале XXI веков также отразились на расширении содержания художественного образования в профильных учебных организациях среднего (СПО) и высшего (вуз) звена.

Анализ традиционных и инновационных подходов в образовании выявил необходимость продолжения и активизации интеграционных процессов образования и культуры. Е.В. Бондаревская в авторской концепции личностно-ориентированного образования [12] определила необходимые компоненты содержания образования: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный. Полагаем, что достижение обучающимися (НОО и ООО) личностных, метапредметных и предметных результатов в области визуальных искусств будет более успешным именно в контексте интеграции системно-деятельностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов в обучении. Результатом интеграции данной триады станет качественно новое содержание основных образовательных процессов – обучения, развития и воспитания. Несомненно, это отразится как на формировании содержания художественного образования, так и на педагогических технологиях.

Ключевым регулятором содержания образования в Российской Федерации является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Положения ФГОС реализуются в каждой предметной области, в том числе в предметной области «Искусство», в программе «Изобразительное искусство». В настоящее время на территории России действует обновленная версия третьего образовательного стандарта, однако готовятся новые дополнения и изменения. В 2022 году ключевой педагогической задачей начального и основного общего образования (в контексте системно-деятельностного подхода и принципов его организации: деятельность; системность; минимакс; психологический комфорт; творчество) является создание условий, инициирующих действия обучающегося [13]. Для создания таких условий необходимо формирование особого содержания образования, освоение которого будет содействовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Важно отметить особую роль педагога-художника при разработке и реализации содержания начального и основного общего художественного образования. Следовательно, необходимо актуализировать и содержание подготовки педагога-художника в вузе.

В 2021–2022 годах также были обновлены ФГОС среднего профессионального образования (СПО) по укрупненной группе профессиональных специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств и ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) [14]. Деятельность выпускников СПО можно разделить на два основных направления: художественная (творческая и исполнительская) и педагогическая (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях). Освоение содержания образования предполагает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а также личностных результатов. «Компетентностно ориентированное профессиональное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими и педагогическими предпосылками» [15, с. 5]. Важно отметить, что освоение программ СПО возможно только на базе среднего общего или основного общего образования, что обусловлено единством отечественного образовательного поля, преемственностью содержания образования и корпусом предполагаемых результатов освоения программы: метапредметные и предметные результаты обучения (основного общего образования) трансформируются в общекультурные и профессиональные компетенции. При этом развитии сохраняется актуальность формирования личностных результатов, отражающих важнейшие личностные характеристики: гражданственность, духовность и культурность. Методологическим принципом организации системы образования в СПО является компетентностный подход, включающий модульную и проектную составляющую и формирующий необходимые компетенции. Личностные результаты, по нашему мнению, формируются в рамках культурологического подхода, актуального и на этом – среднем – профессиональном уровне образования.

Содержание образования в вузе также регламентируется ФГОС. Независимо от направления подготовка обучающихся предполагает освоение корпуса фундаментальных и прикладных дисциплин. Результатами освоения обучения являются сформированные универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. По мнению С.Л. Троянской, «формирование ключевых компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических» [15, c. 6] является основной целью образовательного процесса в вузе. В соответствии с этой целью основным методологическим подходом является компетентностный.

Содержание художественного образования в вузе представляет научно-практическое основание для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, включающих высокий уровень профильных знаний и умений, определяющих качество самостоятельной художественно-творческой деятельности и исполнительского мастерства. Уточняя задачи образования, мы можем назвать еще ряд значимых в системе высшего образования методологических подходов, среди них: личностный, гуманистический, инициирующий и культурологический.

Важно отметить, что в современной истории отечественного образования сформировалась определенная модульная система, включающая все необходимые направления подготовки бакалавра или магистра. Эта же модульность определяет содержание художественного образования и подготовки педагога-художника. Как правило, дисциплины, непосредственно отражающие суть профессионального художественного образования, в том числе подготовки педагога-художника в области визуальных искусств, составляют не более половины всего содержания подготовки. Именно культурологический подход представляется наиболее актуальным в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций в системе модульной организации содержания художественного образования.

Рассмотренные материалы позволяют сделать следующие выводы.

Российское образование представляет определенную преемственность всех уровней (от начального общего до высшего). Для художественного образования непрерывность является наиболее актуальным качеством. Постепенное приращивание профессиональных практических знаний и умений, формирование корпуса необходимых теоретических знаний, постоянное пополнение «визуального багажа», отвечающего за визуальную грамотность и эстетическую образованность, являются самым прочным фундаментом для формирования композиционных способностей и развития креативности мышления художника и педагога-художника.

Анализ содержания отечественного художественного образования конца XX – начала XXI веков позволил выявить методологический подход, актуальный на всех уровнях (школа, СПО, вуз), – культурологический. Следовательно, проектирование актуального содержания художественного образования и подготовки педагога-художника возможно в контексте культурологического подхода. Также, учитывая роль художественного образования в подготовке уникальной и креативной личности, мы можем опираться на личностно-ориентированный подход.

Данные обстоятельства (культурологический и личностно-ориентированный подходы) актуализируют применение авторских педагогических технологий в контексте художественного образования и подготовки педагога-художника.