Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF MORAL AND AESTHETIC CULTURE OF CHILDREN IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Mazina O.N. 1
1 Orenburg State University
In the article presents the results of the study of the formation of the moral and aesthetic culture of children in the conditions of additional education, the moral potentials of theatrical art as a means of formation and development of ethical and aesthetic qualities of personality are revealed. The purpose of the study is an empirical analysis of the problem of the formation of moral and aesthetic culture of children in conditions of additional education by means of theatrical art. The leading research methods were: general logical methods (generalization, comparison, systematization), diagnostic (questionnaire, survey, conversation, observation), methods of statistical data processing, tabular and diagram data processing, comparative analysis of the data obtained, as well as the methods of L.V. Shkolyar «Choose music», E.P. Ilyin and N.A. Kurdyukova «Orientation to the acquisition of knowledge», V. Avanesov «Measurement of artistic and aesthetic needs», L.M. Friedman «Diagnostics of moral qualities of personality». The article presents an analysis of questionnaire and survey data on the formation of key components of moral and aesthetic culture corresponding to the logical structure of moral and aesthetic education in the totality of its main components, namely, emotional, cognitive, creative and moral. The results obtained in the course of the study allow us to conclude that the moral and aesthetic orientation recommended and used according to the program «Premiere» developed during the experiment, together with other educational methods, are an effective tool for the formation of moral and aesthetic culture, including moral and aesthetic knowledge, moral and aesthetic consciousness and moral and aesthetic activities.
formation
education
culture
moral and aesthetic education
moral and aesthetic culture
additional education

Современные изменения, происходящие в системе ценностей, идеологии и поведении подрастающего поколения, диктуют необходимость обращения к проблеме формирования нравственности, культуры, духовности детей в новом ракурсе. Актуальным сегментом системы образования, обладающим огромным нравственным потенциалом, на наш взгляд, является искусство как средство формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества в целом. Подтверждением этому служат принятые на уровне государства нормативно-правовые документы, среди которых приказ Минкультуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации», где декларируется ответственность государства за «создание условий для эстетического воспитания и художественного образования, прежде всего, посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств» [1]. Кроме того, в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» закреплены задачи, направленные на «выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; формирование общей культуры и организацию содержательного досуга детей; удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии» [2].

Проблема формирования нравственно-эстетической культуры детей не нова, но в условиях демократизации общества и трансформации ценностей актуализируется вопрос нравственного и эстетического воспитания в условиях образовательных организаций, позволяющих умело сочетать вечные эстетические ценности с новыми, взращенными современной культурой и обществом.

Особыми возможностями в формировании нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения в этих условиях обладает система дополнительного образования, являющаяся базисным пластом для самоопределения, самореализации и самовоспитания личности и вместе с тем ориентированная на удовлетворение постоянно меняющихся интересов детей, их образовательные, социокультурные и духовные потребности. В связи с этим актуальной является проблема формирования нравственно-эстетической культуры детей в условиях дополнительного образования.

Цель исследования заключается в эмпирическом анализе проблемы формирования нравственно-эстетической культуры детей в условиях дополнительного образования средствами театрального искусства.

Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении двух лет на базе творческого объединения «Премьера» МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Саракташского района Оренбургской области.

Определение исходного уровня сформированности нравственно-эстетической культуры участников театрального коллектива – это первый этап практической части настоящего исследования, подразумевавший проведение анкетирования и опроса испытуемых с помощью специализированных методик, среди которых: методика Л.В. Школяр «Выбери музыку» на определение общего уровня сформированности эмоционального компонента нравственно-эстетической культуры посредством измерения интенсивности эмоционального взаимодействия с восприятием искусства; методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» на определение общего уровня сформированности когнитивного компонента нравственно-эстетической культуры посредством измерения выраженности мотивации на приобретение знаний в области эстетики и искусства; методика В. Аванесова «Измерение художественно-эстетической потребности» на определение общего уровня сформированности созидательно-творческого компонента нравственно-эстетической культуры посредством измерения выраженности творческой активности, стремления к овладению новыми знаниями; методика Л.М. Фридмана «Диагностика нравственных качеств личности» на определение уровня сформированности нравственного компонента нравственно-эстетической культуры посредством измерения выраженности представлений участников коллектива о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, устойчивость проявления нравственного качества в поведении респондентов.

Второй этап исследования заключался в реализации программы нравственно-эстетической направленности «Премьера» в условиях театрального коллектива.

Третий этап исследования предполагал проведение итоговой диагностики уровня сформированности компонентов нравственно-эстетической культуры участников театрального коллектива, а также осуществление сравнительного анализа результатов первоначальной и итоговой диагностики и формулировку выводов об эффективности разработанной программы «Премьера».

Соответственно, ведущими методами исследования выступили: общелогические методы (обобщение, сравнение, систематизация), диагностические (анкетирование, опрос, беседа, наблюдение), методы статистической обработки данных, табличной и диаграммной обработки данных, сопоставительный анализ полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Современные процессы, происходящие в обществе и в системе образования, в частности, характеризуются формированием нравственно-эстетических приоритетов на стыке различных научных областей (философия, педагогика, психология, акмеология, культурология, аксиология, синергетика, этнография), направленных на решение единой важной задачи – совершенствование нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Следует отметить, что необходимым условием в решении обозначенной задачи является формирование ценностных ориентаций, которые в дальнейшем трансформируются и проявляются в культуре личности, а в нашем случае – в нравственно-эстетической культуре.

В настоящее время накоплен достаточный научный фонд по проблеме исследования. Так, в исследованиях Л.М. Архангельского, М.И. Кагана, Б.В. Орлова, Л.М. Рувинского раскрыты сущность и основные характеристики нравственного и эстетического воспитания с позиции социально-экономических изменений в обществе. Социологический анализ овладения нравственными и эстетическими приоритетами в процессе социализации представлен в трудах Л.А., Беляевой, В.И. Волкова, Б.С. Павлова, Л.Я. Рубиной и др. В работах Ш. Амонашвили, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского данная проблема охарактеризована с педагогической позиции.

Отметим, что в результате глубокого теоретического анализа научных трудов В.И. Казаренкова [3], Е.А. Мезенцева [4], А.С. Франца [5] и других исследователей в своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Э. Рангеловой и вслед за ней определяем нравственно-эстетическую культуру как «совокупность усвоенных знаний и сформированных убеждений, норм и принципов жизни, пережитых нравственно-эстетических чувств и эмоций» [3].

С целью оценки результатов по формированию нравственно-эстетической культуры детей было разработано критериально-диагностическое обеспечение, включающее критерии сформированности исследуемого понятия и уровни сформированности, определенные нами как низкий, средний и высокий. Разработанное критериально-диагностическое обеспечение соответствует логической структуре нравственно-эстетического воспитания в совокупности его основных компонентов, а именно эмоционального, когнитивного, созидательно-творческого и нравственного компонентов.

Сравнительный анализ полученных результатов представлен на рисунках 1–4. Так, на рисунке 1 представлен сравнительный анализ результатов испытания на определение уровня сформированности эмоционального компонента нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах.

Рис. 1. Сравнительный анализ общей сформированности эмоционального компонента нравственно-эстетической культуры по результатам первоначальной и итоговой диагностики, %

Результаты, полученные на начальном и контрольном этапах, показали, что количество участников коллектива с высоким уровнем сформированности нравственно-эстетической культуры увеличилось с 21,43 до 53,78% (с 6 до 15 участников) при одновременном снижении количества обучаемых со средним уровнем – с 60,71 до 39,29% (с 17 до 11 участников) и с низким уровнем с 17,86 до 7,14% (с 5 до 2 участников).

На рисунке 2 представлен сравнительный анализ результатов диагностики на определение уровня сформированности когнитивного компонента нравственно-эстетической культуры испытуемых, а именно мотивационной направленности на приобретение эстетических знаний.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики на определение уровня сформированности когнитивного компонента нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах, %

Соответственно, данные, полученные в результате диагностики на определение уровня сформированности когнитивного компонента нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах, указывают на то, что количество участников с высоким уровнем мотивационной направленности на приобретение эстетических знаний увеличилось с 21,43 до 46,43% (с 6 до 13 участников) при одновременном снижении количества обучаемых со средним уровнем с 53,57 до 39,29% (с 15 до 11 участников) и с низким уровнем с 25 до 14,28% (с 7 до 4 участников).

На рисунке 3 представлен сравнительный анализ результатов опроса испытуемых на определение уровня сформированности созидательно-творческого компонента нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах.

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов опроса испытуемых на определение уровня сформированности созидательно-творческого компонента нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах, %

Сравнительный анализ результатов опроса испытуемых на определение уровня сформированности созидательно-творческого компонента нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах показал, что количество участников эксперимента с высоким уровнем художественно-эстетической потребности к творческой активности, к приобретению новых навыков и умений в творческой деятельности увеличилось с 14,29 до 39,29% (с 4 до 11 участников) при одновременном снижении количества обучаемых со средним уровнем с 60,71 до 50% (с 17 до 14 участников) и с низким уровнем с 25 до 10,71% (с 7 до 3 участников).

На рисунке 4 представлен сравнительный анализ результатов диагностики на определение уровня сформированности нравственных качеств испытуемых, характеризующих нравственный компонент исследуемого феномена.

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов диагностики на определение уровня сформированности нравственных качеств испытуемых, характеризующих нравственный компонент нравственно-эстетической культуры на начальном и контрольном этапах, %

Результаты диагностики на определение уровня сформированности нравственного компонента нравственно-эстетической культуры испытуемых на начальном и контрольном этапах свидетельствуют о том, что количество участников эксперимента с высоким уровнем наличия и принятия нравственных качеств увеличилось с 7,14 до 57,14% (с 2 до 16 участников) при одновременном снижении количества испытуемых со средним уровнем с 92,86 до 42,86% (с 26 до 12 участников).

Соответственно, позитивная динамика сформированности нравственно-эстетической культуры участников творческого коллектива, в том числе нравственно-эстетических знаний, сознания и деятельности, прослеживается в соответствии с изменениями уровней, основными критериями которых выступают особенности нравственно-эстетического сознания, отношения, поведения и деятельности детей, участвующих в исследовании. Положительной динамике, на наш взгляд, способствовал формирующий эксперимент, заключавшийся в реализации авторской программы «Премьера», имеющей художественную направленность и ориентированной на получение обучающимися практико-ориентированных знаний в области театрального искусства, формирование ораторского и актерского мастерства. Рекомендуемые и используемые согласно разработанной программе средства театрализации в совокупности с иными воспитательными методами являются эффективным инструментом формирования нравственно-эстетической культуры, в том числе нравственно-эстетических знаний, нравственно-эстетического сознания и нравственно-эстетической деятельности.

Выводы. Качественный анализ ответов участвующих в исследовании детей и наблюдение за их поведением во время репетиций и выполнения иных заданий в соответствии с разработанной программой позволили сделать следующие общие выводы об их поведенческих характеристиках в зависимости от уровня сформированности нравственно-эстетической культуры.

Участники творческого коллектива с высоким уровнем развития нравственно-эстетической культуры характеризуются социально-ориентированной успешностью личности; ценностным отношением к здоровью; любовью к родине и культуре родного края; у них хорошо развиты художественный вкус и познавательная творческая активность. Им присущи такие качества, как выносливость, ловкость, гибкость. Они умеют отстаивать собственную позицию, аргументируя свои доводы благодаря логическому мышлению и развитому воображению. У ребят развиты актерские способности, что проявляется при разучивании и исполнении различных ролей; наблюдаются устойчивая мотивация к занятиям театральной деятельностью, требовательность к себе при освоении новых умений и навыков в области театра; интерес к работам режиссеров.

Таким образом, в результате проведенного исследования прослеживается позитивная динамика сформированности нравственно-эстетической культуры участников творческого коллектива, проявляющаяся в значительных позитивных изменениях в объеме нравственно-эстетических знаний, которыми они овладели; в приобретенных умениях благодаря осуществлению разнообразных видов деятельности; в ценностных отношениях и ориентациях; нравственно-эстетическом сознании.

Результаты исследования могут быть использованы в системе общего и дополнительного образования.