Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGIC MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF CHANGING MACRO ENVIRONMENT

Zadorina M.A. 1 Korsun K.I. 1
1 Ural State Universuty of Economics
The article is devoted to the search for strategic guidelines for the management of educational institutions of higher education in modern conditions. Particular attention is paid to changes in the macro-environment of educational institutions of higher education. The subject of the study is the threats and opportunities of implementing the management strategy of educational institutions of higher education. The methodological basis of the research: an interdisciplinary approach, analysis, synthesis, comparison, study of experience, structural-functional and statistical methods. The information base of the research: the scientific works of domestic and foreign scientists, the legislation of the Russian Federation on education, strategic planning documents in the field of education, information and analytical materials of authorities and research organizations. It is proposed to attribute political, legal, economic, social, cultural, international and technological factors to the factors of the macro-environment (external environment of indirect influence). It is established that the strategic management of educational institutions of higher education should currently be carried out taking into account the following threats: a decrease in funding and the number of budget places in socio-humanitarian areas and specialties; a drop in interest in higher education; an increase in the load on the technological capacities of the electronic information and educational environment; termination of cooperation with foreign universities and a ban on the publication of results scientific research of Russian scientists. The opportunities that are opening up due to changes in the macro environment are identified: state support due to launching new educational programs in the most funded areas of training and specialties; development of interaction with schools in the "school – college –university" format due to opening integrated educational programs of secondary vocational and higher education; access to new markets through the use of distance learning technologies; development of cooperation with educational institutions of higher education of friendly countries; qualitative renewal of the national system of higher education.
management
higher education
strategy
macro environment
external environment

Как известно, стратегическое управление направлено на обеспечение в долгосрочной перспективе положительной динамики развития образовательной организации посредством гибкой и быстрой реакции на изменяющиеся условия внешней среды. Для образовательных организаций высшего образования постоянный анализ факторов внешней среды является условием обеспечения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и поддержания лидирующих позиций в соответствующей отрасли, поддержания качества образования в условиях быстро меняющихся запросов работодателей. Ориентация на потребителя, социальный заказ на профессиональные кадры, понимание своей взаимосвязи с внешним окружением являются залогом эффективного управления образовательной организацией. В то же время ни одна образовательная организация не существует изолированно от других, все они в совокупности образуют единую многоуровневую систему образования в Российской Федерации. При этом некоторые факторы внешней среды могут оказывать воздействие как на отдельные элементы данной системы, так и на всю систему в целом. Более того, из-за тесной взаимосвязи факторов макросреды изменение одного из них неизбежно приводит к изменению всех остальных. Так, современная международная обстановка и введение санкций в отношении российской экономики привели к изменению макроокружения образовательных организаций высшего образования, напрямую затронув все сферы жизни общества, в том числе и сферу высшего образования. В связи с этим у образовательных организаций высшего образования появилась необходимость в обновлении стратегии управления и адаптации ее к происходящим изменениям.

Цель исследования – выявить угрозы и возможности эффективного стратегического управления образовательными организациями высшего образования в условиях изменения макросреды.

Материал и методы исследования

Материалом для исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных ученых, законодательство Российской Федерации об образовании, документы стратегического планирования в сфере образования, информационно-аналитические материалы органов власти и исследовательских организаций.

В основе настоящей работы лежит междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать знаниях из разных отраслей наук – экономики, педагогики, политологии и права. В связи с этим методологической базой исследования выступают следующие методы: анализ, синтез, сравнение, структурно-функциональный, статистический, изучение опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы стратегического управления образовательными организациями являются одними из ключевых в образовательном менеджменте. Как справедливо отмечает Н.В.Грибкова, являясь для образовательной организации источником ресурсов, внешняя среда не поддается ее всестороннему контролю [1, с. 44]. В связи с этим у каждой образовательной организации возникает объективная необходимость в анализе внешнего окружения для обеспечения возможности учета в своей деятельности происходящих изменений и адаптации к ним. По словам М.Н. Клокеля, «своевременное реагирование на действие внешних компонентов формирует новые возможности учреждения образования, снижает риск потерь и внешние угрозы» [2, с. 34]. В связи с этим следует согласиться с С.В.Коплик в том, что под внешней средой образовательной организации следует понимать «совокупность неконтролируемых факторов, существенно влияющих на ожидаемые результаты образовательной деятельности в текущей социально-экономической ситуации и в перспективе» [3, с. 103].

Необходимо заметить, что в специальной литературе сегодня не наблюдается единства мнений относительно составляющих и перечня факторов внешней среды. Традиционным стало выделение во внешней среде двух компонентов (сред). Однако разные исследователи дают им разные наименования: макроокружение и непосредственное окружение [4, с. 44]; макросреда и микросреда [1, с. 44], дальнее и ближнее окружение [5, с. 217], общая и специфическая среды [6, с. 70]. Вместе с тем, независимо от наименования составляющих внешней среды, ученые сходятся во мнении, что одни факторы внешней среды оказывают прямое, непосредственное воздействие на образовательную организацию, а другие – косвенное. Тем самым факторы внешней среды прямого воздействия образуют среду непосредственного окружения, а факторы внешней среды косвенного воздействия – макросреду.

Факторы внешней среды косвенного действия являются общими для всех образовательных организаций высшего образования страны. В то время как факторы внешней среды прямого действия индивидуальны для каждой образовательной организации высшего образования. Причиной этого является тот факт, что каждая образовательная организация высшего образования постоянно взаимодействует со своим ближним (непосредственным) окружением и может корректировать характер и содержание такого взаимодействия с учетом своих индивидуальных потребностей и возможностей.

К макрофакторам чаще всего относят политические, правовые, экономические, социальные и культурные факторы. Иногда к данной группе факторов относят международное положение [7, с. 13], инновационно-технологический [8, с. 73] и демографический факторы [2, с. 34]. Интересно отметить, что далеко не все исследователи факторы внешней среды косвенного воздействия рассматривают так широко. Например, А.Л. Кураков рассматриваемую группу факторов сводит к трем: экономическому, социальному и технологическому [6, с. 70]. Д.М. Шабанов демографический фактор специально не выделяет, включая демографическое положение в стране в состав социально-культурных факторов [9, с.102]. Исходя из цели настоящей статьи представляется возможным к факторам макросреды (внешней среды косвенного воздействия) отнести политические, правовые, экономические, социальные, культурные, международные и технологические факторы.

Как ранее было сказано, факторы макросреды тесно взаимосвязаны друг с другом, и изменение одного из них может привести к изменению всех остальных. В связи с этим сегодня большая часть ученых среди всего многообразия макрофакторов на первый план ставит экономические факторы [9; 10], определяющие вектор развития всей системы образования.

На протяжении многих лет государство увеличивало расходы на систему образования: за последние 15 лет они возросли практически на 25% [11, с. 25]. Данные Минобрнауки России показывают, что это оказало положительное влияние на рост численности бюджетных мест. В частности, если за счет бюджетных ассигнований на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2013 году было принято 499092 человека, то в 2021 г. – 554151 человек [12]. Однако в разрезе специальностей картина несколько иная. В частности, в 2013 году на программы бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция» было принято 11198 человек, а в 2021 г. – 6713 человек. В то же время по программам подготовки бакалавров по направлению «Химия» в 2013 г. было принято 2046 человек, а в 2021 – 2547. Таким образом, при общем росте количества бюджетных мест их численность увеличивается по инженерно-техническим, естественно-научным направлениям, а вот по гуманитарным и социальным – уменьшается. Причиной этого служит развитие рыночной экономики и повсеместное распространение информационных технологий. В сложившейся ситуации вузы вынуждены менять свою стратегию развития, открывать новые программы по специальностям и направлениям подготовки, выпускники которых будут востребованы на рынке труда. Уже сегодня многие образовательные организации высшего образования из монопрофильных становятся многопрофильными.

По верному убеждению Е.А. Антюховой, не стоит недооценивать и социально-культурный фактор, который является одним из «базовых и системообразующих факторов развития образования» [13, с. 60].

По данным Росстата, в России постепенно увеличивается численность выпускников школ [14]. При этом доля выпускников со средним общим образованием сокращается (таблица).

Численность выпускников образовательных организаций основного общего и среднего общего образования

Год

Численность выпускников

Образовательные организации основного общего образования

Образовательные организации среднего общего образования

Всего

 

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

2013

1174,2

63,2

684,4

36,8

1858,6

100

2015

1163,3

65,7

608,4

34,3

1771,7

100

2019

1411,4

68,2

659,1

31,8

2070,5

100

2020

1473,6

68,2

687,8

31,8

2161,4

100

Так, численность выпускников 11 классов в 2013 и 2020 гг. примерно одинакова. Однако если в 2013 г. в вузы поступили 1246484 человек, то в 2020 г. – 1093345 человек [12]. Причиной этого может служить переориентация выпускников на среднее профессиональное образование из-за низких баллов по ЕГЭ, нехватки денежных средств на обучение по тем направлениям и специальностям высшего образования, на которые приходится не так много бюджетных мест.

Необходимо обратить внимание на то, что отношение к высшему образованию у населения меняется, так как из-за избытка кадров с высшим образованием их заработок зачастую ниже доходов тех, кто имеет среднее профессиональное образование. По данным исследований ВЦИОМ, постепенно численность тех, кто убежден в том, что «высшее образование сопутствует успешной карьере и облегчает достижение жизненных целей», снижается (с 76% в 2008 г. до 58% в 2019 г.) [15].

В такой ситуации вузам необходимо развивать профориентационную деятельность и взаимодействие с социальными партнерами. Более того, необходимо запускать интегрированные с программами бакалавриата и специалитета программы среднего профессионального образования, обучение по которым могло бы снизить продолжительность обучения при получении высшего образования и увеличить численность абитуриентов за счет выпускников со средним профессиональным образованием.

Технологические факторы заняли особое место среди всех макрофакторов из-за пандемии нового типа коронавируса COVID-19, когда весь мир экстренно и вынужденно перешел на дистанционный формат обучения. В таком режиме система высшего образования проработала практически год. После этого стало понятно, что далеко не все образовательные программы можно реализовать дистанционно так, чтобы не страдало качество образования. Кроме того, практика реализации дистанционного обучения указала на слабые места в технологическом оснащении вузов и на пробелы в навыках и умениях студентов и преподавателей использовать дистанционные образовательные технологии. В то же время «наследством» пандемии стало расширение перечня программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров, реализуемых в дистанционном формате. Благодаря этому многие студенты получили возможность обучаться в вузах, не покидая место своего постоянного проживания.

Международный фактор в настоящее время характеризуется тем, что международное сообщество в большинстве своем сегодня старается изолировать Россию, ослабить ее влияние и положение на международной арене. Для достижения этой цели в отношении российской экономики был введен не один пакет санкций. Обострение внешнеполитических отношений российского государства с другими странами привело к тому, что Россия была исключена из Болонского процесса. В результате этого все усилия по интеграции российской системы образования с системами образования других стран оказались тщетными. Более того, ограничения коснулись и публикационной активности научно-педагогических кадров. Зарубежные научные издания и международные системы научного цитирования перестали публиковать и индексировать труды российских ученых. В сложившейся ситуации у вузов появилась возможность не гнаться за количеством публикаций, а обратить внимание на их качество, обратить внимание на отечественную систему научного цитирования, которая обладает большим потенциалом. В связи с этим образовательным организациям высшего образования следует пересмотреть условия эффективного контракта для своего профессорско-преподавательского состава.

Политические и правовые факторы обусловлены проводимой государством политикой в сфере высшего образования, реализуемыми программами развития образования. В ответ на исключение российских вузов из Болонской системы было принято решение провести реформу отечественной системы образования, опираясь на лучшие практики советского и современного периодов развития национальной системы образования. Одним из шагов в этом направлении стал отказ от использования в законодательстве Российской Федерации об образовании термина «образовательная услуга». Кроме того, анализ документов стратегического планирования, произведенных и планируемых изменений законодательства в сфере образования за 2022 г. показывает, что в ближайшей перспективе будет осуществлено обновление системы высшего образования и переориентация важнейших для развития экономики и безопасности государства направлений подготовки на программы специалитета. В дополнение, государство уже сейчас занимается разработкой четвертого поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и усиливает контроль за качеством образования путем обновления показателей оценки, проводимой в рамках федерального государственного контроля качества образования. Такие меры позволят повысить качество образования, конкурентоспособность выпускников вузов и приблизить получаемые ими образование и квалификацию к реальным потребностям работодателей на рынке труда.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ макросреды образовательных организаций высшего образования позволил определить угрозы и возможности реализации стратегии управления образовательными организациями высшего образования.

С одной стороны, стратегическое управление образовательными организациями высшего образования в сложившихся условиях должно учитывать следующие угрозы: снижение финансирования и численности бюджетных мест по социально-гуманитарным направлениям и специальностям; падение интереса к высшему образованию; рост нагрузки на технологические мощности электронной информационно-образовательной среды; прекращение сотрудничества с зарубежными вузами и запрет на обнародование результатов научных исследований российских ученых и их обсуждение с зарубежными коллегами.

С другой стороны, стратегия развития вуза может опираться и на возможности, открывающиеся благодаря изменениям макросреды. В частности, у образовательных организаций высшего образования есть возможность получить поддержку от государства при запуске новых образовательных программ по наиболее финансируемым направлениям подготовки и специальностям. В сложившихся условиях вузы могут выстроить систему взаимодействия со школами по формату «школа – колледж – вуз», развивая при этом интегрированные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования. Применение дистанционных технологий открывает перед учебными заведениями новые рынки, позволяя обучать студентов из самых отдаленных уголков страны. Кроме того, российские вузы не лишены возможности развивать сотрудничество с образовательными организациями высшего образования дружественных стран и построить свою, отличную от Болонской, систему образования.