Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Милевич А.С.

Сфера малого бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России, но малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. Вклад малого предпринимательства оценивается в 10% ВВП, где полностью или частично заняты около 30% населения.

В Сибирском Федеральном округе в настоящее время работает 98,9 тысяч предприятий. По исследуемым регионам статистика выглядит так:

Алтайский край – 13.2, Красноярский край – 11.1, Кемеровская область - 13.5, Новосибирская область – 26.7, Томская область – 7.4. Эти предприятия реализуют продукции и услуг на общую сумму 175685,2 млн. рублей: Алтайский край – 19006.6, Красноярский край – 19340.1, Кемеровская область – 26239.9, Новосибирская область – 39661.4, Томская область – 21352.7.

Развитию малого и среднего бизнеса в Сибирском Федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, не целенаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Этим можно объяснить небольшую численность владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе, следовательно, и долю малого бизнеса в валовом продукте. Малое предпринимательство особенно уязвимо, оно испытывает серьезные трудности, препятствия и проблемы. Трудности порой приводят к банкротству, непреодолимые препятствия ведут к разорению, а многочисленные проблемы решаются слишком медленно, что вынуждает предпринимателей закрыть собственное дело. Причин медленного развития малого бизнеса, в округе, как и во всей стране много.

Предприниматели нуждаются в защите от произвола всякого рода, которые виктимизируют их и собственное дело. Данное исследование предприняло попытку выявить как можно больше факторов виктимизации. Анализируя ответы предпринимателей, можно составить следующий список в порядке ранжирования количества ответов: многозначно и противоречиво трактующиеся нормативные акты, бюрократия и волокитство при оформлении различного рода документов, взяточничество чиновников, незаконные проверки контролирующих организаций, коррупция в эшелонах власти, преступники, рэкет, присвоение полномочий предприятий вышестоящими организациями. Среди организаций, которые ставят бюрократические барьеры для бизнесменов, причем достаточно часто, они назвали: органы исполнительной власти, налоговые службы, ГИББД, милицию, таможню, банки, прокуратуру, суд, разрешительную систему, юстицию, БТИ, центр стандартизации, СЭС, кредитные организации, союз потребителей, пожарную часть и всякого рода бизнес-центры.

Самым весомым фактором дестабилизации обстановки в предпринимательстве, по мнению самих предпринимателей, является бюрократия. Это главная сила, которая активно противостоит предпринимательству. Многообразные проявления бюрократии существуют в различных звеньях организационно-управленческой структуры.

Опрос предпринимателей в малом бизнесе ряда экономических районов Сибирского Федерального округа показал, что 455 респондентов, (что составляет 91%), на первое место среди причин, препятствующих развитию малого бизнеса, поставили бюрократические препоны исполнительной власти.

На современном этапе проблему бюрократии активно изучают отечественные философы, социологи, психологи, педагоги, экономисты. Все ученые связывают бюрократию с административно-командной системой управления, с жесткой централизацией в экономике, в том числе и в малом бизнесе.

Изучению проблем малого и среднего бизнеса автор статьи посвятил более 10 лет. Являясь предпринимателем, он изнутри исследует эти проблемы. Можно смело утверждать, что первичная социологическая информация объективна и репрезентативна, так как предприниматели, доверяя своему коллеге, давали объективные ответы на вопросы анкеты и описывали ситуации, в которых они незаконно проигрывали в судах, ускоряли решение проблемы за счет денежных или материальных средств.

В анкетировании приняли участие по 100 предпринимателей малого бизнеса от каждой территории. Невозвращенных анкет по каждой территории было от двух до пяти, что составило менее 1 %.

Вопрос анкеты: «В который раз Вы участвуете в анкетировании?» позволил определить число постоянных респондентов за 5 лет проведения эксперимента. Так, в Кемеровской и Новосибирской областях было по 40 постоянных респондентов, что составило 40%, в Томской области - 46 предпринимателей или 46 %, в Красноярском крае - 50 бизнесменов (50%), в Алтайском крае - 52 человека (52%).

Анкетирование преследовало цель: выявить факторы виктимизации предпринимательства в малом бизнесе и предложить пути совершенствования форм работы с предпринимателями.

Специалисты администрации Кемеровской области в 2004 году предприняли попытку проанализировать влияние административных барьеров на условия развития малого и среднего бизнеса в Кузбассе. Они в отчете дали такую цифру: от 2500 до 52000 рублей платят бизнесмены за время ожидания оформления документ при регистрации предприятия, получения лицензий и других документов, необходимых для выхода на рынок. Во времени этот период занимает от 114 дней до 301 дня. Сумма «внепланового» платежа зависит от деятельности начинающего предпринимателя, места ведения бизнеса и других факторов. (1)

Следует отметить два факта: эти статистические данные значительно занижены, внеплановые платежи исчисляются в американских долларах, а не в отечественной валюте.

Реальную картину двух аспектов виктимизации предпринимательства:

- сумму внеплановых платежей,

- сроки подготовки документов при покупке недвижимости

Попытался выявить автор во всех исследуемых регионах именно в 2004 году.

Таблица 1. Статистика

РЕГИОН

Кемеровская

область

Томская

область

Новосибирская

область

Красноярский

Край

Алтайский

Край

1

2

3

4

5

6

7

1.

Сумма внеплановых платежей

1000-3000

1000-2800

1000-3000

800-2500

500-2500

2.

Сроки подготовки документов

до 12

месяцев

до 11

месяцев

до 10

месяцев

до 10

месяцев

до 8

месяцев

Автору удалось точно выяснить перечень внеплановых платежей, их «узаконенную сумму» в американских долларах, обещаемые и реальные сроки только по трем регионам: Кемеровской, Новосибирской областям и Красноярскому краю.

Таблица 2. Затраты на быструю регистрацию

1.       Технические паспорта БТИ 1000-1500

2.       Выписка из ЕГРЗ 100-300

3.       Ускорение в юстиции 1000-1300

4.       Пошлина за регистрацию официально платится в банк

5.    Наши услуги 1000-1500

Таблица 3. Сроки оформления документов

№ п\п

Виды работ

Обещанные сроки

Реальные сроки

1.

Сдаем документы на регистрацию

Завтра-послезавтра

От1 до 3-х мес.

2.

Забирает готовые документы

Ровно через неделю

От 2 до 4-х месяцев

3.

Сдаем документы на регистрацию

В течение 3-х дней

От 1 до 2-х месяцев

4.

Вы получаете готовые документы

Ровно через 1 месяц

Через 3-6 месяцев

На примере приобретения недвижимости можно сделать вывод, что бюрократическая система исполнительной власти выработала практически единые тарифные ставки внеплановых платежей по всему Сибирскому Федеральному округу.

В анкету был включен вопрос: «Почему вы даете взятку?». Предложены ответы:

4.1. чтобы ускорить дело;

4.2. вынуждают;

4.3. тактично предлагают «постараться и помочь»;

4.4. чтобы избежать внеплановых проверок по несуществующим жалобам;

4.5. чтобы не проводить время у двери чиновника;

4.6. другое (указать).

Примечание: Респондент имел право отметить не один, а несколько вариантов ответов.

Таблица 4. Анализ первичной информации показал, что все эти пять причин имеют место почти в разной степени в малом бизнесе.

№п\п

РЕГИОН

Вариант

Ответа

Кемеровская

область

Томская

область

Новосибирская

область

Красноярский

край

Алтайский

край

1

2

3

4

5

6

7

1.

4.1.

92%

90%

93%

89%

90 %

2.

4.2.

70%

68%

72%

67%

63%

3.

4.3.

50%

47%

52%

45%

43%

4.

4.4.

48%

30%

48%

36%

33%

5.

4.5.

36%

18%

36%

30%

35%

В открытый вариант ответа 194 респондента, что составляет 40%, вписали следующие варианты: «Так как придется обращаться к этому чиновнику неоднократно», «Нельзя приходить к чиновнику, от которого зависит твое дело без «подарка», «Чтобы показать свою финансовую состоятельность», «Сами предприниматели говорят, что к такому-то чиновнику нельзя идти с пустыми руками», «Не хочу быть хуже других», «С подарком или конвертом принимают вне очереди» и т.д.

Анализируя состояние виктимизации предпринимателей в малом бизнесе, автор в некоторых аспектах разделяет мнение Л.В. Астафьева, и считает, что подобного рода нарушения существуют в следующих формах:

1) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных придирок);

2) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например, принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное рассмотрение);

3) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия за «надлежащее» рассмотрения дела. Должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения в интересах взяткодателя;

4) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое отношение к каким-либо нарушениям).

Следует отметить, что все эти формы использования служебного положения в личных целях имели место с первых дней зарождения частного бизнеса в России и, по мнению наших респондентов, существуют и в настоящее время.

Исследование предусматривало выявление реального потенциала для борьбы с чиновничьей бюрократией в Сибирском Федеральном округе. В анкету был включен вопрос: «Напишите ли вы жалобу на чиновника, вымогающего у вас взятку?» и даны варианты ответов:

7.1 да, напишу;

7.2 нет, так как не верю в положительный результат;

7.3 напишу, когда закрою свой бизнес;

7.4 другое (указать).

Таблица 5. Среднестатистические данные по регионам Сибирского округа за пять лет.

№ п/п

Регион

Ответ

Кемеровская область

Новосибирская область

Томская область

Красноярский край

Алтайский край

1.

7.1

5%

6%

8%

10%

12%

2.

7.2

81%

80%

76%

71%

71%

3.

7.3

8%

6%

10%

8%

7%

4.

7.4

6%

8%

6%

12%

13%

Таблица ярко характеризует отношение собственников малого бизнеса не только к бюрократии чиновников, к власти, но и обозримое будущее предпринимательства. Статистические данные свидетельствуют о том, что, в основном, предприниматели не верят в положительный результат обращения к вышестоящему начальству. Таких собственников по исследуемому региону около 76 %. Ими движет не только неверие в справедливость, но и страх за свое дело, страх перед возможной местью чиновника, страх перед всякого рода внеплановыми проверками, которые заканчиваются значительными финансовыми расходами.

Вариант ответа 7.3 также свидетельствует о том, что страх перед системой не дает возможности отстоять свое дело. В варианте открытого ответа 37 респондентов, что составляет 82%, подписали, что напишут жалобу, но анонимно. В качестве вариантов на этот вопрос бизнесмены написали, что «Постараются сделать «подлянку» этому чиновнику», «Будут распространять слухи о взяточнике-чиновнике среди своих коллег», «Все чиновники заодно», «Без взятки нельзя сделать практически ни одного дела» и т.п.

Только чуть более 8% предпринимателей, а именно 41 человек, т.е. каждый 7-8 из 100 собственников малого бизнеса, попытается отстоять свои интересы открыто, вступив в конфронтацию с чиновниками.

Вывод по данному вопросу можно сделать словами одного из респондентов: «Борьба с бюрократией на нашем уровне безрезультатна, это похоже на борьбу с ветряными мельницами».

Анализ эмпирических данных позволил проранжировать исследуемые регионы Сибирского федерального округа по степени виктимизации предпринимательства малого бизнеса (по степени понижения): Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Красноярский край, Томская область и Алтайский край.

Анализ практики показал, что бюрократия при отсутствии сопротивления распространяется на всю деятельность всех органов управления. Она легко проникает в самые низшие уровни управления. Чиновникам предоставляется служебным положением возможность чем-то ущемить человека, что-то запретить или разрешить, дает хотя и маленькую, но все же власть. В.И. Ленин говорил о чиновниках самой низшей ступени управленческой иерархии: «…они часто важнее на деле, чем стоящие наверху» (2,С.155).

Обладая удивительным даром приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, к самосохранению, бюрократия проникла во все социальные и властные структуры, имеющие отношение к предпринимательству. Она враждебно настроена по отношению к инициативе, оперативности и эффективности труда предпринимателей. Управление становится чрезвычайно замедленным, а принятие решений занимает вместо нескольких дней несколько месяцев и даже лет.

Следует отметить, что всерьез бюрократизм в нашей стране никогда не изучался, так как считалось, что в нашем обществе нет и не может быть бюрократизма, а если где-то и встречается, то это вполне устранимая недоработка. По мнению В.И. Ленина бюрократия была уничтожена «до основания» в новой России, в этом он видел заслугу революционной власти.

Считалось, что бюрократия присуща обществу с социальным неравенством, с эксплуатацией, где власть сосредоточена в руках небольшой правящей группы. Интерес отечественных политологов и социологов к работам по теории бюрократии обусловлен рядом обстоятельств. С началом перестройки и зарождением рыночных отношений Россия вступила в полосу глубокой экономической трансформации.

Усилилась бюрократизация всех сторон общественной жизни, появилась возможность конфликта между бюрократией и демократией. Социологи А.А. Дикарева и М.И. Мирская считают, что для бюрократии характерны «заорганизованность работы, безответственность работников, расхождение между словом и делом, перестраховка, чванство со стороны руководителей, чинопочитание работников, угодничество».

Основной компонент сознания бюрократии - чувство статуса, принадлежности к властвующей элите. Аккумулируя все предложения отечественных теоретиков и практиков по ликвидации бюрократизма на производстве, можно выработать политику для преодоления бюрократии и в различных эшелонах исполнительной власти:

·        устранение недостатков в кадровой политике: подбор кадров на конкурсной основе (не менее 5-7 кандидатов) через тестирование и оптимальная расстановка по результатам тестов;

·        использование услуг неподчиненных кадровых агентств по подбору кадров чиновников;

·        сокращение многоуровневой структуры управления, ликвидация лишних управленческих звеньев, чтобы предприниматель мог непосредственно решить свои проблемы с первым лицом;

·        повышение общей и управленческой культуры чиновников;

·        регулярная и эпизодическая отчетность чиновника перед выше стоящим начальством;

·        требование неукоснительного соблюдения законов и профессиональной этики;

·        переход от авторитарных стилей управления к экономическим;

·        обязательное изучение психологии личности каждого чиновника;

·        переподготовка чиновников на занимаемой должности не реже 1 раза в три года;

·        обязательно открытый доступ к ведению журнала отзывов о работе чиновника;

·        углубленное психологическое тестирование чиновников;

·        увольнение чиновника, на которого поступила обоснованная жалоба или предъявлены претензии;

·        обязательный разбор жалобы в течение 10 дней и обязательным письменным ответом заявителю;

·        разбор анонимных писем по проблемам предпринимательства;

·        освещение в местной печати негативных факторов в работе с малым бизнесом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Нелегко преодолеть административные барьеры.\\ С тобой..- 2004.-13 июля.- С. 3

2.      Ленин В.И. ПСС, Т.45, С.15