Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENTS' VALUE ATTITUDE TO THE QUALITY OF EDUCATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF DISTANCE LEARNING)

Tikhonova A.Yu. 1 Soltis A.V. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov»,
The article is devoted to the analysis of the features of the value attitude of students to the quality of education in distance learning in conditions of restrictions associated with the spread of coronavirus infection. Based on a pilot analysis of scientific research devoted to the study of students' value attitude to various fields, it was determined that the stated topic is studied mainly in the field of theory and methodology of vocational education, along with general pedagogy, pedagogical psychology, sociology of culture and spiritual life. The following areas of research of students' value attitude were identified: to physical culture and a healthy lifestyle; to the culture and history of Russia; to the study of specific disciplines; to the personality of students, parenting, and people around them. At the beginning of the XXI century, the subject of study for researchers began to be the analysis of the value attitude of future specialists to their own professional activities. The survey of more than two thousand undergraduates of full-time, part-time, correspondence forms of education of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov allowed us to state the formation of their value attitude to the quality of education at the university: students answered questions with interest, analyzing education as a process and result of distance learning in a pandemic, called the conditions the success of getting an education.
value attitude
quality of education
higher education
distance learning

Студенты являются потребителями образовательных услуг, еще на стадии абитуриентства им предоставлено право выбирать вуз, определять направление своей подготовки, будущие обучающиеся оценивают образовательную среду высшего учебного заведения, критически подходят к избранию образовательной программы для получения профессии. Одним из критериев выбора выступает качество оказания образовательных услуг. В результате ценностное отношение к качеству предстоящего образования в университете начинает формироваться уже с первых дней знакомства с ним и продолжается на протяжении всего периода обучения. Мы согласны с мнением Л.Г. Миляевой, что «высокий уровень качества образовательных услуг – не только важнейший параметр конкурентоспособности учебного заведения, но и один из основных мотивов его выбора потенциальными и реальными абитуриентами» [1, с. 239]. Ценностное отношение к качеству образования уже поступивших и начавших обучение молодых людей может меняться на протяжении периода обучения. Изучение данных изменений необходимо, особенно на старших курсах, когда студенты, освоив основы профессии, воспринимают обучение как получение профессиональных навыков, дающих возможность быть конкурентоспособным на рынке труда.

В то же время молодежь заинтересована в получении качественного образования вне зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, которые складываются как в самом высшем учебном заведении, так и в стране в целом. Коронавирусная инфекция вынудила образовательные организации перейти на дистанционные формы обучения частично или полностью в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе. Обозначенные факторы определяют актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования: выявление направлений научных исследований по проблеме ценностного отношения студентов к разным видам деятельности и формам работы в вузе, выявление особенностей ценностного отношения студентов к качеству образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии.

Материал и методы исследования. Проведено пилотное исследование опубликованных материалов и диссертационных работ, посвященных проблемам изучения ценностного отношения студентов высших учебных заведений, проанализированы результаты анкетирования студентов старших курсов УлГПУ им. И.Н. Ульянова. В работе использовались научные методы, характерные для педагогических исследований: сравнительно-сопоставительный метод, опросные анкеты.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ диссертационных исследований позволил определить степень изученности и разработанности отдельных аспектов заявленной темы. Прежде всего следует констатировать: вопросы ценностного отношения студентов к разным вопросам, связанным с обучением в вузе, изучались исследователями с конца ХХ в., но наиболее активно стали разрабатываться в начале XXI в., что также подтверждено исследованием И.В. Бабуровой [2, с. 4]. Одной из первых вопросы мотивационно-ценностного отношения будущих учителей рассматривала Л.М. Блохина (1992), которая дает следующее определение изучаемому понятию: «мотивационно-ценностное отношение будущего учителя к воспитательной деятельности есть единство объективного и субъективного, где объективное положение личности учителя является основой ее избирательной направленности на ценности воспитательной деятельности, стимулирующие социальную и профессионально-педагогическую активность учителя» [3, с. 5]. Безусловно, выделение мотивационной составляющей обеспечивает повышение активности в реализации ценностного отношения будущих педагогов.

Было проанализировано, с использованием сравнительно-сопоставительного метода, более ста диссертационных работ и выделены следующие направления исследований ценностного отношения студентов высших учебных заведений. Следует подчеркнуть, что значительное число работ из представленных в анализе исследований проводилось на базе педагогических вузов.

Было установлено, что данную проблему изучают представители разных отраслей знаний: социология, психология, педагогика. При этом социологи исследуют заявленную тему в рамках социологии культуры и духовной жизни (например, Е.Г. Вершинин, Р.В.Картушов), психологи – в рамках педагогической психологии (Т.В. Белинская, Е.В.Евдокимова, С.В. Пазухина, В.А. Соломонов и др.). В педагогической науке вопросы ценностного отношения обучающихся в вузе анализируют достаточно широко с разных позиций. Наибольшее количество работ (более 80%) выполнено в области научных специальностей: теория и методика профессионального образования; общая педагогика, история педагогики и образования. Так, И.И. Калина, обосновывая социальную значимость ценностных оснований педагогического образования, утверждает, что необходимо «осовременивание ценностных оснований педагогического образования» [4, с. 7]. М.М.Асильдерова подчеркивает важность «формирования ценностных ориентаций студентов в условиях социокультурной глобализации и сохранения национальной идентичности» [5, с. 11]. Значительно меньше (около 20%) было выявлено работ в сфере теории и методики обучения и воспитания (по областям и уровням образования); теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Преобладающее количество диссертационных исследований в рамках профессионального образования подчеркивает важность и необходимость изучения этой темы. Кроме того, если в конце ХХ в. наибольшее число научных работ проводилось в рамках общей педагогики, то в начале XXI в. специализация исследований стала ориентироваться на теорию и методику отдельных дисциплин и конкретных направлений воспитательной работы. Проанализируем их.

Прежде всего, можно констатировать, что более половины диссертаций по заявленной тематике посвящено педагогическим, психологическим, социологическим аспектам проявления ценностного отношения обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни. Например, О.Ю. Масаловой определены «ценности образования по физической культуре в высшей школе, выявлены их свойства (онтологичность, историчность, антропоцентричность, объективность и субъективность, зависимость от экзистенциальных человеческих потребностей, гуманистическая созидательная направленность, самодостаточность, многозначность, системная, целостная организованность и иерархичность) [6, с. 24].

Также исследователи изучали такие аспекты анализируемой темы, как ценностное отношение студентов к России, ее культуре и героическому прошлому (около 11% проанализированных работ); ценностное отношение студентов к культуре, в том числе к правовой культуре, иноязычной и национальной культуре, музыке и искусству (21,8%); профессионально-ценностное отношение студентов к изучению конкретных дисциплин, например иностранного языка, культурологии, психологии (13,5%); ценностное отношение к природе в процессе экологического образования (2,7%); педагогические и психологические особенности становления ценностного отношения студентов к институту семьи и родительству (5,4%); ценностные отношения к окружающим людям, личности учащихся, своей личности и своему самообразованию (8,1%). Ценностное отношение студентов к различным аспектам будущей педагогической деятельности – достаточно сложное и многокомпонентное образование, необходимость становления которого определено задачами, стоящими перед современной высшей школой.

В начале XXI в. предметом изучения у исследователей стали выступать вопросы анализа ценностного отношения будущих специалистов к собственной профессиональной деятельности, в том числе к педагогической профессии и педагогическому наследию (например, работы таких авторов, как А.В. Амирова, Е.В. Калюжная, Н.А. Шепилова и др.).

Приходится констатировать, что хотя и существуют диссертационные исследования, посвященные изучению процессов формирования ценностного отношения будущих педагогов к учебно-познавательной деятельности, к образованию в целом (например, Э.С. Леонтьева, А.Р. Салимова, Т.А. Ханалыев), особенности ценностного отношения студентов к качеству образования в педагогическом вузе недостаточно изучены.

При этом следует учитывать, что изучение ценностного отношения обучающихся входит в структуру оценки качества образования, что, по мнению С.Л. Данильченко, «представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждой отдельной образовательной организации» [7, с. 180]. Важно подчеркнуть, что подобные исследования необходимо проводить в каждом конкретном вузе с учетом особенностей студенческой и преподавательской аудитории, местоположения вуза и особых условий. В настоящее время особями условиями является эпидемиологическая обстановка в стране, и в каждом регионе в частности [8].

Нами было проведено исследование ценностного отношения студентов к качеству образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии в одном из ведущих вузов г. Ульяновска. Были подготовлены оценочные материалы, которые включали в себя анкету с вопросами открытого и закрытого типа. При этом ценностное отношение студентов к качеству образования мы определяем как личностное отношение обучающихся к процессу и результату получения образования, которое характеризуется пониманием значимости образования, стремлением получать его на достойном уровне, умением оценивать его результативность. Не ставя перед собой задачи проанализировать вариации характеристики данной дефиниции различными научными школами, мы считаем возможным констатировать, что существующие в педагогической теории и практике определения изучаемого понятия имеют определенные различия, что объясняется ориентацией изысканий на решение конкретных исследовательских задач. Так, например, С.В. Пазухина характеризует ценностное отношение будущего педагога как «устойчивое личностно-смысловое образование, которое определяется единством мотивационно-смыслового, когнитивного, эмоционального и деятельностного (поведенческого) компонентов; ведущим компонентом является мотивационно-смысловой» [9, с. 7]. Формирование данных компонентов целесообразно для формирования изучаемого свойства, особенно при организации работы по становлению ценностного отношения будущего учителя к личности учащегося, что С.В. Пазухина и рассматривает в рамках антропологического подхода.

Целью анкетирования было выявление особенностей ценностного отношения будущих педагогов к качеству образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии.

Настоящее исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» с участием 2062 студентов 3-5 курсов очной, очно-заочной и заочной форм обучения всех факультетов вуза. Выбор старших курсов был не случайным, т.к. эти обучающиеся, во-первых, осваивали программы обучения как в очном, так и в дистанционном формате, а во-вторых, у многих из них сформировались определенный практический опыт и понимание необходимости получаемых знаний и умений для использования их в будущей профессиональной деятельности.

Подготовленные вопросы анкеты были нацелены не только на констатацию отдельных положений, но и предоставляли студентам возможность проанализировать качество и результативность образовательного процесса. Анкетирование проводилось в онлайн-режиме, предлагалось ответить на вопросы тремя вариантами ответов: «да», «не знаю», «нет», опрашиваемым предоставлялась возможность прокомментировать или обосновать свой ответ. Именно в комментариях анкетируемые могли аргументированно объяснить свою позицию, проанализировать личностный опыт, высказать замечания или пожелания по повышению качества образования, улучшению процесса дистанционного обучения в условиях пандемии и пр.

Результаты анкетирования показали, что студенты проявляют заинтересованность в проведении оценивания качества образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии: отсутствовали отказы участвовать в анкетировании, комментарии к ответам на вопросы были многочисленны, конкретны, выражали понимание обучающимися важности анализа качества образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии. Старшекурсники владеют дистанционными формами обучения, и в условиях пандемии данная форма организации обучения их в целом удовлетворяет (79,3% ответили «да», и только 3,2% ответили «нет»). Анализируя собственный опыт, 82,9% обучающихся подтвердили, что дистанционно в условиях пандемии учиться удобно. Анализ ответов показал, что у большего количества студентов (87%) не возникло проблем в процессе дистанционного обучения, только 4,4% писали о некоторых трудностях, связанных с техническим обслуживанием. Наиболее распространенной технической проблемой, по мнению студентов, является низкая скорость Интернета, что не позволяет в должной мере использовать программное обеспечение, предусмотренное в рамках той или иной дисциплины. На втором месте была проблема плохого технического состояния компьютеров, ноутбуков, микрофонов, что влияет на качество образовательного процесса. Вызывали опасения и организационные моменты, которые были связаны с будущей промежуточной аттестацией. 87% студентов засвидетельствовали, что в дни дистанционного обучения занимаются преимущественно в синхронной форме, что предполагает проведение преподавателем занятий в режиме реального времени.

Оценивая качество образования в условиях пандемии, 87% старшекурсников свидетельствуют, что использование дистанционных технологий не ухудшает качество образования, ориентирует на овладение новыми формами и средствами обучения. Большая часть обучающихся (83,4%) подтвердила понимание требований к выполнению заданий, 52% отметили, что преподаватели стали четче формулировать требования к выполнению домашних работ, чаще проводить онлайн-консультации, а нормативные документы и рабочие программы дисциплин, размещенные на сайте вуза, помогают сориентироваться в возможности увеличения баллов за выполнение заданий. Студенты (79,1%) отмечают, что значительную помощь в обучении оказывает возможность использования электронной образовательной среды вуза. Среди отмеченных в комментариях замечаний следует выделить обращение внимания анкетируемых на уменьшение количества занятий с привлечением работодателей.

На вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы процессом обучения с использованием дистанционной формы?» более 70% студентов ответили, что положительно оценивают процесс обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Одной из причин полученных данных является прохождение студентами на начальных этапах обучения курсов по информационным технологиям и овладение преподавателями технологиями дистанционного обучения. При этом 65% обучающихся положительно ответили на вопрос «Считаете ли Вы, что в дальнейшем ряд дисциплин и часть занятий в университете должны изучаться в дистанционной форме?» и назвали дисциплины, по которым в будущем можно осуществить перенос части занятий в дистанционный формат обучения. Ответы студентов подтверждают, что большинство преподавателей смогли адаптировать образовательные дисциплины и методики их преподавания под дистанционный формат обучения и грамотно применить современные инструменты и технологии.

Анализ анкет позволяет констатировать, что у студентов старших курсов педагогического университета сформировалось ценностное отношение к качеству образования: обучающиеся понимают важность и значимость качества образования для личностного профессионального роста, заинтересованно и аргументированно отвечали на вопросы; анализируя образование как процесс и результат обучения, определяли условия повышения качества образования и успешности образовательного процесса в дистанционном формате в условиях пандемии; оценивая личностный опыт дистанционного обучения, называли преподавателей и дисциплины, которые соответствуют, по мнению обучающихся, требованиям дистанционного обучения и работают на повышение качества образования. Тем самым подтверждается положение Г.Е. Зборовского о взаимозависимости организации качественной деятельности обучающихся и преподавателей: «очевидно, что студенты удовлетворены хорошим, качественным и эффективным образованием; в то же время образование может быть эффективным и качественным в том случае, если студенты получают удовлетворение от процесса обучения и его результатов» [10, с. 179].

Результаты организованного анкетирования позволили не только определить особенности ценностного отношения студентов, но и оценить деятельность преподавателей, выявить тех, кто не в полной мере владеет технологией дистанционного обучения (и для них были организованы курсы повышения квалификации), установить дисциплины, по которым для повышения результативности образовательного процесса необходимо создать дополнительное методическое обеспечение.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило констатировать: проблемы исследований ценностного отношения студентов к качеству образования актуальны, изучаются начиная с рубежа ХХ-XXI вв. учеными - представителями разных отраслей знаний (педагогика, психология, социология). Большинство исследований посвящено вопросам проявления ценностного отношения обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, к различным разделам культуры, к будущей профессиональной деятельности. Особенности ценностного отношения студентов к качеству образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии в педагогическом вузе, изучены недостаточно.

Проведенное анкетирование позволило определить наличие у студентов УлГПУ им. И.Н. Ульянова ценностного отношения к качеству образования, получаемого в дистанционном формате в условиях пандемии. Отвечая на вопросы анкеты, обучающиеся демонстрировали заинтересованность, оценивали условия обучения, отмечали положительные и отрицательные стороны использования дистанционных технологий, определяли перспективу их дальнейшего применения. Студенчество положительно оценило дистанционное обучение, однако отмечало возникающие в процессе освоения материала технические трудности. Анализ анкет подтверждает возможность и необходимость проведения исследований по проблемам формирования ценностного отношения студентов к качеству образования в высшей школе и нацеливает на дальнейшие изыскания в данном направлении. Важно не только оценивать результативность использования разнообразных, в том числе дистанционных технологий, но определять – как их применение влияет на формирование у обучающихся ценностного отношения к качеству образования.