Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF MEDIA LITERACY AMONG STUDENTS

Shamigulova O.A. 1
1 1Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla
In the context of this article, the developing possibilities of involving students in information and educational activities in the process of media literacy formation are considered. The article substantiates the relevance of solving the problem of media literacy formation among students and possible approaches based on understanding the key elements of media literacy content, the role of developing critical thinking and legal knowledge in organizing effective work in the Internet space. The methods of identifying the level of media literacy formation among students, criteria and indicators are proposed. The results of experimental work on the formation of media literacy among students on the basis of involvement in joint information and educational activities of a legal orientation and the use of modern educational technologies: web quest technologies, project technology, training technology, dialogue technology are described. The positive significance of the implementation of the proposed program of information and educational activities, including a cycle of extracurricular activities on topical issues of everyday social practice of adolescents, is characterized. The conclusion is made about the need to include in the process of media literacy formation of students various types of independent work with legal information, legal facts reflecting the tasks of social practice of adolescents in the field of communication in social networks and safe behavior in the Internet space.
functional literacy
media literacy
information and educational environment

В современный период мы наблюдаем усиление внимания к развитию медиаграмотности во всем мире как одному из факторов, способствующих обеспечению информационной безопасности личности и общества. Предлагаются программы по формированию медиаграмотности для различных возрастных категорий населения, тем самым обеспечивается процесс медиаобразования на протяжении всей жизни. На законодательный уровень вынесена проблема защиты детей и подростков от негативного воздействия информации (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ). Анализируя подходы к формированию медиаграмотности, существующие в современной науке и практике образования, мы обратили внимание на некоторые общие моменты, отражающие единство ученых-исследователей и педагогов в изучении данной проблемы: 1) отведение значительной роли социально-гуманитарному знанию в формировании медиаграмотности [1, с. 87]; 2) необходимость развития критического мышления как одной из важных составляющих медиаграмотности [2, с. 65]; 3) взаимосвязь медиаграмотности и правовой грамотности, отведение особой роли правовым знаниям и умениям в обеспечении безопасного поведения в интернет-пространстве.

В контексте нашего исследования мы исходили из определения медиаграмотности как совокупности знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека [3].

Целью данного исследования является выявление теоретических и методических особенностей формирования медиаграмотности у обучающихся на основе вовлечения в информационно-просветительскую деятельность правовой направленности в условиях современной информационно-образовательной среды.

Для реализации цели исследования была сформулирована следующая гипотеза, предполагающая утверждение о том, что формирование медиаграмотности у обучающихся будет успешнее при выполнении ряда педагогических условий: 1) реализация программы информационно-просветительской деятельности правовой направленности, включающей цикл внеурочных мероприятий по актуальным вопросам повседневной социальной практики подростков, связанным с интернет-общением и поиском информации в различных источниках; 2) выбор и включение в мероприятия информационно-просветительской деятельности виды работы с правовой информацией, юридическими фактами и событиями, отражающими типичные задачи социальной практики подростков в сфере общения в социальных сетях и безопасного поведения в интернет-пространстве; 3) использование комплекса интерактивных технологий обучения, направленных на развитие критического мышления учащихся через ситуации повседневной социальной практики подростка: веб-квестов, проектной, тренинговой, диалоговой технологий; 4) мониторинг уровня медиаграмотности обучающихся.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили: теоретические положения о развитии функциональной грамотности как базового навыка человека информационного общества (В.А. Ермоленко, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, М. Скилдек и др.); идеи о взаимообусловленности уровня владения функциональной грамотностью и безопасным поведением личности (Н.Ф. Виноградова, В.А. Ермоленко); теоретические положения о формировании правовой культуры и правовой грамотности (А.В. Венгеров, Е.А. Певцова, Н.И.Матузов, С.С. Алексеев); идеи формирования медиаграмотности как неотъемлемого компонента культуры человека информационного общества (А.В. Федоров, Л.В. Ганич, Е.С. Шилец, С.Г. Вершловский); положения исследований о взаимосвязи между сформированностью медиаграмотности у будущих педагогов и способностью к обеспечению личностных результатов обучения (И.В. Григорьева, А.В. Шариков).

При проведении исследования использовались теоретические (анализ научной литературы, изучение нормативной документации, моделирование) и эмпирические методы (эксперимент, анкетирование, опрос, математическая обработка результатов исследования). Для проведения экспериментальной части исследования по выявлению сформированности уровня медиаграмотности у обучающихся применялись адаптированная методика Р.Р. Муслумовой (выявление эмоционально-оценочного отношения обучающихся к правовым способам защиты прав пользователя в интернет-пространстве, правовым установкам пользователей социальных сетей), К. Томаса (определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях). Использовались специально разработанные нами опросники для исследования когнитивного и деятельностного компонентов медиаграмотности у обучающихся. Вопросы внутри каждого опросника были сгруппированы по ключевым темам, отражающим ситуации, максимально приближенные к жизненным, в которых мог бы оказаться несовершеннолетний обучающийся.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе психолого-педагогических классов БГПУ им. М. Акмуллы в МБОУ «Аксаковская гимназия № 11», МБОУ лицей № 155 города Уфы Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 116 учащихся 7–9-х классов. Реализация программы экспериментальной работы и программы информационно-просветительской деятельности правовой направленности осуществлялась студентами Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы, обучающимися по направлению бакалавриата Педагогическое образование, профиль Обществознание и история.

Анализируя содержание и структуру медиаграмотности, мы обратились к исследованиям функциональной грамотности, которая определена как способность и готовность быстро адаптироваться и успешно функционировать в современном обществе, используя приобретенные знания и умения для решения возникающих проблем [4]. Она становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. В качестве индикаторов функциональной грамотности ученые выделяют различные виды: информационная, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, грамотность действий в чрезвычайных ситуациях, владение иностранными языками, грамотность при решении бытовых проблем, правовая и общественно-политическая грамотность [5, с. 141]. В связи с этим необходимо отметить взаимосвязь перечисленных видов грамотностей как структурных составляющих функциональной грамотности, представляющей сложное личностное образование, в его основе лежит система теоретических знаний и практических умений, ориентированных на реализацию правосубъектной деятельности [6, с. 75].

Большая часть общения и взаимодействия современных подростков протекает в пространстве Интернета, социальных сетей. Подготовка к занятиям и получение знаний для современных обучающихся распространяются далеко за пределы учебников и объяснения учителя. Учебный процесс в условиях постоянно развивающейся современной информационно-образовательной среды приобретает новые функции и характеристики [7]. Учебная деятельность современного школьника стала тесно связана со статусом активного пользователя сети Интернет и участника сетевых отношений. Именно поэтому необходимо расширять границы формирования медиаграмотности, используя ресурсы информационно-образовательной среды, в том числе прививая необходимые правовые знания, общеучебные умения и способы безопасного поведения. Можно успешно интегрировать традиционные формы работы и современные образовательные технологии, электронные ресурсы. К таким традиционным формам работы относят информационно-просветительскую деятельность [8, с. 76]. Однако, рассматривая методы и средства информационно-просветительской деятельности в контексте современной информационно-образовательной среды, можно выделить несколько функций, органично сочетающих традиционные подходы и современные технологии, например ценностно-мировоззренческая функция, реализация которой связана с формированием установок участника, влияющих на его информационно-нравственную экологичность, стиль пользовательского поведения и ценностное отношение к информации [9]. Методическая функция выражается в определении целей, отборе содержания и средств, повышающих эффективность и качество работы с информацией, ее преобразования. Инструментальность информационно-просветительской деятельности заключается в возможности формировать умения познавательной и исследовательской деятельности на основе вовлеченности участников в подготовку и реализацию проектов, организации совместных учебных и исследовательских работ ученика и учителя, ученика и студента-наставника. Развивающее значение осуществляется в процессе формирования субкультуры информационно-образовательного взаимодействия, возможности работать с графической информацией в ходе совместной подготовки к информационно-просветительским мероприятиям, при выполнении индивидуальных исследовательских заданий, позволяющих усваивать информацию не на репродуктивном, а на творческом уровне. Реализация междисциплинарной функции информационно-просветительской деятельности связана с интеграцией занятий информатики, обществознания (права), истории с целью воспитания ответственного и избирательного отношения к информации с учетом этических и правовых аспектов ее распространения. Возможность оценить и представить окружающим собственные достижения через портфолио, электронное веб-портфолио как итог участия в информационно-просветительских проектах приобретает мотивационное значение. Технологическая функция выражается в использовании различных цифровых средств и современных технологий, обеспечивающих эффективное освоение знаний и вариативность возможностей применения полученной информации.

Для реализации технологической функции в организации информационно-просветительской деятельности в рамках исследования студентами была выбрана технология веб-квест, основанная на принципе компьютерной игры, в которой обязательно ставится конкретная цель, а игроки, используя свои ресурсы знаний, должны добиваться максимально высокого результата. При этом информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных сайтах, в том числе и в правовых системах «Консультант», «Гарант». Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов. Веб-квест в информационно-просветительской деятельности может выполнять различные задачи: служить основой для поиска информации учащимися к совместным информационно-просветительским мероприятиям (для создания докладов, выполнения предварительных заданий для дискуссий и круглых столов) или стать продуктом реализации тематических информационно-просветительских проектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная часть исследования включала три этапа. Первый этап опытно-экспериментальной работы связан с проведением констатирующего эксперимента, цель которого заключалась в выявлении исходного уровня медиаграмотности обучающихся. На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Третий – обобщающий – этап включал обработку и анализ результатов педагогического эксперимента с последующим оформлением в виде выводов и рекомендаций.

Оценка уровня сформированности медиаграмотности осуществлялась исходя из критериев и показателей: когнитивный (необходимые информационно-правовые знания); мотивационно-ценностный (ценностное отношение к достоверности информации, научным знаниям, истине, образованию; уважение к чести и достоинству личности; положительная мотивация к проявлению информационной экологичности и соблюдению правовых норм); деятельностный (необходимые умения применять знания в практической деятельности, связанной с информационной безопасностью и защитой) (табл. 1).

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни сформированности медиаграмотности у обучающихся

Компоненты

Показатели

Уровни

Когнитивный

Перечисляют виды источников информации; выделяют особенности различных способов передачи информации; объясняют цели создания текста; объясняют последствия распространения информации через различные средства; объясняют последствия фейковых новостей; объясняют способы обеспечения информационной безопасности личности, знания правовых норм в сфере информационной безопасности; понимание механизма защиты прав граждан от информации, причиняющей вред, в том числе детей

Недостаточный:

от 0 до 10 правильных ответов

Базовый:

от 10 до 20 правильных ответов

Повышенный:

от 20 до 32 правильных ответов

Мотивационно-ценностный

Понимание социальной значимости защиты персональных данных, необходимости применения правовых знаний в ситуациях повседневной жизни, связанных с поиском и обработкой информации, передачей информации и ее защитой; позитивное отношение к ценностям научного знания, истине, праву, достоверности информации; ценностное отношение к качеству информации

Недостаточный:

от 0 до 15 правильных ответов

Базовый:

от 15 до 25 правильных ответов

Повышенный:

от 25 до 35 правильных ответов

Деятельностный

Умения использовать полученные знания в жизненных ситуациях, связанных с информационной безопасностью и защитой; умение определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; умение отличать факт от оценочного суждения; умение выявить главные и второстепенные факты в источнике; умение аргументировать свое суждение; умение сопоставлять факты из различных источников; умение делать выводы и умозаключения, основываясь на фактах

Недостаточный:

от 0 до 9 баллов

Базовый:

от 10 до 18 баллов

Повышенный:

от 18 до 27 баллов

Диагностические методики и специальные методы исследования выбраны в соответствии с определенными критериями и показателями сформированности медиаграмотности, которые позволили комплексно подойти к выявлению уровней сформированности каждого компонента.

На этапе констатирующего эксперимента были получены результаты обследования в контрольной и экспериментальной группах. Выявлено, что у обеих групп недостаточный (низкий) уровень сформированности медиаграмотности (табл. 2).

Таблица 2

Сформированность медиаграмотности обучающихся по результатам констатирующего эксперимента (когнитивный критерий)

Группы

Уровни

Показатель значимости р<

Недостаточный (низкий)

Базовый

Повышенный

Когнитивный критерий

ЭГ

26%

51%

23%

6,02

КГ

28%

48%

24%

6,16

Мотивационно-ценностный критерий

ЭГ

30%

42%

28%

7,13

КГ

32%

44%

24%

6,34

Деятельностный критерий

ЭГ

22%

48%

30%

9,03

КГ

20%

48%

32%

9,03

На основе полученных данных по итогам констатирующего эксперимента была составлена программа формирующего эксперимента. В соответствии с программой участники экспериментальной группы были вовлечены в комплекс информационно-просветительских мероприятий, цель и задачи которых проектировались на основе следующих принципов: поэтапности формирования умений, преемственности, междисциплинарности, «от простого к сложному», практикоориентированности, индивидуальности и наставничества. Комплекс мероприятий включал просветительские уроки в рамках акции «Правовой десант: студент – школьнику», выполнение и защиту исследовательских проектов в рамках ежегодных всероссийских конкурсов «Взгляд молодежи на мир» и «Моя земля в цифровой проекции», цикл внеклассных мероприятий для обучающихся 8–10-х классов «Информационно-правовая диагональ» и создание веб-квест-ресурса. При этом веб-квест представлял собой комплекс творческих цифровых решений, направленных на отбор и систематизацию информации с целью изучения заданной темы. Источники информации, необходимые для создания ресурса, рекомендует наставник, либо обучающиеся могут их выбрать самостоятельно.

Дидактические возможности веб-квест-ресурса зависят от его содержательного наполнения, а также применяемых форм и методов организации работы. Содержание ресурса может стать предметом домашнего задания, которое выполняют участники в зависимости от заданного контекста. Успешность выполнения задания можно предложить участникам оценить самостоятельно, если заранее предоставить критерии. Создание и организация работы с веб-квест-ресурсами при различных вариациях форм и методов позволят формировать необходимые навыки работы с информацией и развивать критическое мышление, обучать отбору информации, ее систематизации и творческому предъявлению. Важной особенностью и преимуществом подобных ресурсов является современное информационное пространство, в котором взаимодействуют обучающийся и наставник (учитель или студент-экспериментатор в контексте нашего исследования). Можно обратиться к одному из первых исследователей в области применения данной технологии – Берни Доджу, который определил комплекс критериев оценки веб-квест-ресурса, зависящих от исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п. [10]. Важными факторами в успешном формировании медиаграмотности у обучающихся являются вариативность форм занятий и видов деятельности, создание условий для приобретения социально-правового опыта на примере ситуаций, максимально приближенных к реальной практике взаимодействия в интернет-пространстве подростков и молодежи.

На этапе контрольного эксперимента для обработки результатов использовались U-критерий Манна–Уитни, ранговый коэффициент корреляции Спирмена. По результатам были подсчитаны следующие первичные статистики: средние значения, стандартные отклонения. По вычисленным средним значениям были составлены таблицы и построены диаграммы для наглядного представления результатов обработки (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ сформированности медиаграмотности обучающихся (когнитивный критерий) на этапе контрольного эксперимента

Группы

Уровни

Сумма рангов

U-критерий Манна–Уитни

Показатель значимости р<

Недостаточный

Базовый

Повышенный

ЭГ

8%

56%

36%

4665,0

2102,0

не значим

КГ

28%

48%

24%

4380,0

Таким образом, изменения показателей по когнитивному компоненту в экспериментальной группе говорят о более высокихконфигурациях и свидетельствуют о положительных изменениях по сравнению с контрольной группой.

Результаты исследования мотивационно-ценностного компонента по методике Р.Р. Муслумовой представлены наглядно на рисунке ниже (рис. 1).

Рис. 1. Различия по мотивационно-ценностному компоненту контрольной и экспериментальной группы

Как видно из результатов, у респондентов из экспериментальной группы понимание социальной значимости защиты персональных данных, ценностное отношение к применению правовых знаний в ситуациях повседневной жизни, связанных с поиском и обработкой информации, ожидаемо выше, чем у участников контрольной группы. У обучающихся экспериментальной группы правовые нормы осознаются как общественно и как личностно необходимые, внутренне принимаются ими, становятся их убеждениями в ситуациях обеспечения безопасности пользователя социальных сетей, информационной безопасности и защиты информационных прав граждан.

По итогам обработки опросника К. Томаса позитивные значимые различия между выборками наблюдаются в позиции «сотрудничество», выбор которой предпочли большее число респондентов из экспериментальной группы, тогда как склонность к соперничеству в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях осталась характерной для участников контрольной группы (рис. 2).

Рис. 2. Различия выборок по стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Таким образом, итоги исследования по мотивационно-ценностному компоненту позволяют сделать вывод о том, что в сравнении с результатами констатирующего эксперимента наблюдается увеличение числа обучающихся с повышенным и базовым уровнем сформированности данного компонента (табл. 4).

Таблица 4

Сформированность медиаграмотности обучающихся на этапе контрольного эксперимента (мотивационно-ценностный критерий)

Группы

Уровни

Сумма рангов

U-критерий Манна–Уитни

Показатель значимости

р<

Недостаточный

Базовый

Повышенный

ЭГ

12%

52%

36%

5162,5

1604,5

0,01

КГ

32%

44%

24%

3882,5

Анализ результатов сформированности показателей деятельностного компонента медиаграмотности обучающихся на контрольном этапе показывает, что в экспериментальной группе обучающиеся с повышенным и базовым уровнем составили большинство, что представлено в таблице 5.

Таблица 5

Сформированность медиаграмотности обучающихся на этапе контрольного эксперимента (деятельностный критерий)

Группы

Уровни

Сумма рангов

U-критерий Манна–Уитни

Показатель значимости

р<

Недостаточный

 

 

ЭГ

12%

52%

36%

5164,0

1603,0

0,01

КГ

20%

48%

32%

3881,0

 

 

Обобщенные результаты заключительного среза в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 6.

Таблица 6

Обобщенные результаты контрольного этапа эксперимента. Уровень сформированности медиаграмотности (в %)

Группы

Уровни

Сумма рангов

U-критерий Манна–Уитни

Показатель значимости

р<

Недостаточный (низкий)

Базовый

Повышенный

ЭГ

11

53

36

4997,1

1768,8

не значим

КГ

26

48

26

4047,8

Итоговые результаты были сведены в общие данные путем нахождения среднего арифметического между тремя компонентами сформированности медиаграмотности у обучающихся.

Заключение

Позитивная динамика произошедших изменений по трем компонентам сформированности медиаграмотности в экспериментальной группе позволяет подтвердить эффективность программы формирующего эксперимента и успешность выбранных педагогических условий. Организация информационно-просветительской деятельности правовой направленности и вовлечение в нее участников экспериментальной группы в качестве активных субъектов, согласно программе формирующего эксперимента, позволили успешно сочетать традиционные формы работы с информацией и современные образовательные технологии.