Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODICAL CONSCIOUSNESS OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER: TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE CONCEPT

Kazantseva A.A. 1
1 GAOU VO «Moscow City University», Moscow
The article examines the essence of the concept of «methodical consciousness of a foreign language teacher». In order to determine the features of the methodical consciousness of a professional in the field of foreign language education, the author presents an analysis of various points of view of scientists on the study of the categories «professional consciousness/self-consciousness of a teacher» and «methodical thinking». Professional consciousness is most often considered as an element of pedagogical skill, the driving force of professional growth, the ability to self-regulation. Interpreting methodological thinking, scientists, for the most part, focus on teachers' possession of special methodological knowledge and skills, the totality of which will allow students to form planned results, develop programmatic, methodological and didactic materials on the subject, monitor learning outcomes, which, in fact, is the essence of a teacher's professional and methodological competence. Specifying the field of research, the author focuses on the value-semantic component of the methodical consciousness of the teacher and defines it (methodical consciousness) as an integral component of the professional competence of a modern foreign language teacher, capable of «transforming himself» through understanding the process of foreign language education, understanding himself as a subject of language education through understanding and awareness of his pedagogical actions and ready for personal transformation of students in the process of acquaintance with another culture.
methodical consciousness of a foreign language teacher
cultural self-determination
value orientations

В настоящее время актуализировалась проблема подготовки современного педагога. Это обусловлено внедрением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования, профессионального стандарта Педагог и возрастающими требованиями к учителю в условиях постоянных образовательных трансформаций. Сегодня педагог должен не только обладать высоким профессионализмом в области передачи своих знаний обучающимся, владеть современными технологиями обучения предмету и формирования предметных и метапредметных навыков и умений. Ядром профессиональной компетентности учителя должно быть сформированное методическое сознание как совокупность знаний об особенностях профессиональной деятельности, как осознание своих педагогических действий, стремление к самореализации, саморегуляции, самоактуализации и стремление к развитию личностного потенциала обучающегося, его инновационного мышления и поведения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, наблюдения за осуществлением работы в рассматриваемом направлении нам удалось выяснить, что в последние десятилетия в научных исследованиях проявляется устойчивый интерес к проблеме развития профессионального мышления/сознания/самосознания педагогов в психологическом, дидактическом и лингводидактическом аспектах (Н.В. Барышников, Е.М.Боброва, С.В. Васьковская, Е.И. Исаев, О.М. Ким, С.П. Косарецкий, Т.В. Кружилина, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, Г.И. Саранцев, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, А.Ю.Швацкий).

Цель исследования – анализ понятия «профессиональное сознание / самосознание учителя» с целью выявления общего и различного с ключевой категорией нашего исследования «методическое сознание» учителя иностранного языка, а также определения его (понятия) сущности.

Материал и методы исследования

В данной работе использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической и лингводидактической литературы, анализ научных концепций и теорий.

Анализ литературы по проблеме формирования и развития профессионального сознания в целом показывает, что учеными достаточно подробно освещены вопросы, касающиеся сущности понятия «профессиональное сознание / самосознание учителя», его структурных компонентов, а также его содержания как отдельной составляющей профессиональной компетентности специалиста.

Так, В.Н. Козиев рассматривает профессиональное самосознание учителя в качестве центрального элемента педагогического мастерства [1]. Ж.Г. Гаранина рассматривает это понятие в качестве главной движущей силы профессионального непрерывного саморазвития педагога [2]. Важным условием ценностного отношения педагога к своей деятельности, по мнению А.Ю. Швацкого, является активная рефлексивная позиция, которая, в свою очередь, составляет фундамент профессионального сознания учителя [3]. Субъектный характер профессионального сознания/самосознания подчеркивает в своих работах А.А. Ангеловски, который, выделяя в структуре искомого понятия хронологический параметр, рассматривает его как составляющую общего самосознания личности. Автор подчеркивает значимость сформированного профессионального сознания/самосознания как регулятора специалистом реализуемой профессиональной деятельности и прогнозирования будущей [4].

Анализ подходов к трактовке понятия показывает, что одним из ключевых процессов в структуре профессионального самосознания педагога является процесс саморегуляции своего профессионального поведения, а также процесс формирования собственного Я-образа через осознание перспективы личностного смысла, осознание и корректировку профессиональной активности, ценностных установок. Иными словами, профессиональное самосознание учителя представляет собой «многоуровневое интегрально психологическое об­разование, служащее парадигмой, под углом зрения которой педагог вос­принимает, осмысливает, оценивает полученную извне информацию и осуществляет свою деятельность» [5, с. 32]. Схожую позицию мы видим в определении педагогического сознания, которое рассматривается как «способность к восприятию, пониманию и осмыслению образовательного процесса и себя в этом процессе, к определению совокупности условий, которые обеспечивают процессы обучения и воспитания…» [6].

Таким образом, можно заключить, что профессиональное сознание/самосознание является важной составляющей профессиональной компетентности специалиста, своего рода индикатором успешности и эффективности профессиональной деятельности. Примечательно, что, трактуя данный феномен, авторы указывают на личностный смысл, ценностные установки, процессы саморегуляции и рефлексии педагога.

В работах, посвященных проблеме подготовки учителя иностранного языка, чаще встречается понятие «методическое мышление» и очень редко – «методическое сознание». Нужно сказать, что, несмотря на фундаментальный характер понятий «мышление» и «сознание», на сегодняшний день нет однозначных ответов, связанных с определением их сущности. Важно, что в ряде работ понятия «мышление» и «сознание» являются равнозначными и синонимичными. По словам А.Н. Лощилина, категории «сознание» и «мышление» вполне могут считаться равноправными по степени общности [7]. Такое равнозначное понимание данных понятий отчасти объясняется схожестью их содержательной сущности в различных словарях: сознание и мышление – процессы отражения объективной действительности [8]; способность человека мыслить и рассуждать [9]; сознание и мышление тесно связаны с процессами деятельности человека [10]. Важно при этом отметить и ключевые отличительные особенности сознания с целью понимания определения его как основного в рамках предмета нашего исследования – методического сознания. Так, в педагогическом энциклопедическом словаре сознание характеризуется интенциональностью, способностью к рефлексии, осознанию самого себя и мотивационно-ценностным характером. Схожая позиция, которая отличает искомую категорию от мышления, представлена в новейшем философском словаре, где сознание являет собой способность «определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования» [11]. В педагогическом глоссарии авторы отмечают, что сознание отличается от мышления содержательной наполненностью – ценностным содержанием, представленным в личностных структурах сознания. Выделяются бытийный, культурный и рефлексивный слои сознания. Сознание – это не только знание, но и со-знание, страстное отношение к знанию – о себе и о мире. Именно содержательная наполненность, представленная мотивационно-ценностной, аксиологической составляющими, практически не отражена в изученных нами определениях сущности понятия «методическое мышление». Приведем несколько примеров.

Современное методическое мышление воплощается в специальных компетенциях, выполняющих функции гармонизации фундаментальности и практической направленности профессионального образования педагога [12]. Эта совокупность компетенций включает компетенции методологии методики обучения, теории обучения предмету и приложения теории. Методическое мышление есть наиболее эффективное направление совершенствования методической подготовки в курсе теории и методики преподавания иностранного языка. Сформированность методического мышления позволяет учителю давать критический анализ состояния обучения, осуществлять поиск методов, приемов обучения, адекватных конкретным условиям и целям обучения [13]. Методическое мышление является специфической областью сознания, составляющей профессионального (педагогического) мышления, поскольку имеет свой предмет, средства, способы, продукт и результат. Методическое мышление реализуется при помощи: 1) механизмов общего мышления (мыслительные операции); 2) форм мышления (понятие, суждение, умозаключение). Благодаря методическому мышлению будущий учитель учится понимать, реализовывать методику организации учебного процесса по той или иной дисциплине [14]. Методическое мышление – особый вид профессионального мышления преподавателя, который опирается на принципы системности и эффективности и направлен на реализацию актуальных целей и задач практики на базе современных теорий педагогики и психологии [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Как можно заключить, рассматривая методическое мышление учителя, ученые чаще всего акцентируют внимание на владении педагогами специальными методическими знаниями и умениями, совокупность которых позволит формировать у обучающихся планируемые результаты, разрабатывать программные, методические и дидактические материалы по предмету, проводить мониторинг результатов обучения, что, по сути, является сущностью профессионально-методической компетентности педагога. Важно также подчеркнуть, что методическое мышление, по мнению ряда авторов, не есть свод правил, алгоритмов и инструкций для решения педагогических и методических задач. Методическое мышление – целенаправленная когнитивная деятельность, которая предполагает осмысленное использование теоретических и фундаментальных положений педагогики, психологии и методики в процессе обучения, воспитания школьников [16].

Экстраполируя сказанное в профессиональную область учителя иностранных языков, подчеркнем следующее. В большинстве случаев за пределами исследовательского внимания остается важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка – способность к саморегуляции, самоактуализации преподавателя иностранного языка, осознание требуемых и необходимых качеств для преподавания иностранных языков и культур, понимания себя как субъекта языкового образования через осмысление и осознание своих педагогических действий.

При этом важно отметить, что в работах ученых последних лет все же указывается на специфическую особенность методического мышления как «ценностно-смысловую» [17], при этом не в полной мере раскрывается содержание данной особенности. Интересными в этом ключе представляются рассуждения Н.В. Барышникова, который рассматривает методическое мышление как средство формирования методического кредо учителя иностранных языков новой генерации. Ученый указывает на то, что цель развития методического мышления учителя иностранного языка заключается не в стереотипизации обучающих действий, а в динамике методической мысли. К сожалению, автором не раскрывается суть последней, но в контексте работы достаточно внимания уделяется развитию личностных качеств будущего учителя, благодаря которым педагог может добиться высоких результатов само­воспитания и становится думающим, методиче­ски грамотным учителем со сфор­мированным методическим кредо, а не обычным традиционным «урокодателем» [18].

Такая же мысль прослеживается и в работе И.А. Бредихиной, которая указывает, что педагогическое, методическое самосознание представляет собой «образ мышления, волеизъявления, чувствования и мотивации… ставший ориентиром и инструментом отражения и осуществления педагогической деятельности» [19].

Важно в данном контексте подчеркнуть также, что учитель иностранного языка – это личность «лингвокультурная», имеющая представление о лингвокультурном разнообразии актуальных поликультурных сообществ и окружающего ее образовательного контекста и умеющая смотреть из другой перспективы на «свое», родное и внимательно относиться к «чужой» точке зрения на «свое» [20, с. 16].

Об особом интеркультурном сознании такого учителя иностранного языка пишет в своей работе А.К. Перова, которая определяет его как знание, осознание и понимание отношений (сходства и отличия) между культурой своей родной страны и страной изучаемого иностранного языка. Автор делает акцент на «развитии способности будущего педагога ставить себя на место другого, понимать и принимать его со всеми особенностями, осознавать степень относительности собственных убеждений при сохранении своей культурной идентичности. Речь идет о формировании способности студента выйти за пределы своей культуры, способности к (само)изменению в процессе знакомства с другой культурой» [21, с. 252].

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет нам при трактовке методического сознания учителя иностранного языка обратить внимание на следующие аспекты:

· сознание есть специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него;

· сознание есть интегральное личностное образование, которое проявляет себя в отношениях с другими в профессиональной сфере;

· сознание есть принятие личностью картины мира, в которую включен он сам: его действия и состояния;

· сознание есть познавательный психический процесс, благодаря которому в психике субъекта возникает образ самого субъекта – образ «Я».

Исходя из сказанного, методическое сознание представлено, с одной стороны, составом действий, функций, поведенческих реакций преподавателя иностранного языка, которые определены нормативными документами в сфере образования. С другой стороны, методическое сознание обусловлено личностными представлениями о модели преподавания иностранного языка, основанной на личном опыте, на результатах собственных проб и ошибок. Наконец, методическое сознание – отражение индивидуально-своеобразной психической деятельности преподавателя, внешнее проявление его психофизиологических функций.

Следствием сказанного может выступить следующая структура методического сознания современного учителя:

1) нормативно обусловленные характеристики: знание норм и правил поведения, общественных требований и ожиданий, соответствие в выполняемой методической деятельности этим нормам, правилам и ожиданиям;

2) личностные характеристики: отношение к педагогическому труду, мотивы профессионально-методической деятельности, принятие лингводидактических ценностей, следование им, профессионально значимые качества;

3) индивидуальные характеристики: физиологические особенности, физические свойства, динамическое «Я», проявляющиеся в представлениях и деятельностных параметрах (умениях) и обеспечивающие индивидуальное профессиональное кредо преподавателя, профиль его самоактуализации и самодетерминации [22].

Выводы

Таким образом, можно заключить, что профессиональная деятельность современного учителя иностранного языка выходит далеко за рамки оперирования необходимыми знаниями и навыками для организации учебного процесса. Недостаточно владеть специальными умениями, информационными технологиями, инновационными способами и приемами обучения иноязычному общению. Для успешной профессиональной деятельности необходимы позитивные внутренние смысловые установки учителя, видение смысла в собственной педагогической деятельности со своими ценностными ориентациями и убеждениями, отношением к жизненным целям и средствам их достижения. Он должен быть способен к культурному самоопределению, принятию решений в проблемных ситуациях межкультурного взаимодействия, открытому поведению по отношению к себе и другим, и, что особенно важно, созданию в образовательном процессе условий для развития межкультурно образованной личности школьника.

Иными словами, речь идет об особом методическом сознании учителя иностранного языка как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка, способного к «трансформации себя» через осмысление процесса иноязычного образования и готового к личностному преобразованию обучающихся в процессе знакомства с другой культурой.