Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS USING THE PLATFORM OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Toma Z.V. 1 Pashkovskaya S.S. 1 Emelin V.N. 2
1 Penza State University
2 Penza State Agrarian University
The article touches upon the issue of digitalization of higher education, in the context of which the analysis of the pedagogical aspects of the functioning of the electronic educational environment of the university is carried out. The problems of the effectiveness of the electronic educational environment are indicated and the educational potential of the electronic resource is specified. The modern need for the introduction of an electronic educational environment in the professional training of students is indicated. The authors define the key directions of integration of the process of education and professional training of students. An attempt is made to systematize ideas about the content and essence of the concept of professional education. Vocational education is considered as a necessity for the implementation of the modern social and state demand for the training of specialists who meet modern requirements and working conditions. The difficulties of educational work, in particular professional education in the electronic educational environment, which are associated with the attitude of students to this form of education, are revealed. The material presents the results of a survey of students, which revealed an ambiguous attitude of students to the possibilities of the electronic environment of the university. On the basis of the data obtained, certain conclusions were drawn, which made it possible to identify a number of reasons that affect the effectiveness of the process of educating students in the conditions of the electronic environment of the university. It is proposed to consider professional education as a multifactorial phenomenon, the existence of which is justified by the social and pedagogical assessment of the electronic educational environment.
digitalization of higher education
professional education
electronic educational environment
directions
conditions
students

Электронная образовательная среда вуза – это современный путь интеграции образования и цифровизации. В нее закладываются накопленный образовательный потенциал высшей школы и достижения цифровых технологий в сети Интернет. Особенности работы электронной образовательной среды (ЭОС) в вузе рассматривались Т.Е. Лебедевой, Н.В. Охотниковой, Е.А. Потаповой [1], И.В. Слободчиковой, А.И. Ткалич [2], О.Ю. Ивановой, Н.И. Зыряновой [3] и др. Авторами обозначается необходимость изучения и развития этой среды как данности для современного цифрового общества, конкретизируются задачи, которые стоят перед разработчиками ЭОС, пути ее интеграции в образовательную среду вуза, в том числе и в процесс воспитания студентов. Но современный уровень разработки инструментов среды ЭОС обладает пока только схожими решениями, представленными в формате контактной работы со студентами. В связи с этим возможности электронной образовательной среды из-за недостаточной разработанности и реализованности потенциала среды. Таким образом, актуальность исследования определена необходимостью конкретизации и разработки условий, способных обеспечить реализацию задач профессионального воспитания студентов.

Целями исследования являются теоретический анализ образовательно-воспитательного потенциала ЭОС и конкретизация условий, позволяющих решать задачи профессионального воспитания студентов в условиях данной среды.

Материал и методы исследования

В качестве методов выступили опрос студентов на основе специально разработанной анкеты, а также анализ, обобщение и систематизация научной литературы, рассматривающих электронную образовательную среду вуза и ее образовательно-воспитательные возможности.

Результаты исследования и их обсуждение

Электронная образовательная среда вуза представляет собой новые возможности взаимодействия студентов и преподавателей вуза для достижения образовательных результатов. На современном этапе ее потенциал предстоит еще не только изучить, но и сформировать. Но уже сейчас обозначены проблемные и перспективные зоны в работе данной среды, которые в дальнейшем могут быть устранены, созданы или усилены. Теория образовательных сред наполняется новым содержанием и раскрывается в задачах, решение которых определяется цифровой реальностью современного общества как данностью. ЭОС представляет собой виртуальную среду, которую администраторы, преподаватели и студенты наполняют определенным содержанием и постепенно тем самым обеспечивают ее развитие.

В отношении воспитательного потенциала электронная образовательная среда находится в самом начале пути, и, если уже сейчас обратить на образовательную среду вуза внимание под этим углом, то воспитательный процесс в ней представлен во взаимосвязи с дидактическими процессами. Изучение воспитательного потенциала ЭОС предопределило методологию теоретического исследования, которая основывается на диалектическом подходе и необходимости реализации в будущем принципа свободы студентов в экзистенциальном понимании ее необходимости для управления индивидуальностью в перспективе для самосовершенствования студентов, в том числе и профессионального.

Образовательный потенциал ЭОС основывается на возможностях обучения студентов, доступности электронных ресурсов образовательного характера при отборе и контроле их содержания преподавателем, разнообразии форм представленного образовательного материала (книги, статьи, видео, аудио, презентации). Все это обогащает образовательный процесс и позволяет студенту выбирать свой способ получения знаний, определяемый его личными склонностями и интересами. А.В. Барабанщиков рассматривает электронную образовательную среду как педагогическую систему, во взаимодействии с материальными, нормативными, управленческими подсистемами и тем самым наделяет ее принципами и закономерностями, а также результатами педагогического процесса [4]. Соответственно, педагогические процессы затрагивают не только обучение, но и воспитание студентов.

Общая оценка ЭОС позволяет определить ключевые направления интеграции процесса воспитания и профессиональной подготовки студентов. К ним можно отнести:

– процесс обучения: природа процесса обучения тесным образом связана с процессом воспитания, они не могут существовать изолированно друг от друга; качество воспитанности студентов по итогам получения высшего образования зависит от наличия педагогической системы управления и контроля за этим процессом;

– личность преподавателя: внимательно относящийся к предметному содержанию своей дисциплины в ЭОС, доступности размещенных материалов, подчиненных логике познания и понимания студентами, готовый всегда с пониманием и уважением относиться к особенностям усвоения материала и самому процессу обучения [5];

– личность студента: по мнению исследователей, молодые люди, поступающие в вуз, испытывают начальный профессиональный интерес к тем знаниям и умениями, которые они смогут приобрести для себя, чтобы стать специалистами высокого класса. Молодые люди в полной мере отдают себе отчет о связи их успешной профессиональной деятельности, желаемого образа жизни и качества обучения и самосовершенствования [5];

– воспитательную среду, созданную в ЭОС на основе педагогического дизайна, психологических технологий, воспитательных технологий [6].

Таким образом, необходимо отметить естественную включенность профессионального воспитания в процесс подготовки студентов. Качество реализации профессионального воспитания через среду ЭОС возможно при детальном изучении этого явления и конкретизации сложных путей в ходе развития этого процесса как эффективного. Сложность проблем воспитательной работы со студентами обусловливает значительные упущения за годы отсутствия этой работы в рамках государственной идеологии и социального ориентирования. Потеряно большое количество хороших специалистов, не сумевших вовремя за годы обучения в вузе найти себя и свой ориентир в профессии. Современная ситуация рынка профессий также не отличается стабильностью. Виды деятельности, смененные за годы работы, могут достигать 8 и более, т.е. в этих условиях важно ориентировать студентов быть готовыми меняться и двигаться, но сохранять стремление к своему профессиональному самосовершенствованию в рамках одного вида деятельности [7]. Организация профессионального воспитания позволяет решить еще одну проблему. Без воздействия на собственное сознание студент очень часто оказывается в ситуации непонимания, что его влияние на окружающих обусловлено собственными качествами, его жизненной концепцией [8]. Поэтому в качестве цели к деятельности ставится подготовка студентов как будущих специалистов, как авторов «своих мыслей, ориентаций, оценок, поступков, без чего он не может выступать в функции организатора соответствующей личностно-развивающей ситуации». Большинство проблем возникают из-за недостаточной личной, духовной зрелости [9]. Возможно, процесс профессионального воспитания должен выступать определенной системообразующей и интегрирующей базой всего учебно-воспитательного процесса, в том числе в среде ЭОС.

Вопросами профессионального воспитания и его значения занимаются Г.М. Романцев [4], Г.А. Гущина, В.П. Масягин [10], С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко [11], Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко [12] и др. Ими разработаны ключевые положения о профессиональном воспитании, его структуре, этапах, факторах управления, путях совершенствования. Изучение механизмов интеграции как самого профессионального воспитания в среду вуза, так и его взаимодействия с внешней средой отразилось на условиях воспитания студентов. В настоящее время профессиональное воспитание получает новое направление для своего изучения – в условиях электронной образовательной среды (ЭОС).

Важным моментом выступает тот факт, что электронная образовательная среда ориентирована, как и любой педагогический процесс, на учет возможностей и способностей студентов, т.е. в большей степени учитываются индивидуальные интересы, режим работы, процесс усвоения учебного материала, а больше свободы предоставляется в выборе своего плана обучения, проявлении своей самостоятельности [13]. Поэтому для учета личных интересов и склонностей студентов был проведен опрос о работе в ЭОС и дальнейших ее перспективах влияния на качество высшего образования. Результаты опроса демонстрируют низкий уровень интереса студентов к цифровой образовательной платформе вуза. Было выявлено, что, по мнению студентов, средств ЭОС недостаточно для образования. Результаты опроса показали, что 21,15% респондентов совсем не интересуются и не участвуют в работе ЭОС (не скачивают задания; не являются участниками форумов; по необходимости только загружают выполненное задание для проверки или даже эту обязанность перекладывают на однокурсников). 32,7% студентов отмечают низкую привлекательность работы в ЭОС (слабая коммуникация, ограниченность контактов, низкая мобильность и доступность среды, непривлекательный интерфейс). 28,8% студентов видят в ЭОС вуза потенциал для расширения образовательных возможностей аудиторной работы. 17,35% студентов отмечают только положительное в работе в системе ЭОС, и им интересно взаимодействовать в рамках этой среды. Но есть сомнение в данных результатах, поскольку предполагается, что данная группа студентов дает положительную оценку из-за того, что от них ожидают этого. Поэтому развитие ЭОС и ее потенциала находится только в самом начале, несмотря на широко представленные положительные результаты внедрения ее вузами. Основные потребители этого образовательного ресурса указывают на необходимость продолжения работы по совершенствованию этого формата обучения.

По итогам представленного опроса мы может определить ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность процесса образования студентов с помощью платформы ЭОС:

– развитие и совершенствование инструментов ЭОС для решения различных задач (образовательных и воспитательных);

– высокое качество работы преподавателей, соответствующее наполнение разделов, оформление размещаемых материалов, активность использования ЭОС в учебном процессе;

– использование ЭОС как платформы для обучения в рамках аудиторных занятий (размещение заданий, учебных материалов и т.д.);

– активное внедрение преподавателями в учебный процесс (не только для получения домашнего задания; коммуникации со студентами, обучающимися на индивидуальном плане) инструментов ЭОС.

Конкретизируя указанные факторы, отметим, что они образуют условия эффективности образовательного процесса с использованием платформы ЭОС: технические, организационно-педагогические и методические.

Устранение этих факторов зависит от педагогических умений и знаний преподавателей. Необходимо обеспечить понимание функционала данной среды преподавателями для повышения качества образования, которое в недалеком будущем может обосноваться в виртуальном пространстве. Низкая привлекательность инструментов данной среды для студентов является следствием недостаточной активности преподавателей в использовании всех инструментов и обеспечении включенности в работу в формате ЭОС студентов. Слабо организованная работа преподавателем в среде не дает возможности в полном объеме оценить положительные стороны ЭОС и ограничивает студентов в приобретении навыков обучения. В связи с этим стоит важная задача – активизировать работу преподавателей по использованию всех доступных инструментов. Необходимы курсы повышения квалификации преподавателей по работе в ЭОС. Это первый шаг на пути освоения преподавателями особенностей работы со студентами в среде ЭОС. Важным условием реализации образовательного и воспитательного потенциала ЭОС служит активная работа преподавателей со средой. Для соблюдения этого условия необходимы проведение обучающих курсов, поддержка преподавателей, активно работающих со средой, создание возможностей мобильного использования инструментов среды (по принципу «здесь и сейчас»).

Следующим этапом повышения качества использования инструментов среды ЭОС в профессиональной подготовке студентов является контролируемый процесс включения функциональных возможностей в каждое занятие изучаемой дисциплины. Разнообразие используемых инструментов ЭОС должно стать обязательным условием. Соблюдение этого требования преподавателями приведет к разнообразию используемых инструментов ЭОС и позволит активнее включить студентов в работу в условиях виртуальной среды.

Электронная образовательная среда обладает рядом специфических отличий, которые заключаются в отсутствии близкого контакта с преподавателями и студентами, высокой требовательности к самоорганизации, к самостоятельной работе. Обучающий процесс идет с машиной и через нее, которая, следуя четкому алгоритму, созданному преподавателем, оценивает студента и лишь подтверждает факт соответствия обучающихся установленным критериям. Проявляется некий формализм в оценке знаний. Если электронная среда вуза наделена более широким арсеналом средств оценивания студентов, где обезличенность машины сведена к минимуму, на первый план выходит личная оценка преподавателем подготовленности студента. ЭОС должна уходить от формального подхода оценки знаний. Арсенал различных инструментов, обеспечивающих тесный контакт преподавателя и студента, должен развиваться. Это служит важным фактором для осуществления воспитательной работы в среде.

Профессиональное воспитание в условиях электронной образовательной среды только изучается. О.В. Яковлева [9], А.В. Невзорова [14] определяют цели профессионального воспитания студентов ЭОС, которые реализуются с помощью ценностно-целевого компонента, включающего в себя требования к профессиональным качествам, ценностным ориентирам и установкам студентов, а также возможностям и ценностям самой цифровой среды.

Воспитательная работа в условиях ЭОС представлена информацией о мероприятиях, событиях культурно-массового характера и иным, т.е. всем тем, что носит формальный характер условно организуемой воспитательной работы со студентами. Но электронная образовательная среда – это не только пространство, наполненное определенными атрибутами цифровых изменений образовательной среды вуза. Это система контактов и взаимодействий, этики общения, социальных взаимодействий, перенесенных в виртуальное пространство.

Важные направления в изучении профессионального воспитания студентов и его механизмов представлены в определениях данного понятия. Определения профессионального воспитания охватывают процессы и их архитектуру, общественные и социальные характеристики, психологические и педагогические явления, личностные и индивидуальные факторы, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к процессу профессионального воспитания [15]. Если рассматривать каждую из представленных обобщенных характеристик, то при анализе имеющихся определений можно отметить глубокий как теоретический, так и практический научный интерес к профессиональному воспитанию специалистов. Как многофакторное явление профессиональное воспитание нуждается в изучении с разных сторон, поскольку этого требуют природа этого явления и необходимость управления им, которая заложена в социально-экономическом заказе общества и государства.

Заключение

При рассмотрении электронной образовательной среды как педагогической системы видно, что требуется ее развитие на основе дидактических и воспитательных процессов. Современный этап развития электронной образовательной среды вуза обусловливает формирование ее образовательного потенциала. В этом отношении как общий процесс воспитания, так и решение задач профессионального воспитания студентов находятся на этапе своего развития. Для раскрытия содержания этого механизма необходимо решение ряда организационных, методических, педагогических и технических вопросов в работе электронной образовательной среды.