Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MIND MAP AS AN ELEMENT OF PEDAGOGICAL DESIGN FOR STUDYING THE «HISTORY OF FOREIGN LITERATURE» AT SCHOOL

Zhindeeva E.A. 1 Utkina T.A. 1 Tsygankova N.B. 1
1 Federal state in the mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseveva
The presented material reflects the modern problems of school study of foreign literature. On the example of creating a mind map as an element of visualization of the understanding of a literary text, a description of the introduction of pedagogical design into the practice of teaching literature at school is proposed. The article offers a description of the multifunctional use of mind maps: from the creation and use as part of the educational environment to the direct monitoring of the competencies obtained by the student. Particular attention is focused on the consideration of the materials of the textbook-anthology «Foreign Literature», published in 2006 under the editorship of I. O. Shaitanov and recommended by the Ministry of Science and Education as a textbook of an elective course for students of grades 10–11. On the example of the study of the work of D. Boccaccio, the formation of two types of intellectual maps is proposed: concentrated (the location of information from central to peripheral, secondary) and comparative-comparative (based on a comparative analysis of two or more works). A list of possible mind map themes is given. Approbation of the methodological material led to conclusions about the expediency of using mind maps as an element of the pedagogical design of studying foreign literature at school. The study was carried out as part of research work in priority areas of scientific activity of partner universities (South Ural Humanitarian and Pedagogical University and Mordovian State Pedagogical University).
mind map
pedagogical design
educational standards
history of foreign literature
system-activity approach

Современное изучение литературы в образовательном пространстве школы представляет собой постоянно совершенствующийся процесс. Гарантировано это не только существующими федеральными государственными образовательными стандартами, но и интенсивно развивающимися педагогическими разработками ряда дисциплин, в том числе и связанными с изучением художественной литературы. В системе образования педагогический дизайн является новым понятием, которое связано со структурой и содержательностью образовательного процесса, а также оценкой эффективности применяемых на занятиях материалов. Обучающиеся общеобразовательных учреждений все чаще используют различные интернет-ресурсы для подготовки к занятиям.

Базовыми принципами педагогического дизайна считаются сочетание и планомерное внедрение в образовательный процесс приемов стимуляции внимания, создание социокультурных основ запоминания навыков, опора теории истории курса на контекст и его видоизменения, поддержка активности обучающегося и обратная связь с ним. Весь план таких действий невозможно, на наш взгляд, реализовать без информационных технологий.

С одной стороны, это положительная тенденция, так как ученики показывают умение владеть компьютерными технологиями, добывать необходимую информацию из авторитетных источников. Но, с другой стороны, это затрудняет формирование собственного креативного и логического мышления, заставляет усомниться в систематическом самостоятельном изучении материала в силу использования существующих в интерактивной среде Интернета шаблонных решений и обилия чужих наработок и выводов, что недопустимо для литературы как учебного предмета, основанного на личном восприятии и понимании изучаемого. Именно поэтому у педагогов возникает потребность в поиске новых методов и форм преподавания данной дисциплины. Частично такая потребность удовлетворяется при помощи использования опорных схем для формирования литературных компетенций обучающихся.

Современное состояние методики обучения литературы прогнозирует использование опорных схем, особо указывая на их разновидности: ментальная карта, интеллект-карта, мнемокарта и т.п. Не акцентируя внимание на нюансах дифференциации данных понятий, остановимся на особенностях использования интеллект-карт в процессе изучения истории зарубежной литературы в средней школе.

Литература как школьная дисциплина требует от учителя умения правильно и лаконично излагать мысли, проводить параллели с различными эпохами и применять методики и технологии, которые стали бы наиболее эффективными для формирования знаний и умений на предметно-содержательном уровне. Обучение литературе является сложным процессом.

Интеллект-карта как элемент педагогического дизайна отвечает требованиям полной и четкой передачи необходимой информации и доступности для понимания обучающегося, восприятия и последующего применения полученных знаний на практике. Осознанное восприятие такой информации учащимися и практико-ориентированная направленность делают интеллект-карты не только востребованными, но и продуктивными при объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, демонстрации результата, мониторинге полученных знаний. Таким образом, целью исследования является описание специфики использования интеллект-карт на уроках изучения произведений зарубежной литературы в средней школе.

Материал и методы исследования

Материалами исследования послужили Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [1], научно-методические поиски в области педагогического дизайна И.А. Колесниковой [2], М.Н. Краснянского [3], учебник-хрестоматия «Зарубежная литература: 10-11 кл.: электив. курс / авт.-сост. И.О. Шайтанов, М.. Свердлов» [4], научные достижения и учебно-методические труды таких исследователей, как И.А. Бараненко [5], Т. Бьюзе [6] и иных, в которых отражены основные вопросы и проблемы, касающиеся использования графических опорных схем на занятиях по литературе.

Решение поставленной цели обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ методических, литературоведческих источников с целью образования методической базы исследования и понимания позиции ученых по данному вопросу); социолого-педагогических (анализ типовых программ по предмету, беседы с учителями-словесниками и обобщение их опыта работы).

Результаты исследования и их обсуждение

Школьное изучение образцов зарубежной литературы в школе ограничено отдельными образцами, что обусловлено серьезной нагрузкой на читателя-школьника. В связи с этим закономерными, на наш взгляд, являются создание программ специализированных элективных и факультативных курсов и поиск наиболее эффективных способов изучения текстового материала, в том числе посредством интеллект-карт.

Интеллект-карта развивает креативность мышления, скорость чтения и помогает схематично выстраивать логику изложения и представления материала. Каждый ее элемент становится отправной точкой для лаконичного ответа на поставленные вопросы, а также помогает обучающимся раскрыть потенциал исследователя художественного текста. Это актуальная графическая техника визуализации мыслительных процессов, прогрессивный метод работы с информацией, который стимулирует воображение и ассоциативное мышление, развивает креативность, ускоряет память и позволяет исследовать те идеи и решения, которые раньше оставались вне поля зрения.

Автором данного термина является Тони Бьюзен – британский писатель, лектор и консультант правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии и проблем мышления. Изобретатель метода хотел справиться с большим потоком информации, который он сам получал во время обучения в университете. Первое издание книги «Супермышление» [Бьюз] вышло в 1995 г., а уже в 2007 г., двенадцать лет спустя, был апробирован и успешно реализован на практике веб-инструмент по созданию интеллект-карт. Таким инструментом оказался MindMeister, который быстро приобрел популярность в сети и стал программным обеспечением для разработки интеллект-карт.

Первой ступенью к достижению цели формирования знаний, умений, навыков любой интеллект-карты являются необходимость привлечения внимания обучающихся, формирование их креативных возможностей, основанных на поисках новых лаконичных форм и нетрадиционных способов знания и понимания художественного произведения. Рассмотрим это на конкретном примере. Для иллюстрации своих мыслей мы намеренно взяли материал по изучению зарубежной литературы как наиболее уязвимую и энергозатратную часть обучения литературе в школе. Например, учебник-хрестоматия под редакцией И.А. Шайтанова предлагает изучение творчества Джованни Боккаччо в 10-м классе. Стоит отметить, что пособие рекомендовано общеобразовательным учреждениям как элективный курс, однако нам известны случаи его использования и в качестве методического сопровождения внеклассного чтения школьников.

Мы согласны с авторами данного учебника-хрестоматии в том, что Д. Боккаччо – один из выдающихся представителей истории зарубежной литературы. Однако «Декамерон» предложили бы изучать избирательно в силу комплекса причин, связанных с тематикой некоторых его частей. Демонстрация учителем интеллект-карты с возможными переходами и аудио- и видеовключениями позволит сгладить фрагментарность и, что значительно важнее, даст возможность развиться интересу обучающихся к работе с произведением, побудит к самостоятельному созданию подобных интеллектуальных продуктов. Самостоятельное же ее составление – демонстрирование запоминания и умения систематизировать информацию.

Между тем точного и исчерпывающего механизма создания ментальных карт не существует. Это всегда представление личного восприятия, демонстрация избирательного фиксирования информации, личностный слепок памяти. В нашей работе мы руководствуемся следующими правилами. При составлении необходимо обратить внимание на эмфазу, которая заключается в визуальном выделении наиболее значимых частей текста с целью сделать его более заметным для наблюдателей. Важно сконцентрировать центральный образ, несущий смысловую нагрузку интеллект-карты. Также она является синестетическим инструментом, способствующим ассоциировать разные цветовые гаммы с определенными событиями, это помогает творчески и критически воспринимать художественный текст. Эффект ассоциаций проявляется как физически, так и ментально. В данном методе работы необходимо учесть структуру ветвей-символов, стимулирующих развитие мышления (если они пустые, то обучающиеся должны придумать, что в них необходимо отразить, и объяснить причинно-следственные связи своего выбора со структурой работы). Для более интересного варианта карты мышления необходимо придумать собственные коды. Например, это могут быть различные справочные материалы, биографические справки, символика, имена, даты, понятия, события необходимые для всестороннего изучения конкретной темы.

Предварительно следует продумать и специальные задания, способствующие усвоению способа создания схем. Пример группового задания: «Составьте в группах варианты интеллект-карт на тему “Д. Боккаччо как поэт и писатель эпохи Раннего Возрождения” и отразите то, в каких жанрах он работал, основные темы и проблемы его произведений». Обучающиеся вырабатывают навык перевода текстового формата информации в графический. Групповая работа позволяет сотрудничать, правильно оценивать и вносить коррективы в предложенные варианты.

Структуру интеллект-карты можно определить несколькими способами. Важно уметь формировать уровень ожиданий от процесса создания такого продукта. Для школьников можно продумать план последовательности отражения необходимой информации в ней, который заключается в системе вопросов, требующих вдумчивого чтения и творческого подхода к ответу. Например:

- Определите признаки и продемонстрируйте на конкретных примерах черты Античности и эпохи Возрождения в сборнике Д. Боккаччо «Декамерон». Сколько рассказчиков в сборнике?

- Дайте каждому из них цитатную характеристику;

- Выявите тематику и проблематику конкретных новелл;

- Предложите характеристику «самочувствия» лирического героя;

- Раскройте сюжетные и композиционные особенности «Десятоднева»;

- Сформулируйте определение «новой человек» и предложите его характеристики сквозь призму развития эпохи, и т.д.

Ответы на эти вопросы необходимо продумать и систематизировать, так как демонстрация такого материала является наиболее трудоемкой частью процесса: важно донести свою главную мысль через полученный интеллектуальный продукт в доступной и понятной форме. Кроме того, предлагаемый графический дизайн подразумевает не только систематизацию прочитанного, но и выявление причинно-следственных связей событийного ряда произведения (если речь идет о сравнительно-сопоставительной схеме, то нескольких произведений), что невозможно воспроизвести без аналитических умений обучающихся.

Приведем другой пример.

В предложенной схеме сконцентрирован не просто сюжет произведения, здесь представлено его понимание, основанное на частной визуализации текста.

Разрабатывая технику составления интеллект-карт, методисты предлагают основное правило создания данного интеллектуального продукта: во время работы с картой рекомендуется откладывать ее на период от двух часов до двух дней несколько раз. В первый раз карта «устоится» в сознании, а во второй раз, на этапе закрепления, этот этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте, только после этого работа будет готова.

Таким образом, преимущества интеллект-карты перед традиционным изложением и фиксированием информации: многоаспектность, многоцветность, комбинация слов и выражение, функция гиперссылок (воспроизведения материалов из разных источников), ассоциативность, многоплановость, аналитичность, креативность. Карта мышления как визуальный инструмент по запоминанию информации стимулирует ответить на вопросы творчески, критически. Опорные точки в процессе изучения художественного текста можно отражать поэтапно, чтобы обучающиеся видели динамику развития сюжетной линии, специфику авторского замысла, что позволит предложить собственные пути решения поставленных вопросов проблемного характера.

Для профильной школы можно предложить углубленное и разностороннее изучение творчества отдельных представителей зарубежной литературы, например Д. Боккаччо как поэта и прозаика. Для обучающихся профильных классов можно предложить работу с терминологическим минимумом, который включает в себя понятия, связанные с данным произведением («рыцарский роман», «жанр», «новелла», «циклическое произведение», «циклизация», «поэма», «поэма в октавах», «прозаический роман», «пастораль», «психологическая повесть», «психологизм», «антиклерикальные мотивы»). Основным вариантом для формирования интеллект-карты станет следующий вид карты, принцип создания которой первоначально объясняет и обосновывает учитель: название произведения в центре, а в виде ответвлений – раскрытие теоретико-литературных понятий, способствующих выполнению в дальнейшем целостного анализа произведения.

Существуют и другие варианты составления такого вида карт, например сравнительно-сопоставительная интерпретация текстовой информации двух и более произведений. Так, сравнение лирических произведений Боккаччо и Петрарки в виде рассматриваемых нами схем позволит наглядно увидеть сходство и различия, новаторство, изменения в авторском миропонимании.

Для эффективности запоминания и фиксирования текстового материала, связанного с изучением творчества Д. Боккаччо, можно предложить разработать интеллект-карты по темам:

- Символичность обращения автора к читателям в образце лирики Д. Боккаччо;

- Принципы воплощения учения о «двойной истине» в художественном тексте Д. Боккаччо (произведение по выбору);

- Образ сокола как символ и метафора в творчестве Д. Боккаччо;

- Концепция любви и ее влияние на внутренний мир героя в лирике Д. Боккаччо;

- Гуманистический пафос новелл и нравственный идеал писателя;

- Ренессансная трактовка судьбыв произведении и т.д.

На основе созданных студентами карт можно оценить визуализированное представление их знаний в области конкретной темы, уровень подготовленности и характер знаний, а именно полноту, структуру, системность, теоретическую подготовку.

Выводы

Интеллект-карта – это представление информации в радиальном формате записи (схема, таблица), то есть посредством такой структуры, при которой материал излагается от центра к его краям, постепенно разветвляясь на более мелкие части, при этом информационное концентрированное наполнение является важным элементом педагогического дизайна и транслирует продуктивное решение усвоения художественного материала. Такой прием обобщает в себе опыт работы с традиционными текстами, таблицами, схемами и графиками. Это прогрессивный метод работы с информацией, который стимулирует воображение и ассоциативное мышление, развивает креативность, ускоряет память и позволяет исследовать те идеи и решения, которые раньше оставались вне поля зрения. Представленный вариант работы по изучению образцов зарубежной литературы, на наш взгляд, является продуктивным и перспективным. Однако это не единственный способ реализации педагогического дизайна в школьном литературном образовании.