Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SITUATIONAL TASKS ON BIOETHICS FOR THE FORMATION OF PHARMACIST COMPETENCES

Vorobeva S.A. 1 Zavershinskaya N.A. 1 Neronova M.Y. 1 Neronov A.V. 1 Maymistov D.N. 1
1 Saint Petersburg State Chemical and Pharmaceutical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
The article reveals the methodology of situational tasks as an important tool for forming specialist competencies. The current need for graduates to be ready for practical activities in their future profession makes situational tasks a priority and a teaching method. The situational task is defined as an adaptive educational mechanism that allows students to try on the role of a specialist: to study the actual situation, apply their knowledge to solve problems, take responsibility for the chosen decision, and assess the consequences of their choice. The article justifies the expediency of combining classical forms of education in bioethics with a methodology for solving situational problems. Drawing on the conducted sociological research, we attempted to comprehend the attitude and motivation of students of the Pharmaceutical Faculty of St. Petersburg University of Chemistry and Pharmacy to solve situational problems in bioethics and reveal the problems and difficulties that arise when using them in the educational process and determine the range of problem topics of the discipline related to solving situational problems. As a result, the following conclusions were drawn: the methodology of situational tasks in small groups is effective and improves the quality of higher education; solving situational problems aimed at finding the maximum benefit for the patient at this particular moment and under these circumstances, contributes to the formation of students' ability to measure the scope of their future professional activity ethically.
competence
competence-based approach
educational process
teaching methods
interactive methods
bioethics
situational tasks

Основной целью реформирования системы высшего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного выпускника, который может оперативно решать практические задачи, гибко реагировать на возникающие сложности и принимать оптимальные решения в процессе своей деятельности, овладевать новыми знаниями и технологиями, повышать уровень самообразования. Реализуемый сегодня в вузах компетентностный подход нацеливает на формирование профессиональных и личностных компетенций, когнитивных, мотивационно-ценностных, управленческих, рефлексивных компонентов специалиста, способствует его психическому, социально-культурному и профессиональному росту.

Концепция компетенций базируется на понимании компетентности, под которой имеется в виду самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся учебном и жизненном опыте, на его ценностях и склонностях. В основу данного концепта заложена важная идея саморазвития личности [1, с. 45].

Декларируемое в официальных документах РФ «человекоцентричное» образование, при котором личность обучающегося максимально вовлечена в учебный процесс, направленное на усвоение элементов личностного опыта, может быть достигнуто только на базе соответствующей инновационной методологии, сформированной с учетом современных дидактических и психологических подходов. Ю.В. Гущин отмечает в своей статье: «Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практикоориентированность будет достигаться» [2, с. 1].

Ведущая роль в реализации практико-ориентированного подхода в вузовском обучении принадлежит активным и интерактивным формам и методам обучения, благодаря которым развиваются инициативность, самостоятельность, творческий потенциал обучающихся. К их числу относятся деловые и ролевые игры, творческие задания, работа в малых группах, групповые дискуссии, решение кейсов, тренинги и мозговые штурмы и др. В процессе применения подобных форм обучения у студентов возрастает интерес к процессу обучения, происходит более успешное усвоение теоретического материала, развиваются навыки поведения в различных ситуациях, ролях и статусах. В результате происходит формирование собственной позиции по проблемным ситуациям, связанным как с профессиональными, так и с личностными стратегиями поведения. Активные и интерактивные методы и формы ориентированы на широкое взаимодействие студентов друг с другом, на общее повышение активности обучающихся в образовательном процессе. Роль преподавателя, использующего активные и интерактивные формы, в большинстве случаев сводится к модерации – помощи обучающимся проявить себя, сформировать продуманное решение, раскрыть тем самым собственный творческий потенциал.

В качестве одного из продуктивных интерактивных методов сегодня можно назвать групповое решение ситуационных задач, когда педагог делает акцент на мыслительную деятельность обучающихся, позволяющую решить определенную ситуацию. Этот метод впервые был апробирован в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г. Сегодня он активно применяется в высшей школе и изучается в современной педагогике. В последние годы активизировалось исследование эффективности и условий применения этого метода в современном отечественном образовании. Так, например, Л.Р. Салаватулина характеризует различные подходы к пониманию педагогической ситуационной задачи [3, с. 139]. М.А. Приходько и О.Б. Смирнова выделяют элементы структурной модели ситуационной задачи и дают представление об особенностях авторского конструирования профессионально ориентированных ситуационных задач [4]. В ряду социологических исследований по вопросам восприятия студентами ситуационных задач интересны данные опроса, проведенного в 2017 г. среди студентов 4-го курса биолого-химического факультета Томского государственного педагогического университета. Авторы исследовали отношение обучающихся к целому ряду позиций относительно конкретного применения метода решения ситуационных задач по химии. Было установлено, что студенты предпочитают выполнять ситуационные задачи по химии на практических занятиях, отмечены высокий уровень заинтересованности студенческой аудитории решением задач, их позитивное отношение к задачам разного уровня сложности и т.п. [5].

Интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими студентами, особенно актуально в преподавании гуманитарных дисциплин, которые в большой степени способствуют развитию личностных и коммуникативных качеств обучающихся, навыков межкультурного взаимодействия, работы в коллективе и др.

Учитывая, что метод анализа конкретных ситуаций направлен на развитие умения анализировать практические задачи, способности вырабатывать и принимать определенные решения, его можно эффективно использовать при изучении дисциплины «Биоэтика» в ходе подготовки специалистов медицинской и фармацевтической сфер деятельности. Методика группового решения ситуационных задач способствует формированию у студентов – будущих провизоров навыков этико-правового измерения сферы своей будущей деятельности. Анализ теоретически возможных ситуаций ставит студента перед выбором модели поведения, оптимальной с этико-правовой точки зрения. Как справедливо отмечают Н.А. Агеева и Г.Н. Шаповал, «упражнения в нравственном поступке, с опорой на нормативные документы медицинского сообщества, тренируют, по справедливому замечанию, мозг, душу и сердце обучающихся, что способствует всестороннему развитию личности будущих специалистов» [6].

Цель исследования состоит в определении возможностей обучающих воздействий ситуационных задач по биоэтике и раскрытии их педагогического потенциала для формирования компетенций провизора. Анализ качества подготовки специалистов-провизоров свидетельствует о том, что студенты фармацевтического факультета испытывают затруднения при практическом использовании теоретических знаний в своей профессиональной области, что позволяет говорить о неполной сформированности их готовности к выполнению основных профессиональных функций. Для авторов данного исследования важно было выяснить: во-первых, мотивационный компонент, определяющий установку студентов на овладение логикой и алгоритмом решения ситуационных задач; во-вторых, результативность педагогического принципа ситуационного дополнения к существующим классическим способам передачи знаний; в-третьих, оптимальность форм, используемых для решения ситуационных задач; в-четвертых, причины затруднений студентов по некоторым разделам дисциплины при решении ситуационных задач.

Материалы и методы исследования

Материал исследования основывается на результатах научно-исследовательской работы по внедрению современных педагогических технологий в образовательную практику гуманитарных дисциплин в химико-фармацевтическом вузе, а также на проведенном социологическом опросе студентов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ). Объектом исследования стали студенты 1-го, 2-го и 3-го курсов специалитета СПХФУ. В исследовании приняли участие 68 студентов фармацевтического факультета – будущих провизоров. Из них 39 человек – студенты 1-го курса (57,4%), которые в период проведения опроса осваивали курс биоэтики, 29 человек (46,4%) – студенты 2-го и 3-го курсов, которые изучали дисциплину в формате массового открытого онлайн-курса «Биоэтика» [7], разработанного преподавателями кафедры социально-гуманитарных дисциплин совместно с СПбПУ Петра Великого и реализуемого на платформе «Открытое образование», и которые завершили к моменту проведения опроса изучение курса.

Теоретическую основу исследования составляет ситуационная методология, позволяющая осуществлять педагогическое моделирование практических профессиональных ситуаций и находить решения задач с использованием интерактивных технологий, позволяющих сочетать особенности субъекта познания со смыслом и способами коллективного действия. Исследование основано на принципах научности, целенаправленности, проблемности, практической направленности.

Методами исследования являются теоретические (изучение первоисточников и современной научной литературы по интерактивным образовательным технологиям; систематизация, анализ, синтез, обобщение полученных материалов); эмпирические (анкетирование, анализ результатов деятельности), организационные (сравнение), методы математико-статистического анализа данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Ситуационная задача – это метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности. Основными элементами ситуационной задачи являются: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; условие, т.е. описание ситуации и исходная информация в разнообразном виде (текст, схема, график, таблица, статистические данные и т.д.), имеющая практико-ориентированное содержание; учебные задания для работы с информацией (этапы работы, которые позволяют обучающимся последовательно осваивать интеллектуальные операции: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка). На основе анализа практической ситуации обучающиеся выбирают способы решения и выполняют действия, обусловленные заданием.

В состав любой задачи входят следующие компоненты:

̶ предметная область (класс фиксированных объектов);

̶ отношения, связывающие эти объекты;

̶ требование задачи (указание цели решения задачи);

̶ оператор задачи (совокупность тех действий, которые следует произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение, – способ решения) [8].

В рамках настоящей статьи рассматриваются ситуационные задачи, моделирующие элементы профессиональной деятельности специалиста в сфере медицины и фармации. Операторами решения задач являются биоэтические способы и методы их решения, логические операции и приемы, используемые при работе с информацией.

Курс «Биоэтика» построен по принципу модульной системы, включающей относительно самостоятельные, логически связанные, последовательно развивающие учебный материал модули, посвященные как теоретическим основам биоэтики (моделям, принципам, правилам), так и специальным биоэтическим проблемам (генетике, эпидемиологии, психиатрии, трансплантологии и другим конкретным прецедентам в области клинической биоэтики). Ситуационные задачи моделируют элементы профессиональной деятельности в области умения как применять основные принципы и правила биоэтики, биоэтические модели и подходы в сфере защиты интересов пациентов и потребителей лекарственных средств и других медико-фармацевтических товаров и услуг, так и находить решения специальных проблемных этико-правовых вопросов профессиональной деятельности в клинической практике.

Целесообразность дополнения классических форм обучения по биоэтике ситуационными задачами несомненна, поскольку применение ситуационных задач связано с проблемным, поисковым характером овладения учебным материалом, с их практической направленностью на конкретное знание и определенный способ действия в сфере медицины и фармации, на профессиональную этико-правовую реальность, ее наиболее существенные и значимые стороны; наконец, с постановкой задания в форме личностно значимого познавательного вопроса. Педагогический потенциал ситуационных задач позволяет сформировать познавательный интерес к дисциплине и профессиональную мотивацию, что создает условия для эффективного овладения биоэтикой. Подтверждением сказанного являются результаты социологического опроса студентов фармацевтического факультета СПХФУ. На вопрос: «Как Вы можете оценить применение метода ситуационных задач в преподавании дисциплины “Биоэтика”?» были получены следующие ответы: 58,8% (40 человек) отметили, что решение ситуационных задач позволяет понять, как применять полученные знания в конкретной ситуации; 54,4% (37 человек) указали, что, решая задачи, они лучше понимают изученный материал; 30,9% (21 человек) подчеркнули, что ситуационные задачи позволили им лучше понять цель изучения биоэтики; 27,9% (19 человек) выделили, что эта форма учебной работы позволила им проявить себя и высказать свое мнение по теме.

Большинство студентов – 61,8% (42 человека) – отдали предпочтение микрогруппе из 2–5 человек как оптимальной форме решения ситуационных задач; 30,9% (21 человек) отдали преимущество игровым формам, таким как соревнование между двумя группами (рис. 1).

Рис. 1. Результаты ответов студентов СПХФУ на вопрос: «В какой форме, по Вашему мнению, лучше решать ситуационные задачи на семинаре?»

На основании результатов опроса можно утверждать, что студенты положительно оценивают применение активных и интерактивных форм обучения на семинарских занятиях по биоэтике. Самыми привлекательными они считают решение ситуационных задач – 29,4% (20 человек) и деловые игры – 29,4% (20 человек). Также значительное число участников опроса – 25% (17 человек) – указали, что на семинарах интересно было бы проводить круглые столы, дискуссии и дебаты (рис. 2).

Рис. 2. Результаты ответов студентов СПХФУ на вопрос:

«Какие интерактивные методы обучения, с Вашей точки зрения, было бы интересно применять на семинарских занятиях по биоэтике?»

По результатам проведенного исследования можно сказать, что абсолютное большинство студентов – 99,4% (67 человек) – успешно осваивают дисциплину «Биоэтика», но при этом 33,5% (24 человека) отметили, что знания по дисциплине усваиваются, но умения их применять не успевают сформироваться. При этом большая часть участников опроса – 47,1% (32 человека) – подтвердили, что участвовали в решении ситуационных задач на семинарских занятиях по биоэтике. Следовательно, потенциал ситуационных задач в некоторых случаях не был использован в полной мере.

Осмысление причин затруднений студентов, которые они испытывали в ходе решения ситуационных задач, позволило обозначить, во-первых, проблемы применения студентами принципов и правил биоэтики, а также нормативно-правовых актов к решению задач по темам «Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний»; «Эпидемиология и этика»; «Этика в психиатрии» и некоторых других; во-вторых, слабую аргументацию предложенных студентами решений из-за поверхностно понятых условий задачи и упущений в раскрытии причинно-следственных связей анализируемой ситуации; в-третьих, неадекватность биоэтических оценок ситуаций в сфере эпидемиологии из-за смещения понятий причины и условий эпидемического процесса; в-четвертых, недостаточную очевидность для студентов особенностей этико-правовой оценки ситуаций в сфере психиатрии и, соответственно, ошибочных утверждений при их анализе; в-пятых, недостаточную сформированность у студентов способности интерпретировать условия задачи путем постановки дополнительных вспомогательных вопросов, направленных на конкретизацию понимания ситуации.

Поскольку в данной статье нет возможности охарактеризовать комплекс педагогических приемов для снятия проблем, которые возникают у студентов при решении ситуационных задач, то рассмотрим лишь наиболее типичный случай. Речь пойдет о ситуационной задаче по теме «Эпидемиология и этика», в которой необходимо ответить на вопрос, как должен поступить начальник аптеки согласно принципам и правилам биоэтики, а также действующим в России законам в случае, если в аптеку, где есть вакансия провизора, приходит устраиваться на работу ВИЧ-инфицированная в латентной форме женщина-профессионал, дипломированный специалист с многолетним опытом работы. Чтобы направить работу студентов над предложенной задачей, следует последовательно организовать освоение ими интеллектуальных операций над условием задачи, ее решением и обоснованием выработанной позиции, для чего может быть использован методический прием постановки вспомогательных вопросов. Целесообразно организовать мыследеятельность студентов в форме постановки следующих вопросов. Если начальник аптеки откажет женщине в принятии на работу, то каковы мотивы его действий? Какие принципы и правила биоэтики он нарушит в таком случае? Есть ли законодательные ограничения для приема на работу ВИЧ-инфицированных? Если есть, то на какие виды работ такие ограничения распространяются? Не несет ли прием на работу ВИЧ-инфицированного специалиста угрозу клиентам и сотрудникам аптеки? Должен ли начальник аптеки сообщить работникам коллектива о болезни принятого на работу специалиста или скрыть от них эту информацию? Как защитить ВИЧ-инфицированную сотрудницу от стигматизации?

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты, возможно также сочетание ситуационных задач с другими методами обучения, такими как дискуссия, круглый стол, деловая игра или коллективное обсуждение в неформальной обстановке положений нормативно-правовых актов или проблемных тем дисциплины. Здесь особенно важна роль преподавателя как модератора, чьи комментарии и критические замечания могут способствовать более успешному усвоению сложного материала.

Заключение

Ситуационные задачи по дисциплине «Биоэтика» заключают в себе существенные потенциальные возможности для формирования компетенций провизора, его способности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и морально-нравственными принципами фармацевтической этики и деонтологии (ОПК-4). В ходе решения ситуационных задач, направленных на поиск максимума блага для пациента в конкретный момент и при данных обстоятельствах, моделируется, обсуждается, уточняется широкий спектр возможных вариантов действий, существенно расширяется и углубляется понимание проблемной области задачи и, таким образом, концентрируется внимание обучающего на главном – на человеке и поиске наилучшего для него результата.