Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPIRITUAL AND MORAL COMPONENT OF PREPARING MASTER STUDENTS FOR THE ORGANIZATION OF EXTRA-COURSE FORMS OF WORK

Nadolinskaya T.V. 1 Yanenko L.P. 1
1 The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Rostov State University of Economic (RINH)
The article is devoted to a meaningful analysis of the spiritual and moral component of the professional training of undergraduates for the implementation of extracurricular activities in a secondary school. The purpose of the study is the theoretical substantiation, development and approbation of the software, as well as methodological support for the preparation of undergraduates for the extracurricular work in the direction of «Spiritual and moral education». The study uses a set of theoretical and empirical methods (theoretical analysis of scientific papers, questioning, pedagogical observation, generalization of the experience of professional training of undergraduates). The formed knowledge, abilities and skills necessary for the implementation of various forms and directions of extracurricular activities are identified and characterized. The substantive characteristics of the preparation of undergraduates for extracurricular activities, consisting of motivational-value, logical-content and artistic-operational components, which purposefully form the general cultural and general professional competencies of undergraduates, are presented. The significance of the spiritual and moral potential of classical and sacred music for students of different ages is shown. It is argued that the basis for the implementation of the content of the spiritual and moral component of the training of undergraduates is the dialogue of the arts. The purpose, content and structure of the additional program «Music. Spirituality. Eternity», aimed at the formation of value orientations of students in the organization of extracurricular activities in music, the features and criteria for the moral and aesthetic assessment of musical works of different styles are determined. The ways of improving the professional competencies of undergraduates using interactive forms of education and cloud technologies are identified.
extracurricular activities
Dialogue
spiritual and moral education
art
undergraduate
multi-cloud environment
program

Происходящие в России социокультурные изменения требуют переосмысления содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся. Большим потенциалом обладает внеурочная деятельность, так как характеризуется отсутствием возрастных ограничений, степенью когнитивной готовности к выбору форм и методов.

Духовно-нравственное воспита­ние личности на протяжении многих веков было предметом размышлений философов и педагогов. Начиная с Аристотеля и Платона, философов Средневековья и Возрождения, практически все зарубежные и отечественные педа­гоги прошлого и настоящего подчеркивали значимость духовно-нравственного становления личности. Современные исследователи Л.Л. Алексеева, Е.А. Бодина, С.В.Власова утверждают, что именно школа является центром интеллектуальной, гражданской, духовной и культурной жизни современного школьника. Следует отметить, что большинство указанных авторов подчеркивают ценность разных видов искусства (в том числе светской и религиозной направленности) в процессе формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Проблеме профессиональной подготовки магистрантов к духовно-нравственному компоненту внеурочной деятельности посвящены немногочисленные исследования. Среди них работы: Е.А. Савченко, Т.П. Макаровой, О.В. Илюшиной [1], посвященные исследованию антропокультурологического подхода к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в условиях вуза; А.Г. Козловой, раскрывающие особенности профессиональной подготовки магистрантов по ОПП «Духовно-нравственное воспитание» [2]; Е.О. Гаспарович, Л.И. Раененко, изучающих теоретические и практические аспекты формирования духовно-нравственного портрета магистранта в процессе обучения в вузе [3].

Введение федеральных государственных стандартов третьего поколения предполагает обновление структуры и содержания, целей и задач образования на разных уровнях. При разработке содержания профессиональной подготовки магистрантов к организации внеурочной деятельности по пяти основным направлениям особое внимание следует уделять разработке учебных программ магистратуры, направленных на формирование общекультурных, универсальных и общепрофессиональных компетенций. Между тем проблема подготовки магистрантов к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности средствами разных видов искусства в системе высшего профессионального образования не исследована.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программно-методическое обеспечение духовно-нравственного компонента подготовки магистрантов к внеурочной работе по направлению «Духовно-нравственное воспитание».

Материал и методы исследования

Анализ научной литературы показывает повышенный интерес теоретиков и практиков к проблеме духовно-нравственного воспитания во всех сферах жизнедеятельности, включая социально-культурные аспекты, уровни общего, среднего и высшего образования, в том числе внеурочную деятельность школьников и профессиональную подготовку магистрантов.

Проблему духовно-нравственного воспитания личности исследовали в своих работах такие ученые, как С.В. Власова, Т.И. Власова, В.И. Новикова, Г. Риккерт, С.Г. Степанова, В.И. Слободчиков, А.Я. Флиер. Сущность духовности и нравственности в аспекте разных видов искусства стала предметом исследований М.С. Кагана, И.В. Кошминой, З.З. Крымгужиной, Р.И. Лозовской, В.И. Мартынова, В.В. Медушевского.

Начиная с педагогических трудов Я.А. Коменского, выстроена единая система музыкального воспитания, в которой важная роль отводилась музыке как средству формирования духовности детей [4]. Необходимо подчеркнуть и роль общепризнанных музыкально-педагогических систем З. Кодая, К. Орфа в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.

Между тем до настоящего времени недостаточно исследован вопрос разработки и внедрения духовно-нравственного компонента содержания подготовки магистрантов к внеурочной деятельности в учреждениях общеобразовательного типа. Для изучения данной проблемы в процессе реализации магистерской программы 44.04.01.13 «Организация внеурочной деятельности» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» было проведено анкетирование магистрантов с целью определения их готовности к осуществлению разных направлений, видов и форм внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание» посредством использования разных видов искусств.

Анализ готовности магистрантов к внеурочной деятельности проводился с 2019 по 2022 гг. Общее количество магистрантов – 20 человек. При проведении анкетирования магистранты отвечали на ряд вопросов: 1) какой воспитательный потенциал имеет внеурочная деятельность в школе; 2) как внеурочная деятельность связана с дополнительным образованием; 3) может ли искусство повлиять на формирование национальной идентичности, гражданственности, патриотизма; 4) что общего и различного в музыкальной культуре классической и православной ориентации; 5) какие цели и задачи решает внеурочная деятельность: 6) в чем заключается взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы в системе общего музыкального образования?

Вопросы анкеты помогли получить информацию о представлениях магистрантов о внеурочной деятельности в контексте общего музыкального образования, которая подтвердила предположение о необходимости профессиональной подготовки магистрантов к организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе и создания специального учебного курса.

Методы исследования: теоретический анализ научных трудов; анкетирование; педагогическое наблюдение; обобщение опыта подготовки магистрантов к реализации внеурочных форм работы в системе общего и профессионального музыкального образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Основным результатом исследования является научно обоснованная система подготовки магистрантов к внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, реализуемая в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Данная система состоит из ООП «Организация внеурочной деятельности», учебного плана, рабочих программ, фондов оценочных средств, методического обеспечения, включающего учебные и учебно-методические пособия. В вариативный блок учебного плана включен учебный курс «Духовно-нравственное воспитание детей во внеурочной деятельности», раскрывающий духовно-нравственный компонент содержания подготовки. Содержание, формы и методы организации данного курса разрабатывались на основе междисциплинарного и интегрированного подхода к освоению внеурочной деятельности в разных видах и формах. При этом основным средством формирования духовно-нравственного потенциала личности в представленном аспекте является опора на диалог и взаимодействие разных искусств.

Методология взаимодействия культур была разработана в трудах М.М. Бахтина, который пишет: «Диалог – это показатель общей культуры общества» [5, с. 433]. Способность культуры осваивать достижения другой – один из источников ее жизнедеятельности. В.С. Библеру принадлежит широко известный тезис, что на рубеже XX и XXI вв. мы наблюдаем «смещение эпицентра всего человеческого бытия – к полюсу культуры» [6, с. 3]. Следуя идеям М.М. Бахтина, В.С. Библер резонно утверждал, что разум культуры актуализируется именно как разум общения (диалога) логик, общения (диалога) культур. Здесь возможен диалог культур на микроуровне (внутренний диалог) и на макроуровне (внешний диалог между индивидами, культурами, нациями, системами образования).

Сформулированные выше концептуальные представления создают широкое поле для новых научных и практических поисков, которые становятся основой конструирования духовно-нравственного компонента содержания подготовки магистрантов, которая выстраивается в согласии с социоисторическими, психологическими и педагогическими приоритетами развития музыкальной и духовной культуры разных эпох, направлений и стилей.

Основная цель учебного курса – разработка программно-методического обеспечения подготовки магистрантов к организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по направлению «Духовно-нравственное воспитание» в соответствии с особенностями профессиональной деятельности и музыкального развития школьников.

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать: требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию школьников во внеурочной деятельности; сущностные характеристики, содержание, формы и методы внеурочной деятельности в области духовно-нравственного воспитания детей; принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей; интерактивные формы и методы работы в онлайн-средах;

уметь: выстраивать и реализовывать перспективные линии духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности; выбирать методики исследования духовно-нравственного воспитания и развития детей во внеурочной деятельности; конструировать электронные образовательные продукты с использованием разных платформ, мультимедийных и облачных технологий;

владеть: методами освоения знаний и развития умений организации внеурочной деятельности в области духовно-нравственного воспитания детей; инновационными технологиями духовно-нравственного воспитания и развития учащихся школьного возраста.

Осуществляемая в рамках указанного учебного курса подготовка магистрантов предусматривает три взаимосвязанных компонента:

1) мотивационно-ценностный, в задачу которого входят формирова­ние у магистрантов готовности осуществлять внеурочную деятельность в разных направлениях и формах, формирование лич­ностного отношения к организации творческих форм работы, формирование представлений о базовых национальных ценностях;

2) логико-содержательный, связанный с обеспечением магистрантов специальными знаниями о сущности, функ­циях, направлениях и формах организации внеурочных форм работы;

3) художественно-операциональный, направленный на формирова­ние у магистрантов личностного и профессионального опыта организации внеурочной деятельности, отвечающего требованиях ФГОС и современной школьной практики.

Ведущими задачами мотивационно-ценностного компонента являются целенаправленное развитие у магистрантов интереса к внеурочной деятельности, формирование личностно-ценностного отношения к ней и готовности к реализации форм работы духовно-нравственной направленности. Исполнение ведущей задачи мотивационно-ценностного компо­нента – подготовки магистрантов к внеурочной деятельности – осуществляется на лекционных и семинарских занятиях, в научно-исследова­тельской работе и в процессе прохождения педагогической практики. Реализация содержания мотивационно-ценностного компонента подготовки магистрантов осуществляется во всех формах педагогического процесса, в том числе посредством анализа документальных фильмов и видеоматериалов о творческой деятельности во внеурочное время педагогов дополнительного образования и учителей музыки.

Главной задачей логико-содержательного компонента является формирование специальных знаний, которые обеспечат решение воспитательных и развивающих задач во внеурочной работе. Их можно сгруппировать в несколько блоков:

а) знания о задачах и особенностях духовно-нравственного воспитания в системе образования; особенности духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкальной педагогики;

б) знания о сущности и функциях внеурочной деятельности в контексте Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности;

в) знания о направлениях, формах и методах внеурочной деятельности в аспекте педагогики искусства и интегрированного медиаобразования;

в) знания технологий духовно-нравственного воспитания детей для программно-методического сопровождения отдельного мероприятия;

г) знания о формировании нравственных качеств личности во внеурочных и интерактивных формах работы.

Главной задачей художественно-операционального компонента подготовки магистрантов является выработка практических умений и способностей, посредством которых осуществляется внеурочная деятельность, создаются специальные условия на основе базовых национальных ценностей, учитывается разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

Учебный курс «Духовно-нравственное воспитание детей во внеурочной деятельности» состоит из трех разделов. В первом разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников» раскрываются истоки, сущность и особенности духовности и нравственности в историческом аспекте, общие задачи и проблемы духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкальной педагогики. Во втором разделе «Виды, формы и технологии духовно-нравственного воспитания детей во внеурочное время» раскрываются сущность и струк­тура внеурочной деятельности, многообразие форм и технологий (в том числе и мультимедийных, облачных, интерактивных) организации внеурочной деятельности. Третий раздел «Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности» включает практикум по изучению содержания и технологий программ внеурочной деятельности, в том числе программы внеурочной деятельности «Музыка. Духовность. Вечность», которая может использоваться для организации внеурочных занятий, а также для школьных праздников [7].

Спецификой данной программы является формирование целостного представления о духовной и классической музыке, многообразии их жанров и форм. В основе программы лежат отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. В процессе освоения программы школьники изучают лучшие произведения зарубежной и отечественной музыкальной классики, включая произведения Д.С. Бортнянского, А.А.Архангельского, П.Г. Чеснокова, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шопена и др.

Важно подчеркнуть, что для анализа классических и духовных произведений использовались критерии нравственно-эстетической оценки, разработанные на основе концепции эстетического отношения А.И. Бурова, А.С. Зиннуровой, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Яненко. По мнению авторов, нравственно-эстетическое отношение школьников к музыкальным произведениям характеризуется как способность выразить собственные эмоции, переживания и дать этическую оценку произведениям искусства, а также «выразить собственное нравственно-эстетическое отношение к событиям и явлениям действительности музыкально-выразительными средствами в художественно-творческой деятельности» [8, с. 101].

В программе используется вокально-хоровой репертуар из «Детского музыкального катехизиса» И. Лепешинского [9]. В музыкальный катехизис включены детские духовные песни, посвященные христианским праздникам. К ним относятся такие песни, как «Читая вечные священные страницы», «Чудо из чудес», «Троеручица», «Песенка про ангелов», «Пасхальное время», «Рождественские встречи» и др.

В учебном курсе активно применяются интерактивные формы обучения, которые связаны с использованием мультимедийных и облачных технологий. Они способствуют развитию медиатворчества магистрантов в процессе подготовки внеурочного мероприятия, разработки методического сопровождения или электронных образовательных продуктов средствами облачных технологий. К ним относятся мультимедийные презентации, звуковое сопровождение, видеоклипы, электронные проекты, электронные пособия [10].

В заключение отметим, что разработанное содержание духовно-нравственного компонента подготовки магистрантов к внеурочной деятельности в общеобразовательной школе направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся, осознание духовно-нравственного потенциала классической и духовной музыки, отражающего общечеловеческие, эстетические и нравственные ценности и идеалы, а также лежащие в основе реализации задач культурной и образовательной политики на современном этапе.