Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL SUBSTANTIATION OF DESIGNING THE CORE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS REGARDLESS OF THE DIRECTION OF TRAINING

Sherayzina R.M. 1 Monakhova L.Y. 2 Minina V.V. 1
1 FGBOOU VO "The Novgorod state university of Yaroslav the Wise"
2 The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
The article is devoted to the problems of forming the content of the variable component of the cross-cutting core of educational programs in the system of secondary vocational education, regardless of the direction of training. An analysis of the roadmap of the federal project «Professponality» and the initiative of the Ministry of Education of Russia to form the core of secondary vocational education showed that praxeological and competency-based approaches are used as methodological tools that can ensure the achievability of the goals set in the relevant documents of the Ministry. The identified methodological foundations made it possible to formulate a number of paradigmatic concepts that serve as the theoretical basis for the identified core of the designed educational programs, which, in turn, made it possible to determine the content of the concept of «the concept of designing the core of educational programs for the system of secondary vocational education». Thematic sections of the cross-cutting variable core of secondary vocational education programs are identified, regardless of the direction of training. Special attention is paid to such a component of the core as «tools for achieving the results of professional activity». The survey showed the different significance of the proposed content of the variable core of the educational program for students of the first and last year of study, from which it was concluded that the proposed content of the variable core of educational programs in the system of secondary vocational education is in demand by students, but it must be ranked by year of study.
secondary vocational education
cross-cutting core of the educational program
design of the educational program
tools for achieving results

В марте 2022 г. вышло постановление Правительства РФ № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (далее – Постановление) [1].

Как заявлено в Постановлении, целью проведения указанного эксперимента является создание организационно-педагогических условий для обеспечения интенсификации образовательного процесса, ориентированного на существенное ускорение формирования готовности обучающихся к профессиональной деятельности и повышение конкурентоспособности выпускаемого специалиста производства или сферы услуг.

В качестве продукта планируемого эксперимента предполагается представить технологию автоматизированного конструирования образовательных программ средствами специально разработанного цифрового образовательного ресурса.

В положении о проведении эксперимента указаны его участники – это Министерство просвещения РФ, разного уровня органы исполнительной власти, образовательные организации СПО и организации реального сектора экономики, задействованные в федеральном проекте «Профессионалитет».

Однако в качестве участников эксперимента не указаны организации, которые определяют научные основания проектирования практико-ориентированных образовательных программ. Таким образом, в качестве цели статьи авторы рассматривают выявление концептуальных оснований проектирования и определение содержания ядра образовательных программ для системы среднего профессионального образования.

Вопросы, связанные с проектированием в различных отраслях экономики, в том числе и в сфере образования, относятся к области организации и управления деятельностью. Особую актуальность последнее приобретает в условиях непрерывных изменений, преобразований и модернизаций в области производства, образования и в трудовых отношениях.

Как отмечает М.В. Манова, первые публикации российских авторов, ориентированные на решение проблем проектирования образовательных программ, относятся к 1970-м гг. и касаются поиска методологических оснований для организации этого вида деятельности (рассматриваемого в условиях того времени с позиций социального проектирования [2].

В новой реальности интерес к теоретическим основаниям проектирования образовательных программ для систем среднего и высшего образования поднялся на новую ступень эволюционирующего социального взаимодействия в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека.

В качестве результата исследования, представленного в статье, выступает ряд концептуальных положений методологического характера и содержания ядра проектируемых образовательных программ среднего профессионального образования независимо от направления подготовки.

Материал и методы исследования

Исходя из контекста федерального проекта «Профессионалитет» можно сделать вывод, что его реализация предполагает такую организацию образовательного процесса в системе среднего профессионального образования, при которой максимальный результат достигается с минимальными затратами. Обеспечить это можно при опоре на компетентностный и праксиологический методологические подходы [3].

Компетентностный подход ориентирован на формирование максимальной готовности участников образовательного процесса к реальной практико-ориентированной деятельности в выбранной профессии.

Праксиологический подход к конструированию образовательных программ в системе СПО позволяет обеспечить достижение максимального профессионально ориентированного результата при освоении образовательной программы с минимальными ресурсными затратами.

В современных исследованиях по педагогике в качестве стратегических трендов, положенных в основу методологии проектирования образовательных программ подготовки кадров для сфер производства и услуг, реализуемых через опору на компетентностный и праксиологический подходы, выдвигаются следующие парадигмальные основания [3]:

- отказ от рассмотрения образования как практики тиражирования и потребления готового знания;

- формирование образованности через развитие способностей генерирования нового знания на основе постоянно обновляющегося информационного поля;

- создание психолого-педагогических условий, ориентированных на активизацию познавательной сферы обучающихся за счет ослабления препятствий, порождаемых стандартизированными подходами к личности участника образовательного процесса;

- разработка и повсеместное внедрение в практику новой образовательной среды, позволяющей получать качественное образование любому члену российского государства и овладевать знанием в удобном для себя темпе.

Результаты исследования и их обсуждение

Образовательная программа является основным определяющим компонентом любой образовательной системы [4]. Под влиянием социально-экономических и технологических изменений, происходящих в процессе общественного развития, возникает необходимость пересматривать существующие образовательные программы, переосмысливать цели и средства их достижения, включать в содержание обучения современные и перспективные технологические достижения науки и организовывать практику на новейших разработках в области профессионального оборудования. Кроме этого, в условиях стремительно меняющихся технологий значительное число востребованных ранее видов деятельности отмирают, и на их место приходят новые – соответствующие современному уровню общественного развития. Естественно, это приводит к необходимости разработки новых образовательных программ для обеспечения потребности социума в профессионалах, функционирующих в новых видах деятельности.

Наиболее проработанными вопросы проектирования процессов различной природы в рамках их жизненного цикла представляются в области системной инженерии [5].

Обобщенные концептуальные положения, касающиеся понятия-идеи «проектирование», выделяемые в системной инженерии, таковы [6]:

- анализ требований, который предполагает постановку целей, выявление специфики объекта проектирования, определение совокупности ограничений, описание среды реализации продукта проектирования;

- определение запросов к критериям и их показателям, обеспечивающим функционирование продукта проектирования (перевод требований на язык функционала, позволяющего реализовать проект – продукт проектирования – в реальную действительность);

- описание содержания процесса проектирования, который заключается в построении модульной конфигурации в интересах достижения наилучшего результата показателей функционирования проекта в условиях оптимизации рисков и затрат по времени, а также затрат экономического характера;

- валидация проектных решений – экспертная и опытная экспертиза, позволяющая определить степень соответствия продукта проектирования заданным параметрам (входным и выходным), а также практическую эффективность реализации сценария проектирования для достижения поставленной цели.

Опираясь на выделяемые в системной инженерии концепты «проектирования» и рассматривая анонсированное понятие в контексте среднего профессионального образования, определим авторское понимание словосочетания «концепция проектирования образовательных программ для системы СПО».

Под концепцией проектирования образовательных программ для системы СПО будем понимать теоретически обоснованные и практически оправданные взаимно обусловленные этапы проектирования, обеспечивающие получение продукта проектирования – образовательной программы, максимально эффективно решающей задачи подготовки востребованных кадров производства и сферы услуг.

Как уже отмечалось, в последнее время заметно усилилось внимание государственных органов управления образованием к организации подготовки специалистов среднего звена, функционирующих в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания, в том числе здравоохранения, культуры и образования. В частности, в качестве важной инициативы Минпросвещения России можно отметить начало разработки «Ядра среднего профессионального образования» для различных направлений подготовки. Первая реализация, представлена в письме Минпросвещения России от 28.04.2022 № АБ-1197/05 «О направлении документов “Ядро среднего профессионального педагогического образования” (вместе с “Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию (“Ядро среднего профессионального педагогического образования”))» [7].

Предполагается, что соответствующие предложения по разным направлениям подготовки специалистов среднего звена будут предложены в будущем.

Авторы статьи в сквозное ядро программ среднего профессионального образования независимо от направления подготовки предлагают включить следующие разделы:

- социальная коммуникация;

- организация работы с информацией;

- стратегии развития бизнеса;

- инструменты достижения результатов.

Содержание предлагаемого раздела программы «Социальная коммуникация» ориентировано на формирование профессиональной этики, умений адекватной организации общения как с клиентами, так и с коллективом профессионалов; умений выявить бизнес-идею, выстроить стратегии ее реализации и презентации, организуя коммуникацию с постоянной или временной группой поддержки. Отдельное внимание здесь отводится речевому этикету и алгоритмам взаимодействия, которые сложились в социальной страте реализации профессиональной деятельности.

И хотя, как правило, в общепрофессиональные образовательные программы по различным направлениям подготовки входит цикл, связанный с информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности, умения выпускников СПО структурировать информацию, анализировать ее достоверность, организовывать прогнозный тайм-менеджмент в профессионально и личностно ориентированном информационном поле носят интуитивный характер и не актуализируются в процессе обучения.

Вопросы, связанные с организацией бизнеса, обычно также находят отражение в программах профессиональной подготовки студентов системы СПО в социально-гуманитарном цикле. Традиционно преподаваемым материалом в цикле являются нормативно-правовые аспекты, основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, требования к оформлению бизнес-планов, в то время как не менее важное значение для стабильной организации бизнеса имеет развитие потребности обучающегося в непрерывном профессиональном, деловом и личностном совершенствовании, формировании навыков работы с большими данными, позволяющими выстраивать стратегии развития бизнеса или его переориентации.

Рассматривая раздел «Инструменты достижения результатов» как составляющий сквозное ядро программ среднего профессионального образования, не зависящий от направления подготовки, отметим, что ему практически не уделяется внимания в процессе преподавания. Именно умение отобрать необходимые инструменты и выстроить систему их применимости в профессиональной и личностно ориентированной деятельности в значительной степени определяет успешность бизнеса.

В качестве обобщенных инструментов достижимости результатов без ориентации на определенный вид деятельности предлагаем рассматривать формируемые в процессе подготовки личностные качества, которые ориентированы на успех на профессиональном и личностном поприщах. Среди них:

- развитые умения выбирать, ставить и визуализировать цели, разбивать их на быстро достижимые подцели;

- владение способами поддержки мотивации – как собственной, так и коллективной;

- понимание важности и умения планировать деятельность по достижению целей;

- сформированные навыки саморефлексии и анализа деятельности команды;

- знание форм и методов контроля деятельности;

- умение работать по принципу «м100%М», суть которого заключается в том, чтобы при минимальных ресурсных затратах получить максимальный результат;

- иметь представление о методах формирования команд для решения поставленных целей.

Проведенный опрос студентов первого и последнего курсов Многопрофильного колледжа Новгородского государственного университета Ярослава Мудрого относительно того, насколько привлекательными для них являются составные сквозного ядра программ среднего профессионального образования (социальная коммуникация; организация работы с информацией; стратегии развития бизнеса; инструменты достижения результатов), показал разные результаты. Для первокурсников наиболее привлекательным оказался вариативный модуль, посвященный организации работы с информацией (70% голосов), тогда как студенты выпускных курсов практически в равной степени отдали предпочтение модулям «Социальная коммуникация» (85%) и «Инструменты достижения результатов» (78%). 80% респондентов высказались в пользу курса «Стратегии развития бизнеса», и только 40% высказали заинтересованность модулем «Организация работы с информацией».

Опрос показал, что у первокурсников имеется значительный интерес к содержанию образования, которое связано с информационно-коммуникационными технологиями, однако свою профессиональную роль в организации профессиональной деятельности в рамках выбранной профессии они еще не осознают. Старшекурсников вполне удовлетворил общепрофессиональный курс «Информационно-коммуникационные технологии», и у них создается впечатление, что работа с информацией – это умение «нажимать кнопки» на компьютере. При этом они находятся на пороге самостоятельной профессиональной деятельности и понимают (особенно после прохождения производственной практики), что имеют дефициты по организации коммуникации с клиентами и работодателями; что не готовы к организации собственного бизнеса и не знают, как к нему подойти; а о существовании эффективных инструментов достижения высокого качества продуктов профессиональной деятельности только догадываются.

Проведенное пилотное исследование доказало необходимость разработки анонсированных модулей вариативной части проектируемых образовательных программ с возможностью выбора студентом материала для изучения на том периоде обучения, когда придет понимание необходимости его освоения.

Заключение

В теоретической части исследования показана необходимость разработки ядра программ среднего профессионального образования, которое названо сквозным, поскольку не зависит от направления подготовки и определяется следующим содержанием: социальная коммуникация; организация работы с информацией; стратегии развития бизнеса; инструменты достижения результатов.

Проведенный опрос студентов системы среднего профессионального образования о предпочтениях в выборе предложенных авторами составляющих содержания ядра образовательной программы показал полярные мнения обучающихся первого и выпускного курсов.