Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CULTURAL PRACTICES AND THEIR ROLE IN PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC STUDENTS

Ptitsyna M.I. 1 Rakhimbaeva I.E. 1
1 FGBOU VO SGU "Saratov National Research State University named after N.G.Chernyshevsky
The study of cultural practices and their role in the professional training of music students as an important organizational and content component of professional training is relevant at the present stage of education development. The professional training of music students includes both autonomous and interconnected types of training and is becoming the subject of many studies. The analysis of the literature made it possible to identify the main components of professional training, such as theoretical, practical, methodological. In the process of professional training of music students, it is necessary to pay more attention to cultural practices, which are understood as practices based on current interests and forms of independent creative activity familiar to students. The use of cultural practices expands the social and practical components of education, which should be targeted, meaningful and form the main content of education. The authors of the article consider examples of cultural practices that music students can master in the process of professional training at an art university. One of the leading forms of cultural practices is performing (concert) practice, the purpose of which is to consolidate the acquired knowledge within the framework of special disciplines. The forms of control in performing practice are the student's portfolio, the criteria for the portfolio and the levels of its assessment are considered. All practice activities and their reporting are controlled by the teacher.
performing practice
cultural practices
professional training of student musicians
portfolio

В настоящее время общество нуждается в инициативных молодых людях, которые ориентированы на самореализацию во всех сферах жизни и способны не только адаптироваться к окружающему миру, но и творчески преобразовывать его. Именно поэтому на современном этапе развития высшей школы к профессиональному образованию предъявляются серьезные требования и оно становится предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как к специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе.

В процессе профессиональной подготовки студентов к работе с детьми необходимо большее внимание уделять культурным практикам, которые понимаются как практики, основанные на текущих интересах и привычных для обучающихся видах самостоятельной творческой деятельности. Это в системе профессиональной подготовки студента-музыканта является обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Поэтому исследование культурных практик и их роли в профессиональной подготовке студентов-музыкантов как важного организационно-содержательного компонента профессиональной подготовки актуально на современном этапе развития образования.

Цель исследования: рассмотреть культурные практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов, выявить основные пути реализации культурных практик в образовательном процессе, направленных на достижение высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования

Профессиональная подготовка студентов-музыкантов включает в себя как автономные, так и взаимосвязанные между собой виды подготовки и становится предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как к специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе [1].

Такие ученые, как А.К. Маркова [2], Л.М. Митина [3], П.И. Пидкасистый [4], И.П.Подласый [5], Л.С. Подымова [6], В.П. Сергеева [7], рассмотрели идею непрерывности, ступенчатости, этапности профессиональной подготовки.

В современной науке понятие «профессиональная подготовка» представлено следующими определениями:

- система профессионального обучения, целью которой является ускоренное приобретение обучающимися навыков для выполнения определенной работы;

- процесс овладения знаниями и навыками для выполнения работы в определенной области деятельности без повышения образовательного уровня обучаемого [5] и др.

Более обоснованным является понимание профессиональной подготовки как «системы не только организационных мероприятий, но и педагогических, обеспечивающих формирование личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности» [6]. Это и станет определяющим моментом в нашем исследовании.

Рассмотрим основные составляющие профессиональной подготовки студентов-музыкантов.

Так, теоретическая подготовка представляет собой процесс, состоящий из овладения знаниями и расширения круга интересов обучаемых (сущность процессов обучения и воспитания, закономерностей, принципов, методов и форм их организации и др.).

Практическая подготовка характеризуется комплексом знаний, которые направлены на формирование основ профессиональной деятельности в процессе реального педагогического дела.

Методологическая подготовка включает в себя научно-теоретические знания, владение методами научно-педагогических исследований и является первоосновой, которая на протяжении всей педагогической деятельности будет помогать будущему специалисту в различных инновациях, концепциях, новых образовательных технологиях, программах развития образовательных учреждений, предлагаемых для внедрения в профессиональную деятельность [8].

В этой системе культурным практикам отводится ведущая роль, поскольку профессиональная подготовка студента-музыканта связана с искусством.

Культурные практики и их характеристики представлены в работах Т.Б. Алексеевой [9], Л.А. Барановской [10], Н.Б. Крыловой [11] и др.

Н.Б. Крылова пишет о культурных практиках как о повседневных способах самоопределения и самореализации, тесно связанных с взаимодействием с другими людьми и с апробацией новых способов и форм деятельности, формах поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Следует отметить, что учебно-профессиональная деятельность обучающихся также рассматривается как вид культурной практики [11, с. 250].

В.В. Игнатова под культурными практиками понимает «комплексное явление, выражающееся через способы действий, культурных норм и образцов деятельности, опыт работы, личные результаты и достижения» [12, с. 200]. Освоение культурных практик открывает возможности для личной инициативы студента и осмысления повседневного опыта.

Т.Б. Алексеева, проанализировав труды отечественных ученых, отмечает, что важной характеристикой культурных практик является их комплексный интегративный характер. Исследователь выделяет следующие характеристики феномена:

- получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений;

- освоение социокультурных норм и образцов деятельности;

- приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества [9].

Изучив и проанализировав культурные практики студентов и их влияние на формирование социальной ответственности, Л.А. Барановская выделяет такие виды культурных практик, как исследовательская; проектная; коммуникативная; художественная; информационно-поисковая; молодежные движения; политические объединения и иные практики (духовная, музыкальная, спортивная) [10].

В целом, рассмотрев понятие «культурные практики», можно сказать, что они формируют общую культуру личности студента, его нравственные, эстетические, интеллектуальные, а также социальные качества. Развитие потенциала и внутренних ресурсов личности, усиление творческого начала студентов-музыкантов, их самореализация в учебно-профессиональной деятельности обусловливают необходимость изучения понятия «культурные практики» и их роли в профессиональной подготовки студентов-музыкантов. При этом, несмотря на имеющиеся работы, почти никто из авторов не рассматривал реализацию культурных практик в образовательном процессе вуза искусств, что в современных условиях развития высшей школы является необходимым и своевременным.

Исследовательская работа проводилась на базе Института искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского со студентами-музыкантами (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыка»).

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав труды ученых (Т.Б. Алексеевой [9], Л.А. Барановской [10], Н.Б.Крыловой [11] и др.), мы выделили основные виды культурных практик. Рассмотрим их подробнее.

Литературно-художественные культурные практики основываются на литературно-художественном вкусе студентов, а также помогают в расширении читательского кругозора. Данный вид практики представлен короткой программой, длительностью 30–40 минут, проводится в первой половине дня. Реализуются практики в нескольких формах:

- вернисаж – форма практики, в которой музыкальные и поэтические произведения объединяются с цитатами и наглядным оформлением (презентации);

- литературно-музыкальная композиция – форма практики, в которой проводится параллель между литературными и музыкальными произведениями.

Празднично-поздравительные культурные практики основываются на внеклассных мероприятиях продолжительностью 1–1,5 ч, проводятся во второй половине дня и требуют тщательной подготовки. К такого рода практикам можно отнести:

- праздничную программу, состоящую из краткой информационной части об истории праздника с включением творческих номеров;

- концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных номеров по определенной, заранее составленной программе.

Конкурсные культурные практики предполагают наличие команд и болельщиков. Отличается данный вид практик присутствием жюри и четко разработанной критериальной базой оценки исполнения произведений (музыкальных, литературных, хореографических).

Развлекательные культурные практики формируют компетентность в общении, умение передавать информацию другим людям, умение выделить главное, обобщить, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми [11, с. 262].

Одной из ведущих форм культурных практик является исполнительская (концертная) практика. Рассмотрим ее подробнее.

Целью исполнительской практики служит закрепление знаний, полученных в процессе обучения в рамках специальных дисциплин.

Практика распределена по всему циклу обучения в соответствии с получаемой квалификацией и помогает приобрести навыки и умения по следующим видам профессиональной деятельности:

- концертная – организация работы в качестве артиста академического хора или артиста ансамбля; подготовка и совершенствование ансамблевого репертуара; репетиционная и публичная исполнительская работа в концертном зале;

- культурно-просветительская – формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех возрастных групп, создание заинтересованной аудитории, приобщение аудитории к отечественной и зарубежной музыкальной культуре, образцам классического и современного искусства.

По окончании практики у студента формируются:

- самостоятельность в анализе художественных и технических особенностях произведений;

- умение прочитывать музыкальный текст во всех деталях, создание собственной интерпретации каждого произведения;

- совершенствование навыков исполнительского мастерства;

- самостоятельность в применении полученных навыков в концертно-творческой деятельности;

- самостоятельный анализ успехов и неудач, самоконтроль;

- умение работать в коллективе, взаимодействовать с другими исполнителями;

- умение вести концертную деятельность в коллективе.

Исполнительская практика предполагает выступления на академических концертах и вечерах, участие не только в конкурсах и фестивалях, но и в различных творческих проектах.

Общий объем времени на проведение исполнительской практики определяется рабочим учебным планом. Все виды данной практики проводятся параллельно теоретическому обучению и распределены по всему периоду обучения на протяжении 1–2 курсов.

Для студентов характерны два основных этапа реализации исполнительской практики: «закрытые» и «открытые» показы.

К «закрытым» показам, являющимся неотъемлемой частью учебного процесса, относятся технические зачеты, академические концерты, прослушивания и экзамены по дисциплинам, внимание концентрируется на профессиональной подготовленности студента в рамках конкретных жанров и форм. Таким образом, выбор произведений диктуется учебной необходимостью, а не задачами просветительского характера. Подобные выступления проводятся в учебных помещениях или на сцене учебного заведения.

Именно первый этап помогает в организации и проведении второго этапа – «открытых» показах. В этот этап концертной практики входят различные по масштабности отчетные концерты: класса преподавателя, отделения, учебного заведения. В данном списке наиболее актуален концерт класса. Такое мероприятие проводится по инициативе преподавателя. Это своего рода отчет преподавателя о проделанной работе за определенный период и демонстрация достижений студентов. На первый план выставляются художественные достоинства: яркость, эмоциональность, эффектность исполнения. Следует отметить, что организация концертов открытого типа требует творческого подхода и нуждается в четко заданной периодичности, идейно-тематической направленности и серьезном методологическом обосновании [9].

Формой контроля в исполнительской практике является портфолио студента.

Портфолио включает в себя полное собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в самом учебном заведении и за его пределами. Эти материалы дают представление о готовности студента к профессиональной карьере. В процессе составления портфолио студент фиксирует информацию о практике, указывает количество мероприятий, в которых он принял личное участие или посетил. Обязательно представляются отзывы, благодарственные письма, дипломы, грамоты, фотоматериалы выступлений. Студент делает подробное описание мастер-классов, концертов, конференций, семинаров, конкурсов, фестивалей, которые он посетил в процессе такой практики.

Отличительной чертой портфолио является его ярко выраженный личностно-ориентированный характер:

– преподаватель и студент определяют цель создания портфолио;

– студент собирает материал, подвергает его анализу и оценке;

– в основе оценивания результатов работы используют критерии [13].

Критерии оценки портфолио:

1) наличие документированных индивидуальных образовательных достижений:

– выписки из журналов успеваемости, зачетных книжек;

– свидетельства получения грантов, почетных наград и знаков отличия, повышенных стипендий и премий, титулов, званий и пр.;

– свидетельства участия в выставках, семинарах, научных и научно-практических конференциях, круглых столах, благотворительных акциях и др.;

– дипломы профессиональных конкурсов, почетные грамоты и благодарственные письма;

2) наличие положительной рецензии педагога-консультанта по практике:

– преподаватель отбирает лучшие достижения обучающегося в ходе совместного обсуждения;

– полное и всестороннее представление работы, которая может сопровождаться письменными комментариями;

3) выступление:

– наличие соответствующего репертуара;

– готовность сценического номера.

Все мероприятия по практикам и отчетность по ним контролируются преподавателем. Получив полную информацию от студента, он выставляет итоговую оценку.

Рассмотрим три уровня системы оценивания. Высокий уровень – материалы портфолио, подготовленные студентом, и его выступление соответствуют оценке «отлично». Средний уровень – материалы портфолио соответствуют требованиям, но присутствуют недостатки в выступлении студента, при этом выставляется оценка «хорошо». Слабый уровень – материалы портфолио и выступление студента не соответствуют требованиям, тогда выставляется оценка «удовлетворительно»

Таким образом, исполнительская практика играет важную роль в профессиональной подготовке студента-музыканта, поскольку дает возможность повысить уровень таких навыков, как артистизм, свобода самовыражения, техническая и исполнительская оснащенность в реализации основной цели – воспитание профессиональных музыкантов.

Выводы

Подводя итоги, можно отметить, что культурные практики – это разнообразные способы самоопределения и самореализации обучающихся, которые основываются на повседневных и интересных для них самих видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов вызвано потребностью расширить социальные и практические компоненты содержания образования для обогащения культурного опыта. Но для воплощения данной идеи требуется кардинальное изменение взгляда преподавателей на культурные практики, которые должны быть целевыми, смыслообразующими и занимать важное место в содержании образования студента-музыканта.