Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING THE INTELLECTUAL READINESS OF CHILDREN 7 YEARS OF AGE FOR SCHOOL

Konyakhina E.S. 1 Shinkareva N.A. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Irkutsk state University"
Senior preschool age is an important stage before studying at school, it is necessary to form a positive motivation and attitude to the learning process, to develop all cognitive and thought processes. The readiness of children to study at school is one of the key conditions for the successful adaptation of first-graders and the further effectiveness of the educational process. This article examines the problem of developing the intellectual readiness of seventh-year children for school, reveals the relevance of the problem raised, examines the theoretical foundations and positions of various authors, presents the results of research based on kindergarten. The content of the article contains the views of various authors on the development of intellectual readiness of children of the seventh year of life: N.Ya. Mikhailenko, I.I. Budnitskaya, G.A. Uruntaeva, D.B. Elkonina, L.I. Bozhovich, B.O. Smirnova, O.N. Efimova. In addition to theoretical substantiations of the problem, the article contains the results of research on this topic, implemented in several directions: the study of the level of development of emotional attitude to school, the formation of an internal position, the analysis of the developing subject-spatial environment, questioning parents on the development of intellectual readiness of children to study at school. The research data made it possible to carry out further work on the organization and implementation of the necessary pedagogical conditions for the formation of school preparation in older preschool children.
preschool age
didactic games
intellectual readiness
federal educational standard of preschool education
subject-developing environment
age characteristics
motivation

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что следует обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, осуществляемых в рамках образовательных программ разнообразных уровней. Следовательно, основной задачей при воспитании и обучении детей подготовительной группы является подготовка к школе. Важнейшим компонентом в данном процессе представляется интеллектуальная готовность. Интеллект включает в себя все познавательные функции: от восприятия до мышления, поэтому вся работа по развитию интеллектуальных возможностей дошкольника должна проводиться комплексно, целенаправленно [1].

Стоит отметить, что процесс развития интеллектуальных способностей детей наиболее эффективен, если реализовывать принцип высокого уровня трудности. Если все задачи, которые ставит педагог перед ребенком, являются для последнего легкими, то у дошкольников снижаются учебная мотивация и познавательный интерес.

Готовность детей к обучению в школе есть одно из ключевых условий успешной адаптации первоклассников и дальнейшей эффективности учебного процесса.

Несмотря на достаточное количество трудов по данной проблеме, существует необходимость в разработке эффективных методов и средств подготовки старших дошкольников к школе, однако мы сталкиваемся с некоторой проблемой: имеется необходимость преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в развитии определенных индивидуальных результатов при подготовке детей седьмого года жизни к школе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить применение дидактических игр для расширения определенных умений у детей седьмого года жизни.

Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности детей седьмого года жизни.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр будет более эффективным, если в организации работы учитывать такие педагогические условия, как:

1) выстраивание развивающей предметно-пространственной среды в группе на основе разработки Центра будущего первоклассника, направленного на развитие интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни, и выделения в нем групп игр (игры на развитие мотивационной сферы, игры на развитие эмоциональной сферы, игры на развитие произвольной сферы);

2) организация дидактических игр с детьми седьмого года жизни, способствующих развитию у них интеллектуальной готовности (используются приемы развития мотивационной сферы, приемы развития произвольности поведения, приемы развития эмоциональной сферы и т.д.);

3) разработка и реализация плана методического сопровождения педагогов по формированию у них готовности к развитию интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста;

4) организация консультативного сопровождения, направленного на расширение представлений педагогов о процессе интеллектуальной готовности к школе у детей седьмого года жизни.

Задачи исследования: раскрыть основные теоретические подходы к понятию «интеллектуальная готовность», определить критерии, подобрать методики и изучить уровневые характеристики интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни и потенциальные возможности образовательной среды, разработать педагогические условия развития интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр и определить степень их эффективности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– концептуальные положения, раскрывающие сущность интеллектуальной готовности (Л.И. Божович [2], И.И. Будницкая [3], Л.А. Венгер [4] и др.);

– положения о роли игры в становлении личности ребенка дошкольного возраста и потенциале дидактических игр (Н.Я. Михайленко [5], Д.Б. Эльконин [6] и др.).

Для апробации предложенной гипотезы и определения поставленных задач нами были использованы такие методы исследования, как: теоретический анализ литературы; эмпирические методы: диагностические, методы статистического анализа результатов, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Готовность ребенка к обучению в школе – основание для многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Д.Б. Эльконин [6], А.В. Запорожец [7], Л.И. Божович [2] и др.).

По мнению Л.И. Божович [2, с. 209], у будущего первоклассника должны преобладать внутренние положительные мотивы к процессу обучения, а подготовленность к школе должна формироваться по наличию трех показателей: уровня развития познавательных процессов, познавательного интереса и произвольной регуляции поведения.

И.И. Будницкая [3, c. 160] готовность к обучению определяет как достижение определенного возрастного уровня развития личностных и познавательных качеств, интересов, мотивов, черт характера дошкольника.

Л.А. Венгер отмечает, что психологическая подготовка к школьному обучению – это, прежде всего, объединенный процесс совместной работы педагога и родителя. По убеждению автора, первичная роль во взаимодействии отводится взрослому. Значительную роль играют как образование и стремление к знаниям у самих родителей, компетентность в вопросах развития и подготовки детей к школе, так и уклад семейного воспитания [4].

Исследователь О.В. Михайленко считает, что готовность связана не только с психическим, но и с психофизиологическим состоянием человека, обусловленным наличием определенных факторов [5, с. 160].

Д.Б. Эльконин [6, с. 384] считает, что на момент поступления в школу будущий первоклассник должен психологически созреть для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Во всех исследованиях признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если будущий первоклассник обладает определенными знаниями и представлениями, самостоятелен в действиях, несет ответственность за свою учебную деятельность сам.

А.В. Запорожец отмечал, что подготовка к обучению в школе «…представляет собой единую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая индивидуальность ее мотивации, уровня развития познавательной деятельности» [7, с. 150].

Можно выделить три направления процесса интеллектуальной готовности ребенка к школе, по представлению Г.А. Урунтаевой [8, с. 329].

1. Обогащение опыта и расширение представлений детей об окружающем мире, в частности о живой и неживой природе, некоторых социальных явлениях, а также работа по систематизации данных представлений.

2. Развитие познавательных процессов и умственных способностей, способность сохранять учебную задачу, умение воспринимать инструкцию педагога и переводить ее в самостоятельную задачу, дисциплинированность.

3. Владение элементарными учебными навыками, сформированность звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики и ручной умелости, навыки счета и вычисления.

По мнению О.Б. Смирновой [9, с. 98], дидактические игры и упражнения – эффективный инструмент для разностороннего развития. В игровой деятельности малыш передает окружающую реальность, проявляет свои познания, делится ими со сверстниками. Отдельные виды игр оказывают влияние на развитие детей по-разному. Особенно значительное место в умственном воспитании занимают дидактические упражнения, неизменными частями которых являются познавательное содержание и умственная задача. Принимая участие в игре, ребенок овладевает познаниями, которыми он оперирует.

О.Н. Ефимова считает, что организация дидактических игр (с приемами развития мотивационной сферы, приемами развития произвольности поведения, приемами развития эмоциональной сферы и т.д.) с детьми седьмого года жизни способствует развитию у них интеллектуальной готовности [10, с. 110].

Анализ теоретических исследований позволил определить условия, при которых развитие интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр будет более эффективным, если в организации работы выстроить развивающую предметно-пространственную среду на основе разработки Центра будущего первоклассника, направленного на развитие интеллектуальной готовности у детей седьмого года жизни, и выделить в нем группы игр (игры на развитие мотивационной сферы, игры на развитие эмоциональной сферы, игры на развитие произвольной сферы).

С целью выявления исходного уровня развития интеллектуальной готовности к школе детей седьмого года жизни и ресурсных возможностей педагогических условий нами были подобраны диагностические методики, разработаны опросники для педагогов и родителей, экспертные листы оценки развивающей предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе МКДОУ Детский сад «Березка». В исследовании принимали участие дети седьмого года жизни, педагоги (старших и подготовительных групп) и родители.

Для исследования нами были подобраны следующие методики: анкетирование родителей (авторский вариант); методика «Определение у старших дошкольников сформированности интеллектуальной позиции»; методика «Веселый – грустный» для того, чтобы проанализировать эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе; методика «Представь себе...» для дальнейшего анализа направленности ребенка на процесс обучения в школе; тест «Школьная зрелость» (А. Керн – Я. Йирасек), позволяющий определить уровень интеллектуальной готовности к школе, в том числе уровень развития познавательных процессов [11, 12].

В ходе проведения определения уровня готовности к обучению в школе: сформированности интеллектуальной позиции, эмоционального отношения к процессу обучения, настроенности ребенка на процесс обучения – мы проанализировали полученные данные.

По результатам методики «Определение у старших дошкольников сформированности интеллектуальной позиции» были выявлены следующие показатели: у 40% детей не сформирована интеллектуальная позиция, прослеживаются внутреннее и внешнее отсутствие готовности к школьному обучению, отрицание важности образования. Детей с данным показателем не интересует учебный процесс, они не стремятся узнать что-то новое самостоятельно, не просят родителей почитать книгу и также не стремятся научиться читать сами.

У 30% детей был выявлен средний уровень сформированности интеллектуальной позиции: они проявляют интерес к учебной деятельности ситуативно, их отношение в большей мере обусловлено внешним влиянием со стороны родителей.

У 30% дошкольников был выявлен низкий уровень сформированности интеллектуальной позиции по проведенной методике. Данные дети не стремятся узнать что-то новое, в целом негативно или безучастно относятся к процессу обучения, хотят еще на год остаться в детском саду, так как «здесь можно играть и ничего не делать».

Результаты тестирования по методике «Веселый – грустный» для анализа эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе были следующими: у 20% исследуемых – негативное отношение к обучению, у 40% – нейтральное и у 40% – положительное.

Дети с негативным отношением к предстоящему процессу обучения в школе отвечали на вопросы следующим образом: «мальчик стоит у доски, ему грустно, он хочет домой, к игрушкам»; «мальчик не хочет делать домашнее задание, это очень скучно».

Дети со средним уровнем реагировали на картинки по-разному: в одних ситуациях отвечали, что мальчик испытывает положительные эмоции, в других – что ему плохо и грустно.

Дети с позитивным отношением к школе реагировали на картинки положительно, отвечали, что «мальчик думает, но ему все нравится», «он ждет, когда пойдет домой и расскажет маме, как было интересно в школе». Представленные результаты, в которых проявлялся веселый или серьезный ребенок, передавали позитивную настроенность и оценивались как эмоционально благополучные.

По результатам методики «Представь себе...» для анализа целенаправленного процесса обучения ребенка мы выявили, что у 40% имеется низкий уровень сформированности социальной позиции школьника, у 30% – средний и у 30% – высокий.

Дети с высоким уровнем проявили отказ от желания посещать детский сад вместо школы еще год, у них сформирована ориентированность на учебную деятельность, они понимают, что означает отметка в школе, положительно относятся к оценке собственных знаний.

Дети со средним уровнем не хотят посещать детский сад еще год, в целом ориентированы на учебную деятельность, но не понимают, что означает отметка, не хотят оценки знаний, предпочитают школы без определенных правил, что может означать некоторый уход от позиции школьника.

Дети с низким уровнем сформированности социальной позиции школьника хотят провести в садике еще год, не ориентированы на учебную деятельность, не хотят, чтобы оценивали их знания, не принимают и не понимают школьных правил.

Результаты теста Керна–Йирасека показали, что у 20% дошкольников – низкий уровень интеллектуальной готовности к школе, данные дети практически не справились с заданиями, у 50% – средний уровень развития интеллектуальной готовности, и всего у 30% – высокий уровень развития интеллектуальной готовности.

Также мы провели анкетирование родителей на предмет изучения их готовности к интеллектуальному развитию готовности детей к школе. По результатам исследования были выявлены следующие показатели: у 30% родителей был выявлен низкий уровень развития готовности к интеллектуальному развитию готовности детей к школе. Данные родители не знают, что у детей должны быть сформированы внутренняя позиция школьника, ответственность и самостоятельность, они не знакомы с методами и приемами формирования данной позиции. Кроме того, данная проблема не представляет для них интереса и значимости, они считают, что с приходом в школу все поменяется, что учителя обязаны влиять на детей.

У 30% родителей был выявлен средний уровень, данные родители заинтересованы в процессе развития интеллектуальной готовности к школе детей, но не знают методов и приемов развития интеллектуальной готовности детей к школе либо не владеют ими.

И у 40% родителей был выявлен высокий уровень сформированности к развитию интеллектуальной готовности детей к школе. Родители с высоким уровнем заинтересованы в решении данной проблемы, понимают, что важно, чтобы у ребенка сформировалась внутренняя позиция школьника, понимают, с какими проблемами они могут столкнуться, знают методы и приемы развития интеллектуальной готовности детей к школе, а также владеют ими.

Также нами была осуществлена оценка имеющегося уровня оснащенности развивающей предметно-пространственной среды групп для изучения условий развития интеллектуальной готовности детей к школе. Оценка среды проводилась на основе систематических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, пространство группы в основном соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей. Все пространство группы является образовательной средой для ребенка. Центры для спокойных и подвижных игр размещены в разных местах. Мебель и центры многофункциональны и гибки. Имеется оборудование для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка, а также в полной мере созданы условия для творческой и познавательной деятельности.

Соблюдается требование безопасности материалов.

Вместе с тем выявлены некоторые недостатки: не оборудован уголок уединения и размышления для детей. Стол, стоящий отдельно от основного пространства, занят книгами, дидактическими материалами.

Анализируя соответствие группы Федеральным государственным требованиям, мы наметили перспективы улучшения развивающей предметно-пространственной среды: оборудовать уголок уединения, центр «песка и воды», подиумы (для театральной, строительно-конструктивной деятельности), оформить «развивающую стену», уголок труда. Нужно возможно шире использовать продукты самостоятельной детской деятельности в интерьере группы результатов проектной деятельности (коллекции, музей, самодельные книжки, фотоотчеты событий, детские вопросы, гипотезы (записанные или зарисованные)).

Техническое оборудование для обучения в группе (телевизор, ноутбук, интерактивная доска) отсутствует.

На протяжении нескольких недель проводилась работа по организации предметно-пространственной развивающей среды.

В центре речевого развития мы подобрали: пособия и дидактические игры для звукового анализа и синтеза, карточки для дифференциации и автоматизации звуков, материал для совершенствования языкового анализа: «Лента букв», карточки «Слова и звуки», игры для совершенствования грамматического строя речи. Результаты творческой деятельности детей: карточки с детскими загадками, картинки для составления текста, плакаты, тексты из рисунков. А также кукольный театр по сказкам «Колобок», «Алладин», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка».

Для улучшения мелкой моторики использовались: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

В литературном центре:

1) книги: «Живая азбука», «Волшебные сказки», сборник русских народных и авторских сказок, сборник зарубежных сказок;

2) портреты писателей: Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина, А. Линдгрен;

4) самодельные книги детей по сказкам «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Кот в сапогах»;

5) энциклопедия «Тысяча ответов почемучке»;

6) стенд «Это интересно»;

7) открытки по сказкам;

8) выставка рисунков на темы «Сказки вокруг нас», «Космос», «Мои увлечения».

Для стимуляции познавательной самостоятельности и интеллектуальной готовности к школе оформили «развивающую стену» с дидактическими играми.

Была разработана и реализована система занятий по развитию интеллектуальной готовности дошкольников к школе посредством использования дидактических игр. Дидактические игры были направлены на развитие познавательных процессов (мышление, восприятие, память, воображение), развитие словесной регуляции действий, мелкой моторики рук, саморегуляции, расширение кругозора дошкольников, активизацию словарного запаса и совершенствование речевой деятельности.

Также нами была выполнена работа по повышению компетентности у родителей в вопросах формирования интеллектуальной готовности детей к школе. Нами были проведены родительские собрания по следующим темам: «Как определить уровень интеллектуальной готовности к школе?», «Дидактические игры как эффективное средство развития интеллектуальной готовности к школе». Также был организован консультационный день с участием логопедов, психологов, педагогов по физической культуре и музыке. Родители могли задать интересующие их вопросы по развитию детей и получить советы, инструкцию по подготовке ребенка к школе. Совместно с другими педагогами было разработано методическое пособие для родителей, включающее описание дидактических игр по развитию интеллектуальной готовности детей к школе.

Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что произошла положительная динамика в показателях. По результатам методики «Веселый – грустный» были получены следующие результаты: у 70% исследуемых было выявлено положительное эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения, у 20% – средний уровень и всего у 10% – низкий уровень эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения.

Результаты методики «Представь себе...» показали, что у 60% дошкольников сформировалась направленность на процесс обучения в школе. Анализ результатов теста «Школьная зрелость» на контрольном этапе исследования позволил сделать вывод о том, что детей с высоким уровнем интеллектуальной готовности к школе было выявлено 50%, со средним уровнем – 40% и с низким уровнем – 10%.

Изучение готовности родителей к развитию интеллектуальной готовности детей к школе также показало положительную динамику на контрольном этапе исследования: у 70% родителей был выявлен высокий уровень развития готовности к решению проблемы, у 20% –средний и у 10% – низкий.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проделанной работы.

Выводы. Подготовить ребенка к обучению в школе – одна из немаловажных задач педагога. Реализовать это возможно благодаря организации необходимых педагогических условий, таких как:

– создание центра будущего первоклассника;

– разработка и реализация системы дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов, словесной регуляции действий, речевой деятельности, расширении кругозора дошкольников;

– разработка и осуществление плана методического сопровождения педагогов по формированию у них способности к развитию интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста;

– формирование консультативного сопровождения родителей, направленного на усовершенствование их представлений о развитии интеллектуальной готовности к школе у детей седьмого года жизни.