Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFLUENCE OF THE STYLE OF FAMILY EDUCATION ON THE PROCESS OF FORMING THE FOUNDATIONS OF PARENTHOOD IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Tereschenko M.N. 1 Evtushenko I.N. 1 Ivanova I.Y. 1 Komarova A.Y. 1
1 South-Ural State Humanitarian Pedagogical University
The article provides a theoretical justification of the problem and an experimental study of the degree of influence of parenting style on the process of forming the foundations of parenthood in older preschool children. The methodological basis of the study identified personal, systemic and gender approaches. To achieve the goal and solve the tasks set, a set of theoretical and empirical research methods was used: theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature, setting goals, hypothesizing), empirical (diagnosis, survey, observation). The article presents diagnostic data of the ascertaining and control stages of the study. The work carried out at the formative stage of the study is indicated. The scientific novelty of the article: the content and interpretation of the concept of "parenthood" in the aspect of studying the style of family education are studied, and the components of the foundations of parenthood that can be formed in older preschool children are determined; the psychological and pedagogical conditions that ensure the effective formation of the foundations of parenthood in older preschool children are theoretically substantiated and experimentally tested; the results are summarized research, further ways of research are outlined. Practical significance: the psychological and pedagogical condition for the formation of the foundations of parenthood in older preschool children through working with parents in matters of the style of family education is determined and implemented; the results of the study are summarized.
formation of the foundations of parenthood
older preschool children
styles of family education

На современном этапе развития общества многие ученые все чаще приходят к выводу о том, что проблема семейного воспитания является ключевым фактором создания психологически благополучного и здорового социума. Непосредственно интересующая нас проблема кроет в себе глубокие социально значимые явления. Так, при обращении к статистическим данным становится видно, что большинство распадов семей так или иначе зависит от эмоциональной незрелости партнеров, психологического дискомфорта в отношениях. По-нашему мнению, подготовку к будущему супружеству, а главное родительству, необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку данный возрастной период наиболее восприимчив к усвоению норм, ценностей, традиций.

Стратегия нашего государства направлена на создание таких условий, чтобы совершенствовать человеческий потенциал, включать гендерный компонент во все области общественной жизни и развития, а также на сохранение семейных ценностей и традиций. Именно поэтому важность воспитания и развития детей дошкольного возраста в вопросах формирования основ родительства становится приоритетной в направлении темы нашей работы. Мы не можем игнорировать тот факт, что именно в старшем дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению модели поведения в будущем. Так, например, начиная работу по направлению формирования основ родительства путем коррекции стилей семейного воспитания сейчас, мы можем предупредить в будущем рост неполных, неблагополучных, конфликтных семей.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование проблемы и экспериментальное изучение степени влияния стиля воспитания на процесс формирования основ родительства у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из критериев нашего исследования в рамках темы формирования основ родительства у детей старшего дошкольного возраста являются межличностные и детско-родительские отношения.

В данной статье хотелось бы уделить особое внимание именно отношениям между родителями и детьми. Конкретнее, насколько большое влияние оказывает стиль семейного воспитания на детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования у них основ родительства.

Изучая более подробно понятие родительства, мы придерживаемся позиции Р.В. Овчаровой, рассматривающей его как составную часть семейной системы. В своих научных трудах автор использует понятие семейной системы, выделенное А.Я. Варга: «Семейная система – группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное взаимоотношениями» [1].

Е.А. Бурмистрова и М.Ю. Бурмистров рассматривают семью как систему, состоящую из супружеских (родительских), сиблинговых и прародительских отношений, как отдельных и взаимодополняющих [2].

Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» описывает основные жизненные сценарии, заложенные людям в детстве. Недаром автор уделяет этому вопросу большое внимание. Каждый современный человек проигрывает определенные установки из детства во взрослой жизни, во взаимоотношениях с супругами, коллегами, родителями и, главным образом, с детьми [3].

От того, какие основы родители закладывают в ребенка, зависит и то, что он заложит в сознание своих потомков. Большое значение при этом имеет стиль семейного воспитания, который определяется как разные системы воспитательного воздействия родителей на детей.

На данный момент не существует единой классификации стилей воспитания. Однако большинство исследователей, чьи научные труды мы проанализировали, придерживаются классификации Д. Баумринд. Она выделяет авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили воспитания. Что касается отечественной классификации, то здесь мы можем выделить вариант А.В. Петровского: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. По сути, данные классификации перекликаются, имеют схожее толкование стилей воспитания и подробно рассмотрены в научных публикациях Е.А. Эннс, Е.В. Грек [4].

Изучая вопрос важности влияния стиля семейного воспитания на детей старшего дошкольного возраста, мы провели анализ публикаций за последние несколько лет, отражающих исследования современных ученых. Следовательно, мы можем определить, на что конкретно оказывает влияние тот или иной стиль воспитания.

- Личностное развитие ребенка. В статье Е.А. Эннс, Е.В. Грек пришли к выводу о том, что существует прямая связь между стилями воспитания и полноценным развитием детей, а также, что на личностное развитие влияют особенности темперамента самого ребенка [4].

- Самооценка. В исследовании Е.И. Ермоленко ключевая мысль заключается в том, что в развитии и становлении личности детей старшего дошкольного возраста особое место отводится общению и взаимодействию ребенка с родными и близкими людьми. Кроме того, любое негармоничное воспитание в семье может привести к неблагоприятным последствиям в процессе развития личности ребенка, проблемам его поведения. От того, какой именно опыт взаимоотношений между людьми будет передан ребенку, в большей степени зависит его дальнейшее будущее [5].

- Взаимоотношения со сверстниками. По мнению Е.С. Чумак, стиль семейного воспитания оказывает влияние на межличностные отношения в детском коллективе, поскольку дети в старшем дошкольном возрасте копируют стиль поведения значимых взрослых – родителей [6].

- Просоциальное поведение. Е.И. Скрипачева, опираясь на исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, отмечает, что дети, эмоционально привязанные к своим родителям, наблюдают за взаимоотношениями взрослых, копируют манеру поведения, учатся поведению в различных жизненных ситуациях, то есть имитируют поведение взрослого [7].

- Психоэмоциональное развитие. И.В. Царукян, Н.И. Медведева считают, что современные семейные взаимоотношения представляют собой характер взаимоотношений родителей, которые направлены на достижение общей цели воспитания и не противоречат нормам поведения в социуме [8].

- Развитие самостоятельности. М.И. Ковальчук раскрывает такие положительные последствия демократичного стиля семейного воспитания, как самостоятельность детей, инициативность, уверенность в себе, независимость, ответственность, самоуважение. Автор отмечает, что при подобном стиле воспитания дети более успешно усваивают определенные формы, виды и критерии оценок, апробируют их в личном опыте, наполняют личностными смыслами [9].

- Социальная адаптация. Авторы И.В. Архипова, Т.А. Фирсова отмечают одним из показателей успешной социальной адаптации ребенка грамотно организованное семейное взаимодействие, которое направлено на формирование у него поведенческих реакций, соответствующих ситуации. Также ученые уделяют особое внимание тому, что у детей с недостаточно сформированной эмоционально-аффективной сферой и сферой произвольности может быть затруднено взаимодействие с окружающими, что влечет проблемы и психофизиологического уровня [10].

- Эмоциональное состояние. Основываясь на исследовании Н.Н. Шельшаковой, мы пришли к заключению, что психическое и эмоциональное здоровье детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от отношения взрослых. Так, автор отмечает, что неуверенный в положительном к себе отношении ребенок или, наоборот, уверенный именно в неактивной оценке его как личности может провоцировать подавленную агрессивность. Продолжительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенка закладывает неуверенность ребенка в положительном к нему отношении, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия [11].

Таким образом, стиль семейного воспитания оказывает большое значение на формирование личности детей старшего дошкольного возраста по разным направлениям. Конкретно интересующая нас проблема формирования основ родительства у детей старшего дошкольного возраста имеет тесную взаимосвязь со стилем семейного воспитания.

Кроме того, стиль семейного воспитания оказывает значительное влияние на процесс формирования представлений о родительстве у детей старшего дошкольного возраста [12]. Поскольку данный вопрос включает в себя воспитание уважения к старшим членам семьи и приобщение детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям, то это возможно только при условии адекватного стиля семейного воспитания. В случае выявления негармоничного стиля семейного воспитания предполагается консультативная деятельность с родителями старших дошкольников, а также может быть рекомендована психолого-педагогическая литература для самостоятельного осмысления. В некоторых случаях может потребоваться участие педагога-психолога дошкольной образовательной организации, проведение тренингов, мастер-классов и т.д.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что основы родительства у детей старшего дошкольного возраста подразумевают наличие определенных качеств личности: самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, независимости, ответственности, уважения к старшим, стремления завершить начатое до конца и др. Правильно сформированные представления о родительстве у детей старшего дошкольного возраста возможны при условии гармоничного стиля семейного воспитания и психологически комфортной обстановки в семье.

Материалы и методы исследования. Материалами для нашего исследования послужили анкеты-опросники («Анализ семейных взаимоотношений», автор Э.Г.Эйдемиллер) среди родителей детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ«ДС№481 г. Челябинска». В исследовании (сентябрь 2021 – февраль 2022 г.) приняли участие 50 человек.

Одно из психолого-педагогических условий гипотезы нашего исследования, отражающее тематику статьи, определяется как включение в целостный педагогический процесс целенаправленной работы по развитию определенных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста и совершенствованию межличностных и детско-родительских отношений.

Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы, постановка целей, выдвижение гипотезы), эмпирический (диагностика, опрос, наблюдение).

Диагностическая методика исследования: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера. Опросник имеет два варианта: детский (3-10 лет) и подростковый (11-21 год); заполняется родителями. Позволяет исследовать различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного (патологизирующего) воспитания и установить некоторые причины этих нарушений. 130 вопросов с вариантами ответов «да» или «нет». В данном случае происходит изучение критерия межличностных отношений. Рассматриваются такие показатели, как степень удовлетворения потребностей ребенка, уровень протекции в процессе воспитания, неустойчивость стиля воспитания, количество требований, предъявляемых ребенку в семье.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам констатирующего этапа исследования около 66% родителей имеют адекватный стиль воспитания, около 34% респондентов в разной степени имеют излишне патологизирующий тип воспитания. Результаты входной диагностики опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса среди родителей детей старшего дошкольного возраста

Шкалы опросника

Результаты в %

+

-

Степень удовлетворения потребностей ребенка

30

12

У+ (потворствование)

У- (игнорирование)

Уровень протекции в процессе воспитания

38

8

Г+ (гиперпротекция)

Г- (гипопротекция)

Неустойчивость стиля воспитания (Н)

16

Т + (чрезмерность требований, обязанностей)

Т- (недостаточность требований, обязанностей

24

30

З+ (чрезмерность требований, запретов)

З- (недостаточность требований, запретов)

24

30

С+ (чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком)

С- (минимум санкций за нарушение требований ребенком)

24

30

На основании полученных в ходе исследования данных нами была определена дальнейшая работа по коррекции стилей семейного воспитания. Родителям детей старшего дошкольного возраста в той или иной мере, имеющим негармоничный тип воспитания, были предложены консультации психолога. Также родителям была рекомендована психолого-педагогическая литература для самостоятельного осмысления. Посредством включения родителей в ежедневную жизнь детского сада через проектную деятельность, направленную на улучшение детско-родительских отношений, нам удалось в некоторой степени улучшить взаимоотношения родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Сравнивая различные методы и результаты исследования влияния стиля семейного воспитания на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в других научных статьях, так или иначе затрагивающих тему нашего исследования, мы пришли к выводу, что подобранные нами способы работы с родителями дают положительный эффект. При этом нам следует учесть сложность выбранной нами темы и специфику работы с родителями детей старшего дошкольного возраста. Необходимо отметить, что большинство родителей, участвующих в исследовании, с пониманием отнеслись к выявленным проблемам в стиле семейного воспитания и проявили заинтересованность в сотрудничестве по данному вопросу.

Основываясь на полученных данных, мы можем сделать вывод, что проведенная работа дает положительную динамику не только в вопросах детско-родительских отношений, но и в межличностных отношениях в детском коллективе.

Результаты повторной диагностики с помощью опросника «Анализ семейный взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты повторного опроса среди родителей детей старшего дошкольного возраста

Шкалы опросника

Результаты в %

+

-

Степень удовлетворения потребностей ребенка

20

8

У+ (потворствование)

У- (игнорирование)

Уровень протекции в процессе воспитания

22

4

Г+ (гиперпротекция)

Г- (гипопротекция)

Неустойчивость стиля воспитания (Н)

10

Т + (чрезмерность требований, обязанностей)

Т- (недостаточность требований, обязанностей

14

18

З+ (чрезмерность требований, запретов)

З- (недостаточность требований, запретов)

12

16

С+ (чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком)

С- (минимум санкций за нарушение требований ребенком)

12

20

         

По результатам диагностики на контрольном этапе исследования около 82% родителей имеют гармоничный адекватный стиль воспитания, в оставшихся 18% случаев дисгармония проявляется в небольших отклонениях по некоторым показателям. Это позволит нам в будущем продолжить работу в заданном направлении.

Выводы. Несмотря на детальное изучение нами затронутой темы, остается множество вопросов, касающихся способов формирования основ родительства у детей старшего дошкольного возраста. А именно, продолжение работы с семьей, повышение компетентности педагогов и осведомленности родителей детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах дошкольного детства касательно стилей семейного воспитания.