Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS OF CHANGES IN TERMINAL VALUES OF YOUNG PEOPLE IN A PANDEMIC

Tereschenko M.N. 1 Zvyagina E.V. 2
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
2 Ural State University of Physical Education
Aim: to substantiate theoretically and to study experimentally the dynamics of changes in students' value orientations before and after the pandemic. To achieve the aim and solve the tasks set, a set of theoretical and empirical research methods was used: theoretical methods (analysis and generalization of pedagogical and psychological literature content, methodological sources, hypothesis generation, classification, comparison, systematization); empirical methods (observation, conversation, testing). The paper presents statistical data on changes in students' (girls and boys aged 17 to 19) value orientations before the appearance of an infectious disease caused by the SARS-CoV-2 virus and 18 months after its appearance in the world. The primary diagnosis was carried out at the beginning of 2019 the secondary diagnosis was at the end of 2021. Scientific novelty is that the content of «value orientations» is studied and its interpretation is proposed; the dynamics of changes in modern students' terminal values in the period before the pandemic and after a new coronaviral infection spread and the introduction of restrictive measures are theoretically substantiated and experimentally investigated; the research results are summarized. Practical relevance: the terminal values of modern young people who have undergone changes after the appearance of a new coronaviral infection and life in self-isolation, as well as after the introduction of restrictive measures are determined; the results of the study are summarized, prospects for further work are outlined.
value orientations
terminal values
pandemic
attitudes
students
dynamics
limitations

Психофизиологический, социокультурный профили (совокупности индивидуально-типологических особенностей) современного студента в условиях реалий, связанных с пандемическим периодом, самоизоляционными факторами, ограничениями передвижения и коммуникации в условиях COVID-19 (инфекционное заболевание, вызванное вирусом SARS-CoV-2), претерпевают модификационные (качественные), трансформационные диверсификации. Юношеский возрастной период относится к кризисным, для него характерны нестабильность психофизиологических параметров и, как следствие, проявления различного спектра когнитивных, эмоциональных, поведенческих стратегий. Триггером изменений, по многочисленным литературным данным, является деятельность центральной нервной системы, а именно: регуляторных механизмов функционального состояния организма, иммунной, кардиореспираторной систем, деятельности, коммуникаций личности, что становится особенно актуальным в период высшей степени эпидемиологического процесса (текущая пандемия, вызванная распространением коронавируса SARS-CoV-2). Противоречивое средообразующее пространство студенчества является одним из доминирующих факторов в формировании необщепризнанного поведения вследствие напряжения функциональных систем и возможностей жизнеобеспечивающих систем организма. Проявление дистресса, отклоняющегося поведения, срывы адаптационных возможностей могут быть вызваны сочетанными нагрузками учебного (образовательного), тренировочного (соревновательного) процессов, а также индивидуально-типологическими особенностями индивида. Этим определяется актуальность поставленного вопроса тенденции трансформации ценностных ориентаций обучающихся в методологическом и практическом аспектах.

Квалификационный интерес к проблематике смены нравственных установок, ценностных ориентаций, методам их формирования, коррекции высок и стабилен на протяжении длительного времени. Об этом свидетельствуют число изысканий, посвященных, прямо или косвенно, обозначенному вопросу в различные хронологические периоды: исследование факторности ценностных ориентаций (гендерность, конвенциальные и постконвенциальные, универсальные ценности) – К. Гиллиган, Л. Колберг [1]; индивидуальные и коллективные ценности – Дж. Пиаже, Г. Олпорт [2, 3]; ценностные ориентиры как установки сознания и поведения, отражающиеся в общественно важных делах и поступках, – С.Л. Рубинштейн, В. Ядов [4, 5]; проблемами трудностей в подростковом возрасте – А.А. Блонский, В. Занков, Ю. Корчак, А.С. Макаренко, Н. Озерский, В. Сухомлинский, А.А. Бакаева [6], Е.Л. Ефимова [7]; ценностные ориентации студентов как фактор адаптации к учебному процессу в вузе – А.Н. Кутейников [8]; качество жизни как фактор изменения структуры ценностей – Ю.А. Аверин [9]; COVID-19: трансформация факторов качества жизни – В.П. Васильев [10]; изменения структуры ценностей молодежи – О.Г. Зубкова [11]; ценностные ориентации как проекция убеждений – Ю. Глюк [12]; динамика изменений ценностных ориентаций – М. Чилели [13]; профили ценностных ориентаций молодежи разных стран – С. Унгвари [14]; ценностные ориентации в период пандемии – Д.А. Сигида [15], А.М. Лесин [16] и др.

В то же время обзор литературных источников показывает, что, несмотря на большое количество исследований, представленных в открытом доступе наукометрических баз данных (Scopus, Web of Science, Google Scholar, Ринц, Microsoft Academic и др.), некоторые ключевые вопросы исследования и влияния психофизиологических, социокультурных особенностей на отдельные сферы жизненного пространства студента, причины выбора ценностного отношения требуют всестороннего изучения.

Актуальность исследования подтверждена социальным заказом: «…в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, …раскрытия таланта каждого человека» определены национальные цели (миссии) развития Российской Федерации до 2030 г.: от сохранения населения, здоровья и благополучия людей до цифровой трансформации, что требует векторного развития ценностных ориентиров [17].

В контексте внедрения и исполнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [18] ресурсное применение воспитательного процесса является средством совершенствования общего, профессионального просвещения, обучаемости, консигнатором личностно-профориентационного развития становления специалиста (раздел компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Реализация требований ФГОС ВО в части формирования универсальных, общепрофессиональных компетенций с учетом уровневой образовательной программы определена наличием в вузе сформированной, дисперсной, динамичной социокультурной среды, которая «должна способствовать прогрессу социально-воспитательного компонента процесса обучения» (студенческое самоуправление, спортивные клубы, творческие мастерские, научные студенческие общества, волонтерство) [19].

Цель исследования: оценка динамики изменения терминальных ценностей студентов до периода пандемии и в условиях ограничительных мер (локдауна).

Материалы и методы исследования. Проведен анализ публикаций, доступных в универсальных научных поисковых системах, включающих монографии, оригинальные исследования, систематические обзоры, представленные в электронных базах Scirus, Science Research Portal, Infotrieve, PubMed, E-library, Google Scholar, Science search, Windows Live Academic, Medline. Применены поисковые запросы: «ценностные ориентации студентов», «ценностные ориентиры», «установки», «value orientations of students», «valuable landmarks», «installations», (values) and (installations).

Технология (экспресс-метод) динамической оценки ценностных ориентаций разработана М. Рокичем (M. Rokeach), заключается в непосредственной иерархизации реестра ценностей, определяющих содержательные параметры личностной направленности, включая коммуникационные способности индивида, я-концепции, копинг-стратегии (оптимизирование диагностической тест-карты на русском языке проводилось А. Гоштаусом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым) [20]. Для сбора данных использовано мобильное приложение – валидизированная версия (Digital Freud: Психологические Тесты. Разработчик: Digitalfreud.humanteq.io) [21].

Статистический анализ проводился с использованием автоматизированного программного обеспечения StatTech v. 2.5.6 (разработчик – ООО «Статтех», Россия) [22].

Содержание понятия «ценностные ориентации» с учетом отечественных и зарубежных трактований, а также психофизиологического и педагогического контекста можно презентовать следующим образом:

– релятивный, стабильно-избирательный индивидуальный комплекс параметрических характеристик удовлетворения потребностей жизнедеятельности;

– реализация индивидуально-типологических особенностей с учетом онтогенетического опыта;

– совершенствование компетенций воспитательного, социального, личностного характера, проявляемых в функционировании адаптационных систем с учетом параметров индивидуального развития индивида, его гетерохронности, физиологической нормы.

М. Рокич различает две категории ценностных установок: терминальные – ценности-цели; инструментальные – ценности-средства.

Оптанту предлагаются чек-листы ценностных ориентиров в алфавитном порядке (18 в каждом), где необходимо присвоить каждой установке ранговый порядок в соответствии с личностными предпочтениями. Связь ранга и балла обратно пропорциональная (1-й ранг – 18 баллов, 2-й ранг – 17 баллов и т.д.). Первый чек-лист – терминальные ценности, второй – инструментальные. В данном исследовании представлен анализ динамики терминальных ценностных ориентаций студентов в период до пандемии и во время ограничительных мер (пандемический период).

В исследовании на основе добровольного сотрудничества приняли участие 122 студента (средний возраст 19±0,7 года) – представители первого, второго курсов Уральского университета физической культуры (ФГБОУ ВО «УралГУФК») Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»).

Результаты исследования и их обсуждение. После проведения первичной и вторичной диагностики показателей терминальных ценностных установок результаты были собраны и продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Результат анализ категории «Терминальные ценности» в зависимости от показателя «до периода пандемии» и «пандемический период COVID-19»

Показатели

Статистические показатели

p

M±SD / Me

(до периода пандемии/пандемический период COVID-19)

95% ДИ / Q₁–Q₃

Активная деятельная жизнь

7,10±6,15

3,70–12,50

0,032*

10,70±5,17

7,01–14,39

Жизненная мудрость

3,00±0,02

2,00–3,00

0,460

3,50±0,15

2,25–8,50

Здоровье

12,60±1,07

15,83–17,37

0,041*

17,00±1,05

16,25–17,75

Интересная работа

10,50±1,15

4,00–15,00

0,057

16,00±2,03

14,25–17,00

Красота природы и искусства

2,50±0,05

1,00–3,00

1,000

2,00±0,01

1,25–3,75

Любовь

10,30±3,06

8,11–12,49

0,038*

13,20±2,74

11,24–15,16

Материально обеспеченная жизнь

10,60±5,23

6,86–14,34

0,883

10,30±3,62

7,71–12,89

Наличие хороших и верных друзей

10,50±1,22

8,25–12,00

0,157

12,00±0,17

11,25–13,00

Общественное признание

9,10±3,28

6,75–11,45

0,672

9,90±4,89

6,40–13,40

Познание

9,10±3,63

6,50–11,70

0,120

6,70±2,91

4,62–8,78

Продуктивная жизнь

11,50±3,87

8,73–14,27

0,913

11,70±4,16

8,72–14,68

Развитие

7,70±2,36

6,01–9,39

0,281

9,30±3,89

6,52–12,08

Развлечение

9,40±3,69

6,76–12,04

0,324

7,80±3,36

5,40–10,20

Свобода

9,60±4,48

7,40–13,80

0,042*

12,10±3,70

6,46–11,74

Счастливая семейная жизнь

11,20±1,01

10,25–18,00

0,015*

15,50±2,08

14,00–16,00

Счастье других

7,00±0,15

4,25–11,50

0,005*

1,00±0

1,00–2,00

Творчество

7,10±4,41

3,95–10,25

0,038*

13,40±4,70

4,04–10,76

Уверенность в себе

9,40±5,91

5,17–13,63

0,293

7,00±3,68

4,37–9,63

*– различия показателей статистически значимы (p<0,05)

В результате оценки динамики категории «Терминальные ценности» выявлены существенные различия показателей «активная деятельная жизнь» p=0,032*; «здоровье» p= 0,041*; «любовь» p=–p=0,038*; «свобода» p=0,042*, «счастливая семейная жизнь» p=0,015*; «счастье других» p=0,005*; «творчество» p=0,038*. Причем для показателя «счастье других» определена обратная зависимость, т.е. снижение значимости данной ценности. При сравнении остальных показателей («уверенность в себе», «познание», «общественное признание», «наличие хороших друзей» и др.) терминальных ценностей нам не удалось установить статистически значимых различий (p>0,05).

Выполнен корреляционный анализ взаимосвязи показателя «здоровье» и категории «Терминальные ценности (пандемический период) COVID-19». Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателя «Здоровье» и категории «Терминальные ценности (пандемический период) COVID-19»

Показатель «здоровье» (rxy)

Характеристика корреляционной связи

rxy / ρ

Теснота связи по шкале Чеддока

p

Активная деятельная жизнь

0,362

Умеренная

0,117

Жизненная мудрость

0,174

Слабая

0,463

Интересная работа

0,286

Слабая

0,222

Любовь

0,336

Умеренная

0,147

Материально обеспеченная жизнь

0,260

Слабая

0,268

Общественное признание

0,162

Слабая

0,496

Познание

–0,226

Слабая

0,338

Развлечение

–0,174

Слабая

0,462

Свобода

–0,087

Нет связи

0,714

Счастливая семейная жизнь

0,322

Умеренная

0,166

Счастье других

0,154

Слабая

0,517

Творчество

0,219

Слабая

0,354

Уверенность в себе

0,365

Умеренная

0,114

Определены группы корреляционных зависимостей: нет связи; слабая связь (отрицательная и положительная), умеренная связь (отрицательная и положительная). При отсутствии связи между показателями «свобода» и «здоровье» следует ожидать уменьшения показателя на 0,714. Полученная модель объясняет 0,8% наблюдаемой дисперсии показателя «свобода», т.е. показатели независимые. В современных реалиях понятие «свобода» стало более доступным, учитывая возможности онлайн-технологий, в том числе для людей с ограничениями в здоровье, а также в период ограничительных мер (самоизоляции). Наблюдаемая умеренная зависимость показателя «интересная работа» от показателя «здоровье» определяет ожидания 12,2% наблюдаемой дисперсии показателя, т.е. переменные могут быть зависимы.

Таким образом, учитывая статистически значимые изменения показателей до периода пандемии и в пандемический период, можно предположить, что ценностные ориентации представляют собой динамическую систему, которая претерпевает изменения в условиях влияния на индивидуально-типологический статус индивида.

Анализируя рэнкинг ценностей, следует сделать акцент на систематизацию оптантом содержательных блоков: профессиональная самореализация – личная жизнь; конкретные – абстрактные; конфронтация – самоконтроль; поиск социального решения – избегание проблем и т.д. Закономерность содержательного выделения определяется группами рангов. При отсутствии закономерностей можно предположить несформированность у респондента системы ценностных ориентаций либо недостоверность ответов.

Сравнивая полученные результаты, различные методологические подходы в аналогичных научных статьях, мы пришли к выводу, что подобранные нами методы динамической оценки ценностных ориентаций являются актуальными, а также относительно эргономичными в получении и обработке первичных данных. Определено, что полученные данные не противоречат исследованиям. В работе Л.А. Мясникова отражена особенность базовых, терминальных ценностных установок – преемственность, однако ее значимость может повышаться либо снижаться в условиях «переломных социальных трансформаций и кризисных моментов» [23]. По результатам исследования в период COVID-19 автором (Е.К. Аль-Янаи) определена значимость коммуникативной ценности «офлайн» как высокой, что перекликается с показателями данного исследования – «активная деятельная жизнь», «любовь», «творчество». Динамика изменений, становления, формирования ценностных ориентаций индивида проходит определенные этапы: присвоение; преобразование; проецирование, что также подтверждает динамику иерархии ценностных установок данного исследования [24]. Разнонаправленность ценностных ориентиров [25, 26], установок представляет собой основу факторов адаптационного потенциала личности как в социальном пространстве, так и психофункциональных системообразующих кластеров (физиологического развития, функциональных систем) индивида, в том числе иммунного ответа. Опрос (май 2020 г.) студентов российских вузов показывает, что информанты считают, что параметр терминальных ценностей «свобода» был существенно ограничен (13%) [27]. В нашем исследовании данный показатель также достоверно стал более значим в период пандемических ограничений (22%). Информанты также указывали на то, что их «угнетают изоляция и отсутствие социальных коммуникаций в привычном объеме» [27], что в данном исследовании также находит подтверждение в показателях увеличения значимости ранжирования критериев «здоровья», «любовь», «творчество». Полученные данные позволяют констатировать очевидность динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период пандемии коронавирусной инфекции.

Выводы. По результатам проведенного исследования следует констатировать тот факт, что наблюдается очевидная динамика изменений ценностных ориентаций у современных молодых людей и девушек в допандемийный период и в настоящий момент времени. Более значимыми стали такие терминальные ценности, как «здоровье», «семейная жизнь», «любовь», «возможность вести активный образ жизни и непосредственно общаться».

В перспективе нашего дальнейшего исследования предполагается рассмотреть категорию инструментальных ценностных ориентаций студентов, изучить гендерный аспект ценностных установок, а также аргументированно изучить вопросы динамики ценностных ориентаций у студентов-спортсменов и тех, кто не занимается спортом.