Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING ON THE DISCIPLINE "ENGLISH"

Kochkonbaeva Sonaim 1 Tynybekova C.A. 1 Sydykova T.M. 1
1 Osh State University
The introduction of digital technologies in the process of distance education can make a significant contribution to the removal or leveling of the problems of teaching English in the context of distance education. The overall digitalization of the higher education system is becoming global. A variety of digital technologies is a group of multimedia technologies. In the higher education system, their role requires a scientific rethinking. The use of multimedia in the process of learning English is in the focus of attention of domestic and foreign researchers. The technologies of the multimedia group penetrate into all existing forms of higher education. This trend also applies to the distance training of linguists. The author substantiates the thesis that in the process of using multimedia, the interaction of English language teachers and students acquires an interactive character, develops new competencies. It is established that multimedia resources ensure the emergence of meta-competencies among students of non-linguistic specialties, which will allow them to independently form new competencies. The essence of the concept of «multimedia technologies» is considered. In combination, ICT competencies and communicative competencies make it possible to use study time rationally, make optimal decisions in their professional activities. The author substantiates the organizational and pedagogical conditions for the use of multimedia technologies in the process of distance learning of students in English. The features of the introduction of multimedia technologies in the distance learning format of English in higher school are revealed. The main didactic multimedia tools necessary for distance learning of the English language are considered.
distance learning
english
online learning
multimedia technologies

Современное образование все чаще апеллирует к дистанционным онлайн-курсам с целью экономии времени и учебного пространства. Учебные программы с использованием Интернета не требуют использования аудиторий для обучения, они могут быть доступными в любое время, а также предоставляют возможность студентам и преподавателям работать самостоятельно. Несмотря на такие преимущества, существует немало проблем, связанных с онлайн-курсами, от решения которых зависит успешная реализация дистанционного обучения.

Кроме того, наступившая пандемия коронавируса поставила образовательные организации перед выбором: прекратить реализацию образовательных программ или использовать мультимедийные технологии, обеспечивающие переход на дистанционный формат обучения, основу которого образуют ИКТ-компетенции преподавателей, доступ к Интернету, технологии мультимедиа, технические средства обучения и цифровые образовательные платформы [1]. Следует полагать, что к 2020 г. эта тенденция охватывала многие страны мира, в том числе касалась и проблем организации занятий по изучению дисциплины «Английский язык».

Цель статьи – определить педагогические условия применения мультимедийных технологий в дистанционном обучении английскому языку.

Материал и методы исследования. Оценка достоверности представленных результатов основывается на методах анализа и синтеза научной литературы. Теоретический анализ научной литературы (Е.А. Широбакина, 2017; С.Ю. Нейман, С.Г. Дальке, 2017; Л.П.Даниленко, 2019; О.А. Горбачева, Ю.И. Горлова, И.В. Никитина, 2020; И.Ю. Попова, 2020; Е.В. Муссауи-Ульянищева, Л.В. Ульянищева, 2021; К.С. Потовская, К.А. Секрет, 2021; Н.А. Гунина, Е.Ю. Воякина, Л.Ю. Королева, Т.В. Мордовина, 2021) показывает, что применение мультимедийных технологий для изучения английского языка в цифровом формате позволяет определять новые педагогические условия, повышающие эффективность обучения.

Систематизация педагогических условий дистанционного обучения английскому языку позволила определить степень развития дидактических технологий по исследуемой проблематике в зарубежных странах.

Термин «дистанционное обучение» прошел определенную эволюцию, что подтверждается семантическим полем этого термина, представленного следующими понятиями: «цифровое образование», «digital education», web-обучение, онлайн-обучение, e-Learning и др. Появление в различные периоды синонимов дистанционного обучения определило появление изменений в формах, методах, внедряемых в теорию и методику изучения английского языка.

С опорой на научные исследования под термином «дистанционное обучение» следует понимать реализуемый образовательной организацией посредством мультимедийных технологий и различных типов образовательных ресурсов, выходящих за границы ограничений во времени и пространстве образовательной организации, тип учебной деятельности.

Под компетенцией следует понимать заранее сформулированные социальные требования или нормы (знания, умения, навыки, качества, ценности и др.) к образовательной подготовке, диктуемые объективными условиями (законами, ФГОСами, требованиями к профессии, правами, обязанностями и ответственностью, сферой деятельности). Компетенцию не следует отождествлять с компетентностью, отражающей субъективность условий, характеризующих качество профессиональной деятельности.

Под компетентностью следует понимать качество личности, характеризующее способность использовать на практике полученные знания, умения, навыки.

Результаты исследования и их обсуждение. Во время дистанционных занятий взаимодействие преподавателей и студентов происходит опосредованно. Организация дистанционного обучения требует применения соответствующего технологического обеспечения. Интеграция разнородных типов информации (видео, графики, звука, текста и др.) в цифровой формат определяет современный этап развития мультимедийных технологий.

Важно отметить, что для организации дистанционного обучения нужна система управления обучением или система управления курсами, чтобы разместить необходимый контент (например, Blackboard, Moodle, Edmondo или Sakai). К тому же в отдельных случаях основу подобных систем могут составлять веб-сайт курса, форум или блог. Контент загружается в онлайн-занятия, и преподаватели со студентами могут им пользоваться, общаться друг с другом или переписываться, обмениваться мгновенными сообщениями, пользоваться электронной почтой и телефонной связью. Основой занятий служат модули подготовки, составляющие модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду. Преимуществом дистанционных занятий является гибкость. Они могут быть полностью асинхронными (это означает, что преподаватели и студенты не нуждаются в присутствии в сети в определенное время), самостоятельно размещенными, а также индивидуализированными.

По мнению Е.А.Широбакиной, систематизировавшей опыт организации дистанционного обучения в вузах, элементы мультимедийных технологий становятся частью дистанционных образовательных технологий и позволяют установить обратную связь. Для этого у студентов есть возможность использовать такие VR/AR-элементы, как смайлики, сигналы поднятия рук и другие опции – все то, что активно применяется в настоящее время в социальных сетях молодыми людьми [2].

Важными элементами системы дистанционного обучения являются взаимодействие между участниками учебного процесса, а также практический результат овладения языком, что подтверждается результатами исследований зарубежных ученых. В работе T.Simhachalam подчеркивается, что мультимедийные технологии улучшают субъект-субъектное взаимодействие. Эмпирические данные показывают, что улучшение субъект-субъектного взаимодействия повышает индивидуальную мотивацию к изучению английского языка. Таким образом, использование интерактивных заданий помогло студентам общаться и приобретать новые метаумения и метанавыки – универсальные компетенции, выступающие основой для развития других профессиональных навыков (согласно ФГОС) [3].

Анализ результатов целого ряда исследований подтверждает особую роль обратной связи при обучении студентов иностранным языкам. Так, в исследовании Е.В. Муссауи-Ульянищевой и Л.В. Ульянищевой дается современная оценка роли обратной связи в условиях дистанционного обучения. Авторами подчеркивается, что особенное значение обратная связь имеет в период дистанционного обучения, так как информационный обмен происходит опосредованно, влияя на мотивационные установки студентов (такие как конкуренция, статус, альтруизм, самовыражение и др.). По этой причине организация обратной связи преподавателя со студентами в процессе изучения иностранного языка должна носить корректирующий характер: для устранения ошибок и недостатков в работе студентов необходимо писать комментарий с анализом ошибок, давать рецензию на выполненное задание. При персональных коммуникациях в индивидуальной дистанционной работе со студентами используется положительная и отрицательная обратная связь. Положительная связь позволяет повысить мотивационную активность студента в условиях дистанционного формата обучения. Негативная обратная связь указывает на ошибки студента и дает ссылку на подсказки для поиска вспомогательной информации [4]. Таким образом, применение на дистанционных занятиях корректирующей обратной связи является важным организационно-педагогическим условием, которое помогает оценить степень результативности и эффективности дистанционного обучения английскому языку с помощью технологий мультимедиа.

Дополняют представления об обратной связи в процессе изучения иностранных языков результаты исследований К.С. Потовской и К.А. Секрет, которые в ходе опроса студентов пришли к мнению о том, что: во-первых, необходимым условием реализации обратной связи должна быть самокоррекция студентов, направленная на исправление ошибок; во-вторых, современные студенты предпочитают металингвистическое (универсальное) объяснение совершенных ими ошибок [5]. Следовательно, в качестве важнейшего педагогического условия авторы выделяют развитие у студентов метанавыков, имеющих важное значение для обучения английскому языку, которые нужны не только студентам, но и преподавателю. Поэтому дистанционный процесс обучения английскому языку требует со стороны преподавателя перестройки в рамках метапредметного подхода. Важное замечание в контексте данной идеи делает Л.П.Даниленко, указывающий на тот факт, что часть метанавыков в настоящее время связана с цифровой грамотностью (медиаграмотностью, коммуникативной грамотностью, компьютерной грамотностью, информационной грамотностью и ИКТ-грамотностью) [6]. Навыки цифровой грамотности позволяют студентам быстро найти нужный материал, критически его осмыслить, правильно истолковать текст источника [7].

На необходимость соблюдения принципа смешанного обучения в процессе изучения студентами английского языка указывает О.В. Байбурова. По мнению исследователя, смешанное обучение следует рассматривать в качестве дополнительного механизма организации совместной удаленной и самостоятельной работы студентов. Для реализации данного принципа на практике в рамках преподавания английского языка используются следующие формы, методы и средства: записи видеолекций; интернет-форумы для обсуждения проблем в обучении; чаты для занятий в мини-группах; wiki-технологии для организации коллективной проектной работы; мобильные технологии Moodle для iOS и Android. В таких условиях персональные цифровые устройства выступают важными средствами обучения. Как отмечают исследователи, итогом смешанного обучения является повышение качества и эффективности обучения иностранному языку [8].

Научный интерес к принципам организации дистанционного обучения студентов иностранным языкам исследователи проявляли и в «допандемийные» времена, считая эту форму работы перспективной. Данная проблематика была в фокусе внимания С.Ю.Нейман и С.Г. Дальке, предложивших адаптировать модель применения «естественного способа обучения» к условиям дистанционного формата обучения английскому языку. Для этих целей использовались следующие формы дистанционной работы со студентами: занятия в чате; web-занятия; теле- и видеоконференции; почтовая рассылка. Такой подход, по мнению исследователей, развивает у студентов коммуникативную компетентность. С целью повышения эффективности занятий по дисциплине «Английский язык» авторы статьи предлагают преподавателям работать с малыми группами в дистанционном формате. В данном случае эффективными формами работы в рамках «естественного способа обучения» являются те, которые ориентированы на реализацию принципа обучения в сотрудничестве, интерактивность и обратную связь [9].

Анализ возможностей существующих методов дистанционного обучения позволил К.П. Дьяконову выделить следующую закономерность развития современных средств дистанционного обучения: внедрение информационных цифровых технологий дает возможность применять и развивать новые дидактические методы и средства [10]. Следует полагать, эта закономерность в равной степени распространяется и на процесс обучения студентов английскому языку в дистанционном формате.

Главное достоинство инновационных технологий в процессе освоения языков заключается в применении мультимедиа для адаптации учебного материала к необходимому уровню подготовки студента, его индивидуальным потребностям. У преподавателей есть возможность добавлять субтитры для обновления учебного материала, представленного аудио- и видеоресурсами, повторы необходимых разделов и т.п. Такой подход позволяет преобразовать записи в доступные ресурсы, где будет использоваться оригинальный материал. Кроме того, у преподавателей появляется возможность добавлять замечания к письменным текстам, рекомендации и переводы фрагментов текста. Таким образом, модификация аутентичных текстов дает возможность студенту изучать нужный материал, опираясь на свои лингвистические возможности.

В качестве важнейшего педагогического условия дистанционного обучения английскому языку Н.А. Гунина, Е.Ю. Воякина, Л.Ю. Королева, Т.В. Мордовина определяют профессионализацию обучения будущих специалистов. Несмотря на распространенный характер данной идеи в России, авторы предлагают использовать предметно-языковой интегрированный подход к обучению иностранному языку в дистанционном обучении студентов дисциплине «Английский язык», потому что он предполагает изучение английского языка и содержательный контент, связанный с выбранной профессией [11]. Компетентностный подход в данном случае выступает теоретической основой для внедрения авторского подхода. Реализацию компетентностного подхода авторы предлагают проводить на основе соблюдения следующих технологических принципов: содержание, коммуникация, познание и культура. Необходимо признать, что такой подход отвечает современным реалиям, потому что позволяет формировать и развивать функциональные и творческие виды компетенций, обозначенные во ФГОС и имеющие отношение к выбранной профессии.

Внедрение современных достижений в сфере мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза позволяет существенно облегчить труд преподавателя, повысить мотивацию к обучению, оптимизировать эффективность и качество педагогического процесса. Обращая на это внимание, М.М. Шалашова определяет новые форматы профессионального развития педагогов, в числе которых – развитие технологий дистанционного обучения. Для этих целей автор предлагает использовать построенную на сочетании очного и дистанционного форматов модель смешанного обучения. На современном этапе наблюдается потребность использования преподавателями различных мультимедийных технологий (таких как демонстрация презентаций, видео- и аудиофрагментов, использование мультимедийных учебных программ и др.). Использование преподавателями технологий VR/AR, MR, мультимедиа для разработки нового дидактического подхода, реализация которого требует повышения квалификации и переподготовки преподавателей, изменения содержания образовательных технологий. Результативность и эффективность последних зависят от усвоенного объема профессионально-педагогических знаний по преподаваемой дисциплине. Поэтому М.М. Шалашова считает необходимым повышение педагогического мастерства преподавателей в данном направлении, в том числе и преподавателей английского языка [12].

Основываясь на мнениях исследователей, следует выделить следующие позитивные аспекты дистанционного изучения иностранных языков посредством технологий мультимедиа по сравнению с традиционными технологиями:

- внешнее стимулирование осознания и восприятия учебной информации;

- усиление учебной мотивации;

- развитие метанавыков, необходимых для командной работы;

- развитие основательного подхода у студентов к обучению и пониманию учебного материала.

Текстовые и графические экраны, мультипликационные вставки, видеоклипы, специальные программы для демонстрации позволяют повысить доступность понимания теоретического материала. Функционал указанных средств обеспечивает студентам повышение наглядности и ориентирован на дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения студентов английскому языку открывает следующие педагогические возможности:

- воздействие мультимедиа на все виды чувственного восприятия;

- обучение студентов различных уровней успеваемости с помощью индивидуального подхода;

- системная интерпретация материала и когнитивное восприятие материала.

Принято считать, что мультимедийные технологии повышают эффективность обучения, потому что при их использовании:

- усвоение знаний происходит не только по потребности, но и по желанию;

- файлы с использованием мультимедиа обычно воспринимаются с эмоциями, что стимулирует интерес к учебному материалу;

- активизируется механизм запуска самооценки и сравнения своих успехов в учебе с другими обучающимися;

- создается творческая атмосфера, помогающая фантазировать, ликвидирующая коммуникативные барьеры, страх быть смешным, получить негативную оценку и т.п.;

- в коллективе налаживается сотрудничество и растет дух здорового соревнования.

Рекомендуется, чтобы преподаватели давали студентам задания, основанные на использовании цифровых ресурсов (например, использование интернет-анкетирования и поиск ответов на вопросы анкет на специальных тематических сайтах). Применение подобных заданий способствует развитию культурных и лингвистических компетенций, а также созданию постов, веб-страниц и презентаций. Так, например, у студентов появляется возможность отвечать на вопросы о текущих событий с использованием материалов прессы и частных сообщений, сведений с официальных сайтов, блогов, ресурсов. Также существуют инструменты для сравнения цен на товары и слуги. Кроме того, в процессе решения задач и выполнения отдельных видов деятельности у студентов появляется возможность интерактивного взаимодействия с одногруппниками, а также создания постеров и презентаций. Решение подобных задач вызывает интерес и привлекает студентов, потому что обеспечивает кооперацию, расширяет знания и кругозор, обеспечивает самостоятельную работу. Основным недостатком такого обучения является увеличение рабочего времени преподавателя. Особенно наглядно это проявляется в ходе начального этапа, связанного с наполнением сайта дидактическим материалом. По мере наполненности сайта основная задача преподавателя – контроль функциональности образовательных ресурсов.

На актуальность применения технологий мультимедиа в обучении английскому языку указывает И.Ю. Попова [13]. К данной группе технологий автор относит целый ряд технологий, преобразующих различные виды информации, что особенно важно для преподавателей иностранного языка. В настоящее время такой подход интегрирует в себе идеи обучения и развлечения одновременно и имеет преимущество перед традиционными формами обучения, так как повышает качество учебного процесса. В обязанности преподавателей в процессе реализации цифровых технологий входит предоставление ссылок на значительное количество дополнительных дидактических ресурсов, необходимых для изучения иностранных языков. Для примера следует привести такой дополнительный ресурс, как веблиография для свободного доступа к лингвистическим ресурсам. Так, преподаватели должны обеспечить студентов ссылками на необходимые дидактические материалы (сайт учебников, веб-сайты изучения языка, игры на основе изучения языков); на обучающие средства (словари, тезаурусы); аутентичные материалы (популярные газеты, радиостанции, веб-сайты); коммуникативные инструменты (чат-румы, блоги, вики). Когда преподаватели предоставляют такие материалы, студенты имеют право определиться с выбором наиболее приемлемых для себя средств.

Весьма полезной задачей для студентов являются создание блогов и работа с ними. Блог – это инструмент Интернета, который можно использовать для публикации материала. Учебный материал, полученный с помощью блогов, помогает студентам лучше овладеть языком. Блоги могут также включать мультимедиа и быть рефлективным источником, как будто журналом, где студенты могут отслеживать собственный прогресс в обучении. Блог может использоваться как форум для обсуждения культурных и образовательных вопросов.

Практический опыт использования в работе преподавателей английского языка технологий мультимедиа находит положительный отклик у исследователей проблем теории и методики обучения английскому языку в Республике Кыргызстан [14].

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что цифровой формат мультимедийных технологий открывает новые педагогические возможности для организации дистанционного обучения дисциплине «Английский язык». Вместе с тем эффективная организация занятий по данной дисциплине требует соблюдения ряда принципиальных педагогических условий применения мультимедийных технологий в дистанционном обучении английскому языку, в числе которых: цифровая грамотность преподавателей и студентов; интерактивный характер взаимодействия посредством ресурсов мультимедиа; наличие у студентов и преподавателей метакомпетенций; применение на дистанционных занятиях корректирующей обратной связи; организация смешанного обучения, сочетающего совместную удаленную и самостоятельную работу; компетентностный подход и повышение педагогического мастерства преподавателей.

Перспективой дальнейших исследований являются анализ зарубежного и отечественного опыта использования мультимедийных технологий при дистанционном обучении английскому языку, а также экспериментальная проверка эффективности выбранных педагогических условий.