Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRACTICE OF SELECTING PRIORITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN ACCORDANCE WITH SOCIO-EXPECTED RESULTS

Krasilnikova Y.S. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named Kozma Minin
A modern teacher, including a physical teacher, often implements not only the process of training, but also education in his professional activities. In addition to physical education, the physical education teacher implements patriotic, family, civil, valeological and other types of education. In this regard, it becomes relevant for future teachers to be able to develop strategic and tactical educational tasks. This article reflects the results of the author's study on the problem of the selection by modern teachers of physical culture of the tasks of their professional activity in relation to the organization of their educational, educational and development processes. It was analyzed how much the educational component is reflected in the training of future teachers in physical culture on the example of Russian pedagogical universities. The correlation of educational tasks that teachers on physical culture and the image of the future result of physical education and sports activities of schoolchildren through the eyes of high school students themselves, their parents and teachers, as well as trainers of sports sections is considered. It was revealed that the customers of the educational process focus most on the results of education and are interested in the formation of strong-willed, moral and aesthetic qualities in physical education classes, as well as a healthy lifestyle and sustainable motivation to achieve success. The problems faced by young physical education teachers and sports trainers in developing their strategic and tactical tasks are presented. The need to review the priorities of higher sports and pedagogical education in the direction of strengthening the preparation of students for educational activities has been proved.
education
training
development
teacher of physical education
seniors
tasks of professional activity
educational results
customers of education

В условиях современного и конкурентоспособного общества целью образования становится формирование профессиональной и социально компетентной личности, способной к творчеству, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Данная миссия в полной мере возлагается на современного педагога общего и дополнительного образования. Наряду с процессом обучения педагоги, в том числе по физической культуре, в полной мере должны осуществлять процесс воспитания, являющийся приоритетной задачей государства [1]. Также для учителя по физической культуре в его профессиональной деятельности является важным определять приоритетные задачи воспитательного характера, которые возможно сформулировать, зная запрос заказчиков образования [2, 3, 4]. Воспитательные функции педагогов основных ступеней образования структурированно определены в профессиональном стандарте «Педагог» [5]. Данный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога и включает три важных и взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Происходящие изменения в социокультурной среде развития подрастающего поколения и современной молодежи предоставляют возможности реализовывать не только физическое воспитание, но и средствами физической культуры сформировать другие виды воспитания, такие как интеллектуальное, патриотическое, семейное, гражданское, валеологическое, социальное и т. д. Об этом свидетельствуют работы И.П. Истоминой И. П., И.А. Седова И. А. [6, 7]. Основы педагогики подробно рассматриваются будущими учителями в процессе получения высшего образования [8]. При этом в большинстве педагогических вузов предмет «Педагогика» представлен фрагментарно, либо его не существует совсем. Например, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина по направлению 44. 03.01 Педагогическое образование реализуется модуль «Педагогика и психология», состоящий из таких дисциплин, как «Введение в педагогическую деятельность», «Профессиональная деятельность учителя физической культуры». «Общая педагогика», «Теория и методика воспитания и обучения», «Социальная педагогика», «Образовательные технологии» прекратили свое существование, как отдельные предметы и на данный момент входят в дисциплину «Профессиональнуюая деятельность учителя ФК». В национальном государственном Университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура в обязательной части реализуются дисциплины «Педагогика» и «Педагогика физической культуры и спорта», что составляет малую часть от блока остальных обязательных дисциплин. Также нами был рассмотрен Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, который осуществляет подготовку по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». В учебном плане предусмотрен предмет «Педагогика», остальные часы посвящены изучению теории и методике видов спорта, таких как гимнастика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры [3, 5]. Исходя из этого можно сделать вывод, что существующие образовательные задачи нашли свое отражение в нормативно-правовых документах, регламентирующих воспитательную деятельность, и требуют более детального изучения через дисциплины учебной программы. Но, как правило, они не отражены в учебном процессе высшего учебного заведения, либо носят дидактикоориентированный характер.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные требования образовательной системы нацелены подготовить такого учителя, который бы осуществлял процесс не только процесс обучения, но и воспитания. Для этого необходимо на начальном этапе подготовки формулировать задачи воспитания, исходя из результатов физкультурно-спортивной деятельности, которые ожидают заказчики образования.

Целью статьи является определить, каким образом происходит отбор молодыми учителями физической культуры задач своей профессиональной деятельности, и установить связь этих задач с ожидаемыми результатами их воспитательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам осуществления воспитательной деятельности педагогами по физической культуре и отбора воспитательных задач.

2. Определить корреляцию между задачами педагога по физической культуре и образовательными результатами, ожидаемыеми заказчиками образовательного процесса.

3. Представить перечень актуальных проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя физической культуры и спортивные тренеры при разработке своих стратегических и тактических задач.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось при помощи таких методов исследования, как литературный обзор проблемы отбора воспитательных задач педагога по физической культуре, анкетирование мнения потенциальных заказчиков на предмет ожидаемых образовательных результатов, анализа полученных результатов исследования, корреляциия между задачами педагога по физической культуре и образовательными результатами, ожидаемыеми заказчиками.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления воспитательных задач педагога по физической культуре в структуре педагогического вуза была разработана анкета и проведено анкетирование студентов педагогического направления профиля «Физическая культура» (с двумя профилями подготовки) Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Анкетирование касалось определения воспитательных задач и результатов, которые осознаются студентами, как основные для их реализации в профессиональной деятельности. Анкетирование по данной анкете проводилось среди преподавателей, старшеклассников и их родителей. Количество испытуемых, принявших участие в анкетировании, составило 90 человек.

В 1-ом блоке анкеты нам предстояло узнать, осознают ли респонденты значимость и специфику процессов воспитания, как компонента в общем педагогическом процессе. Для этого им были предложены вопросы из серии: «На что, по вашему мнению, направлен процесс обучения?», «Какие задачи ставит педагог по физической культуре?», «Какие качества они хотят воспитать в себе?» и т.д. В таблице 1 представленыо соответствие образовательных задач и результатов физкультурно-спортивной деятельности педагогов и родителей, на основании ответов старшеклассников, педагогов и родителей.

Таблица 1

Образовательные задачи и результаты физкультурно-спортивной деятельности

Актуализированные задачи педагога по физической культуре

Результаты физкультурно-спортивной деятельности, ожидаемые заказчиками образования

1. Сформировать правильную технику выполнения двигательного действия

1. Создать у ребенка мотивацию победителя и чувство успеха

2. Обеспечить сознательную дисциплину и саморегуляцию

2. Сформировать основы здорового образа жизни

3. Создать условия для подготовки к соревнованиям

3. Сформировать нравственные качества (честность, ответственность, трудолюбие и др.)

4. Развить двигательные способности

4. ФСформированиеть эстетическиех качества и позитивногое общенияе в интересах социализации

5. Создать возможности двигательной активности для детей с разным уровнем здоровья

5. ФСформированиеть волевыхе качества, работоспособностиь, выдержкиу, выносливость

6. Развить конкурентоспособность, стрессоустойчивость, лидерские качества.

6. Раскрыть способности ребенка

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что заказчики образовательного процесса, которыми являются родители обучающихся, в большинстве случаев акцентируют свое внимание на процессах воспитания на занятиях по физической культуре и хотят видеть эти результаты в своих детях. Что касается У педагогов по физической культуре, у них присутствуют задачи процесса обучения и воспитания.

Для установления зависимости образовательных задач и результатов разных групп респондентов (педагоги- – обучающиеся; родители- – обучающиеся; родители- – педагоги) нами был применен расчет коэффициента корреляции по Спирмаену. Данный статистический инструмент позволяет установить корреляцию образа будущего результата физкультурно-спортивной деятельности школьников глазами самих старшеклассников, их родителей и педагогов. В таблице 2 представлен коэффициент корреляции между задачами педагога по физической культуре и образовательными результатами, которые ожидают заказчики.

Таблица 2

Расчет коэффициента корреляции между задачами педагога по физической культуре и образовательными результатами, ожидаемыеми заказчиками по Спирмаену

Расчет коэффициента корреляции образовательных задач (по Спирмену)

Педагоги

Родители

 

Коэф. корр.

Педагоги

/родители

Старшеклас-сники

Коэф. корр

Родители/Дети

Сформировать правильную технику упражнений

37,1

33, 8

0,412≤ 0,05

32,4

0,432≤ 0,05

Сформировать основы саморегуляции и дисциплины

36,7

38,3

34,5

Подготовить к соревнованиям

38,1

36,5

33,2

Развивать двигательные способности

38,0

37,1

30,2

Развивать инициативность, целеустремленность и самостоятельность

38,1

38,3

34,2

Расчет коэффициента корреляции образовательных результатов по Спирмену

Педагоги

Родители

Коэф. корр. Педагоги/родители

Старшеклассники

Коэффициент

Достоверность различий, Р ≤ 0,05

Сформирована устойчивая мотивация достижения успеха

37,4

38,9

0,425≤ 0,05

37,3

0,418≤ 0,05

Сформированы основы здорового образа жизни

36,7

38,0

36,3

Сформированы нравственные качества ( трудолюбие, честность и т.д.)

37,8

37,9

 

 

35,7

Сформированы эстетические качества (чувство прекрасного, красота движения и т. д.)

18,1

25,1

14,3

Сформированы волевые качества (выдержка, работоспособность, сила воли)

39,0

39.3

36,8

Полученные данные корреляции свидетельствуют о том, что родители, как одни из главных заказчиков образования обращают большее вниманиея на воспитательные результаты своих детей. Старшеклассники также испытывают потребность получить умения и навыки в формировании здорового образа жизни. Это означает, что будущие педагоги по физической культуре даже на стадии обучения в вузе, а также в процессе профессиональной деятельности должны уметь ставить задачи не только задачи обучения, но и воспитания, включать в образовательные программы воспитательный компонент, тем самым учитывая мнения всех заказчиков образования.

Выводы. Используя результаты анкетирования, нами мы выявлен и представлен определили перечень актуальных проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя физической культуры и спортивные тренеры при разработке своих стратегических и тактических задач. К таким проблемам относятся следующие.:

1. Молодые педагоги по физической культуре ориентированы в профессиональной деятельности в большей степени на процесс обучения, чем на процесс воспитания.

2. Внимание в первую очередь уделяется организации дисциплины на занятии и обучению двигательному действию, тем самым воспитательные задачи становятся второстепенными.

3. Молодые педагоги не всегда увеосведомлены об ожидаемых результатах потенциальных заказчиков образовательного процесса, в нашем случае родителей, что однозначно, помогло бы скорректировать образовательные задачи.

4. Не умеют диагностировать результаты воспитательного процесса при помощи авторских и традиционных методик спустя определенный промежуток времени.

В ракурсе проведенного исследования были определены функции воспитательной компетентности педагога по физической культуре.

К ним относятся:

– - функция мотивации (включает формированием мировоззрения, ценностей личности воспитанника, методы позитивной мотивации и способы самомотивации);

– - функция развития потенциала личности ребенка (характеризуется его творческой индивидуальностиью и включает формирование важных личностных и профессиональных качеств будущего педагога);

– - функция адаптации (подготовить воспитанника к вхождению в систему общественных отношений, ориентировать студентов на выполнение различных профессиональных функций, стремиться к самоидентификации и самосовершенствованию).;

Результаты проведенного исследования констатируют необходимость пересмотра приоритетов высшего спортивно-педагогического образования в сторону усиления подготовки студентов к осуществлению воспитательной деятельности.