Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REFLEXIVE APPROACH STRATEGIES AS A NECESSARY CONDITION FOR TRAINING FUTURE OFFICERS IN MILITARY UNIVERSITIES

Prasolov V.N. 1
1 Saint Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation
The article discusses the strategies of the reflexive approach as a necessary condition for the training of future officers in military universities. The implementation of reflexive approach strategies is interpreted as a modern innovative way of learning. Innovations in education are determined by the objective needs of pedagogical practice against the background of increased requirements for military professional training. The study presents a theoretical justification of the effectiveness of the implementation of reflexive approach strategies in the military professional training of future officers in military universities. The study was conducted using theoretical methods based on the analysis of current scientific sources on the designated problem, their comparison, systematization and generalization of the results. Based on current scientific and theoretical sources and materials of domestic and foreign researchers, the article reveals the concepts of «reflection», «reflexive learning», «reflexive approach», «strategy», «pedagogical strategy», «learning strategy», «reflexive strategy»; the effectiveness of the implementation of reflexive approach strategies in the training of future officers in military universities as a pedagogical innovation is substantiated. In the conclusions, the author emphasizes the importance of developing and applying reflexive strategies in the educational environment of a military university. The implementation of the reflexive approach enriches the pedagogical practices existing today in military universities and increases the productivity of training military specialists.
reflection
reflexive training
reflexive approach
pedagogical strategies
cadet training
educational environment
training of future officers
training in a military university

Современные образовательные стандарты декларируют новые требования к подготовке высококвалифицированных специалистов и к образованию в целом. В связи с этим требуются поиск и реализация современных инновационных подходов в процесс обучения. Как следствие, в новой парадигме образования базисом в подготовке будущих военных специалистов может стать рефлексивное обучение [1]. Развитие у курсантов самостоятельности, умения планировать, организовывать, анализировать и оценивать свою деятельность, систематически и целенаправленно работать над собой требует постоянной рефлексии в качестве важного компонента успешности в образовании и профессиональном становлении будущего офицера. Реализация такой деятельности требует от педагога применения соответствующего подхода [2]. Рассматриваемый нами рефлексивный подход выделяется сегодня как одно из современных инновационных направлений в обучении. Результаты применения рефлексивного подхода в образовательной среде военного вуза отвечают высоким требованиям образовательных стандартов к подготовке будущих офицеров. В связи с этим подготовка будущих офицеров в военных вузах, обусловленная необходимостью реализации стратегий рефлексивного подхода, определяется нами как современная актуальная задача [3].

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности реализации стратегий рефлексивного подхода в военно-профессиональной подготовке будущих офицеров.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

– рассмотрение понятий «рефлексия», «рефлексивное обучение», «рефлексивный подход», «стратегия», «педагогическая стратегия», «стратегия обучения», «рефлексивная стратегия»;

– теоретическое обоснование реализации стратегий рефлексивного подхода как необходимое условие эффективности подготовки будущих офицеров в военных вузах.

Материал и методы исследования

Исследование стратегий рефлексивного подхода как необходимого условия подготовки будущих офицеров в военных вузах носило научно-аналитический характер и проводилось с использованием теоретических методов, на основе анализа актуальных источников по настоящей проблеме, их сравнения, систематизации и обобщения результатов. Теоретической базой исследования послужили различные научно-теоретические источники информации, труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблеме рефлексивного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Возросшие в современном обществе требования к подготовке высококвалифицированных специалистов стимулируют педагогическую науку исследовать и внедрять современные инновационные подходы в процесс обучения. Стратегии рефлексивного подхода рассматриваются сегодня как один из современных инновационных способов обучения. Развитию рефлексивного подхода в обучении послужила проблематика мотивации познавательной деятельности обучающихся на основе рефлексивных процессов. Важность такого подхода поддерживается научным сообществом и педагогами, поскольку рефлексия выведена в самостоятельную и приоритетную деятельность.

Само понятие «рефлексия» возникло от позднелатинского reflexio, что в дословном переводе означает «обращение назад» – как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения [4, с. 586].

Определяясь с терминологией «рефлексивного обучения», исследователи применяют различные формулировки. Соглашаясь с позицией М.А. Кисляковой, под рефлексивным обучением будем понимать «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками с применением рефлексивных стратегий обучения» [5]. В научных публикациях мы встречаем утверждение о неокончательной сформированности на сегодняшний день понятия «рефлексивное обучение» и недостаточности его методологического обоснования, несмотря на активное применение в педагогической практике. Констатируется недооцененность рефлексивного обучения в образовательном процессе военного вуза.

Рассуждая о подходах, необходимо отметить полифункциональность термина. В педагогике «подход» рассматривается авторами как с методологической точки зрения (в научном исследовании), так и с образовательной (в обучении и воспитании). Изучая научные работы и педагогическую литературу, мы отмечаем разноплановость трактовок данного понятия. Из представленных определений можно выделить ключевые элементы (дескрипты) содержания термина «подход». К ним относятся: совокупность принципов, приемов и способов; способы воздействия на объект; определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, обусловливающая исследование; организация какого-либо действия, явления или процесса. Таким образом, под подходом будем понимать совокупность взаимосвязанных определенным образом между собой принципов, приемов и способов обучения, направленных на достижение субъектами образовательной деятельности необходимых результатов в процессе обучения.

На основе проведенного теоретического анализа научных источников и дескриптивного метода исследования терминологии под рефлексивным подходом в обучении будем понимать методическую направленность в обучении, позволяющую посредством рефлексии субъектов образовательной деятельности обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся.

У термина «стратегия» в зависимости от сферы его применения существует множество значений. Он имеет греческие корни и происходит от στρατηγία. На протяжении нескольких веков термин применялся в военном деле, в большей степени для обозначения искусства ведения войны. В дальнейшем этот термин стали применять в экономике, политике, спорте и других областях, что привело к появлению многочисленности значений термина в научной литературе. Так, например, Толковый словарь русского языка дает следующие трактовки.

«Стратегиейназывается область военного искусства, которая разрабатывает способы ведения крупных военных операций, войны (оборонительная стратегия, стратегия прорыва, стратегия молниеносного удара, стратегия партизанской войны)».

«Стратегией называют предварительно составленный план долговременного руководства чем-либо с целью достижения практических результатов (стратегия оппозиционной парламентской партии, стратегия президентских выборов)».

«Стратегиейназывают метод планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу (краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная стратегия фирмы; стратегия научного поиска; энергетическая, экономическая, маркетинговая стратегия)».

«Стратегиейназывают план спортивной игры (стратегия шахматной игры)».

«Компьютерные стратегии – это игровые программы, в которых пользователь обучается методам планирования и достижения какой-либо военной, экономической и др. цели» [6, с.1309].

В Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «стратегия 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны. 2. Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [7, с. 58].

Канадский ученый Г. Минцберг, исследовавший стратегии менеджмента организаций и бизнеса, выделил пять основных трактовок понятия «стратегия»: 1) как перспективный план последовательных действий; 2) как хитрый прием, призванный ввести конкурента в заблуждение; 3) как паттерн (принцип действия, упорядоченная система); 4) как позиция (выгодное положение в конкурентной среде); 5) как перспектива (намерения, концепция) [8]. Все представленные трактовки дополняют друг друга и имеют взаимообусловленную связь.

Как видно из представленных определений, все стратегии имеют свою особенность и ориентацию в зависимости от области применения. Педагогическая наука трактует термин «стратегия» также неоднозначно, оперируя понятиями «педагогическая стратегия», «образовательная стратегия», «стратегия обучения» и др. Так, например, О.З. Кузнецова применительно к образованию рассматривает «стратегию» в широком смысле как «систему приемов и способов, применяемых для достижения образовательных целей и образовательных результатов» [9].

Ряд авторов под педагогической стратегией понимают «высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений образовательной деятельности» [10, с. 6].

По мнению В.В. Игнатовой, «педагогическая стратегия характеризуется как искусство и мастерство руководства, основанные на правильных, далеко идущих образовательных прогнозах, способствующие саморазвитию, самоопределению и самореализации обучающихся. В этой связи возникает целое поле альтернативных стратегий. Кроме того, любая педагогическая стратегия ориентирована на определенную педагогическую парадигму, которая определяется соотношением воздействия и взаимодействия» [11].

«Педагогическая стратегия» в научной литературе рассматривается и как деятельность с выделением целей (ориентиров) и средств ее достижения, и как процесс, направленный на достижение определенного результата. «Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно ресурсов» [10, с. 6].

Соглашаясь с С.Е. Старостиной, под педагогической стратегией обучениямы будем понимать план педагогических действий, обеспечивающих единство самоорганизации иуправления для формирования особой специфической образовательной среды, способствующей становлению личности [12].

Стратегии обучения имеют целью достижение прогнозируемых результатов обучения посредством применения современных педагогических технологий, передовых методик и образовательной среды. Изучая тематическую литературу, мы встречаем различные виды и классификации педагогических стратегий. Определяя стратегии профессиональной подготовки будущих офицеров, мы исходим, прежде всего, из того, что процесс обучения должен быть направлен на стимулирование учебно-познавательной деятельности курсантов, развитие у них критического стиля мышления, формирование профессиональных качеств и стремления к самообразованию. Реализация такого процесса обучения возможна в случае применения стратегий модульного, самоуправляемого, контекстного, критичного (рефлексивного) обучения, а также обучения в партнерстве.

К разновидностям стратегий критичного обучения относятся стратегии рефлексивного обучения, которые призваны сформировать самостоятельность и культуру мышления обучающихся.

Выделяя из представленного выше перечня педагогические стратегии рефлексивного обучения, мы отводим им одну из ведущих ролей в профессиональной подготовке будущих офицеров. Опираясь на осознанную деятельность в процессе достижения образовательных целей, сущность рефлексивной стратегии многие исследователи видят в управлении процессами обработки информации с помощью процедур контроля, планирования и антиципации.

По мнению М.А. Кисляковой, под рефлексивными стратегиями учебной деятельности следует понимать «комплексную организацию собственной учебной деятельности, включающую такие компоненты, как осознание цели и критериев ее достижения, операции по достижению цели, коррекцию процесса деятельности, фиксация полученного результата». «Рефлексивные стратегии в учебной деятельности – это множество процедур управления процессами рефлексии над учебной деятельностью, над когнитивным действованием» [5, с. 22].

В результате процесса познания курсант сталкивается с новыми проблемами, задачами, вызовами. Размышляя, обучающийся приобретает опыт и развивает важные способности в разрешении противостоящих проблем, создавая при этом надежную эмпирическую базу знаний. Рефлексивная деятельность субъекта в процессе обучения формирует необходимые профессиональные навыки, позволяет изучить свои индивидуальные возможности, оценить сильные и слабые стороны, определить факторы, влияющие на их прогресс. Рефлексия выступает обязательным условием саморазвития, побуждает к познанию, творчеству, ответственности. Применение «рефлексивного подхода» в обучении позволяет преподавателям корректировать учебный процесс, вносить изменения в элементы учебного занятия в соответствии с уровнем подготовки аудитории, использовать инновационные методики в обучении.

При управлении процессами рефлексии по отношению к учебной деятельности обучающегося педагогу выделяется, по утверждению Н.Д Шатовой, «сопровождающая позиция в выполнении рефлексивных действий:

– остановка (определение момента возникшего затруднения);

– фиксация (попытка выяснить причину и сформулировать, в чем именно заключается затруднение);

– отстранение (осознание причины возникшего затруднения), собственно, и есть рефлексивный выход из деятельности;

– объективация (затруднение рассматривается как объект новой (внешней) по отношению к прежней деятельности);

– оборачивание (побуждение к выходу из затруднения на основе выбранного варианта дальнейших действий)» [13].

Применение рефлексивного подхода в образовательной среде военного вуза отвечает возросшим требованиям к подготовке будущих офицеров, потому что реализуется через творческую деятельность и осознание полученного опыта. При встрече с новым учебным материалом, вызывающим затруднение в его освоении, психика обучающихся, по мнению Л.С. Бурдяковой, подвергается стрессу, блокирует мотивацию и стремление к познавательной деятельности. Возникает ситуация, при которой неудача, пережитая в прошлом, при решении аналогичной проблемы, создает барьеры к стремлению даже приступить к изучению нового материала из-за субъективного опасения неудачи. Рефлексивный подход призван помочь обучающимся поверить в себя, научиться справляться с эмоциями в подобных ситуациях и рационально оценивать свои сильные и слабые стороны. [14].

Выполняя рефлексивные действия, курсант может анализировать процесс своей познавательной деятельности и оценивать ее результат, выстраивать план действий при встрече с затруднениями.

В ходе рефлексивного обучения у будущего офицера вырабатывается свой стиль работы, который в дальнейшем будет сообразовываться с его профессиональной деятельностью.

Выводы

Инновации в образовании обусловлены объективными потребностями педагогической практики на фоне возросших требований к военно-профессиональной подготовке. Формирование рефлексивного мышления у субъектов учебной деятельности становится одной из тенденций современного образования. Реализация стратегий рефлексивного подхода в профессиональной подготовке позволяет курсантам оценивать свои достижения как субъекта деятельности; активировать воображение и тренировать память; мотивировать и развивать самостоятельность в творческой деятельности; стимулировать стремление в освоении материала. Такой подход призван помочь курсантам поверить в себя, научиться справляться с трудностями и рационально оценивать свои возможности. Рефлексивный подход позволяет совершенствовать образовательный процесс, реализовывать новые подходы в профессиональной подготовке будущих офицеров, повышая продуктивность образования. Таким образом, стратегии рефлексивного подхода в подготовке будущих офицеров обогащают существующие сегодня в военных вузах педагогические практики и объективно выделяются в разряд инновационных.