На современном этапе развития дошкольного образования одной из ключевых задач является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, а также национально-культурных и исторических традиций. Аксиомой сегодня является и тот факт, что гармонично развитой личностью может быть только человек, у которого эффективно взаимодействуют чувства, мысли и действия. Однако, если он пренебрегает своим здоровьем, не ведет здоровый образ жизни, то нельзя говорить о гармонии. Именно поэтому одной из центральных задач области «Физическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1] является становление у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В Белгородской области в течение трех лет проводился мониторинг качества здоровья детей дошкольного возраста, в результате которого были выявлены следующие проблемы, требующие решения:
– отсутствие комплексного подхода в воспитании здорового ребенка в условиях дошкольной образовательной организации;
– частичное использование педагогами детских садов системно-деятельностного подхода в осуществлении целей и задач воспитания здорового дошкольника.
Также в ходе проведения мониторинга было установлено, что только у 32,6% детей старшего дошкольного возраста Белгородской области сформированы знания о собственном здоровье и здоровом стиле поведения. А высокий уровень гигиенической культуры имеют лишь 26,3% дошкольников, принимавших участие в мониторинге.
Для решения данных проблем необходимо было разработать модель целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника с учетом региональных особенностей Белгородской области. При формировании модели нами были адаптированы к дошкольному возрасту исследования В.А. Ананьева «7 потенциалов здоровья» [2]. За основу были взяты следующие потенциалы: личностный, социальный, психологический, духовно-нравственный, физический, творческий и когнитивный. В целом все они отражают душевное, телесное, социальное и интеллектуальное здоровье ребенка. Важно подчеркнуть, что все 7 потенциалов тесно взаимосвязаны, следовательно, если хотя бы один не будет реализован, то нельзя говорить о гармонично развитой личности.
С учетом изложенного была определена цель исследования: разработать и апробировать модель целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника, принимая во внимание региональные особенности Белгородской области.
Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методических источников, интерпретация полученной информации, анкетирование, наблюдение, эксперимент, метод математической статистики, моделирование и др.
Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций Белгородской области. В 2019 г. было проведено комплексное изучение потенциалов здоровья у 380 дошкольников из 26 ДОО муниципальных образований Белгородской области (пилотные площадки) с использованием разработанного авторами диагностического инструментария. На основе анализа полученных результатов в ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» был разработан проект «Моделирование и апробация педагогической системы воспитания здорового дошкольника», этапы реализации которого представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы реализации проекта «Моделирование и апробация педагогической системы воспитания здорового дошкольника»
В данном контексте важно акцентировать внимание на том, что мониторинг по 7 потенциалам здоровья дошкольников в 26 пилотных ДОО Белгородской области также будет проводиться в 2022 и 2023 гг.
В таблице 1 представлена разработанная авторами диагностическая модель педагогической системы воспитания здорового ребенка.
Таблица 1
Диагностическая модель целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника
Потенциал |
Диагностический материал |
Потенциал № 1 – физический |
1. Модифицированная методика выбора (по Г.А.Урунтаевой). 2. Беседа «Изучение интересов предпочтений дошкольников» |
Потенциал № 2 – психоэмоциональный |
1. Л.Н. Волошина Диагностическая ситуация «Живые фигуры» (на примере игры «Городки»). 2. Методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» (по Г.А.Урунтаевой) |
Потенциал № 3 – социальный |
1. Тесты Люшера. 2. Дерманова И.Б. Методика «Сюжетные картинки» |
Потенциал № 4 – Личностный |
1. Карта – прогноз здоровья дошкольников (по Л.Н. Волошиной). 2. Тесты на определение двигательных способностей (по программе «Истоки») 3. Л.Н. Волошина Методика «Сформированность гигиенической культуры» |
Потенциал № 5 – духовно-нравственный |
1. Беседа «Как правильно поступить?». 2. Волошина Л.Н. Методика «Хочешь быть здоров?» |
Потенциал № 6 – творческий |
1. В.Т. Кудрявцев. Наблюдение за самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников |
Потенциал № 7 – когнитивный |
1. Карты оценки самостоятельной активности (по Р.М. Калининой). 2. В.А. Деркунская. Методика «Неоконченные предложения» |
Отметим, что социальный потенциал здоровья был исследован авторами в рамках разработки и технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности [3].
Теоретический анализ проблемы исследования. При разработке педагогической системы воспитания здорового дошкольника «7 потенциалов здоровья» авторы опирались на научные разработки В.Г. Алямовской, Ю.Е. Антонова, Т.Л. Богиной, Б.Б. Егорова, В.Т. Кудрявцева, Т.И. Осокиной, М.А. Руновой и иных, которые уделяли большое внимание физическому и психическому здоровью детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Основой же данного исследования является программа «Цветок потенциалов», автор которой В.А. Ананьев схематично представил ее в виде цветка, имеющего 7 лепестков, обозначающих потенциалы здоровья человека. Это целостная система теоретико-практических представлений, связанных общим смыслом, технологиями и идейными целями. Цель программы В.А. Ананьева заключается в создании условий для максимального раскрытия каждого из семи потенциалов. В данном контексте целесообразно отметить, что шесть лепестков объединены в центре седьмым потенциалом, который и дает им возможность для дальнейшего развития (питает их). Таким образом, можно сделать вывод, что семь потенциалов здоровья – это система теоретико-практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями.
При формировании модели педагогической системы воспитания здорового дошкольника Белгородской области особое внимание обращалось на необходимость формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о внутренней природе, являющейся основой развития во всех сферах жизни современного человека, что позволяет скорректировать его дальнейшую жизнедеятельность, основанную на понимании ценности занятий физической культурой и ведения здорового образа жизни. Данные идеи сформулированы в исследованиях В.М. Баршая, С.Н. Кривсун [4].
Также в процессе разработки модели целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника «7 потенциалов здоровья» авторы статьи опирались на исследования В.Ю. Кротовой и А.В. Лотоненко, разработавших собственную модель физического воспитания дошкольников [5].
Результаты исследований и их обсуждение. В сентябре 2021 г. в пилотных ДОО Белгородской области была начата апробация программ воспитания по 7 потенциалам здоровья дошкольников, которые были разработаны сотрудниками кафедры дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «БелИРО» (рис. 2).
Рис. 2. Программы для дошкольников по 7 потенциалам здоровья, разработанные сотрудниками кафедры дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Результаты входного контроля (май 2020 г.) здоровья дошкольников показали следующие результаты, представленные на рисунке 3. Всего на данном этапе педагогами 26 ДОО проводилась диагностика 380 дошкольников.
Рис. 3. Количественный анализ результатов входного контроля здоровья дошкольников из пилотных ДОО Белгородской области (май 2021 г.)
Учитывая, что реализация программ для дошкольников Белгородской области «7 потенциалов здоровья» начиналась с сентября 2021 г., в мае 2021 г. было проведено изучение сформированности компетентности педагогов 26 дошкольных образовательных организаций Белгородской области по реализации новых форм и технологий воспитания здорового дошкольника. Для проведения диагностики были разработаны анкеты, включающие в себя 25 вопросов. Всего в анкетировании приняли участие 287 воспитателей детских садов. Анализ анкет позволил выявить проблемные точки процесса воспитания здорового дошкольника в ДОО Белгородской области (табл. 2).
Таблица 2
Проблемы воспитателей пилотных ДОО по воспитанию здорового дошкольника, выявленные в ходе анкетирования в мае 2021 г.
№ п/п |
Проблема |
% воспитателей |
1. |
В ДОО необходимо увеличить количество инноваций в области физического воспитания дошкольников |
68% |
2. |
Необходимо повысить уровень психоэмоционального комфорта участников образовательного процесса в ДОО |
44% |
3. |
Необходимо приведение в соответствие средств и формы воспитания здорового дошкольника в ДОО |
32% |
4. |
Необходимо повысить уровень знаний воспитателей в области здоровьесберегающих технологий |
24% (все педагоги имеют педстаж до 5 лет) |
5. |
Необходимо повысить уровень знаний и умений воспитателей по применению активных, игровых методов физического развития и воспитанию культуры здоровья дошкольников |
33% |
6. |
Необходимо повысить квалификацию воспитателей в области моделирования здоровьесберегающей среды в группе детского сада |
27% |
На основе полученных результатов были определены профессиональные задачи для воспитателей пилотных ДОО по профилактике и решению существующих проблем воспитания здорового дошкольника.
Результатом деятельности кафедры дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «БелИРО» явилось создание модели целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника «7 потенциалов здоровья» (рис. 4).
Рис. 4. Модель целостной педагогической системы воспитания здорового ребенка «7 потенциалов здоровья»
Рассмотрим более подробно модули, составляющие Модели (рис. 4).
Модуль № 1: профессиональная подготовка педагогов пилотных ДОО на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» по вопросам реализации целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника «7 потенциалов здоровья», организация и проведение вебинаров, семинаров-практикумов, кейсов, консультаций по проблеме; формирование банка диагностических методик для дошкольников; организация и проведение конкурса на лучшую разработку программы воспитания здорового дошкольника среди ДОО Белгородской области.
Модуль № 2: комплексное изучение потенциалов здоровья дошкольников на основе разработанного диагностического инструментария (входная и выходная диагностика); реализация в пилотных ДОО Белгородской области программ воспитания здоровья детей по 7 потенциалам (7 программ); организация и проведение «Праздников здоровья» в пилотных ДОО.
Модуль № 3: формирование у родителей (законных представителей) установки на сотрудничество по вопросам воспитания здорового ребенка через проведение родительских собраний, консультаций, обучающих практикумов, онлайн-вебинаров, квестов, родительских гостиных и т.д.: «Мы растим здорового ребенка»!», «Азбука здоровья – что мы знаем о своем здоровье?», «Творцы собственного здоровья!», «Учимся решать конфликты», «Традиции семьи – традиции страны» и др.; организация открытых просмотров занятий по программа «7 потенциалов здоровья».
Выводы
Таким образом, реализация проекта «Моделирование и апробация педагогической системы воспитания здорового дошкольника» характеризуется несколькими направлениями совместной деятельности ученых, методистов и практиков с целью решения проблем воспитания здорового дошкольника, такими как: адаптация к дошкольному возрасту исследования В.А. Ананьева «7 потенциалов здоровья», разработка модели целостной педагогической системы воспитания здорового дошкольника «7 потенциалов здоровья», которая включает цель, задачи, принципы, методы и приемы, три взаимосвязанных модуля, планируемый результат, педагогическую диагностику. Планируется включение в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций Белгородской области программ воспитания здорового ребенка «Хочу быть здоровым» (личностный потенциал), «Доброта, движенье, дружба – это нам, ребята, нужно!» (социальный потенциал), «Я сам творю свое здоровье!» (психологический потенциал), «Здоровье – это здорово!» (духовно-нравственный потенциал), «Если хочешь быть здоров!»(физический потенциал), «Движенье – это творчество!»(творческий потенциал), «Хочу знать, как здоровым стать!» (когнитивный потенциал).
Заключение
Внедрение в практику работы дошкольных образовательных организаций программ воспитания здорового ребенка с учетом 7 потенциалов здоровья будет способствовать физическому развитию дошкольников и улучшению их психофизиологических показателей.