В России активно реализуются федеральные программы и проекты по физической культуре, различным видам спорта, появляется множество спортивных объектов (таких как ледовые дворцы, футбольные поля, стадионы) и учреждений (это спортивные школы, школы олимпийского резерва), при этом во всех спортивных организациях ощущается «кадровый голод» [1, 2]. Проблемой развития отрасли является необходимость коммерциализации деятельности, в связи с чем главная задача современного спорта – получение прибыли.
Цель исследования – на основании анализа данных по трудоустройству выпускников ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» подтвердить необходимость формирования компетенций организационно-управленческого типа деятельности (ФГОС 3++) независимо от профиля в направлении подготовки 49.03.01 «Физическая культура».
Материалы и методы исследования
Материал исследования: данные о трудоустройстве выпускников вуза, результаты диссертационного исследования, нормативно-правовые документы.
Методы исследования: сравнение документов, анализ данных по трудоустройству выпускников.
Результаты исследования и их обсуждение
Профиль «Спортивный менеджмент» – относительно новое направление в России, а спортивный менеджер – одна из самых востребованных профессий в сфере физической культуры и спорта. В рамках выступлений на международной цифровой выставочной платформе IN_SPORT-2021 спикеры отмечали недостаток управленческих кадров в спортивных организациях, а также юристов, разбирающихся в тонкостях оказания спортивных услуг.
Обучением и подготовкой будущих специалистов по профилю «Менеджмент в физической культуре и спорте» (спортивный менеджмент) занимаются в 21 вузе Российской Федерации по различным уровням подготовки (бакалавриат, магистратура) [2].
В отрасли физической культуры и спорта, существуют различные виды управленческой деятельности, что в целом не отличает ее от других сфер образования. Спортивный менеджер – специалист, занимающийся планированием и организацией спортивной деятельности. Менеджер спортивной организации контролирует работу спортивных клубов, планирует бюджет, определяет уровень спроса на спортивные услуги и занимается маркетингом. В его задачи входит извлекать прибыль от участия в спортивном событии за счет продажи телевизионных трансляций, призовых и спонсорских вкладов, государственных субсидий, части средств, полученных от продажи билетов, от сдачи в аренду помещений, спортивного оборудования и инвентаря, спортсменов по контракту, и многое другое [1, 3]. Как показал анализ кадров физкультурно-спортивных организаций г. Чайковского, большинство руководителей имеют образование в отрасли ФКиС, однако не по профилю «Менеджмент физической культуры и спорта». Новый ФГОС 3++ по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» предусматривает формирование универсальной компетенции – 9, которая касается именно организационно-управленческой деятельности: принятие управленческих решений, их обоснование, в том числе с точки зрения экономики.
В ФГБОУ ВО «Чайковская государственная академия физической культуры и спорта» было проведено исследование такого показателя эффективности деятельности образовательной организации, как трудоустройство выпускников. Данные по трудоустройству выпускников очной формы обучения за 2018–2020 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Трудоустройство выпускников очной формы обучения ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» 2018–2020 гг., человек
№ |
Направление подготовки/ год выпуска |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Всего |
Трудоустроено |
Всего |
Трудоустроено |
Всего |
Трудоустроено |
||
1. |
49.03.01 Физическая культура |
76 |
38 |
76 |
42 |
77 |
41 |
2. |
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья |
12 |
7 |
7 |
3 |
9 |
7 |
3. |
49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм |
– |
|
– |
|
7 |
2 |
Всего |
88 |
45 |
83 |
45 |
93 |
50 |
Общее количество выпускников ЧГИФК в 2018–2020 гг. составило 264 человека (табл. 1). В 2018 г. завершили обучение 88 бакалавров (76 человек – Физическая культура / 12 человек – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья), из них трудоустроены 45 (38/7) человек; продолжили обучение в магистратуре 23 (19/4) человека; были призваны на военную службу 16 человек (16/0), приостановили обучение в связи с отпуском по уходу за ребенком 3 (3/0) человека, в поиске работы 1 (0/1) человек.
В 2019 г. количество выпускников (табл. 1) составило 83 человека (76/7), большинство завершили обучение по направлению «Физическая культура». Из общего числа выпускников трудоустроены 45 (42/3) человек; продолжили обучение в магистратуре 22 (18/4) человека; были призваны на военную службу 15 (15/0) человек, приостановили обучение в связи с отпуском по уходу за ребенком 1 (1/0) человек.
В 2020 г. количество выпускников по всем трем направлениям бакалавриата, реализуемым в вузе, составило 93 человека (табл. 1), их них трудоустроены 50 (41/7/2) человек; продолжили обучение в магистратуре 18 (15/1/2) человек; были призваны на военную службу 17 (15/0/2) человек, приостановили обучение в связи с отпуском по уходу за ребенком 3 (1/1/1) человека; в поиске работы 4 (4/0/0) человека.
Исходя из представленных данных можно отметить, что в среднем 50% выпускников трудоустраиваются после получения диплома бакалавра.
С целью подтверждения необходимости формирования компетенций организационно-управленческого типа деятельности проведен анализ данных об организациях, в которые трудоустроились выпускники академии. Из полученных результатов (рис. 1, 2) следует, что организации разнообразны как по форме (коммерческие и некоммерческие организации), так и по принадлежности к отрасли физической культуры и спорта.
Рис. 1. Организации трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»
Наибольшее число выпускников за все 3 года трудоустроились в некоммерческие спортивные организации – 205 человек (77%), в коммерческие – 13 человек (4%). Выпускники получили необходимые знания и опыт в процессе обучения и устроились на работу в некоммерческие спортивные организации, развивающие ФКиС в стране. Необходимо отметить, что почти каждый шестой выпускник «ЧГАФКиС» 2018–2020 гг. выбрал место работы, не связанное с отраслью ФКиС. 28 выпускников ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» приняты на работу в некоммерческие и 32 человека (12%) – в коммерческие организации. Выпускники по разным причинам отказались от работы в отрасли: более высокие заработные платы в других сферах, осознали призвание в другой деятельности, продолжили поиски интересующей деятельности. 26 человек (9%) по разным причинам не трудоустроились (служба в Вооруженных силах, декретный отпуск и т.д.).
С 2002 г. во ЧГАФКиС осуществляется подготовка специалистов по спортивному менеджменту, первые выпускники кафедры «Менеджмент организации» занимают руководящие должности как в стенах академии, так и в различных физкультурно-спортивных организациях.
Рис. 2. Трудоустройство спортивных менеджеров 2018–2020 гг. выпуска ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»
С 2018 по 2020 гг. академия подготовила 48 спортивных менеджеров, из которых 46% трудоустроились в отрасли физической культуры и спорта, 17% были призваны на военную службу, 15% продолжили обучение в магистратуре, менее 1% не трудоустроились, около 21% работают в других сферах деятельности. Отказ от трудоустройства в сфере ФКиС обусловлен низкой оплатой труда, неопределенным кругом обязанностей и т.п.
Анализ данных позволил выявить, что выпускники физкультурных вузов трудоустраиваются в организациях различного профиля всех отраслей экономики, поэтому в системе их подготовки должны быть выделены и сформированы инвариантные базисные компетенции, одной из которых является управленческая компетенция (или компетенции организационно-управленческого типа деятельности) [1].
С 2019 г. прием на образовательные программы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС 3++. М.П. Стародубцев в своем исследовании пришел к выводу, что в новом ФГОС «усилены требования к условиям реализации образовательных программ, важное значение придается формированию профессиональной компетентности выпускников». Стандарт регламентирует введение индикаторов достижения компетенций, осваиваемых обучающимися [4].
Изменений типов профессиональной деятельности нет, во ФГОС 3++ по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» вновь отражен организационно-управленческий тип, к которому могут готовиться выпускники бакалавриата. Действующий стандарт не предъявляет никаких конкретных требований к содержанию типа профессиональной деятельности, тогда как предыдущий стандарт конкретизировал содержание перечнем видов деятельности и компетенций. В действующем ФГОС 3++, однако, прописаны конкретные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника вуза независимо от типа профессиональной деятельности.
Проведенное ранее исследование содержания профессиональных стандартов по направлениям 49.03.01 «Физическая культура» и 032100 «Физическая культура и спорт» свидетельствует о содержательном и количественном соответствии перечня умений и компетенций организационно-управленческого характера.
Авторами сделан вывод, что преемственность типов профессиональной деятельности, к которым может быть готов бакалавр, позволяет констатировать значимость организационно-управленческой деятельности и соответствующих ей компетенций для будущей профессиональной деятельности [5].
В данном исследовании предпринята попытка установления соответствия ранее предъявляемых требований к содержанию организационно-управленческого типа деятельности и указанных во ФГОС 3++ компетенций (табл. 2) [6, 7] с целью сохранения преемственности.
Соответствие устанавливалось путем выявления логической связи требований к деятельности бакалавров по физической культуре в части организационно-управленческого типа деятельности в предыдущих стандартах с представленным перечнем универсальных и общепрофессиональных компетенций ФГОС 3++. Обобщенно представленные компетенции гарантируют готовность бакалавра физической культуры к организации различных физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе к обеспечению необходимыми ресурсами (кадрами, оборудованием, инвентарем, финансами) и управлению коллективом на всех этапах деятельности организации. Значительное внимание уделяется юридической составляющей, в том числе в части обеспечения безопасности мероприятий, профилактики травматизма.
Таблица 2
Компетенции, соответствующие организационно-управленческому типу деятельности по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»
ФГОС 3 [6] |
ФГОС 3++ [7] |
Организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия |
ОПК-3 |
Осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта |
ОПК-12 |
Организовывать работу малых коллективов исполнителей |
ОПК-10 |
Работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта |
УК-9 ОПК-15 |
Соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий |
УК-8 ОПК-7 |
Отраженные в таблице 2 компетенции обязательны для формирования независимо от профиля подготовки (УК и ОПК), при этом каждая образовательная организация вправе самостоятельно разработать профессиональные компетенции, которые бы усилили, например, профиль подготовки.
Заключение. Профессия «Спортивный менеджер» – относительная новая для России, вопрос нехватки управленческих кадров в организациях физической культуры и спорта стоит остро. Половина выпускников вуза трудоустраиваются в отрасли, но во многих спортивных организациях на руководящих должностях часто оказываются люди, не имеющие «менеджерского» образования, учитывающего специфику отрасли. Компетенции, относящиеся к организационно-управленческому типу деятельности, рекомендуется включать обучающимся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» независимо от профиля подготовки. Авторами предложено установить соответствие представленных во ФГОС 3++ компетенций к организационно-управленческому типу деятельности: УК -8, УК-9, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-12, ОПК-15.