Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EMPLOYMENT OF GRADUATES AND ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL TYPE OF ACTIVITY IN THE PREPARING OF BACHELORS IN PHYSICAL EDUCATION

Sharygina I.T. 1 Kondratov D.E. 1
1 Federal State Budget Educational institution of Higher Education «Tchaikovsky State Physical Education and Sport Academy» (FSBE HE TchSPhESA)
The study presents the features of the activities of sports managers, an analysis of the employment of graduates of the Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports for 2018-2020 was carried out. According to the results of the analysis, it was revealed that most students choose to work by profession in their industry, but in many sports organizations, people who do not have a «managerial» education in the field of Physical culture and sport are often in leadership positions. The introduction of new Federal State educational standards of higher education (Federal State Educational Standard 3++) in the field of training 49.03.01 Physical Culture (bachelor's degree) led to a comparative analysis of the ratio with the standards of the previous generation (Federal State Educational Standard 3+) in terms of organizational and managerial type of activity. The compliance of the requirements for the activities of graduates of physical education universities in terms of the organizational and managerial type of activity in the previous standards with the presented list of universal and general professional competencies in the Federal State Educational Standard 3++, namely, competencies that reflect the activities of organizing physical culture and sports events, ensuring their safety, both for participants and spectators, team management, ensuring the material and technical base, financing of events taking into account the requirements of current legislation (UC-8, UC -9, GPC-3, GPC-7, GPC-10, GPC-12, GPC-12). Competencies related to the organizational and managerial type of activity are recommended to include students in the direction of training 49.03.01 Physical culture, regardless of the training profile.
management of physical education and sport
employment of graduates «tchaikovsky state physical education and sport academy» (fsbe)
organizational and managerial type of activity

В России активно реализуются федеральные программы и проекты по физической культуре, различным видам спорта, появляется множество спортивных объектов (таких как ледовые дворцы, футбольные поля, стадионы) и учреждений (это спортивные школы, школы олимпийского резерва), при этом во всех спортивных организациях ощущается «кадровый голод» [1, 2]. Проблемой развития отрасли является необходимость коммерциализации деятельности, в связи с чем главная задача современного спорта – получение прибыли.

Цель исследования – на основании анализа данных по трудоустройству выпускников ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» подтвердить необходимость формирования компетенций организационно-управленческого типа деятельности (ФГОС 3++) независимо от профиля в направлении подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

Материалы и методы исследования

Материал исследования: данные о трудоустройстве выпускников вуза, результаты диссертационного исследования, нормативно-правовые документы.

Методы исследования: сравнение документов, анализ данных по трудоустройству выпускников.

Результаты исследования и их обсуждение

Профиль «Спортивный менеджмент» – относительно новое направление в России, а спортивный менеджер – одна из самых востребованных профессий в сфере физической культуры и спорта. В рамках выступлений на международной цифровой выставочной платформе IN_SPORT-2021 спикеры отмечали недостаток управленческих кадров в спортивных организациях, а также юристов, разбирающихся в тонкостях оказания спортивных услуг.

Обучением и подготовкой будущих специалистов по профилю «Менеджмент в физической культуре и спорте» (спортивный менеджмент) занимаются в 21 вузе Российской Федерации по различным уровням подготовки (бакалавриат, магистратура) [2].

В отрасли физической культуры и спорта, существуют различные виды управленческой деятельности, что в целом не отличает ее от других сфер образования. Спортивный менеджер – специалист, занимающийся планированием и организацией спортивной деятельности. Менеджер спортивной организации контролирует работу спортивных клубов, планирует бюджет, определяет уровень спроса на спортивные услуги и занимается маркетингом. В его задачи входит извлекать прибыль от участия в спортивном событии за счет продажи телевизионных трансляций, призовых и спонсорских вкладов, государственных субсидий, части средств, полученных от продажи билетов, от сдачи в аренду помещений, спортивного оборудования и инвентаря, спортсменов по контракту, и многое другое [1, 3]. Как показал анализ кадров физкультурно-спортивных организаций г. Чайковского, большинство руководителей имеют образование в отрасли ФКиС, однако не по профилю «Менеджмент физической культуры и спорта». Новый ФГОС 3++ по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» предусматривает формирование универсальной компетенции – 9, которая касается именно организационно-управленческой деятельности: принятие управленческих решений, их обоснование, в том числе с точки зрения экономики.

В ФГБОУ ВО «Чайковская государственная академия физической культуры и спорта» было проведено исследование такого показателя эффективности деятельности образовательной организации, как трудоустройство выпускников. Данные по трудоустройству выпускников очной формы обучения за 2018–2020 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Трудоустройство выпускников очной формы обучения ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» 2018–2020 гг., человек

Направление подготовки/ год выпуска

2018

2019

2020

Всего

Трудоустроено

Всего

Трудоустроено

Всего

Трудоустроено

1.

49.03.01 Физическая культура

76

38

76

42

77

41

2.

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

12

7

7

3

9

7

3.

49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

 

 

7

2

Всего

88

45

83

45

93

50

Общее количество выпускников ЧГИФК в 2018–2020 гг. составило 264 человека (табл. 1). В 2018 г. завершили обучение 88 бакалавров (76 человек – Физическая культура / 12 человек – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья), из них трудоустроены 45 (38/7) человек; продолжили обучение в магистратуре 23 (19/4) человека; были призваны на военную службу 16 человек (16/0), приостановили обучение в связи с отпуском по уходу за ребенком 3 (3/0) человека, в поиске работы 1 (0/1) человек.

В 2019 г. количество выпускников (табл. 1) составило 83 человека (76/7), большинство завершили обучение по направлению «Физическая культура». Из общего числа выпускников трудоустроены 45 (42/3) человек; продолжили обучение в магистратуре 22 (18/4) человека; были призваны на военную службу 15 (15/0) человек, приостановили обучение в связи с отпуском по уходу за ребенком 1 (1/0) человек.

В 2020 г. количество выпускников по всем трем направлениям бакалавриата, реализуемым в вузе, составило 93 человека (табл. 1), их них трудоустроены 50 (41/7/2) человек; продолжили обучение в магистратуре 18 (15/1/2) человек; были призваны на военную службу 17 (15/0/2) человек, приостановили обучение в связи с отпуском по уходу за ребенком 3 (1/1/1) человека; в поиске работы 4 (4/0/0) человека.

Исходя из представленных данных можно отметить, что в среднем 50% выпускников трудоустраиваются после получения диплома бакалавра.

С целью подтверждения необходимости формирования компетенций организационно-управленческого типа деятельности проведен анализ данных об организациях, в которые трудоустроились выпускники академии. Из полученных результатов (рис. 1, 2) следует, что организации разнообразны как по форме (коммерческие и некоммерческие организации), так и по принадлежности к отрасли физической культуры и спорта.

Рис. 1. Организации трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»

Наибольшее число выпускников за все 3 года трудоустроились в некоммерческие спортивные организации – 205 человек (77%), в коммерческие – 13 человек (4%). Выпускники получили необходимые знания и опыт в процессе обучения и устроились на работу в некоммерческие спортивные организации, развивающие ФКиС в стране. Необходимо отметить, что почти каждый шестой выпускник «ЧГАФКиС» 2018–2020 гг. выбрал место работы, не связанное с отраслью ФКиС. 28 выпускников ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС» приняты на работу в некоммерческие и 32 человека (12%) – в коммерческие организации. Выпускники по разным причинам отказались от работы в отрасли: более высокие заработные платы в других сферах, осознали призвание в другой деятельности, продолжили поиски интересующей деятельности. 26 человек (9%) по разным причинам не трудоустроились (служба в Вооруженных силах, декретный отпуск и т.д.).

С 2002 г. во ЧГАФКиС осуществляется подготовка специалистов по спортивному менеджменту, первые выпускники кафедры «Менеджмент организации» занимают руководящие должности как в стенах академии, так и в различных физкультурно-спортивных организациях.

Рис. 2. Трудоустройство спортивных менеджеров 2018–2020 гг. выпуска ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»

С 2018 по 2020 гг. академия подготовила 48 спортивных менеджеров, из которых 46% трудоустроились в отрасли физической культуры и спорта, 17% были призваны на военную службу, 15% продолжили обучение в магистратуре, менее 1% не трудоустроились, около 21% работают в других сферах деятельности. Отказ от трудоустройства в сфере ФКиС обусловлен низкой оплатой труда, неопределенным кругом обязанностей и т.п.

Анализ данных позволил выявить, что выпускники физкультурных вузов трудоустраиваются в организациях различного профиля всех отраслей экономики, поэтому в системе их подготовки должны быть выделены и сформированы инвариантные базисные компетенции, одной из которых является управленческая компетенция (или компетенции организационно-управленческого типа деятельности) [1].

С 2019 г. прием на образовательные программы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС 3++. М.П. Стародубцев в своем исследовании пришел к выводу, что в новом ФГОС «усилены требования к условиям реализации образовательных программ, важное значение придается формированию профессиональной компетентности выпускников». Стандарт регламентирует введение индикаторов достижения компетенций, осваиваемых обучающимися [4].

Изменений типов профессиональной деятельности нет, во ФГОС 3++ по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» вновь отражен организационно-управленческий тип, к которому могут готовиться выпускники бакалавриата. Действующий стандарт не предъявляет никаких конкретных требований к содержанию типа профессиональной деятельности, тогда как предыдущий стандарт конкретизировал содержание перечнем видов деятельности и компетенций. В действующем ФГОС 3++, однако, прописаны конкретные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника вуза независимо от типа профессиональной деятельности.

Проведенное ранее исследование содержания профессиональных стандартов по направлениям 49.03.01 «Физическая культура» и 032100 «Физическая культура и спорт» свидетельствует о содержательном и количественном соответствии перечня умений и компетенций организационно-управленческого характера.

Авторами сделан вывод, что преемственность типов профессиональной деятельности, к которым может быть готов бакалавр, позволяет констатировать значимость организационно-управленческой деятельности и соответствующих ей компетенций для будущей профессиональной деятельности [5].

В данном исследовании предпринята попытка установления соответствия ранее предъявляемых требований к содержанию организационно-управленческого типа деятельности и указанных во ФГОС 3++ компетенций (табл. 2) [6, 7] с целью сохранения преемственности.

Соответствие устанавливалось путем выявления логической связи требований к деятельности бакалавров по физической культуре в части организационно-управленческого типа деятельности в предыдущих стандартах с представленным перечнем универсальных и общепрофессиональных компетенций ФГОС 3++. Обобщенно представленные компетенции гарантируют готовность бакалавра физической культуры к организации различных физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе к обеспечению необходимыми ресурсами (кадрами, оборудованием, инвентарем, финансами) и управлению коллективом на всех этапах деятельности организации. Значительное внимание уделяется юридической составляющей, в том числе в части обеспечения безопасности мероприятий, профилактики травматизма.

Таблица 2

Компетенции, соответствующие организационно-управленческому типу деятельности по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»

ФГОС 3 [6]

ФГОС 3++ [7]

Организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

ОПК-3

Осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта

ОПК-12

Организовывать работу малых коллективов исполнителей

ОПК-10

Работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта

УК-9

ОПК-15

Соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий

УК-8

ОПК-7

Отраженные в таблице 2 компетенции обязательны для формирования независимо от профиля подготовки (УК и ОПК), при этом каждая образовательная организация вправе самостоятельно разработать профессиональные компетенции, которые бы усилили, например, профиль подготовки.

Заключение. Профессия «Спортивный менеджер» – относительная новая для России, вопрос нехватки управленческих кадров в организациях физической культуры и спорта стоит остро. Половина выпускников вуза трудоустраиваются в отрасли, но во многих спортивных организациях на руководящих должностях часто оказываются люди, не имеющие «менеджерского» образования, учитывающего специфику отрасли. Компетенции, относящиеся к организационно-управленческому типу деятельности, рекомендуется включать обучающимся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» независимо от профиля подготовки. Авторами предложено установить соответствие представленных во ФГОС 3++ компетенций к организационно-управленческому типу деятельности: УК -8, УК-9, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-12, ОПК-15.