Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGY OF TEACHING THE IMAGE OF MIMICS IN THE IMAGE SOLUTION OF A PORTRAIT AT THE LESSONS OF FINE ARTS IN 3-4 CLASSES

Polynskaya I.N. 1 Goryunova S.V. 1, 1
1 Nizhnevartovsk State University, NVSU
The article reveals the role of facial expressions as an element of an artistic image and the psychological and pedagogical significance of teaching the use of facial expressions in the figurative solution of a portrait by students in grades 3–4. The aim of the research is to develop a methodology for teaching the image of facial expressions in the figurative solution of a portrait in fine arts lessons in grades 3-4. Tasks: - to develop guidelines that allow students to use facial expressions optimally as an element of the artistic image in a portrait; to determine the optimal conditions for mastering and improving the use of facial expressions in the process of creating a portrait image by students in grades 3–4. A system of criteria was determined to determine the level of practical skills in depicting emotions and using facial expressions in a figurative solution of a portrait by students in grades 3–4, as well as identifying typical mistakes that students make in the process of using facial expressions as an element of an artistic image. This system of criteria made it possible to conduct a comprehensive analysis of the problem under consideration at all stages of the pedagogical experiment. The hypothesis of the study was based on the assumption that the use of facial expressions in a portrait by students in grades 3–4 will be effective and successful, provided that the educational process is provided with an integral set of methodological recommendations that meet the goals and objectives of visual activity; providing modern and flexible teaching methods, the necessary material and technical support, etc. In the process of research empirical, theoretical and mathematical methods were used.
artistic image
portrait
figurative solution of a portrait
facial expressions
artistic intention
training
evaluation criteria

Одной из главных задач современного образования является создание объективных условий для развития молодого поколения, способного на творческое самовыражение в новом социально-культурном пространстве. Поэтому важным является ФГОС НОО, поскольку в начальной школе впервые начинается учебная деятельность ученика, в ходе которой ему необходимо усваивать основы научных знаний, умений и навыков, что в дальнейшем обусловит успешное обучение в средних и старших классах. «Усовершенствование системы образования, повышение эффективности художественного и эстетического воспитания и обучения школьников проходят с использованием активных методов и организационных форм учебной работы, которые обеспечивают развитие многих положительных качеств и способностей учащихся с помощью изобразительного искусства» [1, с. 218].

Одним из основных и приоритетных направлений современного образования является художественное образование, способствующее всестороннему развитию целостной личности, формированию эстетических идеалов посредством обучения и создания художественных образов в изобразительном творчестве. «Художественная деятельность, развивающая воображение через занятия творчеством, помогает ребенку освоить технические умения и навыки видеть, понять, прочувствовать образы произведения искусства, способствует активному, целенаправленному процессу воссоздания ребенком персонажей» [2, с. 145]. Художественный образ является наивысшей точкой творческого развития, продуктом сложной и многогранной творческой деятельности человека.

Изучению «природы» образа и формированию умений создавать художественный образ как единственно цели творческого процесса были посвящены исследования многих ученых, художников-педагогов XX в. В их числе М.В. Алпатов, Г.В. Беда, А.А. Дейнека, С.Е. Игнатьев, Б.И. Иогансон, Д.Н. Кардовский, Ю.А. Кибрик, Н.П. Крымов, А.И.Масленников, Л.Г. Медведев, С.П. Ломов, A.C. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, А.Л. Яшухин и др. Известные отечественные художники мастерски передают эмоциональное состояние в портретах натурщиков. Веселое улыбчивое лицо с пухлыми алыми щеками передает А.Е. Архипов в работе «Девушка с кувшином», глубокие морщины на лице ученого подчеркивают богатый, насыщенный внутренний мир портретируемого, задумчивый, погруженный в себя взгляд академика изображает М.А. Нестеров в работе «Портрет академика И.П. Павлова». К.Д. Флавицкий в картине «Княжна Тараканова» передает на лице несчастной женщины страдание, боль и муку в запрокинутой голове. Блестящие примеры передачи эмоционального и психологического состояния портретируемых можно перечислить в работах многих живописцев и графиков отечественной и зарубежной плеяды великих художников.

В контексте того или иного жанра изобразительного искусства мы рассматриваем «природу» художественного образа под разным углом восприятия. Пейзаж, натюрморт, батальная картина, жанровая сцена — все эти жанры осознаются как определенная художественная полнота, «завершенность» мысли. «Развивать интерес к художественной деятельности – очень важно, ведь заинтересованный учащийся с гораздо большим усердием, старательностью и положительными эмоциями берется за работу» [3, с. 198], в то время как портрет, визуально бедный по внешнему характеру исполнения, претендует на бесспорно большее богатство содержания. Портрету необходимо иное измерение, иное художественное осмысление: отступить от внешней стороны и погрузиться вглубь «внутреннего мира» портретируемого.

В портрете наряду с общими средствами композиции применяются специфические средства выразительности, присущие исключительно данному жанру. Особое значение имеет изображение художником выразительных движений, позволяющих не просто подчеркнуть индивидуальный характер личности, но и выразить авторское отношение к портретируемому, создавая тем самым поистине яркий, живой и эмоционально насыщенный образ. Мимика как вид выразительного движения является ведущим элементом художественного образа в портрете. «Лицо человека, как правило, отражает его внутренний, духовный мир» [4, с. 73].

С точки зрения психолого-педагогической значимости обучение учащихся младшего школьного возраста использованию мимики в образном решении портрета способствует развитию у них творческих способностей (умения изображать эмоции, способности реализовывать художественный замысел, создавать выразительный «авторский» образ), а также развитию эмоциональной отзывчивости и формированию эмоционального интеллекта. «Художественное воспитание посредством изобразительного искусства – это необходимый аспект развития целостной, здраво мыслящей личности, поэтому так важно с самого раннего возраста заботиться о развитии у ребенка богатого воображения и фантазии посредством вовлечения его в изобразительную деятельность» [5, с. 79].

Формирование у учащихся представлений о понятии «художественный образ» и умений создавать художественный образ в портрете начинается во 2-м классе. Раздел «Портрет» широко представлен в авторских программах по изобразительному искусству Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и созданных на их основе адаптированных рабочих программах по изобразительному искусству, реализуемых на платформах современных общеобразовательных школ.

Несмотря на достаточное количество часов в программе, отведенных на выполнение учащимися портрета, методическая часть по формированию художественного образа с помощью различных средств выразительности представлена слабо. В методических рекомендациях к заданию по выполнению портрета даются общие сведения о пропорциях, правила зарисовки головы человека, описания костюмов и атрибутики, олицетворяющих определенное время, эпоху или отражающих социальную значимость портретируемого. Но при этом отсутствует акцент на эмоциональной составляющей образа. Цель этих заданий заключается скорее в передаче внешнего сходства, нежели в изображении «духовной» стороны личности. Изучение мимики лица, ее экспрессивного качества, обучение изображению мимики в соответствии с определенной эмоцией, чувством для передачи не только настроения, но и раскрытия «внутреннего» мира персонажа здесь не представлены. В результате учащиеся заостряют внимание на рациональной составляющей образа, тщательно «выписывая» внешние черты; эмоции же выражены слабо или совершенно отсутствуют.

Однако именно мимика придает наибольшую выразительность портрету и позволяет создавать нешаблонные образы, пробуждающие не просто интерес, но и глубинные чувства как у зрителя, так и у их создателя. Мимика в портрете создает определенную динамику, поскольку является одним из приемов передачи движения изображения. «Для более точной передачи эмоций необходимо было опираться мимику людей» [6, с. 601]. Поэтому так важно научить детей использовать мимику как элемент портретного образа, который позволит связать рациональную (логическую) основу рисунка с эмоциональным содержанием художественного замысла. «Однако, несмотря на типизацию определенного образа, следует учитывать такой фактор, как эмоциональное состояние как самого изображаемого, так и изображающего. Так, взяв за пример все тот же персонаж – Бабу-Ягу, можно изобразить разное настроение, т.е. создать эмоциональный фон» [7, с. 176–177].

Целью нашего исследования является разработка методики обучения изображения мимики в образном решении портрета на уроках изобразительного искусства в 3–4-х классах.

Задачи:

– изучить и проанализировать научную и учебную литературу, методические пособия по теме исследования;

– проанализировать работы художников-портретистов, характеризующиеся эмоционально насыщенным содержанием;

– разработать критерии оценивания умений изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета учащимися 3–4-х классов;

– разработать методические рекомендации, позволяющие учащимся оптимально использовать мимику как элемент художественного образа в портрете;

– определить оптимальные условия для освоения и совершенствования использования мимики в процессе создания портретного образа учащимися 3–4-х классов.

Материал и методы исследования

Методы исследования:

– анализ научных трудов, учебной литературы по созданию художественного образа в портрете, теоретической основы преподавания образного решения портрета; анализ рабочих программ по изобразительному искусству;

– анализ работ художников-портретистов;

– определение основных критериев оценивания умений изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета учащимися;

– наблюдение и анализ результатов творческой деятельности учащихся 3–4-х классов по образному решению портрета на констатирующем и формирующем этапах исследования; математическая обработка результатов.

Для проведения оценки детского рисунка по образному решению портрета нами были разработаны критерии, которые позволяют провести подробный анализ по исследуемой нами проблеме. На основе комплексной системы критериев мы разработали дополнительную систему критериев, позволяющих определить уровень практических умений изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета учащимися 3–4-х классов, а также выявить характерные ошибки, которые учащиеся совершают в процессе использования мимики как элемента художественного образа. Данная система критериев позволит всесторонне проанализировать стоящую перед нами проблему и сделать соответствующие выводы на каждом этапе педагогического эксперимента.

Таблица 1

Критерии оценивания умений изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета учащимися 3–4-х классов

Признаки овладения способами и приемами изображения

Показатели

Низкий показатель

Средний показатель

Высокий показатель

1. Оригинальность художественного замысла

Тривиальное образное решение; отсутствие индивидуального подхода. Мимика лица отсутствует или используется стандартная мимика (обычно это легкая улыбка).

Шаблонный, предметный замысел

 

Частичная оригинальность в изображении художественного образа; проявление индивидуального подхода. Мимика лица прочитывается, используется несложная мимика, которая характерна для персонажа.

Вариативный, гибкий замысел

 

Оригинальное образное решение; изображение образа по личному художественному представлению и отношению. Мимика лица ярко выражена, используется та мимика, которая максимально раскрывает характер персонажа или демонстрирует его эмоцию (вариативность эмоций).

Оригинальный, ассоциативный, замысел

2. Яркость и выразительность художественного образа

Слабо выраженная идейно-эмоциональная насыщенность – образ «блеклый», невыразительный. Мимика лица отсутствует или выражена слабо

Недостаточная идейно-эмоциональная насыщенность образа – образ интересный, но требует большей выразительности. Мимика недостаточно выразительна

Сильная идейно-эмоциональная насыщенность образа – образ яркий и выразительный. Мимика лица ярко выражена

3. Передача характера, эмоционального состояния изображаемого

Характер и эмоции слабо выражены и не соответствуют художественному замыслу. Не умеет передавать характер, настроение с помощью мимики

Характер и эмоции угадываются, но не полностью отражают художественный замысел. Неуверенно передает характер, настроение с помощью мимики

Характер и эмоции ярко выражены и полностью соответствуют художественному замыслу. Умеет передавать характер, настроение с помощью мимики

4. Динамичность изображения (лица): передача движения с помощью мимики

Изображение полностью статично и не соответствует художественному замыслу.Для образного решения портрета выбрана мимика, выражающая «спокойствие», «равнодушие» (бесстрастное выражение лица). Образ не раскрыт

Слабовыраженная динамичность изображения, не полностью отражается художественный замысел. Для образного решения портрета выбрана слабая мимика, выражающая «добродушие» или «грусть», однако для раскрытия образа требуется большая экспрессивность

Изображение отличается хорошей динамичностью и полностью соответствует хцдожественному замыслу. Для образного решения портрета выбрана мимика, позволяющая максимально раскрыть образ

Результаты исследования и их обсуждение

В констатирующем эксперименте принимали участие школьники 3–4-х классов МБОУ средней общеобразовательной школы № 34 г. Нижневартовска.

Для решения поставленных задач обоснованы критерии и отдельные показатели, позволяющие оценить рисунки школьников на уровне формирования замысла и воплощения изображения портретируемого персонажа. На данном этапе эксперимента учащимся 3-го и 4-го классов предлагалось изобразить клоуна веселого и грустного. Итоги констатирующего эксперимента позволили выявить типичные проблемы в умении изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета (в данном случае клоуна) учащимися 3–4-х классов. Рисунки школьников выполнялись гуашевыми красками на бумаге формата А4.

Итоги констатирующего эксперимента позволили выявить типичные проблемы в умении изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета учащимися 3–4-х классов. У обучающихся слабо выражен творческий тип мышления, не проявляются индивидуальность и оригинальность в создании художественного образа клоуна, отсутствует понимание единства выразительности, образности, эмоциональности, что ограничивает возможность творческого самовыражения в изобразительном искусстве. Рассматривая процентные показатели, представленные в таблице 2, можно увидеть, что оригинальность художественного замысла в 3-м классе низкого показателя составила 82%, средний показатель – 14%, а высокий – всего 4%. Практически те же показатели можно наблюдать и в 4-м классе: низкий показатель составил 80%, средний – 16%, высокий остался без изменения относительно третьеклассников – 4%. То же самое можно наблюдать и по остальным признакам овладения способами и приемами изображения.

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Признаки овладения способами и приемами изображения

3-й класс

4-й класс

Показатели

НП

СП

ВП

НП

СП

ВП

1. Оригинальность художественного замысла

82%

14%

4%

80%

16%

4%

2. Яркость и выразительность художественного образа

79%

18%

3%

80%

17%

3%

3. Передача характера, эмоционального состояния изображаемого

68%

24%

8%

71%

23%

6%

4. Динамичность изображения (лица): передача движения с помощью мимики

62%

28%

10%

64%

28%

8%

                 

НП – низкий показатель, СП – средний показатель, ВП – высокий показатель

Для проведения формирующего этапа эксперимента были разработаны методические рекомендации, где научно обосновываются концептуальные положения методики обучения изобразительному искусству, включающие приемы, способы, средства обучения, дидактические принципы, предлагается комплекс тематических заданий по образному решению портрета в 3–4-х классах. «Для достижения качественного эффекта обучения учителю важно применять приемы, способы и методы обучения, дающие наилучшие результаты» [8].

Особенно важным для понимания принципов обучения является формирование у школьников художественного замысла и образного выражения в портретируемом сказочном персонаже, натурщике. «Дети учатся отражать в своих композициях сущность взаимоотношений персонажей, а также передавать их образную характеристику» [9, с. 322]. Важным является и эмоциональное отношение к процессу деятельности, направляемое личностными мотивами и смыслом работы, оно активизирует творческий процесс. «Чтобы добиться эффективного развития творческого мышления, учитель должен сначала перейти на стадию эмоционального созерцания, которую младшие ученики могут выполнять в форме познания различных произведений искусства» [10, с. 419]. Необходимо внедрение в образовательный процесс, направленный на реализацию умений изображать эмоции и использовать мимику в образном решении портрета учащимися 3–4-х классов, технологии проблемного обучения. Методическая последовательность, поэтапность, посильность учебно-творческих задач формируют самостоятельность обучающихся.

В таблице 3 представлен методический комплекс тематических заданий по образному решению портрета в 3–4-х классах формирующего этапа педагогического эксперимента.

Таблица 3

Методический комплекс тематических заданий по образному решению портрета в 3–4-х классах формирующего этапа педагогического эксперимента

№ п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

3-й класс

1

Погода была ужасная, принцесса была прекрасная (или все наоборот)

 

 

Цель: нарисовать портрет Принцессы Прекрасной и Принцессы Ужасной акварелью/гуашью. Иллюстрирование стихотворения Генриха Сапгира «Людоед и принцесса».

Задачи:

– изучить мимику, характерную для персонажа («добродушие», «радость», «грусть», «злость»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей характера (настроения)

2

2

Искусство грима, или «Магия перевоплощения»

 

 

Цель: нарисовать эскиз грима для сказочного героя в цвете. Создание образа сказочного героя для театральной постановки сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Образы Шляпника, Злой королевы.

Задачи:

– изучить мимику, характерную для персонажа («радость», восторг, «злость», «высокомерие»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей характера (настроения)

2

3

Баба-Ешка – костяная ножка

 

Цель: нарисовать портрет злой Бабы-Яги (Яги-воительницы/похитительницы) гуашью. Создание собирательного образа литературного героя.

Задачи:

– изучить мимику, характерную для персонажа («злость», «коварство»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей характера

2

4

Бабушка-Ягушка или Яга-дарительница

 

Цель: нарисовать портрет доброй Бабы-Яги (Яги-дарительницы) с передачей настроения.

Задачи:

– изучить мимику, передающую настроение («радость», «грусть»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей настроения

2

5

Весельчак и Горемыка

 

 

Цель: нарисовать портрет Буратино и Пьеро цветными карандашами или мелками. Иллюстрирование сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Задачи:

– изучить мимику, характерную для персонажа («радость», «восторг», «грусть», «сильная грусть»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей характера (настроения)

2

4-й класс

1

Культура народов ханты и манси. Таежные сказки

 

Цель: нарисовать портрет героя мультфильма-сказки «Пумасипа» серии «Гора самоцветов» гуашью/акварелью. Образы Ольсина, Кынлабаса.

Задачи:

– изучить мимику, характерную для персонажа («добродушие», «храбрость», «испуг», «коварство»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей характера

2

2

Настроение природы. Портрет Природы-матушки

Цель: нарисовать женский образ природы в разное время года с передачей настроения акварелью (цветными карандашами, мелками).

Задачи:

– изучить мимику, передающую настроение («радость», «восторг», «грусть», «сильная грусть», «злость/сердитость»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей настроения

2

3

Делу – время, потехе – час

 

Цель: нарисовать портрет одного из героев сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» в смешанной технике (акварель и цветные карандаши). Образы учеников 3-го класса и злых волшебников после превращения.

Задачи:

– изучить мимику, характерную для персонажа («добродушие», «радость», «злость», «коварство»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий художественный образ с передачей характера

2

4

Жительница дремучего леса

Цель: нарисовать динамичный портрет Бабы-Яги

Задачи:

– изучить приемы передачи движения в портрете, изучить динамичные качества мимики, научить использовать данные приемы в портрете;

– научить создавать яркий динамичный образ с передачей характера

2

5

Я бываю такой разный, то погожий, то ненастный

Цель: нарисовать автопортрет с изображением эмоции в цвете. Варианты: 1) я проглотил смешинку; 2) я боюсь всего на свете; 3) у меня дождливое настроение; 4) я – великий Обижун.

Задачи:

– изучить мимику, передающую эмоции («радость», «страх», «грусть», «обида»), обучить рисованию мимики;

– научить создавать яркий эмоциональный образ

2

Формирующий этап эксперимента подтверждает успешность предлагаемого методического комплекса, направленного на обучение образному решению портрета в 3–4-х классах.

Результаты формирующего этапа эксперимента, представленные в таблице 4, демонстрируют стабильный рост признаков овладения способами и приемами изображения портрета в 3–4-х классах по сравнению с констатирующим этапом.

Таблица 4

Результаты формирующего этапа эксперимента

Признаки овладения способами и приемами изображения

3-й класс

4-й класс

Показатели

НП

СП

ВП

НП

СП

ВП

1. Оригинальность художественного замысла

36%

53%

11%

32%

55%

13%

2. Яркость и выразительность художественного образа

34%

56%

10%

31%

57%

12%

3. Передача характера, эмоционального состояния изображаемого

31%

52%

17%

29%

52%

19%

4. Динамичность изображения (лица): передача движения с помощью мимики

23%

59%

18%

21%

58%

21%

                 

НП – низкий показатель, СП – средний показатель, ВП – высокий показатель

Например, на констатирующем этапе эксперимента оригинальность художественного замысла в 3-м классе низкого показателя составила 82%, а на формирующем этапе этот показатель значительно снизился и составил 36%, средний показатель вырос по сравнению с констатирующем этапом на 39%, высокий увеличился до 11%. Это можно наблюдать и в 4-м классе: низкий показатель составил 32%, средний — 55%, а высокий увеличился по сравнению с констатирующим этапом на 9%.

Признаки овладения способами и приемами изображения выросли по средним и высоким показателям, а по низким значительно снизились, что подтверждает эффективность разработанного методического комплекса для обучающихся 3–4-х классов.

Выводы. Педагогическое исследование позволило выявить эффективность применения методического комплекса для обучающихся в 3–4-х классах изобразительному искусству, активизирующего мотивацию, творческое развитие и самовыражение. Разработанный методический комплекс заключается в научном подходе к обучению образному решению портрета в 3–4-х классах. Его можно использовать как на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования, в художественных школах. Таким образом, все задачи, поставленные в статье, решены и подтвердили правомерность педагогическим экспериментом.