Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF THE SPORTS BLOGOSPHERE IN MODERN RUSSIA

Salimov A.M. 1 Trifonova E.A. 1
1 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism
The article is devoted to the analysis of the development of the sports blogosphere in modern Russia; - informational video materials devoted to sports topics and posted on the so-called social Internet networks. The concept of "blogosphere" and its role as a mass media are considered. The advantage of the blogosphere over conventional sources of information is analyzed. Comparative statistics of the largest social networks, the main directions of modern sports blogging from the point of view of the most popular blogs are given. An analysis of the statistical data of the VTsIOM polls and the annual statistics of the state of social networks and the development of the blogosphere was also carried out. Discussion of the preliminary results of the study of problems took place during the annual scientific and practical conferences of young teachers, graduate students and students of the University, as well as in a number of articles by the authors. The results of the study confirm that the sports blogosphere in Russia is actively gaining the number of subscribers, especially on foreign platforms. This is facilitated by a number of factors: the popularity of the platform itself, the quality of the displayed content, its focus (fitness or sports), and the type of sport. The pandemic also played a role, when the fans transferred their activity to the on-line sphere. Recommendations and conclusions can be used by teachers of sports universities to popularize their sport, use the on-line format when teaching their sports discipline or in coaching.
information space
social internet networks
video hosting
blogosphere
fitness
sports

В условиях развития информационного общества, цифровизации экономики, средств массовой информации в том числе, значительная часть коммуникации переносится в «мировую паутину», в так называемые социальные сети. Этим термином обозначают, как правило, различные интернет-платформы, которые обеспечивают возможность виртуального онлайн-общения в сетевом пространстве [1].

На рубеже нового тысячелетия наряду с существующими традиционными газетами и журналами, различными каналами на телевидении, включая спортивные, зародилось новое информационное пространство. Одним из таких явлений социальных сетей является «блогосфера». Под «блогом» обычно понимают интернет-журнал или дневник, записанный, как правило, в видеоформате. «Блогосфера–термин, обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть» [2]. Оно, интернет-сообщество, быстрее реагирует на происходящие события, мобильнее, более независимо, самостоятельно, менее затратное, его сложнее контролировать.

Блог, бесспорно, является эффективным средством трансляции информации, в том числе спортивной тематики. Неоспоримое преимущество блогосферы перед классическими информационными источниками заключается в способности молниеносно реагировать на события сферы спорта. Конечно, следить за ходом матча в режиме online можно и в прямом эфире телевидения, но и здесь спортивный блогинг имеет преимущество – возможность обсуждать событие, следить за реакцией единомышленников, делиться мнениями. Объединение людей в единую аудиторию, их сплочение и коммуникация делают блогосферу инструментом массового внимания. Поэтому сегодня интерес к конкретному событию (или к спорту в целом) объединяет тысячи, а порой и сотни тысяч пользователей Сети.

Проблемам теории и методологии, практики развития интернет–коммуникации, социальным сетям посвящен ряд научных и аналитических изданий [1-4]. Вместе с тем есть необходимость изучения спортивной блогосферы России как особого явления.

Целью работы является анализ современной российской спортивной блогосферы, определение самых успешных блогеров в наиболее популярных в нашей стране социальных сетях. Кроме того, поставлены задачи выявить тенденции развития изучаемых блогов в период пандемии COVID-19, уровень их монетизации и изучение степени вовлечённости в спортивный блогинг студентов спортивного вуза.

Объектом изучения являются современные социальные сети как средство продвижения, популяризации спорта, фитнеса, здорового образа жизни.

Предмет исследования – спортивная блогосфера России и её динамика в условиях пандемии.

Материалы и методы исследования. В работе использовались методы описательного, ретроспективного, сравнительного и факторного анализа состояния и развития спортивной блогосферы страны. Проблематика популяризации спорта, фитнеса, здорового образа жизни посредством использования социальных сетей, блогосферы изучалась авторами в ходе анкетирования студентов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, результаты освещались в ходе ежегодной научно-практической конференции молодых преподавателей, аспирантов и студентов университета, а также в ряде статей. Эмпирический и статистический материал набирался также в ходе изучения результатов опросов ВЦИОМ, а также анализа ежегодной статистики социальных сетей и развития блогосферы. Специалисты отмечают, что социальные сети «включают различные интернет-сервисы, направленные на установление между пользователями коммуникации, обмена мультимедийными данными, организацию сотрудничества, совместных развлечений и т.д.» [4, с. 18]. Отмечено также, что «новые социально-экономические условия развития общества поставили перед физкультурно-спортивным движением проблемы формирования новых ценностных ориентаций, образцов поведения, смыслов, стиля жизни» [5, с. 45]. В ходе исследования отдельное внимание уделено выявлению особенностей онлайн-коммуникации в сфере спорта и фитнеса в самых крупных интернет-сетях. Кроме того, важно установить, что способствует успеху видеоблогеров, как это выражается в массовости и монетизации (как на этом можно зарабатывать).

Результаты исследования и их обсуждение. В то время как сфера офлайн-спорта в условиях пандемии частично утратила свою динамику, спортивный онлайн-блогинг начал стремительно набирать популярность. Кроме пандемии, происходит это по причине того, что аудиторию спортивного блога составляют не только спортсмены, но и те, кому интересны спортивные события и новости спорта в целом. Рост аудитории блога не всегда говорит о популярности его автора, скорее, это совокупность нескольких факторов или наличие одного, но качественно развитого.

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования, в котором приняли участие 120 студентов Поволжского ГУФКСиТ, мы можем отметить, что все опрошенные (100%) используют социальные сети, в том числе: ежедневно просматривают ленту новостей (95%), являются подписчиками спортивных блогеров (80%). Также мы смогли определить критерии, используемые при выборе блога. Наиболее важным критерием является популярность вида спорта (ответили 70% опрошенных). Далее по убыванию располагаются зрелищность вида спорта (60%), личностные качества автора (55%), наличие полезного контента (33,3%) и наличие мотивационной информации (23,3%).

Развитие спорта как сферы деятельности обуславливает блогосферу как средство популяризации физической культуры и спортивно-этических ценностей, которое не уступает традиционным средствам массовой информации, а превосходит их.

Кроме того, блогинг является хорошей сферой практического применения специалистами в области физической культуры и спорта своих профессиональных знаний и умений, их популяризации, возможностью их монетизации, или проще говоря использовать как средство заработка.

В ходе исследования мы собрали актуальную статистику по аудитории самых популярных, по итогам 2020 года, в России интернет-площадок и представили результаты в таблицу 1. Проанализировано шесть крупнейших социальных сетей (данные на 30.12 2020 г.) [6-8].

Таблица 1

Самые популярные в России социальные интернет-сети

Название платформы

ВКонтакте

YouTube

Instagram

Одноклассники

TikTok

Facebook

Ежедневное количество пользователей в РФ

42,4 млн

35,6 млн

28,3 млн

20,8 млн

6,3 млн

1,3 млн

Среднее время, проводимое пользователем на платформе

35 минут в сутки

51 минута в сутки

26 минут в сутки

22 минуты в сутки

27 минут в сутки

9 минут в сутки

Динамика посещений платформы (за 2020 год)

рост на +7%

рост на +9%

рост на +9%

рост на +16%

быстрый рост

рост на +11%

Демографические показатели пользователей

54,9% женщин, 45,1% мужчин

52,8% женщин, 47,2% мужчин

59% женщин, 41% мужчин

57% женщин, 43% мужчин

54,8% женщин, 45,2% мужчин

54,9% женщин, 45,1% мужчин

Большинство пользователей в возрасте

25-34 года

25-34 года

25-34 года

25-44 года

12-24 года, 25-34 года

24-46 лет

Количество подписчиков у самого популярного пользователя

6млн

Павел Дуров

176 млн

T-Series

254 млн

Криштиану Роналду

96 тыс.

Борис Коновалов, Олеся Новикова

38 млн

Loren Gray

85 млн

Rihanna

Сегодня спортивный блогинг имеет несколько направлений, из которых принято выделять два основных: спортивные новости и фитнес. Как известно, занятия фитнесом очень популярны, поскольку в обществе «формируются новые ценности в рамках городской культуры: ведение здорового образа жизни, поддержание положительного душевного и физического тонуса своего организма, укрепление здоровья путем постоянных умеренных тренировок, приобщение детей к занятиям физической культурой, фитнесом» [9, с. 596].

В ходе исследования нами был составлен рейтинг самых популярных блогов на территории РФ в направлениях «Фитнес» и «Спортивные новости».

Приведём короткий анализ содержания некоторых из лучших фитнес-блогов на самых популярных видеохостингах. Итак, на платформе YouTube канал Антонины Верьёминой. Выпуск от 11 сентября 2020 года «Экспресс-тренировка на пресс». Длительность – 5 минут. Количество просмотров – 256452 на 15.11. 2021 года. Содержание: короткое вступительное слово (грамотно, информативно, чётко поставлена цель занятия), затем предложен комплекс упражнений. Вот часть из 511 комментариев от российских и зарубежных подписчиков: (Дарья Кремлева: «Я занималась 14 дней, и пресс уже довольно виден, спасибо большое», Надія Келар: «Спасибо за крутую тренировку! Занимаюсь с тобой всегда, уже появляются кубики пресса»; Gurkivska: «це суперрр!!!! чесно думала буде важче, включила на всю хату, і 5 хв пролетіло дуже швидко. короче всім рекомендую! відео бомбааа»; Farrux Ten: «Спасибо. Вы просто убиваете меня. Я уже примерно неделю 6 кг похудел. Спасибо вам вы очень помогаете меня. Берегите себя и жду новое видео».) [10]. При беглом просмотре мы не обнаружили ни одного отрицательного комментария. Отметим, что это канал, который ведёт один человек. Результат налицо: плюс почти 300000 подписчиков за неполный 2021 год.

Отличным примером активного фитнес-блогинга послужит также блог Дмитрия Путилина, который входит в топ наиболее активных (660 выпусков!) и мотивирующих спортивных аккаунтов в «Инстаграме», по мнению Championat.com. В каждой публикации читатели находят информацию о правильном питании, калорийности продуктов, об эффективных упражнениях и правилах по видам спорта.

В таблице 2 представлен топ-5 лучших фитнес-блогов России. В ней указана также ориентировочная стоимость публикации рекламы в изучаемых блогах, представленная аналитиками в соответствующих открытых интернет-изданиях и подсчитанная с учетом средних цен на рекламу, активности подписчиков из России и количества ботов в аккаунте [7; 8; 11].

Таблица 2

Самые популярные в России фитнес-блогеры

 

Пользователь

Название платформы

Количество подписчиков

Стоимость рекламы

на 31.01.2021

на 31.10.2021

1

Елизавета Громова (@kto_takaya)

Instagram

7,2 млн

7,2 млн

260-640 тысяч рублей

2

Серов Никита (@serovski)

Instagram

3,5 млн

3,5 млн

35-60 тысяч рублей

3

Екатерина Усманова (@usmanovakate)

Instagram

3,3 млн

3,3 млн

114-257 тысяч рублей

4

Антонина Верьёмина (ВЕРЬЁМИНА - здоровье и фитнес)

YouTube

3,5 млн

3,79 млн

60-75 тысяч рублей

5

Евдокия Лар (@evdklar)

Instagram

2,1 млн

1,7 млн

62-86 тысяч рублей

В таблице 3 представлен топ-5 лучших спортивных блогов в России (на январь и ноябрь 2021 года), тематика которых заключается в подаче спортивных новостей [12; 13].

Так как в пятёрку лучших входят пользователи одной платформы, было справедливо добавить в таблицу характерный для данной площадки критерий – количество просмотров.

Например, спортивный блог на YouTube федерального канала «Матч ТВ» имеет более 2,8 млн подписчиков (на 18.11.2021 г. - рост 300 тысяч за 10 месяцев!). Так, обзор футбольного матча «Ювентус» - «Зенит» от 3 ноября 2021 года получил 1162181 просмотр за две недели - на 18.11. 2021 года. Несмотря на значительное число критических замечаний как в адрес проигравшей со счётом 4:2 отечественной команды, так и подвернувшегося под руку комментатора Григория Черданцева [14].

На YouTube оплачивается реклама на основе CPM (стоимость за 1000 показов), CPV (стоимость за просмотр) и CPC (стоимость за клик). В среднем монетизация YouTube-канала составляет от 0.5 до 6 долларов за 1000 просмотров в зависимости от местоположения и целевой аудитории. Доходы сильно отличаются, но большинство блогеров стран СНГ в среднем получают, как указывают аналитики, 3 доллара за 1000 просмотров [15; 16].

Таблица 3

Самые популярные в России спортивные блоги

 

Пользователь

Название платформы

Количество подписчиков

Просмотры

Доходы в рублях*

на 31.01.2021

на 31.10.2021

1

TRUE GYM MMA

YouTube

3.9 млн

4.13 млн

1.2 млрд

69,3 млн

2

2DROTS

YouTube

3 млн

3,18 млн

651.1 млн

39,2 млн

3

Матч ТВ

YouTube

2.5 млн

2.78 млн

963.5 млн

58,7 млн

4

STRELKA - Street Fight Championship

YouTube

2.4 млн

2.47 млн

1.1 млрд

65,7 млн

5

WORKOUT

YouTube

2.3 млн

1,8 млн

72.6 млн

4,4 млн

*с даты создания канала

Сегодня TRUE GYM MMA зарабатывает на YouTube 0.347 рублей в секунду или 899503 рубля в месяц. Таким образом, с даты создания (29.11.2014 год) канал TRUE GYM MMA заработал, по подсчётам аналитиков, 69,5 миллионов. Канал пользуется огромной популярностью и не только в России. Например, ролик о поединке между борцами Хамзатом Чимаевым и Джеком Херманссоном, размещённый на YouTube 20 ноября 2021 года, уже на следующий день имел 222161 просмотр, 1090 комментариев, в основном русскоязычных [17]. Рост за неполный 2021 год составил больше 230 тысяч подписчиков.

Наряду с популярными зарубежными социальными сетями в настоящее время мы наблюдаем активизацию и отечественных. На протяжении последних лет развивается российская видеоплатформа Rutube, на которой представлены развлекательный, познавательный, обучающий, информационный, спортивный и иной контент в основном российского содержания.

История «российского YouTube» началась в 2006 г. – сервис запустили предпринимателиОлег ВолобуевиМихаил Паулкиниз города Орел. За 15 лет своего существования библиотека Rutube расширилась до более 3 млн видеороликов, включая видеоконтенты федеральных каналов, различных киностудий и отдельных авторов. Согласно рейтингу сайтов Alexa, Rutube на момент публикации материала [летом 2021 года] занимал в нем 8107 место в мире [18]. В настоящее время данный видеохостинг, перешедший в декабре 2020 года в собственность «Газпром-медиа», осуществляет, насколько можно наблюдать, амбициозные планы перезапуска, изменения интерфейса, повышения привлекательности платформы, увеличения количества и повышения качества контента, роста монетизации.

Просмотр и анализ имеющегося на Rutube спортивного и фитнес-контента (ноябрь 2021 года), даже предложенного известными спортсменами, спортивными комментаторами, тренерами, демонстрирует нам ничтожно малое количество подписчиков: «Матч ТВ» – 3491, «WORKOUT» – 487 (особенно если сравнить с 2 млн подписчиков данных пользователей на платформе YouTube!), «Я худею с Екатериной» - 539, «ChessMaster» – 31, «Футбольная столица с Геннадием Орловым» - 17 и т.д. Таким образом, о популярности, массовости и монетизации изучаемого видеохостинга говорить пока, к сожалению, не приходится, хотя число подписчиков, например у блогов «Битва экстрасенсов» – 58 514, у юмористов «Камеди Клаб» - 171 652. Последние цифры особенно показательны, они говорят о возможностях роста блогосферы на данном отечественном видеохостинге.

Заключение. Таким образом, спортивная блогосфера в России активно набирает популярность, особенно на зарубежных платформах. Этому способствует ряд факторов: огромная международная аудитория этих площадок, интересный и качественный размещаемый контент, перенос значительной части просмотров в удалённый формат, заинтересованность блогеров в размещении своих видеоблокнотов, возможность двусторонней коммуникации. Растёт коммерческий интерес, монетизация видеоблогов, размещаемых на иностранных видеохостингах. Наблюдается количественный и качественный рост блогов спортивной тематики, растет количество активных подписчиков.

Изучение современных социальных сетей показало, что самой часто посещаемой интернет-площадкой в России является «ВКонтакте» (42,4 млн человек проводят на платформе в среднем 35 минут в сутки). Самым популярным фитнес-блогером является Елизавета Громова (@kto_takaya) с 7,2 млн подписчиков в Instagram; самым популярным спортивным блогом является TRUE GYM MMA с 4,13 млн подписчиков на YouTube. Доход 5 самых популярных фитнес-блогов России может варьироваться от 35 до 640 тысяч рублей за публикацию; доход 5 самых популярных спортивных блогов России, как считают аналитики, варьируется от 4,4 до 69,3 млн рублей за время существования блога.

Отечественная платформа Rutube также пытается набрать темпы развития, особенно с конца 2020 года, и имеет гигантский потенциал реализации, популяризации и монетизации исконно российской блогосферы, в том числе спортивной.

Современная спортивная блогосфера позволяет проводить успешную работу по популяризации спорта, имиджа спортсмена, спортивной организации [19] с применением наиболее востребованных социальных интернет-сетей.

Изучение спортивной коммуникации в социальных сетях имеет и теоретическую, и практическую значимость. Выпускник спортивного вуза, спортсмен, преподаватель, тренер должны уметь вести успешную профессиональную самореализацию как непосредственно на спортивной площадке со своими воспитанниками, так и в онлайн-формате, в социальных сетях. При этом его аудитория может увеличиться в сотни и тысячи раз, а результаты работы вполне неплохо оплачиваться. Это возможно, если создаваемый продукт будет как минимум не хуже, чем у самых успешных спортивных блогеров.