Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF STUDENT SELF-GOVERNMENT AT THE UNIVERSITY: REGULATORY AND LEGAL ASPECT

Khizhnaya A.V. 1 Bicheva I.B. 1 Makarova N.V. 1 Sidorov A.N. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
At the moment, practice-oriented research aimed at analyzing all aspects of the organization of student self-government in a university is acquiring special relevance. So, in this article, the authors make a detailed analytical review of regulatory documents from the standpoint of highlighting special aspects of student self-government activities. At the same time, special attention is paid to a detailed consideration of all levels of documentation, including local provisions adopted on the basis of Minin University. In the course of the article, the authors note that student self-government is a specific area that provides multifaceted opportunities for the implementation of youth policy. At the same time, its activities are regulated by a whole legislative framework, namely the Constitution of the Russian Federation, various Federal laws, regional and local regulatory legal acts. The result of the complex analytics carried out reflects the general development of the integration of student self-government activities into the educational process, which is highly efficient and reasonable in terms of providing comprehensive professional training of specialists. So, it is important to say that today there is a problem of the impossibility of assessing the hierarchical structure of student self-government bodies, which requires a special solution. This is due to the fact that no regulatory legal act contains information on the structuring of student associations.
student self-government
normative legal acts
the constitution of the russian federation
regulation of the activities of local governments

Исследование проблемы организации студенческого самоуправления в стенах вуза обусловлено, с одной стороны, возросшей потребностью общества в формировании собственной социальной активности, конкурентоспособности внутри рынка труда, а также активной управленческой деятельности. С другой стороны, студенческое самоуправление обладает большими возможностями для дальнейшей социализации и формирования комплекса личностных и профессиональных качеств и характеристик конкретного студента. Это такие качества, как активность, инициативность человека, его творческая составляющая, командная работа, а также умение формировать новые, нетипичные решения. При этом у человека должна быть сформирована полная готовность к принятию общей ответственности за исполнение решений. В данном контексте студенческое самоуправление является широким феноменом, включающим в себя множество смыслов, тесно связанных с государственной политикой в области организации высшего образования и деятельности студентов. Современное образовательное пространство характеризуется как «пространство открытых действий», в единстве аспектов которого проявляется индивидуальность личности в соответствии с принципами ее целостного и созидательного развития, коммуникативной самоорганизации [1].

Следует подчеркнуть, что студенческое самоуправление становится таким направлением реализации молодежной политики со стороны государства, которое приобретает специфику посредством учета возрастных аспектов, а также рода деятельности обучающихся [2]. Государственная политика в данной области характеризуется несколькими активными направлениями:

1) развитие социальной активности молодежи через формирование у них гражданской позиции, ведение социально-активной деятельности внутри вуза;

2) обеспечение экономики новыми кадрами, поскольку молодежь рассматривается как важный стратегический ресурс;

3) способствование самоорганизации студентов путем направления молодежных «импульсов» в сторону общественно-полезной деятельности.

Особо важным в рассматриваемом контексте выступает сам процесс организации студенческого самоуправления в вузе как в структурном компоненте целостной системы профессиональной подготовки студентов. В связи с этим «студенческое самоуправление понимается нами как общественная, инициативная, ответственная деятельность студентов, заключающаяся в самостоятельном управлении разными направлениями своей жизнедеятельности в период обучения в вузе» [3].

Таким образом, целенаправленно организуя участие обучающихся в различных форматах студенческого самоуправления, можно обеспечить их нормативно-правовую подготовку и социально-общественную активность и мобильность, сформировать навыки управления образовательными и социальными потребностями, развить самостоятельность и креативность. В современных конкурентных условиях развития экономики сформированность данных характеристик во многом обусловливает профессиональное продвижение будущих специалистов [4].

Цель исследования состоит в рассмотрении организации студенческого самоуправления с позиции формирования нормативно-правовой документации и ее аналитики. Задачи исследования заключаются в непосредственном анализе вопросов самоуправления на основе Конституции РФ, Федеральных законов, а также нормативно-правовых актов регионального и локального уровня.

Материалы и методы исследования. В работе применялись методы анализа и синтеза педагогических литературных, а также правовых источников информации. Кроме того, особое место в исследовании отводится локальной нормативной документации Мининского университета по вопросам студенческого самоуправления.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время организация деятельности студенческого самоуправления в вузах опирается на определенный пакет документации, состоящий из: во-первых, документов нормативно-правового характера; во-вторых, из документов, имеющих рекомендательный характер. Совокупность разных видов нормативно-правовой документации по организации студенческого самоуправления в вузе составляет нормативную, а также ценностно-регулирующую основу формирования студенческого самоуправления в вузе, его поддержки и своевременной актуальности.

Организация и деятельность студенческого самоуправления в вузе на федеральном уровне законодательно регламентируется Конституцией РФ, Федеральными законами и подзаконными актами, приказами, письмами и рекомендациями Минобрнауки России.

На региональном уровне организация и деятельность студенческого самоуправления в вузе определяются законами субъектов РФ.

В каждом конкретном вузе создаются локальные акты, регламентирующие организационно-деятельностные аспекты студенческого самоуправления и его выборных органов. Вопросы деятельности студенческого самоуправления отражаются в таком документе образовательной организации, как устав. При этом они прописываются в заключаемых договорах между студенческим самоуправлением и администрацией образовательной организации. Важно отметить, что все они регулируются и регламентируются локальными положениями, а также положениями о деятельности студенческого совета, о студенческом самоуправлении в вузе и др.

В соответствии с иерархической значимостью нормативно-правовых документов, считаем целесообразным выделить положения Конституции РФ, в которой отражены основы регулирования вопросов о местном самоуправлении как способе самоорганизации деятельности граждан и части целого гражданского общества, способе регулирования власти на публичном уровне. Совокупность данных положений становится своего рода инструментом демократического активного участия граждан в процессе реализации общего дела на всех его этапах, включая управление [5].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также закрепляет различные аспекты студенческого самоуправления. Прежде всего, определяются права и возможности, которыми обладают студенческие организации (советы обучающихся, профсоюзные организации), указывается на необходимость согласования многих документов между администрацией и представительствами студенческого самоуправления, которые непосредственно отражают разные виды деятельности студентов вуза [6].

Особенное внимание обратим на статью 26 Закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой закрепляются и раскрываются понятие «статус студенческого совета», целевая направленность его организации и отмечается, что «студенческий совет является представительным органом обучающихся. Он создается для того, чтобы представлять интересы студентов». Студенческий совет представлен как элемент управленческой структуры вуза, обладающий четко определенными полномочиями органа студенческого самоуправления в системе управления высшего учебного заведения (ученым советом). Таким образом, в Законе четко указывается, что студенческий совет создается не только для самоуправления студентов, но и для соуправления вузом. Иначе говоря, речь идет о тесном взаимодействии администрации вуза и студенчества, от имени которого действует орган студенческого самоуправления, в рамках управления вузом для более целостного и эффективно организованного выполнения задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Однако законодательством не учитывается факт того, что организационно-правовыми формами органов студенческого самоуправления могут быть, к примеру, общественная организация, общественное движение, орган общественной самодеятельности. В процессе выстраивания взаимоотношений с администрацией учебного заведения такая общественная организация может руководствоваться лишь алгоритмом договорных отношений, а это подразумевает, что влияние студенческой организации на участие в управлении вузом будет зависеть именно от этих договоренностей. Совсем другая ситуация, если орган студенческого самоуправления прописывается в уставе высшего учебного заведения и определяется элементом структуры управления вузом, обладающим соответствующими правами и обязанностями. В таком случае орган студенческого самоуправления имеет более конкретные и реальные права на участие в управлении вузом. Основываясь на изложенном, отметим, что существует необходимость (либо возможность) прописывания в уставе вуза компетенций, порядка формирования и организации деятельности органов студенческого самоуправления [7].

Анализ статей действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» показал, что их реализация способствует повышению эффективности деятельности отечественного образования, защите прав студентов, развитию и поддержке студенческого самоуправления в различных его формах.

В 2014 г. Министерством образования и науки РФ были подготовлены методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях. В рекомендациях произведено общее разъяснение подходов по формированию советов обучающихся в соответствии с текущими изменениями законодательства в образовании [8].

Общий анализ содержания Методических рекомендаций позволяет выявить некоторые неоднозначные и даже противоречивые позиции.

Во-первых, в п. 1.2. документа указано: «Положение о совете обучающихся может быть принято в ходе собрания студенческих объединений образовательных организаций». Такая нечеткая формулировка требует особого разъяснения. Например, какие студенческие объединения входят в это собрание? В какой форме? Каков их статус? Есть ли норма в составе этих студенческих объединений? Существует ли ответственность за принятие определенных решений?

Во-вторых, в п. 3.4 определяется порядок избрания совета обучающихся, который должен приниматься инициативной группой. При этом вопросы, отражающие процедуру избрания совета обучающихся, определяются только в Положении.

В-третьих, п. 3.9. содержит указание о праве выбирать кандидатов в совет обучающихся теми студенческими объединениями, которые охватывают «не менее чем половины специальностей и направлений подготовки, реализующихся в образовательной организации». В то же время в п. 3.13 прописано следующее требование: «Каждое объединение обучающихся в образовательной организации вправе делегировать в состав совета обучающихся одного представителя».

Также подчеркнем, что содержание методических рекомендаций не включает в себя информацию о том, что Положение о совете обучающихся утверждается со стороны руководителя образовательной организации. При этом само положение (как нормативный акт локального уровня) наделяется такими полномочиями, которые утверждаются со стороны уполномоченного органа самой образовательной организации, на базе которой создан этот акт. Все эти и иные противоречия требуют своего разрешения.

В настоящее время активно обсуждается проект ФЗ «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», в котором рассматриваются вопросы студенческого самоуправления. Поэтому актуальность принятия данного закона очевидна.

В документах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации основным критерием эффективности производимой деятельности со стороны студенческого самоуправления становится повышение активности студентов с позиции увеличения количества различных сфер их деятельности. Также в документах отражаются некоторые механизмы мониторинга соблюдения данного критерия: текущий контроль, достигаемый за счет работы на факультетах; промежуточный контроль, предполагающий анализ конкретных мероприятий; итоговый контроль, формируемый из отчетности о проведенной работе органов студенческого самоуправления за текущий год [9].

Одним из региональных документов является закон Нижегородской области «О молодежной политике в Нижегородской области», в статье 19 «Деятельность молодежных общественных объединений» (редакция от 06.05.2010 г. № 64-З) которого подчеркивается важность создания молодежных объединений и оказания им поддержки для «вовлечения молодежи в деятельность институтов гражданского общества, поддержки молодежных инициатив, направленных на улучшение качества жизни молодежи, воспитания национальной и религиозной терпимости, развития толерантного отношения к иному мнению, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов, а также поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» [10].

В конкретном вузе студенческое самоуправление функционирует на основе локальных актов, одним из которых является разработанное и утвержденное Положение. Рассмотрим структуру Положения о студенческих объединениях в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (утв. 30.08.2016 г.). В Положении выделены разделы:

I. Общие положения.

II. Цели и задачи студенческого объединения.

III. Порядок создания студенческого объединения.

IV. Права, обязанности и ответственность студенческого объединения.

V. Обеспечение деятельности студенческого объединения.

VI. Прекращение деятельности студенческого объединения.

Общая координация деятельности студенческих объединений осуществляется проректором по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству, отделом по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству совместно с органами студенческого самоуправления.

Положение утверждено ректором, согласовано с руководством Мининского университета (содержит 6 подписей проректоров и начальников секторов по разным направлениям работы), но не согласовано с органом студенческого самоуправления (его выборным лицом). В нем отсутствует отметка о том, что данное Положение принято конференцией студентов и аспирантов вуза. Это позволяет заключить, что в разработке Положения «О студенческих объединениях в Мининском университете» сами студенты не принимали участия и оно в императивной форме спущено им сверху как определенное руководство к действию. Данный факт, на наш взгляд, указывает на изначальное администрирование процесса студенческого самоуправления в Мининском университете [11]. По сути, речь идет о необходимости инкорпорирования выборных лиц (лидеров, руководителей) студенческого самоуправления в систему выработки решений органов управления вузом, если они касаются интересов студентов и затрагивают их права. Однако точной юридической дефиниции «учет мнения» не существует. Кроме того, нигде не прописано, в чем заключается сущность этой процедуры и к чему она обязывает.

Положение «О студенческих объединениях в Мининском университете» в части III не содержит информации о структурировании студенческих объединений, что не позволяет увидеть целостную картину и иерархизацию органов студенческого самоуправления.

Таким образом, нормативно-правовая документация организации студенческого самоуправления в вузе охватывает законодательные и рекомендательные акты и включает в себя документы федерального, регионального и локального уровней. Основные документы, регламентирующие организационно-деятельностные вопросы студенческого самоуправления в вузе, разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации, начиная от «Закона об образовании в Российской Федерации» и заканчивая письмами и рекомендациями.

Заключение

Анализ проблемы организации студенческого самоуправления с позиции формирования нормативно-правовой документации, регулирующей их деятельность, показал, что данный аспект студенческой деятельности имеет высокую степень интеграции в образовательный процесс, поскольку напрямую связан с профессиональной подготовкой специалистов. В большей степени отмечается проработанность данного вопроса в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В то же время существующая на сегодняшний день нормативно-правовая документация организации студенческого самоуправления в вузе на примере Мининского университета содержит ряд противоречий. Связано это с тем, что ни в одном нормативно-правовом акте не содержится информация о структурировании студенческих объединений. Это обусловливает необходимость разрешения проблем, требующих особого решения. Они, вероятнее всего, будут устранены в готовящемся к утверждению федеральном законе «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», который в настоящее время рассматривается в государственных органах и в профильных комитетах Государственной Думы Российской Федерации.