Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION FOR RESEARCH ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Evdoshenko O.V. 1 Kulagina N.P. 1
1 SKF FGBOU VO Russian State University of Justice
The purpose of the study is to consider the motivational component of students ' research activities (NIDS) 1st year of the Faculty of Continuing Education, studying in the specialty «Law and Judicial administration» in the conditions of distance learning. The article provides a theoretical justification and presents the results of an empirical study on the problem of forming motivation for research activities of students in the context of distance learning in the 2020–2021 academic year on the example of the experience of the Russian State University of Justice. The scientific novelty lies in the consideration of the motivational component of research activities in the conditions of the distance learning format of 1st-year students, which characterizes not only the cognitive interest, but also the motivation for the NIDS. As a result of the study, we came to the conclusion that the motivational component of students ' research activities in the context of distance learning is influenced not only by the features of the remote learning format, but also by the age and individual characteristics of first-year students (lack of research experience, fear of public speaking, etc.). The key role of the teacher-supervisor in the organization and conduct of research activities was also determined.
motivation
research activity
willingness to research work
distance learning

Процессы интернационализации в экономической, социальной, политической и культурной сферах общества сегодня особенно интенсивны. Создание единого экономического и информационного пространств, многообразие культурного и социального взаимодействия непосредственно связаны с приоритетами национального развития. Стратегическая роль образования возрастает с каждым годом – начиная с середины XX в. и по сегодняшний день, что, в свою очередь, ставит перед государствами соответствующие цели. Так, даже не самые «богатые» страны всячески стараются изыскать средства на поддержку образования и повышение уровня качества подготовки специалистов [1, с. 84].

Подготовка конкурентоспособного специалиста, готового творчески мыслить, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда и особенностям производства, способного при этом к принятию нестандартных решений в условиях необходимости не просто улучшения существующих продуктов деятельности, а создания принципиально новых, является одной из главных задач современного образовательного процесса. Следовательно, образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность под воздействием вышеперечисленных процессов, интенсивно участвуют в создании системы, способной позволить молодому человеку всесторонне развиваться, расширять профессиональные возможности, развиваться в новой реальности.

Указанные качества формируются не только в рамках учебной деятельности, но и в процессе научно-исследовательской работы студентов, которая способствует самореализации студентов в профессиональной деятельности. Все это обусловливает актуальность исследования.

Цель исследования. Рассматривая готовность к НИДС с позиции совокупности четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, ориентационного, деятельностного, рефлексивного [2, с. 171], авторы сформулировали цель настоящего исследования – изучение мотивационного компонента научно-исследовательской деятельности студента.

Для решения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить основные мотивы участия студентов в научно-исследовательской деятельности;

– рассмотреть особенности дистанционного формата обучения и его влияние на формирование мотивации студентов к НИДС;

– определить роль научного руководителя в формировании мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки теоретических положений использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ научной литературы по теме, анкетирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Анализ научной литературы показал, что проблема мотивации к научно-исследовательской работе студента не нова и достаточно подробно исследовалась в работах Я.В. Макарчук и Е.С. Назмутдиновой [3], А. Маслоу [4], А.В. Матеровой [5], И.В. Шадчина [2] и иных, но ее актуальность на сегодняшний день по-прежнему не утрачена. К тому же в связи с вынужденным переходом на дистанционную форму обучения необходимо пересмотреть и скорректировать педагогические условия и средства в вопросах мотивации к НИДС, используемые в традиционном формате обучения.

С целью определения основных мотивов, влияющих на организацию научно-исследовательской деятельности студентов в условиях дистанционного обучения, нами был проведен опрос среди студентов 1-го курса факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы, обучающихся по специальности «Право и судебное администрирование». Выборку составили 200 подростков в возрасте 15–17 лет, не имеющих большого опыта в проведении научного исследования в силу возраста.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что использование результатов исследования будет способствовать повышению мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов в условиях дистанционного формата обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Ключевое понятие исследования – «мотивация» – рассматривается нами как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эти силы находятся как внутри, так и вне человека и заставляют его совершать определенные действия, причем как осознанно, так и неосознанно, в частности – научное исследование.

Научно-исследовательская деятельность является сегодня частью современной системы обучения студентов и включает в себя не только НИДС, встроенную в учебный процесс, но и НИДС, дополняющую учебный процесс, и НИДС, параллельную учебному процессу. При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительными формами НИДС по результатам проведенного нами исследования у студентов считаются:

1) участие в работе научных кружков;

2) подготовка индивидуальных проектов;

3) участие в конференциях и олимпиадах (очное в рамках университета и заочное, проводимое вне университета);  

4) подготовка и написание научных статей.

Одним из вопросов в нашем исследовании был: «Что является для Вас основным мотивом для участия в НИДС?» Мнения студентов распределились следующим образом: установление контактов с ведущими учеными было самым непопулярным ответом – всего 4,0%; за возможность повысить свой уровень научно-исследовательской работы высказались 24,5% опрошенных; как возможность получать повышенную государственную академическую стипендию – 13,5%; и самым популярным был ответ: «Возможность получить хорошие оценки» – 55,0%; в качестве своего варианта ответа высказывались мысли о возможности проверить свои силы – 2,0% респондентов и авторитет научного руководителя – 1,0% опрошенных. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Мотивы участия студентов в научно-исследовательской деятельности

Такое разделение не случайно, так как научно-исследовательская деятельность является полимотивированной. Сложно выделить какой-то один мотив, чаще всего это сочетание нескольких побуждающих к действию факторов.

1. Внутреннюю мотивацию составляет стремление к социально одобряемым действиям и достижениям (познавательные и социальные потребности).

2. Внешняя мотивация определяется требованиями, ожиданиями и возможностями:

– требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Живое общение значительно отличается от общения, опосредованного современными информационными и коммуникационными технологиями. Основной психологической проблемой в условиях дистанционного обучения служит отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентами, а также между самими обучающимися, что является ключевым на первом году обучения, когда проходит адаптация студентов к учебному процессу в вузе;

– ожидания проявляются в положительном или нейтральном отношении общества к научно-исследовательской деятельности. И здесь важны круг общения потенциального исследователя, а также позиция научного руководителя;

– возможности – это объективные условия, которые необходимы для организации и проведения НИДС (наличие лабораторий, научной литературы, библиотеки и т.д.). Следует также учитывать особенности ограничения возможностей для осуществления научно-исследовательской деятельности при дистанционном обучении.

3. Личные источники мотивации. Они занимают особое место среди источников: интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы и другие источники, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в научной деятельности [3, с. 495].

Переход на дистанционную форму обучения проходил в экстренном режиме, в связи с чем преподаватели неожиданно для себя столкнулись с рядом проблем не столько технического, сколько психологического и педагогического характера, которые необходимо было решать в кратчайшие сроки. Возникшие сложности были связаны не только с учебным процессом, но и с научно-исследовательской деятельностью. Организация и осуществление НИДС в современных условиях требуют учета особенностей именно удаленной формы обучения. Дистанционный формат обучения имеет как свои достоинства, так и недостатки, рассматриваемые нами ранее в рамках другого исследования [6, с. 376]. Однако не было проведено исследование влияния онлайн-обучения непосредственно на мотивационную составляющую организации НИДС в связи с небольшой долей распространения такового до пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).

Отдельного внимания заслуживает положительный опыт дистанционной научной работы среди студентов 1-го курса. НИДС в дистанционном формате предоставляет студентам возможности для работы с теми источниками информации, которым при традиционном образовании уделяется меньше внимания; открывает новые возможности для активной подготовки и обсуждения ее результатов в условиях вынужденной изоляции в пределах места нахождения.

По мнению самих анкетируемых, ранее в традиционном формате обучения в аудитории они испытывали стеснение, «зажим» при общении, в условиях же удаленного дистанционного обучения таких трудностей при коммуникации не возникло. Студенты вели себя более спокойно и уверенно выступали (зачитывали доклад и отвечали на вопросы). Такая форма общения позволяет избежать волнений и смущения, выступление происходит в комфортных, привычных для докладчика условиях, по замечанию нескольких респондентов: «Дома и стены помогают». Можно утверждать, что удаленный формат обучения положительно влияет на мотивационный компонент научно-исследовательской деятельности при публичном выступлении студентов 1-го курса, которые только вступают на путь получения профессионального образования. Это оказывает в целом положительное воздействие на готовность студента к участию в НИДС в дальнейшем, о чем говорят результаты нашего исследования. Так, после участия в конференции в дистанционном формате обучения все опрошенные нами студенты 1-го курса единогласно выразили свое намерение участвовать в конференциях в процессе обучения в дальнейшем. Также они планируют быть участниками научных студенческих кружков после положительного опыта участия в работе кружков в дистанционном формате на 1-м курсе.

Несмотря на, казалось бы, положительный эффект дистанционного формата, одним из существенных недостатков НИДС в удаленных условиях является так называемая искусственность общения. Особенностью общения считаются как вербальные, так и невербальные формы речи. В условиях удаленного формата обучения студенты лишены всей палитры эмоционально-психологического восприятия подлинно человеческого взаимодействия [7, с. 195]. Эффективное обучение невозможно без живого общения, и, как отметили сами респонденты, отсутствие достаточных условий для взаимодействия студентов с научным руководителем является одной из причин низкой мотивации к участию в научных конференциях или в работе студенческих кружков.

При планировании НИДС важно учитывать тот факт, что центральную роль в ней выполняет преподаватель, так как именно он осуществляет непосредственное руководство научной деятельностью студентов. Задача научного руководителя – развивать научное мышление студентов и способность к самоорганизации, оценивать уровень их подготовленности к научно-исследовательской деятельности, давать задания и контролировать их выполнение, организовывать исследовательские группы [8, с. 155].

Научный руководитель в своем арсенале имеет инструменты воздействия на научное мировоззрение студента, в результате чего формируется его профессиональная позиция. В связи с этим весьма важна не только педагогическая, но и психологическая компетентность самого преподавателя. Педагогу необходимо создать благоприятный морально-психологический климат при взаимодействии со студентами. Опытный и чуткий научный руководитель должен не только организовать НИДС, но и быть готовым оказать обучающимся помощь психологического характера, связанную, например при боязни публичного выступления.

Этот страх выделен нами не случайно. Так, практически половина респондентов (52,5%) в качестве своего основного страха отметила боязнь публичного выступления, 73,0% боялись задаваемых при выступлении вопросов, так как испытывали сомнения в своей осведомленности по теме научного исследования (при опросе можно было выделить несколько вариантов ответа). Нам представляется, что часть страхов возможно было преодолеть в случае традиционного формата обучения. Для примера: в число негативных факторов, препятствующих участию в НИДС (в частности, в конференции), треть опрошенных (35,0%) включили страх, связанный с техническими проблемами (слабый сигнал Интернета, задержка связи, сбои в работе камеры, звука). Действительно, в условиях дистанционного обучения студенты нередко сталкиваются с подобными проблемами в рамках учебного процесса, поэтому не исключают аналогичных трудностей при проведении конференции в онлайн-формате, что в итоге перечеркнет всю проделанную ими работу, «смазав» положительное впечатление от научно-исследовательской деятельности обучающегося.

Не менее важным психологическим аспектом, влияющим на мотивацию студентов к участию в НИДС, является постоянная оценка научным руководителем результатов работы студента и его качеств как исследователя. Важно «подогревать интерес» студента к научно-исследовательской деятельности – это достигается поддержанием связи с ним, похвалой его работы.

Интерес студента к научному исследованию – это еще одно условие успешной работы. При этом важно не просто иметь заинтересованность в начале НИДС (на этапе планирования и сбора материала, например), а сохранить ее на протяжении всего исследования. Одной из составляющих такого интереса наряду с поддержкой научного руководителя является четкость понимания всего процесса НИДС. Тема научного исследования должна быть понятна самому студенту. Исследование на неинтересную и не понятную обучающемуся тему, скорее всего, «зайдет в тупик» и не будет иметь ожидаемого результата. При выборе темы исследования и определении плана проведения НИДС научному руководителю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности студента, сферу его научных интересов. Однако не секрет, что в условиях удаленного общения с обучающимися преподавателю сложнее установить контакт и в короткие сроки выявить научные интересы студентов. Распространены случаи определения темы научного исследования самим педагогом без учета научных интересов студентов.

Результаты анкетирования подтвердили наши выводы. Исследование проходило после проведения научной студенческой конференции в нашем университете в дистанционной форме, и на вопрос: «Планируете ли Вы принимать участие в других конференциях, развивать тему Вашего исследования в дальнейшем?» были получены следующие результаты:  планируют участвовать в других конференциях и продолжать исследовать тему более 62,5% опрошенных; готовы участвовать в других конференциях, однако тему исследования развивать не собираются 36,5% респондентов, и только 2 человека не выразили готовности участвовать в других конференциях. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Планируете ли Вы принимать участие в других конференциях?»

Отдельной темой в проводимом нами исследовании был вопрос: «Что, по Вашему мнению, будет способствовать успешной организации научно-исследовательской деятельности?» Ответы респондентов нас удивили: около половины опрошенных высказались о положительном эффекте перехода с дистанционного формата обучения в традиционный (несмотря на то, что ранее они отмечали в качестве достоинства проведение конференции в удаленном формате); почти треть говорили о более внимательном отношении научного руководителя как факторе улучшения НИДС и всего лишь 10,5% – о более внимательном отношении администрации университета к научно-исследовательской деятельности (проведение семинаров по разъяснению путей реализации научно-исследовательского потенциала).

Заключение

Анализ результатов проведенного исследования дает основание полагать, что на мотивацию к научно-исследовательской деятельности студентов оказывают влияние:

– удаленный формат обучения (отсутствие стеснения в процессе общения и при публичном выступлении, проблемы при взаимодействии с научным руководителем, технические проблемы связи и др.);

– роль научного руководителя, который должен направлять, ставить посильные задания, контролировать, поэтапно проверять выполнение заданий, и поощрять – отмечать достоинства работы и самого исследователя.

Проведенное эмпирическое исследование позволило определить, что основным мотивом для участия в научно-исследовательской деятельности студентов в условиях дистанционного обучения является возможность повысить свой уровень НИДС, а также возможность получить хорошие оценки.

Перспективу дальнейших исследований мы видим в изучении особенностей других компонентов научно-исследовательской деятельности в условиях дистанционного обучения студентов.