За последние годы российская система высшего образования претерпела значительные изменения. Можно констатировать, что спрос общества на образование вырос, а его детерминанты изменились В ходе проведения социологического исследования в июле 2004 года в Курской области нами была предпринята попытка определить какие мотивы поступления в вузы в каких социальных группах преобладают, насколько они зависят от направления выбираемой профессии, характеристик абитуриента и его семьи.
Социологическая оценка поведения потребителей услуг высшего профессионального образования включала в себя 2 этапа:
- изучение образовательной мотивации абитуриентов;
- выявление ценовых и неценовых факторов, формирующих спрос на образовательные услуги вузов.
В целом анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Отношение молодежи к получению высшего образования и выбору профессии в современных социально-экономических условиях становится прагматичным. Приоритетной выступает статусная функция будущей специальности, которая включает следующие факторы: «возможность сделать карьеру», «престиж специальности», «уровень доходов» суммарный удельный вес от общего количества ответов, выбранных респондентами составил 40,1%. Большая часть поступающих рассчитывает трудоустроиться по специальности после окончания вуза (27% уверены в этом, а 56% не теряют надежды). Среди факторов, которые могут способствовать поступлению в вуз, весомое место занимают «занятия с репетитором» на него указали 40,3% респондентов. На дополнительную подготовку в спецклассе (школе), подготовительных курсах ссылаются 27,2% опрошенных, 20% могут предъявить медаль после окончания школы (красный диплом после окончания техникума), около 5% - медаль призёра районных, областных и российских олимпиад по выбранному направлению. Среди прочих факторов были отмечены «самостоятельная подготовка», «желание поступить», «уверенность в себе». Полученные данные свидетельствуют о том, что подготовка к вступительным экзаменам в вузы проводится заранее. Сходство в ведущих мотивах выбора профессии в группах юношей и девушек может свидетельствовать об отсутствии ярко выраженной гендерной поляризации в вопросах жизненного и профессионального самоопределения современной молодежи. Среди источников информации ведущими являются сведения, полученные от друзей, знакомых, выпускников вуза и студентов. Родители также оказывают существенное влияние на выбор будущей профессии своих детей - «решение приняли совместно» - так считают 65,2% респондентов, 5,5% - утверждают, что решение приняли родители, 27% - уверены, что самостоятельно определились с выбором и лишь 2% пошли против воли родителей, которые не одобряют сделанный выбор. Учитывая существенную моральную поддержку родителей в выборе будущей профессии своих детей, логично было бы предположить и материальную помощь с их стороны. Ответы на вопрос: «Кто оплатит обучение?» распределились среди респондентов следующим образом - родители (супруг, родственники) - (62,1%), никто (я не буду учиться на коммерческой основе) - (22,3%), сам располагаю необходимой суммой (заработаю) - (9,6%), организация - работодатель -(3,4%), кредитные организации (кредит на обучение) - (1,4%) Среди неценовых факторов выбора вуза по количеству ответов лидирует «престиж вуза» (35,3%), «советы друзей и родителей» отметили 30%; 8% указывают на удобное месторасположения вуза и 7% на то, что данной специальности нет в других вузах
Анализ полученных в ходе исследования результатов позволяет заключить, что современный абитуриент всё в большей мере становится практичным. Это проявляется в стремлении, с помощью высшего образования, добиться успеха в жизни, материального благополучия и высокого социального положения.