Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRACTICAL-ORIENTED TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF EDUCATION FOR DESIGNING AN INDIVIDUAL TRAINER'S ROUTE

Gorshenina S.N. 1 Neyasova I.A. 1 Serikova L.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev»
The article deals with the problem of practice-oriented training of a specialist in the field of education for designing an individual route. The results of an experimental study to study the level of readiness of future specialists in the field of education for the design of an individual student's route are presented. Training of undergraduates in the direction of preparation 44.04.01 Pedagogical education in the profile of Theory and technology of educational activities of a teacher is carried out at the university from the 2018-2019 academic year and is focused on training a teacher who meets the requirements of the professional standard «Specialist in the field of education» and allows you to immerse yourself in the professional environment through the use of a number of methods, techniques, technologies of practice-oriented training. The created conditions make it possible to ensure the effectiveness of the practice-oriented training of future specialists in the field of education for the design of individual routes for pupils belonging to different categories. The article presents the results of the implementation of author's courses programs and practice programs in the framework of the OBOP implementation in the field of Theory and technology of educational activities of a pedagogical worker, the results of a pedagogical experiment are described. The basis for the study was the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovia State Pedagogical University named after M.Е. Evseviev».
practice-oriented training
design
individual route
education specialist
professional readiness

В современной социально-педагогической ситуации педагогический работник сталкивается с необходимостью одновременно работать с воспитанниками, имеющими различные образовательные запросы: с детьми группы риска, одаренными школьниками, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Это обстоятельство обусловливает необходимость самостоятельного проектирования педагогическим работником индивидуальных маршрутов воспитанников и создания условий для их мотивированной реализации всеми субъектами образовательных отношений. Однако далеко не все специалисты в области воспитания обладают требуемыми для эффективного осуществления перечисленных процессов компетенциями.

Проблема практико-ориентированной подготовки педагогического работника к персонификации воспитания в целом, к разработке и реализации технологии индивидуальных воспитательных траекторий рассматривается с точки зрения двух взаимодополняющих перспектив: освоение компетенций обозначенных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и формирование готовности к выполнению трудовых функций, закрепленных в требованиях профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования уровень образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование предполагается освоение ряда компетенций, связанных с формированием готовности магистров к проектированию индивидуальных маршрутов воспитанников.

ОПК-3 – Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

ОПК-6 – Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В рамках профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в контексте трудовой функции «Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации» указывается необходимость владения знаниями «технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута, ситуациях самоопределения»; в рамках трудовой функции «Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности» указывается требование знать формы и методы организационно-методической поддержки обучающихся в проектировании ими индивидуального маршрута в коллективной деятельности, самовоспитании; в рамках трудовой функции «Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся» в качестве необходимых называются умения мотивировать обучающихся к проектированию индивидуального маршрута в рамках программы совместной деятельности и осуществлять педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности, и т.д.

Целью статьи является описание результатов реализации практико-ориентированной подготовки специалистов в области воспитания при проектировании индивидуального маршрута в рамках направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиля Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника.

Материал и методы исследования. Обращение к проблеме практико-ориентированной подготовки педагогов не является новым аспектом в психолого-педагогической литературе. Исследователи активно изучают методологические и методические вопросы формирования готовности специалистов в области воспитания к осуществлению проектной деятельности, практические аспекты проектирования различных типов индивидуальных маршрутов.

В современных исследованиях определяются принципы и правила проектирования и реализации индивидуальных маршрутов обучающихся для различных уровней системы образования [1]; актуализируются вопросы практико-ориентированной подготовки педагогов [2, 3]; определяются условия и технологии эффективной подготовки специалистов в области воспитания и других педагогических работников к организации воспитательного процесса [4]; рассматриваются методологические и методические аспекты процесса подготовки будущих педагогов в современных условиях; прорабатываются технологии создания индивидуальных маршрутов для обучающихся различных категорий, рассматриваются вопросы использования различных методов, приемов и технологий для создания проектов, апробации и внедрения индивидуальных маршрутов обучающихся [1, 5, 6]. Современное состояние педагогической науки и практики обеспечивает актуальность подготовки будущих специалистов в области воспитания к проектированию индивидуальных маршрутов.

Цель исследования достигалась посредством решения ряда задач: обобщить теоретические основания практико-ориентированной подготовки специалистов в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута; разработать и внедрить в образовательную практику рабочие программы дисциплин, ориентированных на формирование готовности будущих специалистов в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута; определить эффективность внедрения дисциплин и практик в процесс подготовки будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута.

Эксперимент проводился в течение 2019–2020 гг. Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.  Евсевьева». В процессе экспериментальной работы применялся комплекс методов: теоретические – анализ, классификация, сравнение, синтез, моделирование, проектирование; эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, математические – математический анализ эмпирически полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения первой задачи был проведен анализ информационных источников, в результате которого мы пришли к выводу о том, что под готовностью будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута можно понимать развивающуюся комплексную характеристику личности, формирующуюся в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста в области воспитания, гарантирующую ему наличие умения грамотно прогнозировать процесс и результат воспитательного воздействия; способность подбирать адекватные проектировочные и воспитательные технологии, обеспечивающие персонификацию воспитания и учет особенностей субъектов образовательных отношений. Анализ информационных источников позволил авторам определить основные профессиональные требования к личности специалиста в области воспитания, готового к проектированию индивидуального маршрута.

Для решения второй задачи исследователями был проведен педагогический эксперимент, участниками которого стали 60 будущих специалистов в области воспитания, обучающихся в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева и являющихся магистрантами по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. К будущим специалистам в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» относятся будущие социальные педагоги, тьюторы, педагоги-организаторы, вожатые, старшие вожатые, воспитатели и старшие воспитатели (кроме организаций дошкольного образования) и др.

На констатирующем этапе эксперимента (сентябрь 2019 г.) были сформированы контрольная и экспериментальная группы, сопоставимые по базовым характеристикам. Уровень готовности будущих специалистов в области воспитания проверялся на основе выполнения кейс-заданий, тестов, компетентностно-ориентированных заданий.

Затруднения при выполнении заданий, связанных с критерием «необходимые знания», определенным профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», относительно вопросов, связанных с проектированием и сопровождением реализации индивидуального маршрута, испытали 34,3% будущих специалистов в области воспитания контрольной группы и 36% – экспериментальной группы; 79% испытуемых контрольной группы и 81,7% – экспериментальной группы не смогли продемонстрировать умения, обозначенные вышеназванным профессиональным стандартом как необходимые. На основании проведенного исследования было установлено, что низким уровнем сформированности готовности к проектированию и сопровождению индивидуального маршрута обладают 36% респондентов экспериментальной группы и 34,3% – контрольной группы; средним – 45,7% экспериментальной группы и 44,7% контрольной; 18,3% испытуемых экспериментальной группы и 21% контрольной группы продемонстрировали достаточный уровень, высокий уровень – 0%. Исходя из полученных данных была спроектирована и организована целенаправленная работа по повышению уровня готовности к проектированию и сопровождению индивидуального маршрута.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование авторским коллективом была разработана основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) профиля Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника. В комплексе документации, необходимой для реализации ОПОП, представлены учебные планы, рабочие программы дисциплин, программа Государственной итоговой аттестации. Все документы прошли экспертизу и были рекомендованы для внедрения в педагогический процесс вуза.

С сентября 2019 г. по май 2020 г. проводился формирующий этап эксперимента посредством внедрения в образовательный процесс вуза дисциплин, способствующих становлению готовности будущих специалистов в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута: «Теория и методика воспитания», «Современные технологии воспитания», «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях», слушателями которых стали участники экспериментальной группы.

В рамках изучения дисциплин «Теория и методика воспитания» и «Современные технологии воспитания» будущие специалисты в области воспитания получили базовые теоретические знания о разработке, внедрении и реализации элементов воспитательного процесса в педагогическую практику. В рамках курсов магистранты познакомились с такими понятиями, как «программа воспитания», «интерактивные технологии воспитания», «воспитательные технологии» и иные, что позволило будущим специалистам в области воспитания перейти к изучению дисциплины «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях».

Одной из задач преподавания данной дисциплины является формирование умений проектировать и реализовывать учебные и воспитательные индивидуальные образовательные программы и траектории. В структуре дисциплины наряду с другими запланированы для изучения темы, имеющие четкую практико-ориентированную направленность: «Современные тьюторские практики»; «Модели тьюторского сопровождения, их характеристика»; «Индивидуализация в образовании: подход и принцип»; «Индивидуальная образовательная программа»; «Сценирование учебно-воспитательного процесса посредством индивидуальных образовательных программ и траекторий обучающихся».

Приобретенные в процессе изучения вышеназванных дисциплин знания были востребованы магистрантами в процессе прохождения учебной (технологической (проектно-технологической)) практики. В процессе ее прохождения будущими специалистами в области воспитания были в полной мере реализованы идеи практико-ориентированной подготовки к проектированию индивидуального маршрута. Магистранты получили задание по проектированию индивидуального маршрута воспитанника, имеющего особые образовательные потребности.

По результатам прохождения практики все участники экспериментальной группы получили положительную оценку деятельности по проектированию индивидуального маршрута. В процессе выполнения задания будущие специалисты в области воспитания соблюдали этапность проектирования индивидуального маршрута, учитывали особенности образовательных запросов воспитанников, грамотно подбирали инструменты для проектирования индивидуальной траектории воспитания, предусматривали возможности взаимодействия с другими педагогическими работниками в процессе реализации индивидуального маршрута.

В ходе контрольного этапа эксперимента (сентябрь-октябрь 2020 г.) участникам контрольной и экспериментальной групп были предложены выполнение компетентностно-ориентированных заданий, решение кейс-задач, выполнение тестов, анкетирование. 73% слушателей экспериментальной группы продемонстрировали достаточный и 17% – высокий уровни сформированности готовности к проектированию и сопровождению индивидуального маршрута, что выражалось в знании правил педагогического проектирования, этапов создания проекта, требований к процессу построения индивидуальной траектории и индивидуального маршрута, особенностей возрастного и индивидуального развития обучающихся, которые подлежат учету в процессе проектирования индивидуального маршрута; умении проектировать элементы образовательной среды, предвидеть трудности адаптации и взаимодействия воспитанника, нуждающегося в индивидуальном маршруте, в конкретных условиях; владении системой современных педагогических и проектных технологий, технологиями проектирования форм и методов контроля результатов персонифицированного воспитания. При этом в контрольной группе низкий уровень готовности к проектированию индивидуальных маршрутов продемонстрировали 35% обучающихся, средний – 44%, достаточный – 21%, высокий уровень – 0% испытуемых.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Современное состояние педагогической науки и образовательной практики свидетельствует о том, что практико-ориентированная подготовка будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуальных маршрутов является актуальной и не до конца решенной проблемой, требующей дальнейшего исследования и проработки. В процессе исследования нами установлено, что в ходе обучения в магистратуре практико-ориентированная подготовка будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута должна быть осуществлена на основе деятельностного и компетентностного подходов и ориентирована на формирование профессиональных компетенций (ПК), гарантирующих готовность к проектированию, внедрению, психолого-педагогическому и тьюторскому сопровождению и персонификации процесса воспитания в условиях образовательных организаций различного типа.

Готовность будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута представляет собой развивающуюся комплексную характеристику личности, формирующуюся в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста в области воспитания, гарантирующую ему наличие умения грамотно прогнозировать процесс и результат воспитательного воздействия; способность подбирать адекватные проектировочные и воспитательные технологии, обеспечивающие персонификацию воспитания и учет особенностей субъектов образовательных отношений.

Готовность будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута обучающегося может быть эффективно сформирована в процессе внедрения комплекса программ дисциплин и практик посредством применения интерактивных технологий теоретического и практического обучения. Установлено, что практико-ориентированные знания формируются у будущих специалистов в области воспитания в рамках теоретической подготовки с применением квазипрофессиональных ситуаций, кейс-технологий, технологии решения проблемных задач и ситуаций, что становится основой для прохождения практики и приобретения практических умений и навыков по проектированию элементов образовательной среды, индивидуальных траекторий и маршрутов, персонификации процесса воспитания. При разработке ОПОП на направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника было отобрано содержание дисциплин и практик, целесообразно построен план, что обеспечило результативность практико-ориентированной подготовки будущего специалиста в области воспитания к проектированию индивидуального маршрута, способствовало повышению уровня мотивированности обучающихся к осуществлению практической деятельности в области воспитания.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01084)