Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COMPETENCE-BASED LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT THE MILITARY UNIVERSITY

Elagina V.S. 1 Salatova L.M. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
A competence-based approach to the organization of the educational process contributes to the modernization and development of military education that meets the modern requirements of society and the state to the level of professional training of military specialists. The competence-based approach strengthens the applied nature of training, indicates the need to acquire the ability to implement knowledge of a foreign language in professional activities and everyday life. The purpose of this study is to determine the features of competence-oriented foreign language learning in a military University. The methodological basis of the work is based on the principles of competence, activity and communication approaches to the organization of English language learning in the process of military professional training of future military specialists. As empirical methods in our research, we used the analysis of psychological and pedagogical and legal literature, systematization and generalization of pedagogical experience in a military University. In the process of learning a foreign language in a military University, universal competencies are formed: UC-4, focused on the formation of cadets 'ability to use modern communication technologies, and UC-5, aimed at developing cadets' ability to intercultural interaction. The effectiveness of foreign language learning by cadets is significantly increased by using competence-oriented tasks, game technologies, and organizing extracurricular independent activities that contribute to the development of mental activity, increase the level of assimilation of functional knowledge, and acquire skills that allow you to communicate fluently in English.
competence approach
training of cadets
competence-oriented tasks
game technologies

Современное техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет высокие требования к уровню военно-профессиональной подготовки курсантов военного вуза. Одним из направлений, способствующим развитию военного образования, выступает компетентностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса в военном вузе.

Компетентностно-ориентированный подход усиливает прикладной характер военного образования, указывает на необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать профессиональные знания, «способствует осуществлению универсального подхода к организации образовательного процесса в вузе и отражает технологии управления этим процессом в целом, самостоятельной деятельностью студентов, воспитательной работой вуза» [1, с. 13].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) последнего поколения определены универсальные компетенции, относящиеся к социальным категориям: «Коммуникация» и «Межкультурное взаимодействие». Их включение в стандарт обусловлено возрастающими требованиями к коммуникативным способностям современного офицера.

Категория «Коммуникация» включает УК-4, содержание которой ориентировано на формирование у курсантов «способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке (ах), для академического и профессионального взаимодействия». Категория «Межкультурное взаимодействие» включает УК-5, которая направлена на развитие у курсантов способности анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия [2].

Метапредметный характер универсальных компетенций позволяет обучающимся устанавливать межличностные отношения, быстро адаптироваться к меняющимся условиям как в обществе, так и в военно-профессиональной деятельности.

Понятие «универсальный» подчеркивает возможность формировать универсальные компетенции при изучении разных учебных дисциплин, а также использовать уже приобретенные компетенции в различных видах деятельности. Метапредметный характер универсальных компетенций, обладая свойством широкого переноса, способствует быстрому и эффективному усвоению знаний и умений не только той учебной дисциплины, на которой они формируются, но и в процессе изучения других дисциплин.

Компетентностно-ориентированное изучение иностранного языка предполагает использование активных форм и методов обучения, игровых и проектных технологий, решение практико-ориентированных задач, что способствует развитию познавательного интереса и повышению мотивации к изучению иностранного языка, формирует коммуникативные и языковые компетенции.

Цель настоящего исследования заключается в определении особенностей компетентностно-ориентированного изучения иностранного языка в военном вузе.  

Материал и методы исследования. В качестве методологии исследования нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих принципов компетентностного, деятельностного и коммуникативного подходов к организации изучения английского языка в военном вузе.

К принципам коммуникативного подхода следует отнести: 1) развитие интереса к изучению иностранного языка; 2) активное взаимодействие курсантов в ситуациях общения различного характера, что позволяет расширить диапазон их коммуникативных связей в разных видах деятельности; 3) использование познавательных коммуникативных ситуаций, упражнений, заданий и задач, позволяющих формировать у курсантов коммуникативные навыки и развивать мыслительные умения в процессе активного общения; 5) развитие субъект-субъектных отношений между преподавателем и курсантами, что позволяет устанавливать конструктивные межличностные отношения, организовывать совместную творческую деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Безусловно, такой подход будет способствовать достижению цели обучения и повышению эффективности обучения курсантов иностранному языку.

Ведущие отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и иные, внесшие большой вклад в разработку и развитие теории деятельностного подхода, обращают внимание на важность следующих принципов как руководящих положений для организации образовательного процесса в вузе: 1) развитие личности в предметной деятельности; 2) организация активной познавательной деятельности курсантов в процессе изучения иностранного языка; 3) необходимость учета в процессе освоения иностранного языка общественно-исторического опыта, культурных традиций, духовных и материальных ценностей страны носителя языка; 4) развитие положительной мотивации к освоению иностранного языка; 5) индивидуальный характер обучения, максимально учитывающий психологические особенности обучающегося.  

Теоретическое обоснование компетентностного подхода к образованию как новой парадигме и модели раскрывается в работах В.В. Болотова, Е.В. Серикова, Е.В. Бондаревской,   С.В. Кульневич, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк и др. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности. При этом под результатом понимается не усвоенная информация, а способность специалиста действовать в различных ситуациях, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения. В образовательном процессе вуза, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям.

На наш взгляд, образование приобретает личную значимость, становится осознанным только в том случае, если оно самостоятельно приобретается курсантом в процессе его активной познавательной и учебно-профессиональной деятельности, создающей новые, сложные, профессионально ориентированные проблемы, требующие новых подходов к их решению [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс отличается от традиционного, прежде всего, организацией активной познавательной деятельности курсантов, связанной не только с усвоением знаний и умений, но и с планированием, реализацией, оцениванием и коррекцией собственной деятельности, развитием самостоятельного и ответственного отношения к учению, повышением мотивации к самосовершенствованию.

Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умений на практике применять знания. Следует отметить, что формирование военно-профессиональной компетентности курсанта не заканчивается с приобретением квалификации, ее развитие продолжается на протяжении всей жизни человека.

На основе компетентностного подхода к изучению иностранного языка у курсантов происходит формирование универсальных компетенций, которые служат важнейшей составляющей военно-профессиональной компетентности специалиста, показателем его профессионализма и мастерства. Результатом формирования универсальных компетенций являются знания элементов словообразования, способов сочетаемости лексических единиц, лексического грамматического минимума, основных терминов, которые необходимы для осуществления иноязычного делового общения, чтения и перевода текстов по военно-профессиональной и общенаучной тематике. У курсантов развиваются умения поддерживать общение на английском языке в сфере бытовой коммуникации, использовать английский язык в профессиональной коммуникации, в межличностном общении, аргументированно излагая свои взгляды, отстаивая собственную точку зрения, а также читать и понимать содержание текстов по военно-профессиональной тематике, составлять тезисы доклада по специальности, используя знание английского языка.

Изучая английский язык, курсанты овладевают навыками устно-речевого общения в форме диалогической и монологической речи, способами и приемами самостоятельной работы по изучению языка с использованием словарно-справочной, учебной и учебно-методической литературы, лексико-грамматическими навыками, необходимыми для военно-профессиональной деятельности, коммуникации в академической среде, а также различными видами чтения и перевода научно-технической и военно-профессиональной литературы.

Результатом формирования коммуникативной компетенции курсантов служат знания о способах образования лингвистических связей между языками, о культуре и традициях англоязычных стран, правилах речевого этикета. Обсуждая темы, связанные со специальностью, курсанты учатся задавать вопросы своим сокурсникам или отвечать на вопросы на английском языке. Кроме того, обучающиеся овладевают английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие темы, получения информации из зарубежных источников, приобретают навыки разговорно-бытовой речи, необходимой для повседневного общения.

Одним из направлений компетентностно-ориентированного изучения английского языка является использование в учебном процессе и на внеаудиторных занятиях компетентностно-ориентированных заданий, тестов, мини-кейсов, эссе проблемного характера, заданий в виде утверждения, эвристических ситуаций, требующих знания английского языка. Задания, предлагаемые курсантам, должны носить междисциплинарный характер, предполагающий применение знаний в военно-профессиональной деятельности, а также необходимых для дальнейшего изучения английского языка в вузе. По мнению Н.Г. Заречневой, систематическое использование таких заданий на занятиях способствует развитию мыслительной деятельности, повышению уровня усвоения функциональных знаний и приобретению навыков, позволяющих свободно общаться на английском языке [4].

Особенностью компетентностно-ориентированных заданий является ориентация их содержания на реально встречающиеся жизненные или военно-профессиональные ситуации, разрешение которых требует от курсантов самостоятельной деятельности. Для выполнения заданий обучающимся необходимо овладеть умениями самостоятельно находить нужную информацию, осуществлять выбор способа разрешения ситуации, часто носящей проблемный характер, планировать и оценивать результаты своей работы. Для оценки результатов курсантам предлагается разработать критерии и показатели оценивания. Такой подход мотивирует обучающихся к выполнению заданий, позволяет развивать у них понимание актуальности использованных знаний, умений применить на их практике. При таком подходе процесс обучения становится более осознанным, интересным и понятным для курсантов.

В процессе выполнения компетентностно-ориентированных заданий у обучающихся развиваются интеллектуальные умения: умения анализировать и осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать, давать оценку своих действий и результатов, полученных самостоятельно.

В качестве средств предъявления компетентностно-ориентированных заданий могут использоваться фрагменты фильмов, связанных с авиацией, работой штурманов, цифровые и графические материалы, конкретные ситуации, возникающие в полете, отрывки из художественной или специальной литературы. Безусловно, выполнение заданий, ориентированных на высокий уровень знаний английского языка, в том числе и авиационного английского языка, будет способствовать развитию коммуникативной компетенции курсантов.

Следует отметить, что использование компетентностно-ориентированных заданий в учебном процессе, включение их в активную познавательную деятельность, самостоятельный поиск решения проблемных практико-ориентированных ситуаций меняет отношение курсантов к изучению иностранного языка. Из пассивных слушателей и послушных объектов – исполнителей заданий и упражнений, предложенных преподавателем, они становятся субъектами образовательного процесса, активно включаясь в мыслительную деятельность. Таким способом создаются условия для саморазвития личности, развития творческих способностей, инициативности и самостоятельности. Компетентностный подход к формированию знаний, навыков и компетенций иностранного языка меняет стиль отношений преподавателя и курсанта: из транслятора знаний преподаватель становится консультантом, помощником, фасилитатором.

По мнению ученых, использование активных и интерактивных форм обучения на занятиях по иностранному языку значительно повышает эффективность формирования универсальных компетенций [5]. При этом содержание аудиторной работы курсантов, характер учебных заданий должны быть максимально приближены к содержанию военно-профессиональной деятельности будущих офицеров. Понимание значимости приобретаемых знаний, их роли для качественного исполнения служебных функций заставляет курсантов активно общаться друг с другом, решать коммуникативные задачи

На кафедре иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Челябинске преподаватели широко используют игровые технологии, позволяющие формировать универсальные компетенции. Так, с курсантами первого курса при изучении темы «Путешествие» организуется ролевая игра в парах «Customs». Один из участников игры выступает в роли таможенника, а другой ‒ в роли пассажира. По ходу игры пассажир заполняет таможенную декларацию. При этом он задает вопросы таможеннику и отвечает на его вопросы. При изучении темы «Hotel» курсантам предлагается ролевая игра «At the Reception – desk», где один участник – администратор гостиницы, а другой – турист, приехавший на отдых [6]. Использование ролевых игр в процессе изучения английского языка на 1–2-м курсах способствует подготовке курсантов к проведению деловых игр на старших курсах, где изучение английского языка ориентировано на формирование военно-профессиональной коммуникативной компетенции. На этом этапе профессиональной подготовки курсанты изучают дисциплину «Авиационный английский язык», в связи с этим меняется тематика игр, которые приобретают профессиональный характер, имитируя конкретную деятельность штурмана.

Так, в деловой игре «Диспетчер – пилот» курсантам предлагается сымитировать роль пилота и диспетчера. В процессе такой игры обучающиеся осваивают радиотелефонную фразеологию, учатся вести радиообмен в режиме полета. Наиболее сложными деловыми играми являются игры, условия которых заранее не обговариваются, т.е. курсантов не знакомят с условиями полета, при возникновении внештатных ситуаций им необходимо принимать самостоятельное решение. Например, курсанты ведут диалог «пилот – диспетчер» на одном из этапов полета, и преподаватель внезапно дает сигнал о возникновении какой-то неисправности в работе систем или оборудования самолета. В этой ситуации важно уметь быстро отреагировать на возникшую ситуацию, подобрать нужные языковые средства и верно осуществить коммуникацию.    

При изучении военно-профессиональной тематики большое значение приобретает проведение научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам современной авиации. Так, большой интерес у обучающихся вызывает конференция по теме: «Проблемы и перспективы развития современной авиации». В ходе конференции курсанты выступают с презентациями и докладами, посвященными различным видам авиационной техники, новейшим разработкам в авиации западных стран и Российской Федерации.

Опыт работы на кафедре иностранных языков позволил нам установить, что эффективность формирования универсальных коммуникативных компетенций возрастает, если курсанты получают возможность расширить знания английского языка, обучаясь по программам дополнительного образования. На кафедре разработана программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», которая позволяет овладеть английским языком на мировом уровне. В рамках данной программы курсанты получают мини-кейсы, задания проектного характера, требующие междисциплинарных знаний и коммуникативных умений, а также знаний в области международной безопасности, способов урегулирования военных конфликтов, прав и обязанностей участников военных действий и др. [7].

Заключение. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс в обучении иностранному языку в военном вузе не только способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, но и обеспечивает военно-профессиональную компетентность будущего военного специалиста, помогает переходу от традиционных педагогических концепций к новым педагогическим стратегиям.