Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF FILM AND TELEVISION DIRECTING

Bykova N.I. 1
1 Dostoevsky Omsk State University
The modern system of education in higher education is at the stage of actualization of many ideas that researchers and developers of educational standards have been working on over the past decades. The process of modernizing educational standards is a complex path of transition from one stage to another, which is constantly being interpreted, structured, and sometimes criticized and denied certain trends. It is quite difficult to comprehend the entire process today. In order to understand what is really happening in the higher education system, it is most effective, in our opinion, to consider the trends occurring in the field of one specialty or training area. As a material for analyzing trends in the development of educational standards of higher education, we have taken educational standards for the specialty «film and television Directing». The article compares three educational standards: Federal state educational standard 070601 for the specialty film and television Directing 2011, Federal state educational standard 55.05.01 for the specialty film and television Directing 2016. and the Federal state educational standard 55.05.01 in film and television Directing 2017 The analysis is carried out in the aspect of comparing the basic structural components and main sections.
educational standard
specialty program
film and television directing
areas of professional activity
objects of professional activity

Российская система высшего образования находится в стадии поиска наиболее эффективных моделей реализации образовательного процесса. Дискуссии в научной литературе продолжают привлекать внимание к наиболее сложным и трудным аспектам этого процесса.

В 2017 г. вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, которые продолжают процесс модернизации стандартов третьего поколения. Например, Е.В Караваева в статье «Квалификации высшего образования и профессиональ­ные квалификации: сопряжение с напряжением» подчеркивает мысль о том, что в конце 2017 г. должен завершиться му­чительный процесс «актуализации образовательных стандартов на основе профес­сиональных стандартов». Автор обращает внимание на тот факт, что у академического и у профессио­нального сообществ остается множество во­просов относительно реализации этого про­цесса [1, с. 5].

Многие исследователи вновь возвращаются к истокам, вспоминая, что в 2003 г. в связи с присоединением России к Болонскому процессу Европейское пространство высшего обра­зования подразумевало выполнение единых требований к классификации образовательных программ, академических степеней и квалификаций, к системе уровней и степеней образования, реализации компетентностного подхода и использованию системы зачет­ных единиц [2, 3].

Для изучения динамики развития образовательных стандартов была поставлена цель – провести сопоставительный анализ трех образовательных стандартов.

В результате достаточно динамичного процесса модернизации стандартов возникало много проблем и вопросов, требующих решения. Кардинальной особенностью стандартов третьего поколения становится «замена квалификационной модели образовательного процесса компетентностной. Стандарт не регламентирует содержание образования, а предъявляет требования к компетенциям выпускников – общекуль­турным, общепрофессиональным, профес­сиональным и профессионально-специали­зированным» [3, с. 75–76]. Именно компетенции как синергийный сплав знаний, умений и личных качеств человека выступают в каче­стве результатов освоения основной про­фессиональной образовательной программы [2, 3].

Стандарты первого и второго поколения (ГОС ВПО-1 и ГОС ВПО-2) «содержали требования к структуре и со­держанию образования соответствующего уровня, а также перечень дисциплин с ука­занием временного ресурса, необходимого для их освоения. Таким образом, они огра­ничивали возможности “маневра” при про­ектировании и реализации образовательных программ, а также практически исклю­чали академическую свободу студентов в выборе индивидуальной образовательной траектории» [4, с. 15]. Стандарты третьего поколения «…ФГОС являются “рамочными”. Они ори­ентируются не на ресурсы, а на результаты освоения образовательных программ (ком­петенции выпускников). При этом они не диктуют требования к минимуму содержа­ния образовательных программ и не определяют перечень предметов, подлежащих изучению, за исключением некоторых базовых дисциплин» [4, с. 15–16].

В данной ситуации наличие или отсутствие требований к обязательному минимуму образовательных программ в стандартах может являться и плюсом, предоставляющим определенные свободы в манипулировании учебным материалом, и минусом, позволяющим чрезмерно развести процесс обучения по одним и тем же программам в разных вузах. Большинство базовых дисциплин в стандартах предыдущего поколения «…регламентировалось обязательным минимумом содержания, что, с одной стороны, позволяло урегулировать разнобой в объеме и составляющих компонентах изучаемого материала, с другой стороны, не закрывало возможностей для расширения содержания» [5].

Ориентированность на формирование компетенций предполагала провести интеграцию с профессиональным сообществом. Это крайне сложная задача, которая в данный момент еще не реализована. Поэтому работодателей продолжает беспокоить несоответ­ствие выпускников профессиональным квалификацион­ным требованиям. Для ликвидации разрыва между сферой труда и сферой образования была создана структура советов по про­фессиональным квалификациям [6]. Это явилось важной и своевременной мерой.

Материал и методы исследования

Для решения поставленной задачи – проследить основные тенденции развития образовательных стандартов высшего образования – рассмотрим динамику изменений образовательных стандартов третьего поколения по одной специальности: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г.

ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 88 от 24 января 2011 г. ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1427 от 16 ноября 2016 г. Спустя девять месяцев утверждается следующий стандарт. ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 733 от 1 августа 2017 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Процессы модернизации стандартов направлены на углубление развития профессиональных навыков. При сопоставлении трех стандартов последнего десятилетия, в первую очередь, обращает на себя внимание отказ от очно-заочной и заочной формы обучения во ФГОС ВО 2017 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 2017 г. начинается с регламентации общих положений. Пункт 1.3. общих положений однозначно констатирует факт, что обучение может осуществляться в очной форме [7]. Во ФГОС ВПО 2011 г. и ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения предполагалась возможность обучения в очной, очно-заочной и заочной формах.

Переход исключительно на процесс обучения только в очной форме вызывает много вопросов. С одной стороны, данная специальность предполагает необходимость вырабатывать профессиональные компетенции, которые формируются исключительно в процессе постоянного соединения теоретических знаний и практических занятий. С другой стороны, регионы нуждаются в специалистах данной сферы, которые имеют опыт практической работы на телестудиях и видеостудиях и не имеют специального образования, поэтому потребность в получении образования в заочной форме всегда присутствует. Причем в соответствии с п. 1.5. при реализации программы специалитета допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В то же время реализация программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий не допускается [7].

Можно отметить и плюсы, и минусы такого подхода. Разумеется, более высокое качество предоставления образовательных услуг в очной форме никем не оспаривается, в то же время потребность в заочной форме обучения в регионах сохраняется. Переход на процесс обучения только по очной форме объясняется спецификой вырабатываемых компетенций и необходимостью углубления профессиональных навыков. Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников в сфере кино и телевидения. Данный вид деятельности предполагает наличие сформированных у выпускников компетенций, которые трудно приобретать в заочной форме.

Размышляя о динамике модернизации образовательных стандартов, необходимо проанализировать характеристики профессиональной деятельности. Пункт 4.1 ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения определяет области профессиональной деятельности специалистов. В стандарте выделены следующие три области:

– создание в процессе художественно-творческой производственной работы на кино-, теле-, видеостудиях и других кинематографических и телевизионных организациях, радио, интернет-издательствах, в средствах массовой информации аудиовизуального произведения;

– руководящая работа в киноорганизациях и на телевидении;

– педагогическая деятельность в образовательных учреждениях соответствующего профиля [7].

Аналогичная часть стандарта ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. в п. 4.1. определяет области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета.

Сопоставляя области профессиональной деятельности двух стандартов, можно отметить следующее. В стандарте 2011 г. выделяются три области профессиональной деятельности. Две из них практически повторяются. Отличия в формулировках представляют собой скорее стилистические и лексические уточнения. Однако привлекает внимание факт отсутствия такой области профессиональной деятельности, как педагогическая деятельность.

Исключение из области профессиональной деятельности педагогической деятельности предполагает определенные изменения как разделов стандарта, так и отдельных компонентов программы обучения.

Также следует отметить некоторые разночтения между областями и объектами профессиональной деятельности.

ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., включающий в объекты профессиональной деятельности педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, в п. 4.2, характеризуя объекты профессиональной деятельности специалистов, включает в объекты учащихся образовательных учреждений профессионального образования в области культуры и искусства. Во ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения, несмотря на то, что из области профессиональной деятельности исключена педагогическая деятельность, в объектах профессиональной деятельности сохраняются обучающиеся как объект. Этот пункт звучит в следующей редакции: «лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [7].

Логика развития стандарта предполагала в связи с исключением из области профессиональной деятельности выпускников педагогической деятельности изменение видов профессиональной деятельности и специализаций. Однако этого не происходит в ФГОС ВО 2016 г.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 2011 и 2016 гг. обозначены четыре вида профессиональной деятельности и 6 специализаций.

ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения определяет такие виды профессиональной деятельности, как:

– художественно-творческая;

– производственно-технологическая;

– организационно-управленческая;

– педагогическая [7].

ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения сохраняет четыре вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета, включая педагогический вид деятельности, несмотря на то, что из области профессиональной деятельности педагогическая деятельность исключена. «Производственно-технологическая» деятельность получает название «творческо-производственная», что, на наш взгляд, наиболее точно отражает конкретную профессиональную деятельность выпускника.

Во ФГОС ВПО 2011 г. выделяются шесть специализаций.

  1. «Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог».
  2. «Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог».
  3. «Режиссер анимации и компьютерной графики, педагог».
  4. «Режиссер телевизионных программ, педагог».
  5. «Режиссер мультимедиа, педагог».
  6. «Режиссер интернет-программ, педагог».

Во ФГОС ВО 2016 г. сохраняются все шесть специализаций. Скорректирована формулировка 4 специализаций. Название специализаций представлено в следующей редакции: режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог. Специализация уточнена, так как добавлены телевизионные фильмы, что вполне закономерно в связи с активной тенденцией телевизионных каналов снимать фильмы по собственным проектам.

Серьезная корректировка области профессиональной деятельности, объектов профессиональной деятельности и специализаций происходит во ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения в 2017 г.

В стандарте сохраняется понятие «области профессиональной деятельности», но уходит термин «объекты профессиональной деятельности» и вводится понятие «сферы профессиональной деятельности».

Пункт 1.11. «Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее – выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность» представлен в следующей редакции:

«01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

04 Культура, искусство (в сфере экранных искусств);

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере создания аудиовизуальных произведений в средствах массовой информации, в том числе на телевидении, в интернет-издательствах).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника» [7].

Тенденция, которая наметилась в 2016 г., когда из области профессиональной деятельности выпускников была исключена педагогическая деятельность, окончательно оформилась в данной редакции Федерального государственного образовательного стандарта. Как мы видим из вышеприведенного материала, в объектах и сферах профессиональной деятельности представлен такой объект, как «Образование и наука», но в скобках присутствует ограничение: «в сфере научных исследований». Таким образом, речь идет об изучении образовательного процесса, а не о педагогической деятельности.

Разумеется, в соответствии с логикой модернизации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения в 2017 г. количество задач профессиональной деятельности уменьшается до двух типов:

– художественно-творческая;

– творческо-производственная [7].

Как видим, уходят два вида профессиональной деятельности: организационно-управленческая и педагогическая. Серьезная корректировка области профессиональной деятельности, сферы и задач профессиональной деятельности не могла не отразиться на многих компонентах стандарта (в частности, изменились формулировки специализаций). Изменения коснулись одного, но принципиально важного аспекта. В формулировке специализаций отсутствует слово «педагог». Пункт 1.13 изложен в следующей редакции:

«При разработке программы специалитета Организация выбирает специализацию программы специалитета из следующего перечня:

Режиссер игрового кино- и телефильма;

Режиссер неигрового кино- и телефильма;

Режиссер анимации и компьютерной графики;

Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм;

Режиссер мультимедиа;

Режиссер интернет-программ» [7].

На наш взгляд, такое изменение специализаций предполагает более целенаправленную ориентацию программы специалитета на решение профессиональных задач, но в то же время для регионов это не очень удачное решение, на наш взгляд, так как в системе среднего, высшего и дополнительного образования нет достаточного количества педагогов специальных дисциплин.

Выводы

Анализируя процессы модернизации образовательных стандартов на примере стандартов третьего поколения по одной специальности: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г., можно проследить динамику перехода на систему образования, ориентированную на профессиональные стандарты и требования профессионального сообщества. Данный процесс, предполагающий актуализацию многих образовательных задач, находится в стадии формирования, и те динамические процессы, которые нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последней редакции, еще требуют серьезного осмысления.