Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES AND OPPORTUNITIES OF THE MASTER'S DEGREE INSTITUTE IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Demidko E.V. 1 Trinadtsatko O.A. 1
1 FBSEO HE «Pacific National University»
Сегодня часто возникает дискуссия о том, насколько разделение системы высшего образования на уровни бакалавриата, специалитета и магистратуры необходимо для целей повышения качества подготовки профессиональных кадров. Насколько каждый из указанных уровней специфичен? Что определяет их особенности и возможности? Именно в раскрытии некоторых аспектов этой проблематики, а именно относительно института магистратуры, и заключается цель данной статьи. Авторы рассмотрели отличия бакалавриата, специалитета и магистратуры; изучили работы различных исследователей по проблемам и перспективам института магистратуры, его роли в системе высшего образования. Показано следующее: стержневым критерием качества процесса подготовки магистра должно быть формирование индивидуализированного образовательного процесса такого уровня, который не просто даст возможность получать новые знания и умения, а позволит системно познавать всю глубину изучаемых объектов, их качественных и количественных внешних и внутренних взаимосвязей. Предложена система подготовки магистрантов, которая может существенно поднять уровень выпускников и позволит им представлять себя на рынке труда как специалистов, способных к генерации новых знаний и успешной их реализации на основе современных инновационных методик. Авторами утверждается, что институт магистратуры может развиваться только при, во-первых, максимальном учете будущих изменений научно-технических и социально-экономических условий и факторов народно-хозяйственного комплекса страны в целом и регионов в частности и, во-вторых, при адекватной внешним изменениям трансформации своей внутренней среды.
higher education system
educational program
master's degree
professional competence
quality of education

В современном мире значение высшего образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Активную роль в этом играет государство посредством всесторонней модернизации высшего образования с привлечением необходимых ресурсов, созданием механизмов их рационального использования.

Институт магистратуры в процессе указанной модернизации занимает здесь специфическое место: если для специалитета и бакалавриата основной целью является подготовка специалистов, то для института магистратуры цель более специфична – подготовка не просто специалистов, а таких сотрудников, которые способны к эффективной научной деятельности в сфере своей компетенции. Поэтому институт магистратуры и отличается более высокими требованиями: формирование у обучающихся углубленного уровня теоретических знаний и практических навыков, вырабатывание и закрепление способностей к научно-исследовательской работе, раскрытие и развитие профессиональных и личностных качеств.

Цель исследования – выявление особенностей и возможностей института магистратуры в системе высшего образования.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили теории и исследования зарубежных и отечественных педагогов и ученых, изучавших и изучающих проблему развития института магистратуры.

Сегодня высшее образование в Российской Федерации структурно построено на основе подходов Болонского процесса и включает три основных уровня: бакалавриат, специалитет и магистратуру. Существуют разные оценки такой трансформации, но факт остается фактом. Цель такой реорганизации, по утверждению ее инициаторов, заключалась в том, чтобы синхронизировать с европейскими принципами высшего образования систему высшего образования в России. Сравним различные показатели бакалавриата, специалитета и магистратуры (табл.).

Сравнительная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры

Показатель

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Основа образовательной программы

ФГОС ВО по направлениям

Минимальный уровень образования при поступлении

Среднее общее образование

Бакалавриат, специалитет

Срок обучения (очная форма), лет

4

5, 6

2

Документ об образовании

Диплом бакалавра

Диплом специалиста

Диплом магистра

Степень, квалификация

Академический (прикладной) бакалавр

Специалист

Магистр

Характер

образования

Общая профессиональная подготовка по определенному направлению без узкой специализации

Специальная профессиональная подготовка, ориентированная на практическую работу по выбранному направлению

Фундаментальная подготовка, ориентированная на научно-исследовательскую деятельность

Форма ИГА (определяется образовательной организацией)

Защита бакалаврской выпускной

квалификационной работы

Защита дипломной работы (проекта)

Защита магистерской диссертации

Перспективы дальнейшего уровня обучения

Магистратура

Магистратура, аспирантура

Аспирантура

 

Из приведенной сравнительной таблицы видно, что для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, а для программ магистратуры – высшее образование любого уровня. При этом, в отличие от программ бакалавриата и специалитета, обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научно-исследовательские организации.

Стоит указать и на то, что содержательно образовательные программы магистратуры более практико-ориентированы по сравнению с программами бакалавриата и специалитета. Это обусловливает более высокие требования к уровню квалификации преподавателей, к их практическому опыту работы по направлениям магистратуры; в институте магистратуры также, если сравнивать с бакалавриатом и специалитетом, существенно больше уделяется внимания и отводится времени на исследовательскую деятельность и производственную практику.

Обучение в магистратуре развивает узкопрофильные и профессиональные компетенции, диплом о прохождении магистратуры — обязательное требование для тех, кто планирует учиться в аспирантуре (адъюнктуре), на программах ординатуры. Именно поэтому роли и особенностям функционирования института магистратуры в системе российского образования посвящено значительное количество теоретических научных трудов и практических исследований.

Так, например, Т.Н. Иващенко анализировал роль института магистратуры в современном российском высшем образовании, один из его выводов: одно из положительных последствий появления этого института – это повышение требований к опыту практической работы профессорско-преподавательского состава в конкретных проектах действующих предприятий [1].

О.Ф. Пиралова провела анализ уровня конкурентоспособности магистров на основе исследования магистерских образовательных программ [2]. Она доказывает, что качество магистерского образования – это результат, который определяется двумя основными составляющими: первая – тщательность и глубина проработки магистерской образовательной программы, которая должна отражать как требования общества в целом, так и соответствующих направлению магистратуры отраслей народного хозяйства в частности; вторая – формы и методы процесса обучения непосредственно определяют развитие профессиональных и личностных способностей магистрантов, уровень их исследовательской компетентности.

А.В. Идиатуллин анализировал трудности внедрения нового уровня высшего образования – магистратуры, которые возникают у отраслевой системы вузов культуры и искусства. По его мнению, основная проблема здесь определяется именно особенностями данной сферы, особенно в части теоретических исследований, так как основные компетенции часто связаны с личностными особенностями обучающихся [3].

Н.В. Мироненко исследовал тенденции изменений в магистерских программах, представленных на международном рынке образовательных услуг. Автор констатирует, что основные тенденции здесь сфокусированы на направлении непосредственно научно-исследовательской деятельности, на ее методологии, формах и методах, причем не только универсальных, но и специфичных для каждой сферы деятельности [4].

Ф.Ф. Фролова рассматривает становление двухуровневой модели высшего образования России, проводит анализ особенностей двухуровневой модели отечественного образования, требований к образовательным программам бакалавриата и магистратуры, их принципиальных особенностей [5].

М.М. Хачев провел анализ региональных особенностей, присущих магистратуре, и сделал вывод о том, что, хотя региональные условия и влияют на содержание программ обучения, но не настолько, чтобы говорить о существенном их отличии, так как во многих сферах деятельности действуют одни и те же объективные закономерности [6].

И.Б. Стукалова проводит анализ эволюции магистратуры в России и предлагает перспективные направления ее развития. Указанный исследователь делает акцент на многих точках развития и одним из важнейших факторов видит повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных и научно-исследовательских организаций [7].

Основываясь на трудах указанных выше и других авторов, а также на основе проведенного авторами статьи анализа, можно выделить две другие значимые особенности магистратуры.

1. Магистратура во многом, как уже ранее указывалось, основана на научно-исследовательской работе и практической деятельности на производственных предприятиях и в других организациях, что обеспечивает необходимую специализацию в конкретной области деятельности, следовательно, повышает конкурентоспособность магистранта на рынке труда.

2. Режим и организация занятий позволяют обучающимся самостоятельно определять свой график обучения, сохраняя тем самым возможность обучения без ущерба для профессиональной деятельности.

Однако основной особенностью магистратуры является, на наш взгляд, возможность создания такой системы обучения, которая будет учитывать когнитивные и личностные особенности обучающихся для формирования их индивидуальных образовательных траекторий. Эта проблема в связи с требованиями различных участников образовательного процесса в индивидуализации обучения имеет очень высокий приоритет, так как ее решение позволяет кардинально повысить качество подготовки специалистов независимо от различий в их базовой подготовке.

Такая система подготовки магистрантов должна базироваться на следующей аксиоме: выявление качества усвоения обучающимися теоретических и практических аспектов своей специальности, системности познания всей глубины изучаемых объектов, их качественных и количественных внешних и внутренних взаимосвязей с последующим контролем изменений этих результатов обучения – определяющая задача в системе любого образования, как, собственно, и в другом любом виде деятельности, где отсутствие данных о ее результатах не позволяет оценить эффективность и результативность спланированных и реализованных мероприятий. К тому же наличие объективной информации об изменении уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся при их взаимодействии с конкретным преподавателем дает возможность объективно оценить и профессиональные качества этого преподавателя. А аналогичная совокупная информация о группе или потоке обучающихся позволяет оценить эффективность образовательного процесса в целом, а также определить направления его улучшения.

Для эффективного достижения этой цели необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов, которые обусловлены спецификой института магистратуры.

Первый принцип. Организации, где ведется подготовка магистров, должны сделать основной акцент в своей образовательной деятельности на требования рынка труда по конкретным направлениям специализации, для чего важно сформировать структуру, которая позволяла бы системно вести изучение этих требований, причем не только формально определенных и установленных квалификационными требованиями отраслей и предприятий, но и предполагаемых в будущем, подразумеваемых обществом перманентно как само собой разумеющиеся. Такой структурой может быть ресурсный центр, созданный вузами и предприятиями региона, который будет организовывать и координировать эту работу по адаптации образовательных программ вузов, формирующих профессиональные компетенции, к требованиям рынка труда, привлекая в том числе школу и средние профессиональные учебные заведения.

Второй принцип. Основой предлагаемой системы подготовки должна быть система междисциплинарных знаний, структурированная по уровням иерархии от профессиональных компетенций вверху и нисходящая к базовым понятиям, терминам, категориям и аксиомам внизу (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия систематизированной междисциплинарной структуры знаний

Данная структура должна быть визуально представлена в виде схемы, наглядно показывающей обучающимся значимость различных «кирпичиков» в системе изучаемых дисциплин для достижения ими установленных профессиональных компетенций, – это визуальная схема той структуры знаний, умений и навыков, которая будет формироваться у студентов.

Третий принцип основан так же, как и предыдущие, на указанной ранее аксиоме. Его суть заключается в необходимости выявления структуры знаний обучающихся, которая сформировалась на конкретном этапе обучения после прохождения ими заданного тематическим планом объема материала. Задача – объективно установить индивидуальные «пробелы знаний» у обучающихся по различным темам и разделам дисциплин с использованием интеллектуальной системы тестирования. Далее на основании этого осуществляется корректировка индивидуального плана обучения для конкретного магистранта.

Общая последовательность такого учебного процесса будет состоять из нескольких блоков (рис. 2).

Рис. 2. Общая последовательность учебного процесса

Используя предложенную систему подготовки магистрантов, можно существенно поднять уровень выпускников, что позволит им представлять себя на рынке труда как специалистов, способных к генерации новых знаний и успешной их реализации на основе современных инновационных методик.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные авторами в процессе исследования, показывают, что сегодня институт магистратуры в системе высшего образования имеет как общие с бакалавриатом и специалитетом черты, так и специфические характеристики, существенно влияющие на его качественную составляющую и содержательную наполненность, определяющие методологию формы и методы обучения, организацию образовательного процесса. Именно поэтому стержневым критерием качества процесса подготовки магистра должно быть формирование индивидуализированного образовательного процесса такого уровня, который не просто даст возможность получать новые знания и умения, а позволит системно познавать всю глубину изучаемых объектов, их качественных и количественных внешних и внутренних взаимосвязей.

Заключение

Таким образом, институт магистратуры может развиваться только при, во-первых, максимальном учете будущих изменений научно-технических и социально-экономических условий и факторов народно-хозяйственного комплекса страны в целом и регионов в частности и, во-вторых, при адекватной внешним изменениям трансформации своей внутренней среды. Фактически речь идет не об исключительно достижении тех или иных целей обучения, но и о создании личности исследователя.