Развитие современного информационного общества характеризуется становлением цифровой экономики, активным внедрением быстро обновляемых высокотехнологичных компьютерных средств и коммуникационных систем во все профессиональные сферы. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта в этих условиях характеризуется:
- умениями поиска, сбора, обработки больших объемов информации различного вида (текстовая, числовая, графическая, аудио и видео);
- знаниями визуальных, контролирующих электронных ресурсов по различным видам спорта;
- владением функционалом средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих моделировать спортивные соревнования, разбирать тактические действия, проводить статистический анализ данных и на их основе делать продуктивные прогнозы.
Умения тренера эффективно использовать в ходе информационно-аналитической деятельности различную по видам и объему информацию для решения задач планирования, сопровождения тренировочного процесса являются сегодня особенно востребованными [1].
В психолого-педагогической науке понятие «информационно-аналитическая компетентность» является достаточно глубоко исследованным. В педагогических исследованиях, посвященных формированию и развитию информационно-аналитической компетентности, выделены сущностные характеристики данного понятия, структурные компоненты. Большинство исследователей рассматривают данное понятие в контексте конкретных специальностей и направлений подготовки. В диссертационном исследовании Е.С. Гайдамак данное понятие рассматривается применительно к подготовке магистров физико-математического направления подготовки и трактуется с точки зрения решения профессиональных задач на основе семантической обработки информации [2]. Теоретические основы понятия информационно-аналитической компетентности будущего специалиста в процессе решения профессиональных задач с применением методов системного анализа и компьютерного моделирования рассматриваются в работе Н.И. Рыжовой, И.В. Фомина [1]. Камаева Т.С. исследует специфику формирования в условиях среднего профессионального образования информационно-аналитической компетентности будущих экономистов [3].
Существует ряд работ, посвященных исследованию информационно-аналитической деятельности специалистов физической культуры и спота. В исследовании А.М. Абрамяна сделаны выводы о том, что использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в физкультуре и спорте обеспечивает развитие и координацию международных и межрегиональных спортивных связей; современные методы управления спортивной отраслью [4]. Т.В. Хованская, исследуя процесс информационно-аналитического сопровождения тренерской деятельности, определяет следующие основные компоненты информационно-аналитической компетентности тренеров [5, с. 23]:
– организация поиска и отбор информации по видам спорта;
– структурирование информации о тренировочной и соревновательной деятельности с помощью информационных технологий;
– умение оценивать достоверность, полноту, объективность информации о тренировочной и соревновательной деятельности;
– умение принимать решения по планированию тренировочного процесса на основе полученной информации.
Формирование информационно-аналитической компетенции связано с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Исследователи П.К. Петров [6], В.К. Бальсевич [7], Савельева О.В., Иванова Л.А. [8] подчеркивают значимость применения ИКТ в диагностической деятельности и организации мониторинга физического состояния спортсменов и обучающихся. Необходимо совершенствовать в этом направлении процесс подготовки педагогов по физической культуре и тренеров.
За последнее десятилетие многократно увеличились и качественно изменились технические и программные средства хранения, обработки, передачи большого объема информации о физиологических, биохимических особенностях подготовки спортсменов, результатах спортивных соревнований и др. Однако, как показывает практика, использование тренерами традиционных, ранее апробированных средств и методов не всегда приводит к требуемым результатам. Опора на малочисленные параметры без обоснованной и аргументированной корректировки тренировочного и соревновательного процесса не обеспечивает высоких результатов, что может привести к нежелательному физическому и психологическому состоянию спортсмена [6]. Если тренер владеет информационно-аналитической деятельностью для решения поставленных задач, то это станет залогом его успешности в тренерской деятельности.
Цель исследования заключается в обосновании актуальности совершенствования процесса формирования информационно-аналитической компетентности будущих магистров физической культуры и спорта в аспекте применения информационно-коммуникационных технологий. Существующий образовательный процесс подготовки магистров в физкультурных вузах недостаточно обеспечивает необходимый уровень формирования и развития информационно-аналитической компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВО) по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» определяет типы задач профессиональной деятельности магистров: аналитический и научно-исследовательский, каждый из которых предполагает владение информационно-аналитической компетентностью. Следует отметить, что в перечне компетенций в стандарте можно выделить те из них, которые связаны с информационно-аналитической деятельностью:
ОПК – 7 способен управлять взаимодействием заинтересованных сторон и обменом информацией в процессе подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд;
ОПК – 9 способен проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний.
В содержании основной образовательной программы по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» вопросы применения ИКТ для осуществления информационно-аналитической деятельности могут быть представлены в дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в науке и спортивной практике». Однако чаще всего при обучении данной дисциплине у будущих магистров по физической культуре и спорту формируются только общепользовательские компетенции по применению ИКТ в данной профессиональной сфере. Теоретические и практические вопросы применения ИКТ в процессе информационно-аналитической деятельности в сфере физической культуры и спорта раскрыты в содержании данной дисциплины недостаточно. Следует отметить также, что и в программе бакалавриата по данному направлению подготовки этому вопросы уделяется крайне мало внимания, т.к. в соответствующих учебных планах с 2019 года, как правило, отсутствует дисциплина «Информатика». Всё это приводит к тому, что информационно-аналитическая компетентность является наиболее отстающим участком тренерской деятельности.
Нарастающая эпоха больших данных ставит новые требования к подготовке специалистов многих профессиональных направлений. Объем различной информации настолько быстро возрастает, что требуется осваивать компьютерные инструменты для анализа всех видов данных [9]. Большие данные становятся важным «корпоративным активом» в спорте, жизненно важным вкладом и основой новых моделей подготовки спортсменов. Это приводит к потребности формирования новых компонентов информационно-аналитической компетентности, на основе которых будут приниматься оптимальные решения в ходе тренировочной деятельности [10].
Материал и методы исследования. С целью обоснования актуальности исследования нами было проведено тестирование, в котором приняли участие магистры 1 и 2 курса направления подготовки 49.04.01 «Физическая культура», профиль «Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта» и 49.04.03 «Спорт», профиль «Спорт и система подготовки спортсменов» (плавание) и (единоборства). Всего в исследовании приняли участие 42 человека. Вопросы теста были составлены на основе работы Хованской Т.В. [5], выделившей структуру информационно-аналитической компетентности. В содержание теста были включены задания, позволяющие определить способности студентов эффективно организовать поиск и отбор информации по видам спорта; владеть приемами применения информационных технологий в процессе структурирования тренировочной и соревновательной информации; обладать умениями оценивать достоверность, полноту, объективность информации, полученной на тренировках и соревнованиях; владеть приемами принятия решений в ходе планирования тренировочного процесса на основе полученной информации. Вопросы теста также учитывали современные тенденции обработки больших данных в сфере физической культуры и спорта. Каждый ответ на тестовое задание оценивался одним баллом. Также для оценки достигнутого уровня обученности в области использования средств ИКТ в педагогической и тренерской деятельности студентам предлагалось выполнить практическую работу, состоящую из 10 заданий. Выполнение каждого задания оценивалось по четырехбалльной шкале, где отлично - 4 балла, хорошо - 3 балла, удовлетворительно - 2 балла и неудовлетворительно - 1 балл. Максимальная общая оценка за выполнение практической работы составляла 40 баллов.
Результаты исследования и их обсуждение. При ответе на вопросы теста магистранты показали высокие и средние результаты владения ИКТ на пользовательском уровне. На достаточном уровне сформированы общепользовательские умения по сбору, обработке, хранению, передаче информации. Результаты тестирования и выполненные практические задания показали, что подготовка магистров недостаточно ориентирована на использование информационно-аналитических систем управления учебно-тренировочными процессами по физической культуре и спорту. Требует совершенствования подготовка магистров в вопросах применения современных цифровых средств диагностики физического состояния обучающегося и спортсмена. Проведенное тестирование показало, что студенты не владеют технологией работы с большими данными профессионально ориентированного характера, не знают способы их применения в процессе тренерской аналитической деятельности.
В соответствии с результатами исследования предлагается усилить содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в науке и спортивной практике» для магистров физической культуры и спорта первого года обучения вопросами практического использования средств ИКТ:
- классификация ИТ в физической культуре и спорте;
- информационные технологии в судействе соревнований;
- ИТ в обслуживании спортивных соревнований;
- научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов;
- автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов;
- информационные технологии в биомеханическом анализе двигательных действий и в моделировании тренировочного процесса;
- информационные технологии моделирования и прогнозирования в спорте.
Тематический план практических занятий по данной дисциплине:
Практическая работа № 1. Информационные технологии в спорте высших достижений.
Практическая работа № 2. Информационные технологии в спортивной тренировке.
Практическая работа № 3. Компьютерная диагностика в спорте.
Практическая работа № 4. Организация мониторинга с использованием информационных технологий в спорте.
Практическая работа № 5. Информационные технологии в организации и проведении спортивных соревнований.
Практическая работа № 6. Обработка спортивных результатов и педагогических исследований статистическими методами в Microsoft Excel и ПП Statistica.
Практическая работа № 7. Использование информационных технологий в биомеханическом анализе двигательных действий и моделировании тренировочного процесса.
Практическая работа № 8. Создание электронного портфолио спортивных достижений.
Практическая работа № 9. Разработка сайта спортивной организации с использованием конструктора сайтов.
На втором курсе в рамках специальной дисциплины «Технологии обработки больших данных в спорте» предлагается изучение следующих тем:
- «Математизация знаний по физической культуре и спорту»;
- «Теоретические основы моделирования и методы планирования»;
- «Системный анализ больших данных в задачах физической культуры и спорта»;
- «Компьютерная обработка, анализ и интерпретация данных»;
- «Системы дополненной и виртуальной реальности для формирования у спортсменов двигательных навыков и умений»;
- «Экспертные системы для планирования, контроля и управления тренировочным процессом спортсменов».
Обучение данной дисциплине должно носить практико-ориентированный характер и предполагать выполнение проектов в условиях реальной профессиональной деятельности. Тематика проектов в данный момент разрабатывается.
Заключение
В современном обществе востребованными являются не только мощность компьютерного оборудования, но и в большей степени получаемые данные и способы их анализа. ФГОС ВО направления подготовки 49.04.01 «Физическая культура», 49.04.03 «Спорт» недостаточно ориентированы на подготовку магистров в области использования информационных систем управления учебно-тренировочными процессами по физической культуре и спорту, а также в процессе диагностики физического состояния обучающегося и спортсмена. Проведенный теоретический анализ исследований, посвященных проблеме формирования информационно-аналитической компетентности специалистов физической культуры и спорта, результаты тестирования магистрантов подтвердили востребованность модернизации содержания и методики обучения за счёт введения в учебные планы специальной дисциплины, нацеленной на формирование компонентов информационно-аналитической компетентности будущих магистров в процессе работы с большими данными.
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что процесс подготовки магистров физической культуры и спорта должен быть ориентирован на формирование информационно-аналитической компетентности. При этом необходимо сделать акцент на новых компонентах данного понятия, связанных с технологиями работы с большими данными. Такая направленность подготовки будущих магистров будет способствовать развитию умений применения автоматизированных систем управления физкультурными и спортивными тренировками в условиях безопасного использования цифрового оборудования. Магистры будут готовы осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками тренировочного процесса. Применение технологий работы с большими данными ориентировано на использование электронных ресурсов сети Интернет, баз знаний, содержащих информацию об особенностях тренерской деятельности по различным видам спорта.