Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ANALYSIS OF 15 YEARS OF EXPERIENCE IN WORK OF THE STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY AT THE DEPARTMENT OF PAEDIATRIC DENTISTRY AND ORTHODONTICS AT THE KRASNOYARSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Galonskiy V.G. 1, 2 Tarasova N.V. 1 Surdo E.S. 1 Bril E.A. 1 Zhuravleva T.B. 1
1 FGBOU VO «Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University»
2 Federal Research Center Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the RAS, Research Institute of Medical Problems of the North
The article is devoted to demonstration of capabilities of a department’s student scientific society as an effective pedagogical tool forming clinical thinking and skills of scientific research work in medical students. Experience in students’ scientific research work organisation at the Department of Paediatric Dentistry and Orthodontics at the Krasnoyarsk State Medical University (KrasSMU) within the framework of a student scientific society is presented. Main areas in students’ scientific research work and pedagogical technologies applied by the academic teaching staff in organisation and work of the student scientific society at the Department are revealed. Analysis of 15 years of experience of the Department of Paediatric Dentistry and Orthodontics at the KrasSMU has been carried out with subsequent demonstration of the results achieved by project participants. A conclusion regarding efficacy of work of the student scientific society at the Department has been drawn focusing on peculiarities and nuances in organisation of such a type of pedagogical work in the modern environment.
student scientific society
higher medical education
higher education pedagogy
paediatric dentistry
students’ scientific research work

Студенческая работа, направленная на научно-исследовательскую деятельность, у обучающихся в медицинских образовательных организациях высшего образования является в большой степени эффективности качественной педагогической технологией улучшения подготовки будущих специалистов медиков, формирующей основы клинического мышления и способности применения в практической клинической практике новых и современных результатов инновационных достижений науки [1–3]. Основная профессиональная образовательная программа высшего медицинского образования диктует необходимость поиска новых подходов к организационному процессу, методикам проведения и результативным составляющим студенческой научно-исследовательской работы [4–6], в том числе осуществляемой студентами стоматологических факультетов медицинских образовательных организаций высшего образования, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения. Согласно нормам и правилам данного стандарта каждый из студентов, обучающийся на стоматологическом факультете, для повышения теоретических знаний и формирования навыков по специальности обязан в процессе обучения выполнить достаточно большой перечень научно-исследовательских работ разного направления, входящих в образовательную программу, как обязательную часть при прохождении практики по разным направлениям стоматологической специальности [7] .

В ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии сформировано и активно работает в течение многих лет студенческое научное общество (СНО), которое предусматривает мотивационное освоение в процессе обучения и практико-ориентированный подход в овладении избранной профессиональной деятельностью врача-стоматолога [8]. Участие студентов в СНО кафедры – это возможный шаг профессионального роста формирующегося специалиста, основные задачи которого – это ознакомление обучающегося с нерешенными проблемами стоматологии детского возраста, детальное изучение и освоение ее отдельных вопросов, понимание и получение практических навыков и компетенций относительно базовых основ, методологии и практических приемов НИР в условиях эксперимента и клиники, формирование у студентов основных навыков, необходимых для осуществления в настоящее время и в последующем периоде самостоятельной деятельности по избранной профессии [9, 10].

Цель работы: провести комплексный анализ эффективности опыта работы последних 15 лет СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ.  

Материалы и методы исследования. Работа основана на структурном разновекторном анализе архивных отчетных документов, относящихся к деятельности СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии стоматологического факультета КрасГМУ; изучении портфолио личных достижений студентов – участников СНО и профессорско-преподавательского состава кафедры, участвовавших в данных проектах в качестве научных руководителей, на общедоступном портале КрасГМУ; многолетнем личном опыте авторов публикации, осуществлении общего координационного руководства СНО кафедры и участии в качестве научных руководителей в отдельных проектах студенческих научно-изыскательских работ.

При организации работы СНО сотрудники кафедры придерживались следующих принципов: целесообразность и добровольность участия, учет интересов и возможностей обучающихся. Основная целью преподавателей, которую было необходимо достичь при работе обучающихся в СНО, – это привить его членам навыки научно-исследовательской работы и выработать стойкую мотивационную заинтересованность в достижении конечных полезных результатов своего труда. Важным компонентом обучения было достижение того, чтобы студент воспитывал в себе организованность и самостоятельность в работе, наблюдательность и скрупулезность в проведении исследования, осуществлял аналитическую и критическую оценку результатов своей работы, формировал собственное видение изучаемой проблемы.

Педагогические технологические, характеризующие особенности работы преподавателей со студентами – участниками СНО, заключались в том, что на кафедре принято выделять два основных базовых вида научно-исследовательской работы студентов: 1) научно-реферативную, 2) научно-практическую. Важным компонентом работы СНО является интегративная преемственность этих двух видов работ с возможностью привлечения студентов в СНО, начиная с младших курсов, объединяя их в общие рабочие группы по отдельным проблемам со старшекурсниками. При этом не исключалась возможность формирования отдельных сольных проектов при личной заинтересованности и эффективности выполнения работы.

Основные научные направления СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ были представлены следующими тематиками.

  1. Клинико-эпидемиологические исследования распространенности и интенсивности стоматологической патологии и различных заболеваний челюстно-лицевой области у детей и подростков на региональном уровне.
  2. Разработка технологий проведения санитарно-гигиенического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и их практическая апробация.
  3. Современные аспекты антропометрических исследований ЧЛО в норме и при патологии.
  4. Экспериментальные исследования различной тематики и направленности в отношении свойств и характеристик стоматологических материалов.
  5. Оценки достоверности и эффективности диагностических методов исследования, используемых в стоматологии.
  6. Демонстрация сложных клинических случаев больных, в лечении которых студенты СНО принимали непосредственное участие со своим научным руководителем.
  7. Поисково-исторические исследования профессионального трудового и творческого научного пути ветеранов кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ.

Научная деятельность студентов в СНО, относящаяся к реферативному уровню, не входящему в объем получаемой информации по общеобразовательному стандарту, состояла в детальной аналитической и критически оцениваемой работе над литературными источниками по проблеме с последующим формированием промежуточных научных продуктов в виде рефератов, докладов, сообщений, заслушиваемых и анализируемых на заседаниях СНО. Во время проведения данной работы студенты осуществляли первый шаг к научному творчеству в самостоятельном формате: получали навыки самостоятельной работы с научными литературными источниками, делали первые попытки анализа, отбора необходимой информации, ее критической интерпретации, структурирования и логического изложения. Если обучающийся, имея личное свободное время, был восприимчив и готов заниматься изучением дисциплины дополнительно, проявлял искреннюю заинтересованность в изучении ее современных достижений, то задача преподавателей состояла в том, чтобы научить его рационально и эффективно организовывать свою научную деятельность: формировать цель исследования, последовательный перечень задач, которые способствуют эффективному достижению поставленной цели; аналитически и дифференцированно изучать литературные источники; критически оценивать полученную информацию по информационному поиску, выделять положительные и отрицательные стороны изученного материала, высказывая свое мнение на проблему [11].

Научно-практическая работа студентов в СНО, выходящая за рамки действующего учебного плана, заключалась в совершенствовании мануальных навыков в конкретной области деятельности: 1) клинической, при работе с пациентами со сложной и неоднозначно трактуемой клинической ситуацией, 2) экспериментальной, заключающейся в четком, точном, детальном алгоритме отработки проведения схемы экспериментального исследования, 3) поисково-исторической, состоящей в готовности и умении вести диалог и грамотное интервьюирование лиц, являющихся первоисточником информации, по разрабатываемой тематике, относительно профессионального и творческого пути тех или иных персон и др.

Стандартный алгоритм работы преподавателя со студентами – участниками СНО обычно делился на несколько последовательных этапов.

  1. Подготовительный/вводный период – период адаптации студента к СНО, ознакомления и обучения азам и основам научно-исследовательской деятельности.
  2. Работа с литературными источниками по проблеме, определение уровня изученности и разработки проблемы, выделение «белых научных пятен», касающихся разрабатываемой проблемы, их аналитическая критическая оценка.
  3. Постановка цели и задач исследования, последовательное выполнение которых способствует достижению поставленной цели.
  4. Детальная отработка методологии исследования с формированием четких алгоритмов, способов и методов его проведения по каждой из поставленных задач.
  5. Непосредственное выполнение исследования студентом под контролем преподавателя путем предоставления промежуточных результатов исследования, их анализа, корректировки методологии проведения исследования, а в последующем – предоставления итоговых результатов исследования.
  6. Группировка полученных результатов исследования, их статистическая обработка и аналитическая оценка с формированием заключений и выводов относительно поставленной цели научно-исследовательской работы (НИР).
  7. Оформление полученных результатов НИР в виде конечных научных продуктов – докладов на конференциях, публикации научных статей и т.д.

Достаточно большое признание и понимание на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ получили заседания научного студенческого общества в виде семинаров, которые проводятся ежемесячно. Каждый из студентов СНО по результатам проведенной за отчетный период работы готовит краткое сообщение как отчет по выполнению поставленной задачи, в ходе заседания проходит обсуждение работы и ставятся новые цели и задачи по дальнейшему выполнению исследования. После завершения выполнения НИР результаты оформляются в виде краткого заключения – презентации полученных результатов. Обсуждение и критический анализ результатов НИР студентов развивают у последних компетенции, относящиеся к профессиональным, а именно формируемым профессорско-преподавательским составом у студентов, важными из которых являются навыки и умения искусства оратора – способности вести дискуссионную полемику и отстаивать свою точку зрения при различных вариантах направления данной полемики. Вышеуказанная методология способствует оценке базового уровня знаний, сформированного у обучающихся, и дает им объективную оценку со стороны преподавателя. Полученные материалы в ходе аналитического научного литературного поиска по заранее избранной теме исследования формируют и создают основную фундаментальную основу для участия студентов в научных конференциях.

Доклады результатов НИР студенческих научных работ на итоговых конференциях образовательных организаций высшего образования являются результирующим вектором итогов научной работы студентов, а оценки жюри с присвоением или неприсвоением призового места, признанием или непризнанием результатов исследовательской работы общественностью факультета стоматологии. Представление и защита докладов вырабатывают умение будущего врача выступать перед аудиторией, отвечать на поставленные вопросы, аргументированно и объективно защищать свое мнение и отстаивать свою точку зрения по вопросу.

Научным руководителем СНО, назначаемым заведующим кафедрой, является один из наиболее квалифицированных и опытных специалистов кафедры. Руководитель СНО обеспечивает организацию и практическое осуществление работы НИР студентов, представление результатов исследований на научные конференции, организовывает заседания СНО, привлекая к его работе преподавателей кафедры. Руководитель согласовывает со студентами тематику научных разработок исследований, которые рассматриваются, согласовываются и утверждаются на кафедральном заседании, в соответствии с пожеланиями научных руководителей [1]. Исходя из нашего практического опыта мы можем заключить, что руководитель СНО кафедры должен обладать навыками и компетенциями психолога, налаживая коммуникативный контакт со студентами – участниками СНО, формируя эффективную составляющую мотивационного компонента к проведению научных исследований, дифференцированно стимулируя индивидуальную и коллективную творческую заинтересованность обучающихся, а также преемственность студентов младших и старших курсов в выполнении исследовательских работ. В данном аспекте являются важными увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление и обеспечение возможности со стороны руководителя СНО публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках научных трудов конференций, отбор наиболее способных студентов для обучения в ординатуре и аспирантуре. Устарелое моральное стимулирование студентов – получение зачета «автоматом» – в современных условиях становится все менее актуальным. Вместе с тем ужесточающиеся требования к соискателям при поступлении в ординатуру и аспирантуру со стороны администрации образовательной организации высшего образования, требующие наличия в личном портфолио объективного подтверждения результатов ранее выполненной научно-исследовательской работы как приоритетного условия для прохождения конкурсного отбора в виде опубликованных статей, особенно в журналах перечня ВАК, предоставления программ конференций с названием докладов и иного, являются эффективным мотивационным компонентом для раннего начала, планомерного выполнения и получения результатов с соответствующим их декларированием с учетом современных норм и правил науки со стороны студенческой аудитории.  

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно статистическим данным за отчетный 15-летний период в среде участников СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии приняли участие 68 студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», их средний срок работы в СНО составил 2–3 года. Тематики научных исследований, истоками которых были научные проекты, начатые в СНО, получили свое логическое завершение с участием студентов, занимавшихся в СНО, в последующем врачей-стоматологов, продолживших разработку тем исследования студенческих научных работ, в виде научных продуктов:

1) докладов на итоговых студенческих научных конференциях КрасГМУ, занявших призовые места: I место – 2 доклада (в 2012, 2019 гг.), II место – 3 доклада (в 2011, 2012, 2017 гг.), III место – 4 доклада (в 2011, 2018, 2019, 2020 гг.);

2) докладов на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях: всего – 15 (среди них устных – 12, постерных – 3);

3) участия в качестве соавторов в учебно-методических изданиях – 9 учебно-методических пособий, в том числе 3 пособия, изданных с грифом УМО;

4) участия в качестве соавторов в методических рекомендациях – 3 методические рекомендации;

5) участия в качестве соавторов в монографиях – 3 монографии;

6) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в изданиях (сборниках трудов научных конференций), индексируемых в РИНЦ, – 77 статей;

7) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в журналах перечня ВАК, – 59 статей;

8) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в профильных отраслевых журналах, – 6 статей;

9) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в международных изданиях, – 4 статьи (в том числе 2 статьи в изданиях, индексируемых в базах данных WOS и Scopus);

10) участия в качестве соавторов патентов РФ – 3 патента РФ;

11) защиты диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по научным темам, разработка которых была начата в рамках СНО, – 2 диссертанта.

Анализируя представленные выше результативные данные 15-летнего опыта работы СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ, можно с уверенностью констатировать, что участие студентов в СНО при правильно выбранной преподавателем форме научно-практической деятельности, сопоставляющей возможности и интересы студентов, являлось достаточно мощным мотивационным фактором стимулирования творческой научной активности обучающихся, направленной на получение конечного полезного результата. Наиболее целеустремленные студенты-кружковцы во время обучения в образовательной организации высшего образования не только приобрели навыки выполнения научных исследований, но и заложили основу для дальнейшей научной работы. Эти обучающиеся составляют кадровый резерв кафедры, некоторые из них стали не только высококвалифицированными врачами-стоматологами, но и преподавателями высшей школы.

Выводы

  1. СНО кафедры является достаточно высокоэффективным теоретическим и практическим инструментом для обеспечения развития и продвижения научных кафедральных исследований, а также формирования кадрового потенциала кафедры.
  2. В качестве руководителя СНО кафедры необходимо назначать сотрудника с большим практическим клиническим и педагогическим опытом, а также его заместителя – более молодого, начинающего клинициста и педагога, имеющего заинтересованность в данном проекте, для обеспечения интеграции и преемственности поколений.
  3. В работе со студентами – участниками СНО требуются мотивирование и стимулирование как индивидуальной, так и коллективной творческой активности, в зависимости от особенностей психологических типов, желаний, возможностей и перспектив обучающихся, которые необходимо рассматривать и решать в каждом конкретном случае индивидуально.
  4. Результаты каждого из проектов СНО следует оформлять в виде конечного научного продукта (доклада на студенческой научной конференции, публикации в изданиях различного уровня и т.д.) для обеспечения мотивации обучающихся к творческой научной деятельности, с предоставлением достигнутых результатов и поздравлениями участников на заседании СНО.
  5. Соревновательная среда в рамках СНО и новые квалификационные требования для соискателей поступления в ординатуру и аспирантуру являются достаточно высокой мотивационной составляющей для эффективного участия студентов в СНО.