В настоящее время и учеными, и педагогами-практиками осознана необходимость оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, вызванная нерешенностью ряда социально-педагогических и психолого-педагогических проблем [1-3]. К таковым, в частности, относятся проблемы: гуманизации военного образования, обеспечения адаптации его организации и содержания к индивидуальным и групповым особенностям определенных категорий обучающихся; разработки и обоснования способов опоры на положения гендерного подхода в процессе военно-профессионального образования; определения и использования в образовательном процессе критериев оптимальности жизнедеятельности курсантов-девушек и т.п. [3-5].
О недостаточной эффективности жизнедеятельности курсантов-девушек свидетельствуют результаты проведенного нами пилотажного констатирующего исследования (представлены в статье автора «Целевые направления оптимизации образовательного процесса в военном вузе для эффективной учебной адаптации девушек-курсантов» [6-8]). При этом в науке уже существуют теоретические предпосылки для создания действенной модели процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек. В частности, учеными сформулированы ведущие подходы к проектированию и осуществлению оптимизационных процессов, к определению целевых ориентиров и индикаторов результативности оптимизации и т.д. (А.А. Айрапетова, 2017; Ф.Н. Алипханова, 2010; Н.Е. Боровлова, 2005; Э.Г. Винограй, 2014; А.В. Двадненко, 2011; О.Г. Климчук, 2006; А.Н. Лихачева, 2017; О.Ф. Пиралова, 2011, и др.). Однако до сих пор не определена специфика содержания, направлений, критериев педагогической оптимизации применительно к военным вузам, не предложено способов оптимизации жизнедеятельности конкретных субъектов образования – курсантов военных вузов, в том числе курсантов-девушек. Жизнедеятельность, ее компоненты, критерии эффективности и способы организации изучены И.Г. Бурындиной (2012), М.Б. Лига, И.А. Щеткиной (2011), А.В. Межуевым (2008), А.И. Яроцким (2001) и др. Дефицит научных знаний в данной области обнаружен по вопросам критериев оптимальности, направлений и способов оптимизации жизнедеятельности, специфических для обучающихся военных вузов, в том числе для курсантов-девушек. Гендерный подход в педагогике и гендерные аспекты военного образования исследуются современными педагогами, психологами, социологами (Л.В. Бызовой, 2006; Л.А. Ждановой, 2010; М.А. Медяевой, 2019; Н.А. Заводным, 2016; С.В. Рожковой, 2005; Н.Ю. Юдиной, 2015; и др.). При этом нами не обнаружено работ, раскрывающих способы опоры на положения гендерного подхода в процессе оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, критерии оптимальности жизнедеятельности курсантов-девушек и т.п.
Вышесказанное инициировало постановку и достижение цели исследования: моделирование педагогического процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек как способа разрешения сложившихся в науке и практике противоречий между требованиями к содержанию и результатам военно-профессионального образования, с одной стороны, и невозможностью соответствия этим требованиям при организации обучения курсантов-девушек ввиду недостаточной оптимальности их жизнедеятельности – с другой [8-10]. Ведущими методами достижения поставленной цели стали теоретический анализ научной литературы по теме исследования и педагогическое моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научных исследований по сопряженной проблематике позволил заключить, что педагогическая оптимизация жизнедеятельности курсантов-девушек в образовательной среде военного вуза будет эффективной и обеспечит их гармоничное развитие и высокое качество образования, если целевым ориентиром оптимизации выступает достижение гармонии между внешними условиями среды жизнедеятельности, индивидуально-психологическим, социально-психологическим и физическим состоянием субъектов образования [9, 11, 12]. Моделирование педагогического процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек предполагает описание следующих аспектов: направлений оптимизации – с учетом ограничивающих/разрешающих условий, отражающих как содержание и сферы жизнедеятельности, так и критерии оптимизации/оптимальности; этапов процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек с описанием ведущих этапных задач и ожидаемых результатов – как оснований для «движения дальше»; алгоритма оптимизации, в котором отражены условия движения; содержания процесса оптимизации, а именно совокупности методов и форм деятельности, дифференцированных с точки зрения направлений и этапов оптимизации, с возможностью обеспечения выбора с учетом индивидуальных особенностей субъектов.
Эффективность жизнедеятельности, во-первых, определяется по трем группам критериев (адаптационным, здоровьесберегающим, профессионально-ориентационным), во-вторых, оценивается относительно определенных сфер жизнедеятельности и видов активности [13-15]. Поэтому целесообразно выделение двух групп направлений оптимизации: личностных и средовых.
Оптимизация жизнедеятельности по личностным направлениям предполагает проектирование задач, средств, методов, содержания оптимизационных действий в соответствии с наиболее проблемными личностными сферами субъектов. В соответствии с идеей исследования выделяются следующие личностные направления: адаптационное, здоровьесберегающее, профессионально-акмеологическое. При этом очевидно, что для одних субъектов проблемной может оказаться какая-либо одна из критериальных сфер личности, для других – несколько сфер, для третьих – все сферы могут оказаться в равной степени проблемными (либо беспроблемными, что маловероятно, противоречит и теоретическим исследованиям, и результатам проведенного констатирующего исследования). Соответственно, целесообразно выделять как моно-направления, так и дуальные направления (две проблемные личностные сферы).
Оптимизация жизнедеятельности по средовым направлениям предполагает дифференцирование целей и задач, средств и методов, содержания и действий в соответствии со сферами жизнедеятельности. При этом важен учет специфики образовательной среды (образовательного процесса) военного вуза и организации жизни обучающихся – эти особенности проявляются в степени и характере регламентированности видов активности в рамках сфер жизнедеятельности.
В целом выделяем шесть основных средовых направлений оптимизации: учебное, служебное, самообразовательное, хозяйственно-бытовое, досуговое вузовское, досуговое вневузовское, общественное (социально полезное). По каждому из направлений оптимизация может осуществляться относительно коммуникативной, познавательной, практической, духовной, физической активности, в зависимости от характера выявленных проблем содержания конкретной сферы жизнедеятельности.
Этапы оптимизации как суть процессуального описания проектируемой деятельности соответствуют содержанию и специфике критериальных показателей оптимальности жизнедеятельности. В технологическом плане для определения последовательности действий значение имеют закономерности, механизмы, особенности протекания адаптационный процессов, здоровьесбережения и развития профессиональной (акмеологической) направленности личности. Следовательно, для каждого из личностных направлений оптимизационной деятельности необходима отдельная градация этапов, которые далее должны быть сопоставлены между собой и «встроены» в целостный образовательный процесс.
(1) Эа – адаптационные этапы процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек: 1-й этап – активного приспособления (цель – адаптировать курсантов-девушек к имеющейся, новой для них среде жизнедеятельности); 2-й этап – проактивного приспособления (цели – максимально возможная и необходимая коррекция, изменение содержания компонентов среды жизнедеятельности ее субъектами); 3-й этап – взаимного приспособления среды и субъектов (интеграция, с одной стороны, индивидуального/дифференцированного содержания жизнедеятельности, с другой – обязательного для всех содержания жизнедеятельности и видов активности).
(2) Эз – здоровьесберегающие этапы процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек: 1-й этап – стабилизации (цели – фиксация показателей состояния здоровья и недопущение их снижения); 2-й этап – внешне детерминированного улучшения здоровья (цель – субъективно и объективно необходимое улучшение показателей физического, психологического, социального здоровья курсантов-девушек через специальную организацию их жизнедеятельности); 3-й этап – внутренне детерминированного поддержания и улучшения здоровья (цель – перевод процессов воспитания в самовоспитание).
(3) Эп – профессионализационные этапы оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек: 1-й этап – профессионального самоопределения (цель – осознание и подтверждение сделанного профессионального выбора); 2-й этап – иерархизации профессионально-жизненного самоопределения (цель – стратегическое планирование разных сторон жизни, сфер жизнедеятельности); 3-й этап – гармонизации посредством интеграции (цель – формирование установки на профессиональный рост, но сообразно индивидуальным социально-ролевым жизненным ценностям и целям).
В процессе оптимизации важно обеспечить возможности мониторинга текущих результатов на предмет допустимости перехода на следующий этап, указать основания для принятия решений о возврате к предыдущему состоянию, задержке в нынешнем состоянии либо о переходе к состоянию последующему. Таким образом, описание порядка действий должно носить не линейный характер, а условный, разветвляющийся. Поэтому данную часть технологических характеристик процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек целесообразно представить алгоритмически, через последовательность шагов алгоритма, с обозначением условий и векторов движения для каждого шага:
1) диагностика и анализ актуального состояния оптимизируемой системы: среды жизнедеятельности, внутреннего состояния субъектов жизнедеятельности, степени гармоничности среды и субъектов;
2) планирование и проектирование направлений, интенсивности и содержания оптимизации жизнедеятельности в соответствии с результатами диагностики;
3) организация и реализация комплекса (системы) мер по оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек;
4) контроль промежуточных результатов; результаты данного шага обусловливают либо коррекцию содержания деятельности (следующий шаг, при неудовлетворительных результатах диагностики), либо условное завершение процесса оптимизации;
5) коррекция содержания оптимизационного процесса.
Определение конкретного содержания и способов оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек связано со всеми аспектами образования в военных вузах, характеристиками субъектов образования и т.д. Ориентировочные способы оптимизации жизнедеятельности (включая средства и методы, формы организации, содержание и поведенческие особенности и пр.) представлены в соответствии с видами деятельности и типами активности курсантов; примеры приведены ниже.
1. Учебная деятельность, коммуникативная активность – ведущим способом оптимизации выступает целесообразная (оправданная учебными целями и задачами) организация групповой деятельности курсантов в рамках учебного процесса (проектные, проблемные методы обучения) как с принудительным, так и со свободным варьированием состава групп, варьированием гендерной однородности/неоднородности, сменой групповых ролей при выполнении заданий (организатор, исполнитель и т.д.).
2. Служебная деятельность, познавательная активность – оптимизируется посредством индивидуализации и дифференциации содержания познавательных задач, решаемых в рамках служебной деятельности, повышения их разнообразия; обеспечения паритета между регламентированием и свободой выбора субъектами выполнения познавательных заданий в рамках служебной деятельности.
3. Самостоятельная работа, духовная активность – требуются стимулирование рефлексии, анализ выбираемых для самоподготовки заданий, их содержания и уровня сложности; предполагается систематический анализ эффективности подготовки в составе разных групп и подгрупп.
4. Хозяйственная деятельность, физическая активность – способами оптимизации являются индивидуально-дифференцированное составление хозяйственно-бытовых заданий с учетом уровня физического развития, физического самочувствия курсантов-девушек, комплектование групп для выполнения конкретных работ с учетом возможности взаимопомощи, взаимодополняемости.
5. Досуговая деятельность, практическая активность – оптимизируется посредством разработки интересных, творческих задач по практическому преобразованию материальных компонентов среды жизнедеятельности; требует рационального комплектования групп предметной творческой деятельности по преобразованию среды жизнедеятельности (либо обеспечения возможности индивидуальной работы); предполагается стимулирование участия в практической преобразующей деятельности, ориентированной на изменение пространственно-семантических компонентов среды жизнедеятельности.
6. Общественная деятельность, коммуникативная активность – комплексным способом оптимизации выступает создание «банка общественных дел», включающего спектр (рекомендательный список) видов социально полезных дел различной тематики, направленности, ориентированных на различных субъектов и пр.; обязательным является обеспечение возможностей свободного выбора: направления или темы общественной деятельности из предлагаемого спектра, партнеров, продолжительности и времени общественной деятельности (в рамках регламента).
В результате разработана целостная модель педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, графически представленная на рисунке.
Модель процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек
Модель системно характеризует следующие характеристики искомого процесса:
– целевые – направления процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек – средово-ориентированные (соответствующие компонентам среды жизнедеятельности, сферам жизнедеятельности и видам активности) и личностно-ориентированные (соответствующие критериям оптимальности жизнедеятельности);
– методологические – научные подходы, лежащие в основе целеполагания и методического обеспечения процесса оптимизации, детерминируемые данными подходами принципы организации и реализации оптимизационной деятельности, а также организационно-педагогические условия как способы непосредственной реализации оптимизационной деятельности в соответствии с выделенными принципами;
– содержательно-методические – способы, средства и методы оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, конкретные оптимизационные мероприятия;
– технологические – алгоритм, описывающий процесс оптимизации через последовательность шагов-действий и условия выполнения шагов; этапы оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек по направлениям адаптации, здровьесбережения, профессионализации;
– оценочно-коррекционные – критерии оптимальности жизнедеятельности (адаптация, здоровье, профессионально-акмеологическая направленность), индикаторы оптимальности жизнедеятельности (вовлеченность/активность, результативность, удовлетворенность), личностные факторы оптимальности жизнедеятельности, диагностический инструментарий, уровни оптимальности жизнедеятельности.
Заключение
Достижение поставленной цели воплотилось в разработанной теоретической модели педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, в которой: направления оптимизации определены с учетом ограничивающих/разрешающих условий, отражающих как содержание и сферы жизнедеятельности, так и критерии оптимизации/оптимальности; состав, последовательность, взаиморасположение этапов процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек отвечают зафиксированным в организационно-педагогических условиях требованиям и включают описание ведущих этапных задач и ожидаемых результатов как оснований для «движения дальше», а условия этого движения зафиксированы в алгоритме оптимизации; содержание процесса оптимизации (вариативная совокупность методов и форм деятельности) дифференцировано с точки зрения направлений и этапов оптимизации и пр. Полагаем, что организация образовательного процесса военного вуза на основе представленной модели обеспечит оптимальность жизнедеятельности курсантов-девушек, будет способствовать повышению уровня их адаптированности к специфическим образовательным условиям, физического и социально-психологического здоровья, а также степени профессиональной направленности личности.