Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF PEDAGOGICAL OPTIMIZATION OF CADETS GIRLS’ ACTIVITY

Trubachev I.V. 1
1 Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov
The article presents the results of a theoretical-empirical study devoted to modeling the process of pedagogical optimization of the female cadets’ life activity. The theoretical analysis of scientific literature and the generalization of practical data determined the relevance of identifying the content-methodological and technological foundations for increasing the life efficiency of the specified contingent of students. Modeling of the process of pedagogical optimization of the female cadets life activity was carried out on the basis of the scientific provisions of the theory of pedagogical optimization and the theory of adaptation, health-preserving and acmeological, as well as environmental and gender approaches to education. The result of this work is a model describing all the components of the optimization process in a meaningful way. These components are the following: (1) goal-effective - target guidelines of the optimization process, including health (physical, socio-psychological), adaptation and professional orientation of the individual, and the corresponding leading directions of the optimization process (environment-oriented and personality-oriented); (2) methodological - principles and organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of the process of optimizing life, as well as specific means and methods of its implementation; (3) procedural - technological parameters of the process of optimizing the life activity of female cadets, which include the stages and the optimization algorithm; (4) evaluative - criterion-diagnostic tools (criteria, indicators and levels of optimality of vital activity, diagnostic methods).
optimality of life activity
female cadets
model
factors and conditions of life activity optimality
criteria of life activity optimality
stages of life activity optimization

В настоящее время и учеными, и педагогами-практиками осознана необходимость оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, вызванная нерешенностью ряда социально-педагогических и психолого-педагогических проблем [1-3]. К таковым, в частности, относятся проблемы: гуманизации военного образования, обеспечения адаптации его организации и содержания к индивидуальным и групповым особенностям определенных категорий обучающихся; разработки и обоснования способов опоры на положения гендерного подхода в процессе военно-профессионального образования; определения и использования в образовательном процессе критериев оптимальности жизнедеятельности курсантов-девушек и т.п. [3-5].

О недостаточной эффективности жизнедеятельности курсантов-девушек свидетельствуют результаты проведенного нами пилотажного констатирующего исследования (представлены в статье автора «Целевые направления оптимизации образовательного процесса в военном вузе для эффективной учебной адаптации девушек-курсантов» [6-8]). При этом в науке уже существуют теоретические предпосылки для создания действенной модели процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек. В частности, учеными сформулированы ведущие подходы к проектированию и осуществлению оптимизационных процессов, к определению целевых ориентиров и индикаторов результативности оптимизации и т.д. (А.А. Айрапетова, 2017; Ф.Н. Алипханова, 2010; Н.Е. Боровлова, 2005; Э.Г. Винограй, 2014; А.В. Двадненко, 2011; О.Г. Климчук, 2006; А.Н. Лихачева, 2017; О.Ф. Пиралова, 2011, и др.). Однако до сих пор не определена специфика содержания, направлений, критериев педагогической оптимизации применительно к военным вузам, не предложено способов оптимизации жизнедеятельности конкретных субъектов образования – курсантов военных вузов, в том числе курсантов-девушек. Жизнедеятельность, ее компоненты, критерии эффективности и способы организации изучены И.Г. Бурындиной (2012), М.Б. Лига, И.А. Щеткиной (2011), А.В. Межуевым (2008), А.И. Яроцким (2001) и др. Дефицит научных знаний в данной области обнаружен по вопросам критериев оптимальности, направлений и способов оптимизации жизнедеятельности, специфических для обучающихся военных вузов, в том числе для курсантов-девушек. Гендерный подход в педагогике и гендерные аспекты военного образования исследуются современными педагогами, психологами, социологами (Л.В. Бызовой, 2006; Л.А. Ждановой, 2010; М.А. Медяевой, 2019; Н.А. Заводным, 2016; С.В. Рожковой, 2005; Н.Ю. Юдиной, 2015; и др.). При этом нами не обнаружено работ, раскрывающих способы опоры на положения гендерного подхода в процессе оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, критерии оптимальности жизнедеятельности курсантов-девушек и т.п.

Вышесказанное инициировало постановку и достижение цели исследования: моделирование педагогического процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек как способа разрешения сложившихся в науке и практике противоречий между требованиями к содержанию и результатам военно-профессионального образования, с одной стороны, и невозможностью соответствия этим требованиям при организации обучения курсантов-девушек ввиду недостаточной оптимальности их жизнедеятельности – с другой [8-10]. Ведущими методами достижения поставленной цели стали теоретический анализ научной литературы по теме исследования и педагогическое моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных исследований по сопряженной проблематике позволил заключить, что педагогическая оптимизация жизнедеятельности курсантов-девушек в образовательной среде военного вуза будет эффективной и обеспечит их гармоничное развитие и высокое качество образования, если целевым ориентиром оптимизации выступает достижение гармонии между внешними условиями среды жизнедеятельности, индивидуально-психологическим, социально-психологическим и физическим состоянием субъектов образования [9, 11, 12]. Моделирование педагогического процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек предполагает описание следующих аспектов: направлений оптимизации – с учетом ограничивающих/разрешающих условий, отражающих как содержание и сферы жизнедеятельности, так и критерии оптимизации/оптимальности; этапов процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек с описанием ведущих этапных задач и ожидаемых результатов – как оснований для «движения дальше»; алгоритма оптимизации, в котором отражены условия движения; содержания процесса оптимизации, а именно совокупности методов и форм деятельности, дифференцированных с точки зрения направлений и этапов оптимизации, с возможностью обеспечения выбора с учетом индивидуальных особенностей субъектов.

Эффективность жизнедеятельности, во-первых, определяется по трем группам критериев (адаптационным, здоровьесберегающим, профессионально-ориентационным), во-вторых, оценивается относительно определенных сфер жизнедеятельности и видов активности [13-15]. Поэтому целесообразно выделение двух групп направлений оптимизации: личностных и средовых.

Оптимизация жизнедеятельности по личностным направлениям предполагает проектирование задач, средств, методов, содержания оптимизационных действий в соответствии с наиболее проблемными личностными сферами субъектов. В соответствии с идеей исследования выделяются следующие личностные направления: адаптационное, здоровьесберегающее, профессионально-акмеологическое. При этом очевидно, что для одних субъектов проблемной может оказаться какая-либо одна из критериальных сфер личности, для других – несколько сфер, для третьих – все сферы могут оказаться в равной степени проблемными (либо беспроблемными, что маловероятно, противоречит и теоретическим исследованиям, и результатам проведенного констатирующего исследования). Соответственно, целесообразно выделять как моно-направления, так и дуальные направления (две проблемные личностные сферы).

Оптимизация жизнедеятельности по средовым направлениям предполагает дифференцирование целей и задач, средств и методов, содержания и действий в соответствии со сферами жизнедеятельности. При этом важен учет специфики образовательной среды (образовательного процесса) военного вуза и организации жизни обучающихся – эти особенности проявляются в степени и характере регламентированности видов активности в рамках сфер жизнедеятельности.

В целом выделяем шесть основных средовых направлений оптимизации: учебное, служебное, самообразовательное, хозяйственно-бытовое, досуговое вузовское, досуговое вневузовское, общественное (социально полезное). По каждому из направлений оптимизация может осуществляться относительно коммуникативной, познавательной, практической, духовной, физической активности, в зависимости от характера выявленных проблем содержания конкретной сферы жизнедеятельности.

Этапы оптимизации как суть процессуального описания проектируемой деятельности соответствуют содержанию и специфике критериальных показателей оптимальности жизнедеятельности. В технологическом плане для определения последовательности действий значение имеют закономерности, механизмы, особенности протекания адаптационный процессов, здоровьесбережения и развития профессиональной (акмеологической) направленности личности. Следовательно, для каждого из личностных направлений оптимизационной деятельности необходима отдельная градация этапов, которые далее должны быть сопоставлены между собой и «встроены» в целостный образовательный процесс.

(1) Эа – адаптационные этапы процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек: 1-й этап – активного приспособления (цель – адаптировать курсантов-девушек к имеющейся, новой для них среде жизнедеятельности); 2-й этап – проактивного приспособления (цели – максимально возможная и необходимая коррекция, изменение содержания компонентов среды жизнедеятельности ее субъектами); 3-й этап – взаимного приспособления среды и субъектов (интеграция, с одной стороны, индивидуального/дифференцированного содержания жизнедеятельности, с другой – обязательного для всех содержания жизнедеятельности и видов активности).

(2) Эз – здоровьесберегающие этапы процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек: 1-й этап – стабилизации (цели – фиксация показателей состояния здоровья и недопущение их снижения); 2-й этап – внешне детерминированного улучшения здоровья (цель – субъективно и объективно необходимое улучшение показателей физического, психологического, социального здоровья курсантов-девушек через специальную организацию их жизнедеятельности); 3-й этап – внутренне детерминированного поддержания и улучшения здоровья (цель – перевод процессов воспитания в самовоспитание).

(3) Эп – профессионализационные этапы оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек: 1-й этап – профессионального самоопределения (цель – осознание и подтверждение сделанного профессионального выбора); 2-й этап – иерархизации профессионально-жизненного самоопределения (цель – стратегическое планирование разных сторон жизни, сфер жизнедеятельности); 3-й этап – гармонизации посредством интеграции (цель – формирование установки на профессиональный рост, но сообразно индивидуальным социально-ролевым жизненным ценностям и целям).

В процессе оптимизации важно обеспечить возможности мониторинга текущих результатов на предмет допустимости перехода на следующий этап, указать основания для принятия решений о возврате к предыдущему состоянию, задержке в нынешнем состоянии либо о переходе к состоянию последующему. Таким образом, описание порядка действий должно носить не линейный характер, а условный, разветвляющийся. Поэтому данную часть технологических характеристик процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек целесообразно представить алгоритмически, через последовательность шагов алгоритма, с обозначением условий и векторов движения для каждого шага:

1) диагностика и анализ актуального состояния оптимизируемой системы: среды жизнедеятельности, внутреннего состояния субъектов жизнедеятельности, степени гармоничности среды и субъектов;

2) планирование и проектирование направлений, интенсивности и содержания оптимизации жизнедеятельности в соответствии с результатами диагностики;

3) организация и реализация комплекса (системы) мер по оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек;

4) контроль промежуточных результатов; результаты данного шага обусловливают либо коррекцию содержания деятельности (следующий шаг, при неудовлетворительных результатах диагностики), либо условное завершение процесса оптимизации;

5) коррекция содержания оптимизационного процесса.

Определение конкретного содержания и способов оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек связано со всеми аспектами образования в военных вузах, характеристиками субъектов образования и т.д. Ориентировочные способы оптимизации жизнедеятельности (включая средства и методы, формы организации, содержание и поведенческие особенности и пр.) представлены в соответствии с видами деятельности и типами активности курсантов; примеры приведены ниже.

1. Учебная деятельность, коммуникативная активность – ведущим способом оптимизации выступает целесообразная (оправданная учебными целями и задачами) организация групповой деятельности курсантов в рамках учебного процесса (проектные, проблемные методы обучения) как с принудительным, так и со свободным варьированием состава групп, варьированием гендерной однородности/неоднородности, сменой групповых ролей при выполнении заданий (организатор, исполнитель и т.д.).

2. Служебная деятельность, познавательная активность – оптимизируется посредством индивидуализации и дифференциации содержания познавательных задач, решаемых в рамках служебной деятельности, повышения их разнообразия; обеспечения паритета между регламентированием и свободой выбора субъектами выполнения познавательных заданий в рамках служебной деятельности.

3. Самостоятельная работа, духовная активность – требуются стимулирование рефлексии, анализ выбираемых для самоподготовки заданий, их содержания и уровня сложности; предполагается систематический анализ эффективности подготовки в составе разных групп и подгрупп.

4. Хозяйственная деятельность, физическая активность – способами оптимизации являются индивидуально-дифференцированное составление хозяйственно-бытовых заданий с учетом уровня физического развития, физического самочувствия курсантов-девушек, комплектование групп для выполнения конкретных работ с учетом возможности взаимопомощи, взаимодополняемости.

5. Досуговая деятельность, практическая активность – оптимизируется посредством разработки интересных, творческих задач по практическому преобразованию материальных компонентов среды жизнедеятельности; требует рационального комплектования групп предметной творческой деятельности по преобразованию среды жизнедеятельности (либо обеспечения возможности индивидуальной работы); предполагается стимулирование участия в практической преобразующей деятельности, ориентированной на изменение пространственно-семантических компонентов среды жизнедеятельности.

6. Общественная деятельность, коммуникативная активность – комплексным способом оптимизации выступает создание «банка общественных дел», включающего спектр (рекомендательный список) видов социально полезных дел различной тематики, направленности, ориентированных на различных субъектов и пр.; обязательным является обеспечение возможностей свободного выбора: направления или темы общественной деятельности из предлагаемого спектра, партнеров, продолжительности и времени общественной деятельности (в рамках регламента).

В результате разработана целостная модель педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, графически представленная на рисунке.

Модель процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек

Модель системно характеризует следующие характеристики искомого процесса:

– целевые – направления процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек – средово-ориентированные (соответствующие компонентам среды жизнедеятельности, сферам жизнедеятельности и видам активности) и личностно-ориентированные (соответствующие критериям оптимальности жизнедеятельности);

– методологические – научные подходы, лежащие в основе целеполагания и методического обеспечения процесса оптимизации, детерминируемые данными подходами принципы организации и реализации оптимизационной деятельности, а также организационно-педагогические условия как способы непосредственной реализации оптимизационной деятельности в соответствии с выделенными принципами;

– содержательно-методические – способы, средства и методы оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, конкретные оптимизационные мероприятия;

– технологические – алгоритм, описывающий процесс оптимизации через последовательность шагов-действий и условия выполнения шагов; этапы оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек по направлениям адаптации, здровьесбережения, профессионализации;

– оценочно-коррекционные – критерии оптимальности жизнедеятельности (адаптация, здоровье, профессионально-акмеологическая направленность), индикаторы оптимальности жизнедеятельности (вовлеченность/активность, результативность, удовлетворенность), личностные факторы оптимальности жизнедеятельности, диагностический инструментарий, уровни оптимальности жизнедеятельности.

Заключение

Достижение поставленной цели воплотилось в разработанной теоретической модели педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек, в которой: направления оптимизации определены с учетом ограничивающих/разрешающих условий, отражающих как содержание и сферы жизнедеятельности, так и критерии оптимизации/оптимальности; состав, последовательность, взаиморасположение этапов процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек отвечают зафиксированным в организационно-педагогических условиях требованиям и включают описание ведущих этапных задач и ожидаемых результатов как оснований для «движения дальше», а условия этого движения зафиксированы в алгоритме оптимизации; содержание процесса оптимизации (вариативная совокупность методов и форм деятельности) дифференцировано с точки зрения направлений и этапов оптимизации и пр. Полагаем, что организация образовательного процесса военного вуза на основе представленной модели обеспечит оптимальность жизнедеятельности курсантов-девушек, будет способствовать повышению уровня их адаптированности к специфическим образовательным условиям, физического и социально-психологического здоровья, а также степени профессиональной направленности личности.