Современный системный кризис в обществе обсуждается почти каждым, поэтому риторический вопрос «что делать?» распространен повсеместно. Причины кризиса изучены подробно и представлены в обзорах и научных статьях [1-3], однако решения проблем не наблюдается, наоборот, происходит усиление негативных процессов и растет тревога за будущее. Научное сообщество предлагает обоснованные подходы смягчения ситуации на локальном и глобальном уровнях, при этом те, от кого зависит улучшение, пока пассивно реагируют на опасность [4-6]. Отметим, что большинство аналитиков считают, что одна из определяющих причин системного кризиса связана с кризисом системы образования [7]. И, если эта оценка близка к истине, то понятно, какие шаги в первую очередь следует предпринять на уровне государства.
Целями данного исследования являются оценка текущей ситуации, выявление ключевых проблем интеграции концепции устойчивого развития государства и общества в систему высшего образования Узбекистана и определение основных направлений их возможного решения.
Материалы и методы исследования. Методологическую базу исследования составили концептуальные представления устойчивого развития (УР) и образования в интересах устойчивого развития (ОУР), их определяющее влияние на социально-экономическое развитие страны, в частности на деятельность, связанную с подготовкой кадров. При проведении исследования анализировались результаты, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере ОУР, а также использовались личные наработки авторов статьи в этой сфере. В исследовании применялись следующие методы: теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы, международных и отечественных программных и нормативных документов по устойчивому развитию; эмпирические – описание полученных результатов, их систематизация, анализ и обобщение на основе категорий: обстоятельства – состояние – действия.
Результаты исследования и их обсуждение. В начале 2000-х гг. ЮНЕСКО предложило концепцию Образования в интересах устойчивого развития (ОУР) как эффективное средство изменения мировоззрения общества и поворота человечества в сторону устойчивого развития и дало следующее определение: «Образование в интересах устойчивого развития – это образование, которое делает возможными социальные преобразования, необходимые для создания более справедливых обществ и достижения устойчивого развития» [8]. Подчеркнем, что это не новая дисциплина, а новый вектор развития образования, это – концепция формального и неформального образования, нацеленная на подготовку кадров и воспитание членов общества, чтобы изменить мир к лучшему и переориентировать его на устойчивое развитие. ОУР – образование для перемен. Качественное образование – важнейшая составляющая концепции и одна из 17 глобальных Целей Устойчивого Развития (ЦУР), оказывающая определяющее влияние на достижение всех остальных Целей. Естественно, возникает вопрос: как следует реорганизовать систему образования и изменить устоявшиеся взгляды и методы работы педагогического сообщества? Парадокс заключается в том, что многие участники системы образования осознают необходимость перемен в образовательном процессе, но сами неохотно поддерживают начинания своих наиболее активных коллег.
В 1995 г. Комиссия ООН по устойчивому развитию (УР) приняла документ «Программа работ по показателям устойчивого развития». Эти показатели выстроены по категориям: обстоятельства – состояние – действия. Попробуем применить этот подход к анализу ситуации с внедрением концепции УР в систему высшего образования Республики Узбекистан (РУз).
Образование играет ключевую роль в изменении мышления и действий личности и государства в целом. Задачи системы образования – подготовка кадров для экономики страны, воспитание граждан и формирование системы ценностей. Образование – самое эффективное средство, которым располагает общество для противостояния проблемам и вызовам современности и будущего (рис. 1). Именно образование позволяет людям понять характер и масштаб проблем на пути к УР. Концепция устойчивого развития – это модель развития цивилизации, исходящая из необходимости обеспечения баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.
Таким образом, задачи ОУР следующие: повышение качества образования, приобретение знаний и навыков, способствующих УР общества; развитие критического и созидательного мышления, способности решать проблемы; развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя; воспитание общечеловеческих нравственных ценностей; обучение устойчивому потреблению; воспитание активной гражданской позиции; обучение здоровому образу жизни.
Рис. 1. ОУР – образование для перемен
Освоение педагогами принципов ОУР повысит эффективность процесса обучения, будет способствовать появлению новых научных идей и разработок, необходимых для УР государства, и интеграции науки с образованием, усилению взаимосвязи с бизнесом, что отмечено ЮНЕСКО/ЕЭК ООН в документе «Образование в интересах устойчивого развития в действии. Положительный опыт № 2», август, 2007. Актуальность ОУР закреплена в Концепции развития системы высшего образования до 2030 г., утвержденной Указом Президента РУз № УП-5847 от 08.10.2019 г., Постановлении КМ РУз № 841 от 20.10.2018 г. «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года», Постановлении Президента РУз № ПП-4358 от 17.06.2019 г. «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных, квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени М. Улугбека в 2019–2023 годах» и «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах» от 07.02.2017 г.
Проанализируем внедрение концепции УР в систему высшего образования Узбекистана по категориям: обстоятельства, состояние и действия. Обстоятельства – это деятельность людей, процессы и явления, влияющие на систему образования, препятствующие или содействующие подготовке кадров. Под обстоятельствами понимается анализ преград, возникших и стоящих на пути интеграции принципов УР в политику и программу действий правительства. Это и оценка того, что мешает построению эффективно действующей цепи: дошкольное – общее среднее и внешкольное – среднее специальное, профессиональное – высшее – послевузовское образование – повышение квалификации и переподготовка кадров (ПКПК). Подобные анализы проводились неоднократно, в том числе и при участии международных организаций. Однако причины возникновения обстоятельств не всегда раскрываются в полной мере, хотя в обзорах статистические данные приведены достаточно полно.
То, что система образования в Узбекистане находится не в лучшем состоянии, не вызывает сомнения и подтверждается официальными документами [9]. Согласно отчету Всемирного банка: «Система высшего образования Узбекистана отстает в выполнении своей роли двигателя инновационных подходов в высшем образовании и генератора новых идей, что необходимо для стимулирования роста современной, основанной на знаниях экономики. Система высшего образования характеризуется низким уровнем ее доступности, устаревшими механизмами управления и обеспечения качества, а также структурой финансирования, не отвечающей нуждам современной экономики» и «Существующие в Узбекистане нормы обеспечения качества высшего образования не соответствуют передовой международной практике» [10]. Следует признать, что пока не созданы необходимые условия для развития науки, интеграции исследований в производство, а также для изысканий талантливыми студентами. Очевидны неудовлетворительная работа по внедрению инновационных методик в образовательный процесс и отсутствие связи учебных программ с производством. Особо стоит проблема повышения квалификации преподавателей. Имеются вопросы и к процедуре аттестации, аккредитации высших образовательных учреждений (ВОУ) и нострификации документов. Сегодня система образования не учитывает изменения на рынке труда, не содействует овладению молодежи профессиями, формированию предпринимательских навыков. На встрече с учеными, представителями производственной сферы и руководителями научно-исследовательских учреждений 31.01.2020 г. Президент РУз Ш.М. Мирзиёев отметил, что нужно «изменить среду, студенты не должны воспринимать коррупцию, педагоги должны стесняться того, что не могут преподавать молодым конкурентоспособным студентам» [11].
На совещании по вопросам качественного завершения текущего учебного года, организации выпускных и вступительных экзаменов 30.04.2020 г. Президент страны назвал методы чтения лекций «с бумажки» и написания конспектов под диктовку не оправдавшими себя и указал на …важность отказа от них: «Упор следует делать на развитие методики образования и повышение профессионального уровня педагогов» [12].
Упадок уровня образования во многом связан со следующими обстоятельствами:
– оттоком опытных и высококвалифицированных учителей и педагогов из системы образования, который произошел в последние годы;
– отказом от прежней системы подготовки кадров, доказавшей свою надежность и способность готовить высококвалифицированных специалистов. Подтверждением качества былого образования в РУз служит то, что большая армия специалистов, окончивших наши университеты и институты, достойно работает за рубежом по специальности и пользуется авторитетом;
– разрушением десятилетиями отработанной системы поэтапной подготовки наиболее талантливых выпускников ВОУ к научной и, что особенно важно, к педагогической деятельности;
– привлечением к преподаванию магистров без специальной педагогической подготовки, усвоения этики поведения педагога, что привело к резкому падению культуры преподавания;
– ухудшением материально-технического обеспечения учебного процесса, особенно его практической составляющей (к примеру, устаревшие учебное и научно-исследовательское оборудование и приборы, недостаток реактивов, лабораторной посуды и т.д.);
– низким спросом на компетентность и профессионализм специалистов в обществе, что способствовало молчаливому согласию части общества платить за зачет и экзамен вместо стимулирования к приобретению знаний и опыта;
– проникновением в систему образования коррупции, подорвавшей интерес студентов к обучению. Результат – диплом можно купить, и не обязательно обладать профессиональными знаниями и навыками. Это убивает у молодежи желание учиться;
– чередой реформ и «инноваций». Системе образования противопоказаны революции, которые, как правило, приводят к обратному эффекту. Любые перестройки и реформы должны быть взвешенными, протекать постепенно – эволюционно. Прагматичный консерватизм в сочетании с эволюционным развитием дает наибольший эффект. И это вовсе не означает, что система образования закрыта для новаторства. Но новый подход или образовательная технология должны быть хорошо апробированы и тщательно проанализированы. Необходимо не только передавать опыт и знания, важно научить молодежь анализировать информацию, прогнозировать ситуации и правильно использовать информацию! «Задача Коллективного Разума человека – заглядывать за горизонт и строить свою стратегию развития с учетом интересов будущих поколений» (Н. Моисеев) [1].
Качественное образование – основополагающая ценность современного поступательного развития общества. В определяющей степени это зависит от системы образования и роли образования в жизнедеятельности каждого гражданина.
Следующая рассматриваемая категория состояние отражает, что сделано в стране по внедрению принципов УР в систему управления, как интегрируются подходы и методы ОУР в образовательный процесс и в каком состоянии находятся система повышения квалификации педагогов, развитие материально-технической базы ОУР, разработка новых образовательных технологий и учебно-методической литературы для всех уровней обучения.
19.07.2011 г. Госкомприроды РУз, МВССО РУз и МНО РУз приняли совместное постановление № 20/2/0305 о «Концепции образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан». Разработан Национальный План РУз по ОУР для интеграции его в учебные планы и программы [13]. Указанные документы – это официальная основа для повсеместного внедрения подходов и принципов УР и ОУР в систему образования.
Документы имеются, но работа по внедрению положений и подходов УР в учебный процесс пока еще только начата. Анализ состояния повышения квалификации и переподготовки преподавателей (ПКПК) показал, что вопросы УР и ОУР практически не изучаются и не рассматриваются на курсах ПКПК. Однако с этого и следовало бы начинать, поскольку педагог – главное действующее звено при переходе к устойчивому развитию государства. Отметим, что семинары-тренинги по УР и ОУР, в том числе для преподавателей и учителей школ, в РУз проводятся достаточно регулярно начиная с 2006 г. Указанные мероприятия реализуются во многом благодаря поддержке ЮНЕСКО, других международных организаций и энтузиазму небольшой группы педагогов университетов. Радует то, что подавляющая часть преподавателей, участвующих в тренингах по ОУР, проявляет повышенный интерес к современным педагогическим технологиям и концептуальным положениям ОУР.
При поддержке ЮНЕСКО в 2008 г. было подготовлено первое в Узбекистане учебно-методическое пособие по ОУР в двух частях на узбекском и русском языках. В 2009 г. это пособие было переработано и заново издано [14]. К сожалению, некоторая часть педагогического сообщества решила, что ОУР – это самостоятельная дисциплина, и поэтому выступила против внедрения принципов и подходов ОУР в образовательный процесс из-за того, что это может привести к уменьшению часов по другим предметам. Возможно, позиция отдельных педагогов и чиновников от образования послужила причиной того, почему профильные министерства не проявили должного интереса к ОУР.
В 2016 г. при поддержке ПРООН издан учебник «Основы устойчивого развития и природопользования» на двух языках, которому МВССО РУз выдало свидетельство № 335 и рекомендовало его в качестве учебника для ВОУ [15]. Однако предмет «Устойчивое развитие» как самостоятельная дисциплина пока не вошел в учебные планы и программы университетов, несмотря на проделанную определенную работу.
Достаточен ли накопленный опыт и созданы ли необходимые условия для планомерного внедрения принципов УР и ОУР в учебный процесс на всех уровнях? Полагаем, что нет.
Интеграция подходов и принципов устойчивого развития и ОУР в Узбекистане испытывает сложности, что связано с пассивностью министерств и руководств ВОУ. Сегодня большая часть преподавательского состава готова к этой работе, о чем свидетельствуют результаты выходного тестирования многочисленных тренингов.
Действия – это необходимые меры и шаги, которые следует предпринять, чтобы движение к УР стало планомерным и неотвратимым и чтобы система образования нацелилась на подготовку квалифицированных специалистов, способных анализировать и решать проблемы устойчивого развития государства. Программа внедрения ОУР в систему образования разработана, Концепция ОУР принята, базовая учебно-методическая литература в той или иной степени подготовлена, значительная часть педагогического сообщества готова к внедрению ОУР в свою практику. Осталось Министерству высшего и среднего специального образования РУз и Министерству народного образования РУз более активно содействовать:
– внедрению положений и подходов УР и ОУР в учебный процесс;
– разработке учебно-методической литературы по УР, ОУР и современным педагогическим технологиям;
– изучению и внедрению зарубежной учебно-методической литературы и опыта в систему образования РУз (требуется не слепое копирование, а тщательный анализ на соответствие национальным интересам и традициям в образовании, а главное – исследование, к чему это может привести);
– переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и включению в систему ПКПК курсов по УР и ОУР и современным педагогическим технологиям;
– предоставлению ВОУ права самостоятельно составлять учебные планы и программы, утверждать их, вносить изменения и коррективы при необходимости (учебные планы и программы лучше составлять на 4–5 лет);
– введению прозрачной системы приема преподавателей на кафедры ВОУ (через конкурсы) и оценки их деятельности (не теми, кто не проводит занятия, а опытными педагогами и, конечно, студентами);
– привлечению работодателей к разработке стандартов и программ;
– созданию условий для эффективного получения студентами практических навыков в ходе учебного процесса;
– оптимизации педагогической нагрузки (педагог при высокой загруженности не может качественно готовиться к занятиям и повышать свой профессиональный уровень);
– повышению мобильности преподавателей и студентов.
Заключение. В заключение необходимо отметить, что современная система образования должна готовить высококвалифицированные кадры для всех сфер экономики государства, которые обеспечат в долгосрочной перспективе устойчивое развитие страны и благополучие народа. В условиях падения уровня образования для решения такой задачи необходим системный подход, что требует кардинального пересмотра не только содержания образования, но и подходов, технологий, методов и техник обучения. Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров через развитие методологической компетентности преподавателей, в сочетании с интеграцией концепции УР в учебный процесс, использованием подходов и технологий, рекомендуемых ОУР, может являться эффективным механизмом, обеспечивающим позитивные изменения в системе образования при подготовке кадров. Только при хорошо развитой, качественной системе образования можно добиться устойчивого развития государства и общества.